Женевские конвенции созданы чтобы их нарушать. Женевские конвенции. Раздел I. Общие положения

Международное гуманитарное право.

«Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы,

Плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно -

Научиться жить на Земле, как люди».

Б. Шоу.

Международное гуманитарное право (МГП) – свод норм, направленных на ограничение последствий вооруженного конфликта. МГП предоставляет защиту лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в военных действиях, а также ограничивает методы и средства ведения войны.

«Мировое сообщество вступило в начало третьего тысячелетия. Мир не стал добрее. По-прежнему идут вооруженные конфликты в странах мира. И если нельзя добиться мира сразу, то необходимо постараться уменьшить страдания людей, которые им приносит война. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права».

Из истории создания МГП.

За последние 3400 лет было всего 250 лет всеобщего мира. Остальное время на планете велись войны (около 15 тысяч войн), в которых погибло около 5.000.000.000 человек. Это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. В ХХ веке две мировые войны унесли жизни почти 100.000.000 человек. Среди них не только военные, но и гражданские лица.



n Современное международное гуманитарное право сформировалось в основном в середине 20 века и в концентрированном виде отражено в уставе Организаций Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права.

Еще в глубокой древности некоторые военачальники, следуя обычаю, не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. В ряде случаев воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако вплоть до второй половины XIX века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны. Первым письменным многосторонним международным договором стала Женевская конвенция 1864 г., которая кодифицировала неполные и разрозненные древние законы и обычаи войны об отношении к раненым воинам. Отныне государства, присоединившиеся к конвенции, брали на себя обязательство относиться к раненым на поле боя с уважением и оказывать им помощь, даже если они принадлежат к стороне противника.

ИСТОЧНИКИ МГП:

Четыре Женевские конвенции 1949 г

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море.

2. 1972 г.- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.

Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.

Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

2. Два Дополнительных протокола к ним 1977 года

1. Усиливает защиту жертв международных вооруженных конфликтов

2. Усиливает защиту жертв немеждународных вооружённых конфликтов

Участниками Женевских конвенций являются практически все страны мира. Государства-участники Женевских конвенций обязаны внести в своё национальное законодательство положения, обеспечивающие пресечение нарушений гуманитарного права, включая уголовное преследование или выдачу военных преступников. Россия является участником Женевских конвенций с 1954 года, и Дополнительных протоколов с 1990 года . Подписав Конвенции, правительства стран взяли на себя обязательства:

l обеспечить равный уход за ранеными как дружеской, так и вражеской стороны.

l уважать личность человека , его физическую неприкосновенность, честь, достоинство, семейные права, религиозные и моральные убеждения.

l запретить пытки и жестокое обращение , казни без суда и следствия, депортацию, взятие заложников, грабежи и разрушения гражданских объектов.

l разрешать представителям Международного Комитета Красного Креста (МККК) посещать лагеря военнопленных и интернированных гражданских лиц и разговаривать с заключёнными свободно и без свидетелей.

В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролировании соблюдения положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов. А также помощи гражданским лицам, которые пострадали в войнах.

Некоторые положения международного гуманитарного права закреплены и в Конституции РФ 1993 г. Конституция Российской Федерации (извлечение) Ст. 15

(...) 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Уголовный кодекс Российской Федерации (извлечение)

Раздел XII. Преступления против мира и безопасности человечества Статья 356. Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1. Жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок до двадцати лет.

2. Применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

ДЕТИ силу своего возраста они наиболее уязвимая часть населения, то во время войны им предоставляется дополнительно ряд прав:

· во время войны дети должны быть эвакуированы из районов боевых действий;

· если дети остались на оккупированной территории, то они не должны зачисляться в зависящие от оккупирующей стороны военные формирования или организации;

· дети, не достигшие 18 лет не должны в принудительном порядке привлекаться к трудовой повинности;

· дети, не достигшие 15 лет не могут быть призваны или зачислены добровольно в армию.

История возникновения МГП.

n Все началось 24 июня 1859 года в Сольферино, селении в северной Италии, где французские и итальянские войска сражались с оккупировавшими тогда страну австрийцами. В этой ожесточенной битве за несколько часов пало 40000 жертв - убитых и раненых.

n Санитарные службы воюющих сторон были явно бессильны помочь в сложившейся ситуации. Вид тяжелых страданий раненых привел в ужас приехавшего в те места по делам швейцарца Анри Дюнана. Обратившись с призывом к жителям соседних сел, он принялся оказывать помощь всем раненым воинам независимо от национальности.

n Вернувшись в Швейцарию, Анри Дюнан не мог стереть из памяти эту ужасающую картину. Он взялся за перо, чтобы рассказать миру об этой, так много раз повторявшейся, драме войны. В 1862 году была закончена его книга "Воспоминание о Сольферино" . Книга сильно взволновала Европу, так как многим была неизвестна жестокая реальность полей битв.

n В те времена в Женеве существовало благотворительное общество, президентом которого был адвокат Густав Муанье. "Книга "Воспоминание о Сольферино" потрясла меня" - писал он. Будучи человеком действия, Муанье предложил Дюнану переговорить об этой книге с другими членами Общества.
В ходе встречи была создана комиссия из пяти членов. Помимо самого Анри Дюнана и Густава Муанье в её состав вошли генерал Гийом-Анри Дюфур и доктора Луи Аппия и Теодор Монуар - все швейцарские граждане.

n Впервые комиссия собралась 17 февраля 1863 года и назвала себя "Международным комитетом помощи раненым".
В последующие месяцы эти пять членов Комитета вели напряженную деятельность, в результате которой в октябре 1863 года в Женеве состоялась международная конференция. В ней приняли участие представители шестнадцати государств. По этому случаю был выбран отличительный знак - красный крест на белом фоне.

n 8 мая в день рождения Анри Дюнана, отмечается Международный день Красного Креста и красного Полумесяца.

n Великая заслуга Анри Дюнана состоит в том, что он не ограничился отдельными и спонтанными гуманитарными жестами своих предшественников, а выдвинул в своей книге новые, конкретные предложения и широко распространил их:
"Нельзя ли создать во всех европейских странах общества по оказанию помощи, которые в военное время, действуя на добровольных началах, обеспечивали бы уход за ранеными, независимо от национальности?"

Это предложение ляжет в основу создания национальных обществ Красного Креста, а позднее, Красного Полумесяца.
Помимо защиты раненых, по мнению Анри Дюнана, необходимо было предоставить статус нейтральности в районе сражения ухаживающим за ними лицам. Поэтому он предложил сформулировать:
"…международный принцип, условный и узаконенный, который, по его согласованию и ратификации, явился бы основой обществ по оказанию помощи раненым в разных странах…".

Это второе предложение Дюнана положило начало современному международному гуманитарному праву, первым письменным и конкретным воплощением которого станет Женевская Конвенция 1864 года.

Женевские конвенции 1949 года - фундаментальные международные договоры в области гуманитарного международного права, определяющие правила защиты людей при вооруженных конфликтах, солдат, раненых и военнопленных, а также гражданских лиц.

Эти соглашения являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, и в конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 годах. Необходимость их принятия была продиктована опытом прошедшей Второй мировой войны, и особенно огромными жертвами среди гражданского населения. Поэтому в 1948 году Швейцарский Федеральный Совет пригласил представителей 70 правительств на международную конференцию с целью трансформировать существовавшие регулирующие механизмы сообразно опыту войны. Приглашение приняли правительства 59 государств, 12 правительств, а также ряд международных организаций, включая Организацию Объединенных Наций, приняли в конференции участие в качестве наблюдателей. Международный комитет Красного Креста и Международная федерация обществ Красного креста были приглашены на конференцию в качестве экспертов.

В результате проходивших в Женеве с 21 апреля по 12 августа 1949 года заседаний конференция выработала четыре соглашения о защите жертв войны:

  • 1) «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs et des malades dans les forces armйes en campagne);
  • 2) «Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море» (La Convention de Genиve pour l"amйlioration du sort des blessйs, des malades et des naufragйs des forces armйes sur mer);
  • 3) «Об обращении с военнопленными» (La Convention de Genиve relative au traitement des prisonniers de guerre);
  • 4) «О защите гражданского населения во время войны» (La Convention de Genиve relative а la protection des personnes civiles en temps de guerre).

Женевские конвенции закрепили основополагающий принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия и насилие против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т.д. запрещаются. Эти соглашения требуют от конфликтующих сторон проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий с целью обеспечения защиты гражданского населения и запрещают нападения на гражданское население. Нападения при конфликтах могут быть направлены только против военных объектов, но в то же время запрещено применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания, а также серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Военнопленные и интернированные имеют право на сохранение жизни и здоровья и на защиту от любых насильственных действий. Должно соблюдаться уважение их достоинства, личных прав, политических и религиозных убеждений, гарантироваться право на переписку с семьями и получение помощи, а также должны предоставляться основные судебные гарантии. Запрещается принуждение военнопленных служить в армии противника, взятие заложников. Раненым и больным необходимо оказывать медицинскую помощь, независимо от того, к какой стороне в конфликте они принадлежат. Для этого должна быть обеспечена защита медицинского персонала и медицинских учреждений, их транспорта и оборудования. Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эти эмблемы, не могут подвергаться нападению.

Женевские соглашения применяются в случае любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признаёт состояния войны, а также в случае оккупации территории. Страны-участники конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная, не подписавшая их сторона, в своих действиях также будет их соблюдать. Подписавшие конвенции страны обязаны разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить действия, нарушающие положения этих соглашений. Такие лица должны либо предаваться суду страны, на территории которой они совершили преступления, либо суду любой страны-участницы конвенций, если она имеет доказательства их виновности.

Женевские конвенции были подписаны 12 августа 1949 года и вступили в силу 21 октября 1950 года. Первой страной, ратифицировавшей эти соглашения, была Швейцария (31 марта 1950); Советский Союз ратифицировал их 17 апреля 1951 года.

Последующие во второй половине 20 века вооруженные конфликты выявили необходимость расширения правовых норм, применимых к боевым действиям. Это повлекло за собой принятие 8 июня 1977 года двух Дополнительных Протоколов к Женевским конвенциям, которые распространили их положения на участников внутренних конфликтов, а 8 декабря 2005 года был принят третий Дополнительный Протокол, позволяющий национальным Обществам помощи раненым, не желающим принимать в качестве символа красный крест или красный полумесяц, использовать новый отличительный знак - красный кристалл на белом фоне.

На сегодняшний день к Женевским конвенциям 1949 года присоединялись 194 страны, Дополнительные Протоколы I и II 1977 года ратифицировали 170 и 165 государств соответственно, к третьему Дополнительному протоколу 2005 года присоединились 53 страны. Единственным определенно названным в Женевских соглашениях контрольным органом их исполнения является Международный комитет Красного Креста, штаб-квартира которого располагается в Женеве.

участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава II. Раненые и больные

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

(…) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.

Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (…)

Ст. 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (…)

Ст. 17. (…) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которым они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом, и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 24. Санитарный личный состав (…), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (извлечение)

Глава II. Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение

Ст. 12. Личный состав вооруженных сил (и другие участники военных действий - ред.), которые, находясь в море, будут ранены, больны или потерпят кораблекрушение, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах, причем термин «кораблекрушение» будет применяться ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море. (…)

Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их заражения. (…)

Ст. 18. После каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потерпевших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению (…)

Глава IV. Личный состав

Ст. 36. Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов и их экипажи пользуются уважением и покровительством(…).

Глава VIII. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Ст. 50. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 51. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Раздел II. Постановления общего характера о защите военнопленных

Ст. 13. С военнопленными следует всегда обращаться гуманно. (…)

Военнопленные равным образом должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 14. При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. (…)

Раздел III. Плен

Часть I. Начало плена

Ст. 17. (…) Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. (…)

Часть II. Интернирование военнопленных

Глава II. Помещение, питание и одежда военнопленных

Ст. 22. Интернированные военнопленные могут быть размещены только в помещениях, находящихся на суше и предоставляющих полную гарантию в отношении гигиены и сохранения здоровья. (…)

Ст. 26. Основной суточный рацион питания должен быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию для того, чтобы поддерживать хорошее здоровье у военнопленных и не допускать потери веса или явлений, связанных с недостатком питания (…).

Ст. 27. Одежда, белье и обувь будут выдаваться военнопленным в достаточном количестве(…).

Ст. 30. Каждый лагерь будет иметь соответствующий лазарет, где военнопленные получат помощь, в которой они могут нуждаться (…).

Часть III. О работе военнопленных

Ст. 52. Ни один военнопленный не может быть использован на работах, угрожающих здоровью или опасных, если он не соглашается на это добровольно. (…)

Раздел VI. Выполнение конвенции

Ст. 129. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (…).

Ст. 130. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его прав на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное данной конвенцией.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны (извлечение)

Раздел III. Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними

Ст. 27. Покровительствуемые лица (в данной конвенции гражданские лица - ред.) имеют право при любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними будут всегда обращаться гуманно, и, в частности они будут охраняться от любых актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. (…)

Ст. 31. Никакие меры принуждения ни физического, ни морального порядка не должны применяться к покровительствуемым лицам, в частности, с целью получения от них или от третьих лиц сведений.

Ст. 33. Ни одно покровительствуемое лицо не может быть наказано за правонарушение, совершенное не им лично. Коллективные наказания, так же как и всякие меры запугивания или террора, запрещены. Ограбление воспрещается. Репрессии в отношении покровительствуемых лиц и их имущества воспрещаются.

Ст. 34. Взятие заложников запрещается.

Ст. 49. Воспрещаются (…) угон, также депортирование покровительствуемых лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или на территорию любого другого государства. (…)

Ст. 51. Оккупирующая держава не сможет принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных или вспомогательных силах. (…)

Раздел IV. Выполнение конвенции

Ст. 146. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции. (…).

Ст. 147. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имущества, на которые распространяется покровительство настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное депортирование, перемещение и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской Державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей конвенцией, взятие заложников, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью.

Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним составляют ядро международного гуманитарного права - отрасли международного права, которая регулирует ведение вооруженных конфликтов и стремится ограничить их последствия. Они, в частности, защищают людей, которые не принимают участия в военных действиях (гражданских лиц, врачей и медсестер, гуманитарных работников), или тех, кто перестал принимать участие в военных действиях, например, раненых, больных и потерпевших кораблекрушение солдат, а также военнопленных.

Конвенции и Протоколы призывают принимать меры к тому, чтобы предотвратить любые нарушения права или положить им конец. В них содержатся строгие нормы относительно так называемых " серьезных нарушений " . Лиц, ответственных за серьезные нарушения, следует разыскивать, судить или выдавать другой стране вне зависимости от их гражданства.

Женевские конвенции 1949 г.


  • защищает раненых и больных солдат во время войны на суше.
Эта Конвенция является четвертым переработанным вариантом Женевской конвенции о раненых и больных; предыдущие были приняты в 1864, 1906 и 1929 гг. В Конвенции 64 статьи, которые предусматривают защиту раненых и больных, а также медицинского и духовного персонала, медицинских формирований и санитарно-транспортных средств. Конвенция также признает отличительные эмблемы. В двух приложениях к Конвенции содержатся проект соглашения о санитарных зонах и форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

  • защищает раненых, больных и потерпевших кораблекрушение военнослужащих во время войны на море.
Эта Конвенция заменила Гаагскую конвенцию 1907 г. о применении принципов Женевской конвенции к морской войне. По своей структуре и содержанию она во многом повторяет положения Первой Женевской конвенции. В ней 63 статьи, специально предназначенные для применения к войне на море. К примеру, она защищает госпитальные суда. В единственном приложении содержится форма удостоверения личности для медицинского и духовного персонала.

  • применяется к военнопленным.
Эта конвенция заменила Конвенцию о военнопленных 1929 г. В ней 143 статьи, тогда как в Конвенции 1929 г. было всего лишь 97. Был расширен перечень категорий лиц, имеющих право на статус военнопленных, в соответствии с Конвенциями I и II. Получили более четкое определение условия и места содержания в плену, в частности, в том, что касается труда военнопленных, их финансовых средств, получаемой ими гуманитарной помощи и возбуждаемого против них судебного преследования. Конвенция устанавливает тот принцип, что военнопленные должны быть без промедления освобождены и репатриированы после окончания активных военных действий. К Конвенции имеется пять приложений, содержащих различные типовые соглашения, правила, удостоверение личности и образцы карточек.

  • предоставляет защиту гражданским лицам, в том числе на оккупированной территории.
Женевские конвенции, принятые до 1949 г., касались только комбатантов, но не гражданских лиц. События Второй мировой войны показали, сколь катастрофичны последствия того, что не существует конвенции для защиты гражданских лиц во время войны. В Конвенции, принятой в 1949 г., учтен опыт Второй мировой войны. Конвенция состоит из 159 статей. В ней содержится короткий раздел, относящийся к общей защите населения от определенных последствий войны, но не касающийся ведения военных действий как такового, - оно будет позже рассмотрено в Дополнительных протоколах 1977 г. Основная часть положений Конвенции касается статуса лиц, пользующихся защитой, и обращения с ними, различия между положением иностранцев на территории одной из сторон в конфликте и положением гражданских лиц на оккупированной территории. Она проясняет обязательства оккупирующей державы по отношению к гражданскому населению и содержит подробные положения о гуманитарной помощи, оказываемой населению оккупированной территории. В ней также предусмотрены конкретные нормы об обращении с интернированными гражданскими лицами. Три приложения к Конвенции содержат проект соглашения о санитарных зонах, проект правил, касающихся гуманитарной помощи, и формы карточек.

Общая статья 3


Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, стала настоящим прорывом, поскольку она впервые предусматривала нормы, относящиеся к ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов. Существует много типов подобных конфликтов. Среди них традиционные гражданские войны, внутренние вооруженные конфликты, которые захватывают территорию других государств, или внутренние конфликты, в которые, помимо правительства, вмешиваются третьи государства или многонациональные силы. Общая статья 3 устанавливает основополагающие нормы, отступление от которых недопустимо. Она напоминает мини-конвенцию в рамках Конвенций, поскольку содержит главные нормы Женевских конвенций в сжатом виде и делает их применимыми к конфликтам немеждународного характера:

    Она требует гуманного обращения со всеми лицами, находящимися в руках неприятеля, без какого-либо неблагоприятного различия. Она особо запрещает убийство, нанесение увеч ий, пытки, жестокое, оскорбительное и унижающее обращение, взятие заложников и отсутствие надлежащего судебного разбирательства.

    Она требует, чтобы раненых, больных и потерпевших кораблекрушение подбирали и оказывали им помощь.

    Она дает МККК право предлагать свои услуги сторонам в конфликте.

    Она призывает стороны в конфликте ввести в действие все или часть положений Женевских конвенций путем специальных соглашений.

    Она признает, что применение этих норм не затрагивает юридического статуса сторон в конфликте.

Учитывая, что сегодня большинство вооруженных конфликтов носят немеждународный характер, применение общей статьи 3 имеет огромное значение. Необходимо полное ее соблюдение.

Когда применяются Женевские конвенции?


Женевские конвенции вступили в силу 21 октября 1950 г.

С каждым новым десятилетием все больше государств ратифицировали Конвенции: в течение 1950-х гг. их ратифицировали 74 государства, в 1960-х – 48 государств, в 1970-х гг. – 20 государств, и еще 20 государств – в 1980-х гг. В начале 1990-х гг., в основном, после распада Советского Союза, Чехословакии и бывшей Югославии, Конвенции ратифицировали 26 стран.

После 2000 г. Конвенции были ратифицированы еще семью странами, таким образом, общее число их участников составило 194, и Женевские конвенции теперь применяются всеми государствами мира.

Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям

В течение двух десятилетий после принятия Женевских конвенций в мире наблюдалось увеличение числа немеждународных вооруженных конфликтов и национально-освободительных войн. В ответ на это в 1977 г. были приняты два Дополнительных протокола к четырем Женевским конвенциям 1949 г. Они усиливают защиту жертв международных (Протокол I) и немеждународных (Протокол II) вооруженных конфликтов и налагают ограничения на средства и методы ведения войны. Протокол II стал первым в истории международным документом, посвященным исключительно ситуациям немеждународных вооруженных конфликтов.

В 2007 г. был принят третий Дополнительный протокол , который учредил дополнительную эмблему, красный кристалл, обладающую тем же международным статусом, что и эмблемы красного креста и красного полумесяца.

  • – международные конфликты
  • - немеждународные конфликты
  • – дополнительная отличительная эмблема

Говоря о защите жертв войны, подразумевают обеспечение сторонами конфликта международно-правовой защиты для определенных категорий, то есть предоставление им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательства, глумление над личностью и т.п.

ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ - военнопленные, раненые и больные, лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение на море, а также гражданское население, в том числе на оккупированных территориях.

Каждая из вышеперечисленных категорий жертв войны категорий находится под защитой одной из четырех соответствующих Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов 1977 г.

Согласно этим международно-правовым актам, жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийство, нанесение увечья, жестокое бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания за несовершенные правонарушения, в том числе коллективное наказание.

Особой защитой и покровительством пользуются дети.

К женщинам предписывается относиться с особым уважением.

С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а также подвергать физическому калечению, научным и медицинским опытам. Они считаются находящимися во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер).

Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться к работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера.

Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью.

Запрещаются коллективные наказания. К военнопленным может быть индивидуально применено дисциплинарное и уголовное наказание, но только один раз за один и тот же проступок или преступление.

Побег военнопленного не считается уголовным деянием, в случае его неудачи он может влечь лишь дисциплинарное взыскание. После окончания войны государства должны освобождать и возвращать в страну гражданства или постоянного проживания всех военнопленных в порядке общей репатриации на основании специальных соглашений. Однако частичная репатриация может производиться по соглашениям и до окончания войны.

Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. обязывают воюющие стороны обеспечить медицинскую помощь и уход за ранеными и больными противника, категорически запрещают убивать их, оставлять без помощи. Их должно разыскивать, подбирать и предоставлять им те же условия, что и своим раненым и больным.

Воюющие стороны обязаны сообщать фамилии раненых, больных и умерших, хоронить их, ограждать от ограбления, разрешать местному населению (а на море - военным и торговым судам нейтральных стран) подбирать раненых и больных, ухаживать за ними без боязни преследования, разрешать госпитальным судам противника покидать захваченные порты.

Санитарные формирования (санитарные отряды, госпитали, поезда, суда, самолеты) не могут быть объектами военных действий, они неприкосновенны. Отличительной эмблемой санитарных служб является белый флаг с красным крестом, красным полумесяцем. Госпитальные суда должны окрашиваться в белый цвет с соответствующими эмблемами. Воюющие должны возможно скорее доводить до сведения Центрального справочного агентства по делам военнопленных в Швейцарии все данные о раненых, больных и военнопленных, находящихся у них, и об их смерти.

В международном праве проводится разграничение между комбатантами (сражающимися) и нонкомбатантами (не сражающимися).

Личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, а также личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил и непосредственно принимающих участие в боевых столкновениях, автоматически являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами.

Личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне её, даже если эта территория оккупирована, являются комбатантами и пользуются правами, определёнными международными договорами, если отвечают нижеследующим условиям:

· имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,

· имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак,

· открыто носят оружие,

· соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны.

К комбатантам относятся:

· личный состав регулярных вооружённых сил и включенные в них полувоенные или вооружённые организации, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включённые в состав вооруженных сил;

· партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, включая организованные движения сопротивления, если они отвечают 4 требованиям, приведенным выше;

· население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы со вторгающимися войсками;

· вооружённые участники национально-освободительных движений, борющихся против колониализма, расизма и иностранного господства в осуществлении своего права на самоопределение (только для стран-участниц Дополнительного протокола I 1977 г.).

Военные журналисты, интендантский, военно-медицинский состав и военные юристы считаются некомбатантами, несмотря на то, что входят в состав вооружённых сил.

Комбатанты, попавшие во власть неприятеля, имеют право на статус военнопленного. Военные корреспонденты и другие лица, исполняющие служебные обязанности, могут не являться комбатантами, но могут иметь право на статус военнопленного. При этом право применять оружие закреплено только за комбатантами. Если гражданские лица принимают участие в военных действиях, они теряют свой статус и полагающуюся защиту.

Наёмники -- лица, действующие в целях получения материального вознаграждения, не являющиеся гражданами ни одной из сторон конфликта, не проживающие постоянно на их территории и не являющиеся лицами, направленными для исполнения служебных обязанностей, не могут претендовать на статус комбатанта и военнопленного. В ряде стран наёмничество признаётся преступлением и подлежит уголовному преследованию. Следует проводить различие между наёмниками и добровольцами: последние участвуют в конфликте по идейным соображениям и являются комбатантами.

Согласно Первому Дополнительному Протоколу к Женевским Конвенциям наёмники не получают статуса комбатанта и военнопленного, но тем не менее с ними необходимо обращаться гуманно согласно ст. 3 общей для всех Женевских Конвенций.

Права и обязанности военнопленных регулируются IV Гаагской конвенцией 1907 г. и III Женевской конвенцией.

Статусом военнопленного обладает любой комбатант, попавший во власть неприятельского государства, а также некомбатанты, входящие в состав вооружённых формирований. Нарушение данным лицом международных норм ведения военных действий не является основанием для лишения его этого статуса, за исключением случаев шпионажа. Тем не менее, за совершение международных преступлений (но не за участие в боевых действиях) военнопленный может быть подвергнут уголовному преследованию.

В соответствии с нормами международного права, любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного, и с ним могут обращаться как со шпионом, то есть его могут подвергнуть уголовному преследованию.

В отличие от шпиона, разведчик, то есть лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил. Таким образом, в случае пленения разведчик имеет право на статус военнопленного.

Лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое не проживает на территории, оккупированной противной стороной, и которое занимается шпионажем на этой территории, не утрачивает свое право на статус военнопленного, и с ним не могут обращаться как со шпионом, за исключением тех случаев, когда оно захвачено до того, как оно вновь присоединилось к вооруженным силам, к которым оно принадлежит.

Соответственно, с точки зрения международного права, разведчиками могут считаться только фронтовые разведчики, носящие форменную одежду своих вооруженных сил. Все агентурные разведчики являются, по определению, шпионами.

Международное право содержит нормы, охраняющие журналистов во время войны.

В зоне вооружённого конфликта могут работать две категории журналистов:

· военные корреспонденты (ст. 4.A (4) III Женевской конвенции 1949 г.) и

· журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённых конфликтов (ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г.).

Согласно ст. 4 III Женевской конвенции 1949 г., военные корреспонденты обязаны удовлетворять следующим условиям:

· являться представителями СМИ;

· иметь аккредитацию в вооруженных силах;

· сопровождать военные формирования;

· не являться членами военных формирований.

В этой же статье указывается, что военные корреспонденты при попадании в плен пользуются такой же защитой, что и военнопленные .

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооружённого конфликта, не получают аккредитации в вооруженных силах, хотя могут сопровождать военные формирования, -- по крайней мере, прямого запрета на подобное сопровождение нет. Такие журналисты обладают статусом гражданского лица и, как следствие, пользуются защитой от нападения, если только они не совершают никаких действий, несовместимых с их статусом гражданского лица. Следует заметить, что норма ст. 79 I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. отсылочная и раскрывается в статьях, в которых говорится о защите гражданского населения.

Защита журналистов подразумевает не только необходимость предпринимать те или иные действия, но и обязательство не прибегать к определенного рода действиям по отношению к ним. Так, гражданские лица в соответствии со ст. 51 (2) I Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1949 г. (в том числе журналисты) не должны являться объектом нападения, в соответствии со ст. 52 Протокола гражданские лица имеют право на то, чтобы к их собственности относились с уважением, если она не имеет военного характера.

Вопросы, связанные с защитой гражданского населения и гражданских объектов во время вооруженных конфликтов, регулируются Четвертой Женевской конвенцией и Дополнительными протоколами 1977 г.

В соответствии с этими документами запрещается:

· делать мирное население, отдельных его представителей или мирные объекты целями ударов;

· наносить неизбирательные удары (не направленные на конкретную военную цель или оружием, не допускающим возможность неизбирательного удара), а также удары, в результате которых можно ожидать избыточное количество жертв среди мирного населения по сравнению с достигнутыми военными успехами;

· использовать голод среди мирного населения как средство войны;

· наносить удары по объектам, имеющим важное значение для жизнеобеспечения мирного населения;

· наносить удары по сооружениям, обладающим значительным энергетическим потенциалом (к таковым относятся плотины, дамбы, АЭС), если высвобождение этой энергии может привести к значительным потерям среди мирного населения (за исключением случаев, когда такие сооружения оказывают непосредственную поддержку вооруженным силам и нет другого разумного способа прекратить эту поддержку);

В то же время, наличие гражданского населения в определенном месте не является препятствием для проведения военных операций в этом месте. Использование гражданского населения в качестве «живого щита» прямо запрещено.

В протоколе также указано, что при планировании и проведении военных операций необходимо постоянно заботиться о том, чтобы избежать жертв среди мирного населения или, в крайнем случае, свести их к минимуму .

Рассмотрев вопрос о защите жертв вооруженных конфликтов, можно сделать следующие выводы:

1. Жертвы войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением без какой бы то ни было дискриминации.

2. Лица из состава вооруженных сил воюющих в случае их ранения или болезни пользуются особой защитой.

3. Мирное гражданское население неприкосновенно.

3. Женевские конвенции и современные вооруженные конфликты

В основе Женевских конвенций лежит понятие уважения к жизни и достоинству каждого отдельного человека. Люди, пострадавшие во время конфликта, должны получать помощь и заботу без какой-либо дискриминации. Конвенции также подтверждают и усиливают роль медиков: медицинский персонал, медицинские формирования и санитарно-транспортные средства должны пользоваться уважением и защитой при любых обстоятельствах. Это обязательное условие для того, чтобы они могли подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Принципы, на которых основываются эти нормы, столь же древние, как и сам вооруженный конфликт.

Однако по-прежнему часто встает вопрос: актуальны ли еще Конвенции, имеют ли они значение для современных войн?

Тот факт, что международное гуманитарное право не утеряло своей значимости, подтверждают результаты опроса общественного мнения, в ходе которого людей в странах, пострадавших от войны, спрашивали, что они считают допустимым поведением в ходе боевых действий; им также задавали вопросы об эффективности Женевских конвенций. Это исследование под названием «Наш мир. Взгляд из горячих точек» проводилось агентством «Ipsos» в Афганистане, на Гаити, в Грузии, Демократической Республике Конго, Колумбии, Либерии, Ливане и на Филиппинах. Данное исследование было специально заказано МККК по случаю 60ой годовщины Женевских конвенций.

Большинство из примерно четырех тысяч человек, опрошенных в этих восьми странах, - 75% - говорят, что действия, которые комбатантам разрешено совершать во время боя, должны подпадать под какие-то ограничения. А на вопрос, слышали ли они когда-нибудь о Женевских конвенциях, чуть менее половины опрошенных ответили, что знают о существовании таких норм. Из них около 56% верят, что Женевские конвенции ограничивают страдания гражданских лиц во время войны.

Эти результаты говорят о том, что ключевые идеи, лежащие в основе Женевских конвенций и МГП в целом, пользуются широкой поддержкой среди людей, которые живут в странах, страдающих от конфликтов или ситуаций насилия.

Однако опрос также показал, что влияние этих норм на ситуацию на местах чувствуется гораздо меньше, нежели поддержка населением самих норм. По-видимому, это означает, что люди в пострадавших от войны странах хотели бы видеть более строгое соблюдение и выполнение правовых норм.

Чтобы проанализировать вопрос об актуальности Женевских конвенций в международных (межгосударственных) и немеждународных вооруженных конфликтах и можно привести несколько примеров для каждого случая.

Анализируя дальше вопрос об актуальности Конвенций, следует помнить, что по большей части Женевские конвенции регулируют международные вооруженные конфликты, включая ситуации военной оккупации. Хотя такие конфликты и случаи оккупации действительно, - к счастью, - происходят не так часто, как прежде, мы можем лишь заметить, что они не исчезли полностью. Недавними примерами конфликтов, где в полной мере применялись Конвенции, служат конфликт в Афганистане (2001-2002 гг.), война в Ираке (2003-2004 гг.), конфликт на юге Ливане (2006 г.) и конфликт между Россией и Грузией (2008 г.) Следовательно, в той степени, в какой международные конфликты и случаи оккупации продолжают происходить и будут происходить дальше, Конвенции остаются в силе и сохраняют свою актуальность. Поэтому очень важно сберечь это бесценный гуманитарный опыт, который удалось получить благодаря тому, что к Конвенциям присоединились все государства мира. Какие бы изменения ни происходили в будущем, они должны базироваться на этих уже существующих нормах.

Вот лишь один пример такого опыта: регулирование условий содержания под стражей сыграло огромную роль в спасении жизни и здоровья многих заключенных. Именно на основании этих норм Женевских конвенций МККК может осуществлять свою работу на местах, включая посещения лиц, содержащихся под стражей. Цель таких посещений - предотвращение насильственных исчезновений, внесудебных казней, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, наблюдение за физическими условиями содержания под стражей и восстановление семейных связей, например, путем обмена посланиями Красного Креста.

Нескольких цифр, касающихся недавних международных вооруженных конфликтов, возможно, будет достаточно, чтобы показать, насколько актуальными остаются Женевские конвенции для жертв войны. Во время конфликта между Эритреей и Эфиопией только в 2001 г. делегаты МККК посетили более тысячи эфиопских военнопленных и 4300 интернированных гражданских лиц. Кроме того, мы содействовали обмену 16326 посланиями между эфиопскими и эритрейскими военнопленными и их семьями. МККК также организовал безопасный переход через линию фронта для 12493 гражданских лиц эфиопского происхождения. В сотрудничестве с Эритрейским Красным Крестом МККК распределял гуманитарную помощь среди более чем 150 тыс. гражданских лиц, пострадавших из-за конфликта, и предоставил хирургические материалы для лечения 10 тыс. раненых в сотрудничестве с министерством здравоохранения.

В Ираке с апреля 2003 г. по май 2004 г. делегаты МККК посетили 6100 военнопленных и 11146 интернированных гражданских лиц и лиц, содержавшихся под стражей оккупирующими державами. Кроме того, были переданы 16 тыс. посланий Красного Креста. Даже в довольно коротком конфликте между Россией и Грузией в 2008 г. ряду военнопленных помогли защитные положения Третьей Женевской конвенции и предоставляемый ею статус. На основании этой Конвенции делегаты МККК смогли посещать данных военнопленных .

Однако не всякое положительное воздействие Женевских конвенций можно выразить в цифрах. Истинная ценность Конвенций кроется не только в том добре, которое они помогают сделать, но, возможно, даже в более значительной степени - в еще большем зле, которое они помогают предотвратить. К примеру, мы знаем по опыту, что отличительные эмблемы красного креста и красного полумесяца защитили бесчисленное множество больниц, медицинских формирований и их сотрудников, а также огромное число раненых и больных. В последние годы мы, к сожалению, стали свидетелями слишком большого количества вопиющих нарушений неприкосновенности и отличительных эмблем, и медицинских миссий, однако, без норм, содержащихся в Конвенциях, ситуация была бы гораздо хуже. Хуже для жертв и гораздо тяжелее для тех, кто пытается предоставить им помощь и защиту.

женевский конвенция война вооруженный