Вновь оперативное управление главного штаба ввс. Смотреть что такое "Министерство обороны России" в других словарях Начальник штаба ввс

Начальник штаба ВВС США генерал Джон Джампер заявил, что способность американских военно-воздушных сил завоевать господство в воздухе может быть поставлена под сомнение, если российские компании смогут запустить в производство истребители пятого поколения , сообщается на сайте Defensetech.org.

Речь идет о двух перспективных разработках КБ "Сухой" и ФГУП РСК "МиГ" - истребителях Су-47 (С-37) "Беркут" и МФИ (1.42) . Аналитики Пентагона, правда, отмечают, что недостаток финансирования и другие проблемы российского ВПК могут помешать завершению работ по созданию этих боевых машин.

Говоря о преимуществах российских истребителей, генерал комментировал сокращение программы постройки американского истребителя F-22 Raptor. Дело в том, что в проекте оборонного бюджета США на 2006 год предусматривается сокращение производства "рапторов" - вместо ранее планировавшихся 275 таких самолетов, их будет построено всего 179.

Это заявление, сделанное на заседании сенатского комитета по вооружениям, стало частью кампании в поддержку проекта истребителя пятого поколения, который разработала корпорация Boeing. Дело в том, что этот проект из-за своей дороговизны уже несколько лет подвергается критике со стороны некоторых политиков. Однако начальник штаба американских ВВС является сторонником перехода на новые машины. В марте прошлого года он сам сел в кабину F-22 и в полете показал, насколько хорош новый истребитель.

Примерно с таким же заявлением выступил в июле прошлого года глава Командования ударными авиачастями США генерал Хал Хорнбург. Комментируя серию учебных боев с индийскими ВВС, в которых, с американской стороны участвовали F-15 Eagle, а с индийской - Mirage 2000H, MiG-29 и Су-30МКИ, он заявил, что "авиация других стран может помешать ВВС США завоевать господство в воздухе в случае вооруженного конфликта".

"Возможно, мы не настолько опередили остальные страны, как до сих пор думали", - заявил Хорнбург, и добавил, что единственным выходом для США будет вкладывать как можно больше денег в проекты истребителей нового поколения, такие, как F-22 Raptor. При этом он напомнил, что нынешний основной истребитель - F-15 начали разрабатывать еще в 70-х годах прошлого века и теперь он окончательно устарел.

Однако, как отмечают аналитики, реально оценивая возможности российского ВПК, приводить новейшие разработки "Сухого" и "МиГ"в качестве аргумента в пользу F-22 бесполезно. Возможно, ВВС США и нуждаются в нем, отметил один из них, но не потому, что в России в ближайшее время появится нечто более совершенное.

P.S. Кроме мнения американского военного выложу мнение людей непосредственно связанных с самолётостроением.

В районе Новгорода, Смоленска, Курска, Запорожья, Скоморохи дислоцировалось 4 авиакорпуса, 1 отдельная авиационная дивизия, всего 9 дивизий (29 авиационных полков), которые насчитывали 1346 самолетов и 931 боевой экипаж{29}. Самолеты ДБ-3 в дальне-бомбардировочной авиации составляли до 86%, ТБ-3 - 14%. Новейших самолетов ТБ-7 (Пе-8) в строевых частях было всего 11 машин{30}. Накануне войны авиакорпусами командовали: 1-м бомбардировочным авиакорпусом - генерал В. И. Изотов, 2-м - полковник К. Н. Смирнов, 3-м - полковник Н. С. Скрипко, 4-м - полковник В. А. Судец и 18-й бомбардировочной отдельной авиадивизией - полковник А. М. Дубошин. 5-й авиакорпус находился на Дальнем Востоке в стадии формирования. Дальнебомбардировочная авиация как вид авиации Военно-Воздушных Сил возглавлялась специально созданным управлением авиации главного командования. Начальником управления до апреля 1941 г. был участник боев в Испании Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации И. И. Проскуров, а затем полковник Л. А. Горбацевич.

Накануне войны руководство советскими ВВС осуществлялось Главным управлением ВВС. Начальником Главного управления ВВС был генерал-лейтенант авиации П. Ф. Жигарев, сменивший на этом посту 12 апреля 1941 г. генерал-лейтенанта авиации П.В. Рычагова.

Павел Федорович Жигарев пришел в авиацию из кавалерии. В 1927 г. он окончил военную школу летчиков, а в 1932 г. Военно-воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. Командовал авиаэскадрильей, авиабригадой и ВВС 2-й отдельной Краснознаменной армии на Дальнем Востоке. В декабре 1940 г. он был назначен на должность заместителя начальника Главного управления ВВС Советской Армии. Заместителем начальника Главного управления ВВС по политчасти был назначен корпусной комиссар П. С. Степанов{31}. Организационно Главное управление ВВС состояло из штаба ВВС (начальник штаба генерал Д. Н. Никишев, с мая 1941 г.генерал П. С. Володин), управлений и самостоятельных отделов. Начальнику Главного управления ВВС подчинялись управление ДВА и ряд других управлений. К началу войны в составе центрального аппарата ВВС самостоятельной службы тыла не было. Указания по организации работы тыла ВВС военных округов (ВВС фронтов) исходили непосредственно от штаба ВВС Советской Армии. Эти функции выполнял отдел тыла штаба, начальником которого был генерал П. В. Коротаев.

Штаб ВВС Советской Армии к тому времени организационно состоял из нескольких самостоятельных отделов, ведущим из них являлся первый отдел. Начальником первого отдела был один из известных советских военных теоретиков генерал Б. Л. Теплинский, он же был заместителем начальника штаба ВВС{32}. В штабе ВВС проходила реорганизация и доукомплектование ведущих отделов новыми офицерами. Среди начальников отделов и отделений были генерал Д. Д. Грендаль, полковники В. В. Стороженко, А. И. Богданов, майоры Н. Ф. Андрианов, Д. К. Карпович.

В штабе работали высококвалифицированные офицеры, в свое время летавшие на боевых самолетах и в большинстве окончившие командный или штурманский факультеты воздушной академии: И. П. Потапов, В. И. Артемьев, В. П. Пошехонцев, А. Я. Ольшвангер, И. М. Кузьмин, Е. С. Чалик, А. М. Власов, В. А. Дмитриев. Работа в штабе строилась по операционным направлениям, на каждом из которых работал один-два офицера. Они вели карты оперативной обстановки ВВС нескольких военных округов, изучали вероятного противника, учитывали и анализировали его боевой состав и аэродромную сеть, поддерживали постоянную связь со штабами ВВС военных округов, готовили проекты распоряжений и приказов в войска и донесения в Генеральный штаб, контролировали выполнение мероприятий по реорганизации и перевооружению ВВС, инспектировали авиационные части.

После оккупации фашистскими захватчиками Польши и Франции обстановка на наших западных границах становилась все напряженней. Немцы все чаще и чаще стали нарушать воздушные границы нашей Родины. Немецко-фашистское командование с 1 января по 22 июня 1941 г., ведя разведку, нарушало воздушную границу СССР и проникало в отдельных случаях в глубь нашей территории до 300-350 км. Был ряд случаев, когда советские истребители перехватывали немецкие разведывательные самолеты и вынуждали их к посадке. Применять пулеметный огонь нашим истребителям по самолетам-нарушителям Советским командованием было тогда запрещено. После вынужденной посадки в кабинах немецких самолетов нередко происходили автоматические взрывы. Такой случай произошел, например, 15 апреля 1941 г. в районе Ровно, когда советский истребитель перехватил разведывательный самолет Ю-86 и вынудил ого к посадке. Когда немецкие летчики отбежали от самолета, раздались два взрыва. Самолет загорелся, но его удалось потушить. На самолете было обнаружено три фотоаппарата, из которых уцелел только один. На фотопленке были зафиксированы железнодорожные узлы на участке Киев - Коростень{33}.

Иногда немецкие самолеты-нарушители на требования наших истребителей-перехватчиков идти на посадку открывали по ним огонь и уходили за пределы нашей территории. Особенно часто это наблюдалось накануне нападения фашистской Германии на СССР, в мае и июне 1941 г.

Интенсивность нарушений западной воздушной границы СССР немецкими самолетами в мае-июне 1941 г. значительно повысилась.

"Одновременно с разработкой плана "Барбаросса",- говорится в истории Коммунистической партии Советского Союза,- немецко-фашистское командование летом 1940 г. начало развертывание войск на границах с Советским Союзом. Резко участились засылки на территорию СССР диверсантов и шпионов, разведывательные полеты; только за первую половину 1941 г. было зафиксировано 324 случая нарушений воздушной границы СССР фашистскими самолетами"{34}.

Генеральным штабом и командованием ВВС принимались меры по усилению наряда дежурных истребителей на аэродромах всех пяти западных пограничных округов. Например, в Западном особом военном округе на лето 1941 г. на каждые сутки устанавливалось следующее число дежурных звеньев истребителей: на самолетах И-153 и И-16 - пять, на новых типах самолетов МИГ-3 - три, дежурных звеньев в засадах - восемь, всего шестнадцать звеньев{35}. Несколько в меньшем количестве дежурило истребителей в других приграничных военных округах. Дежурные истребители в первый момент отражения внезапного, вероломного нападения немецко-фашистской авиации на рассвете 22 июня 1941 г. сыграли большую роль. Советские летчики вместе с пограничниками первыми вступили в неравный бой с агрессором и оказали упорное сопротивление превосходящим силам противника.

В центральном аппарате ВВС шло ускоренное укомплектование ведущих управлений и основных отделов штаба ВВС офицерами-летчиками, штурманами и инженерами, окончившими военные академии. Штаб ВВС и его оперативный отдел разрабатывали директивы и приказы войскам по вопросам оперативной и боевой подготовки. С участием штаба ВВС завершалась и подготовка всех авиационных уставов и наставлений, а также проекта Полевого устава 1941 г. Известно, что еще в январе 1940 г. приказами народного комиссара обороны СССР были введены в действие боевые уставы бомбардировочной (БУБА-40) и истребительной авиации (БУИА-40), которыми руководствовались войска. В том же году приказом начальника Главного управления ВВС Советской Армии был определен перечень индивидуальных теоретических тем для разработки командующими ВВС военных округов. В феврале 1941 г. штаб ВВС разработал перечень оперативно-тактических тем для тренировки офицеров штабов ВВС военных округов и авиационных дивизий. Начальник Главного управления ВВС от 28 февраля 1941 г. в своем распоряжении указывал, что разработка индивидуальной темы является одним из важнейших мероприятий по повышению оперативно-тактической подготовки высшего и старшего командного состава авиации{36}. Эти темы полностью соответствовали требованиям ведения войны с мощным противником, были достаточно определенны и конкретны. Вот их перечень: действия ВВС по завоеванию господства в воздухе во фронтовой наступательной операции; действия ВВС фронта по срыву перевозок и сосредоточению противника: действия ВВС фронта по препятствованию выдвижения к месту прорыва оперативных резервов противника; во встречном сражении конно-механизированной группы; по уничтожению крупных механизированных соединений противника, прорвавшихся в глубину нашего расположения, по обеспечению воздушно-десантной операции, по отражению морского десанта противника{37}. Командующие ВВС приграничных военных округов свои рефераты по заданным темам должны были представить в штаб ВВС к 1 апреля 1941 г., но в связи с обострившейся международной обстановкой и проводимыми в войсках мероприятиями по реорганизации и перевооружению авиационных частей и соединений ВВС приграничных военных округов сроки их представления были перенесены на июнь 1941 г.

От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979 Остроумов Николай Николаевич

Вновь Оперативное управление главного штаба ВВС

Новый 1961 год я встречал в Центральном доме Советской армии в Москве. В третий раз я служил в Оперативном управлении, но каждый раз в новой должности. 1944 год – старший помощник начальника отдела, 1950 год – начальник отдела – заместитель начальника Оперативного управления, 1961 год – начальник Оперативного управления – заместитель начальника Главного штаба ВВС. А если прибавить еще 1942 год – старший помощник начальника оперативного отдела 12-й воздушной армии Забайкальского фронта, и еще январь – апрель 1944 года в штатной должности заместителя начальника оперативного отдела 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта и июнь 1944 года – июль 1945 года как представитель Оперативного управления штаба ВВС в оперативных отделах 1-й воздушной армии, 3-го штурмового авиакорпуса 3-го Белорусского фронта, 5-й воздушной армии 2-го Украинского фронта и 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. Можно сказать, что я прошел длинный путь развития главной должности любого штаба – оператора. Вот почему начальник штаба любого ранга при получении задачи прежде всего обращается к начальникам оперативных отделений, отделов, управлений: разберитесь, определите путь решения вопроса, найдите исполнителей.

Я вспоминаю начальника Главного штаба ВВС, выполнявшего эту должность свыше 15 лет, – Петра Игнатьевича Брайко. Он приходил в штаб к 8.00, рассматривал утреннюю почту главкома и определял, какому управлению или отделу подготовить предложения и пути решения вопроса, прежде чем документ увидит главком. Львиная доля доставалась Оперативному управлению. Даже когда было неясно, кому направить данную бумагу, он решал – в Оперативном управлении разберутся.

Работу в Оперативном управлении требовалось сочетать с общественной. Так, будучи членом редколлегии журнала «Авиация и космонавтика», приходилось участвовать в работе редколлегии.

Главнокомандующий ВВС поручал изучать материалы, в которых излагались тактические, технические и экономические вопросы. Он обычно присылал их в Оперативное управление с указанием прочитать и доложить, что заслуживает внимания.

Когда предстояло принять на вооружение какой-либо новый объект, К. А. Вершинин ездил в сопровождении начальника вооружений, председателя научно-технического комитета и меня. Так, например, при принятии на вооружение системы отображения целей на экране пункта управления я высказал отрицательное мнение, и объект не был принят на вооружение. Также было мнение о принятии на вооружение штурмовика. Из трех предложений Оперативное управление высказалось за предложение Сухого Су-25, который и был принят на вооружение.

Когда на Военном совете был поставлен вопрос о ходе строительства защитных сооружений для самолетов на аэродромах, докладчиком был не начальник тыла ВВС или заместитель главкома по строительству, а начальник Оперативного управления. Я доложил с помощью наглядной карты и схем ход строительства, имевшие место недостатки и их причины. Военный совет был удовлетворен докладом.

Также на Военном совете было принято решение после неудачного доклада начальника службы РЭБ назначить начальника Оперативного управления представителем комиссии по разработке плана оснащения ВВС средствами РЭБ. Начальник Оперативного управления, как правило, приглашался на основные заседания Военного совета.

При выезде главнокомандующего по приглашению в одну из дружеских стран Оперативное управление обычно готовило все необходимые материалы 10-м управлением Генштаба и разведуправлением Главного штаба ВВС. Готовились характеристики на должностных лиц, с которыми предстояли встречи.

Так, в 1962 году К. А. Вершинин с группой генералов и офицеров Главного штаба и управлений ВВС, в числе которых был и я, готовились посетить Индонезию. В этой стране базировался наш полк Ту-16, истребительные и вертолетные полки индонезийских ВВС были вооружены нашими самолетами и вертолетами. Были разработаны все необходимые материалы, в течение трех часов главнокомандующий ВВС рассматривал подготовленные материалы, задал множество вопросов. На каждый надо было точно ответить. Прочитал все проекты его выступлений, в том числе об опыте советской авиации в войне с немцами при проведении воздушных десантных операций. Этот вопрос был особенно важен, учитывая, что индонезийские вооруженные силы, в том числе и ВВС, готовили десантную операцию по освобождению от голландцев Западного Ирана. В ходе поездки все материалы, разработанные в Оперативном управлении, были полностью использованы.

По пути в Индонезию состоялось посещение Бирмы и Индии, где прошли встречи с министрами обороны Бирмы Не Вином и Индии Кришной Меноном. Имели место встречи и беседы с президентом Индонезии Сукарно, первым министром Насутионном, министром ВВС маршалом авиации Омаром Дани и другими высшими руководителями Индонезии. Голландская сторона, предвидя возросшие возможности Индонезии, согласилась на мирную передачу Западного Ирана Индонезии.

11 июня 1964 года я был в Югославии, находясь в составе членов делегации Советской армии во главе с министром обороны СССР Маршалом Советского Союза Родионом Яковлевичем Малиновским. Президент Югославии Иосип Броз Тито дважды приглашал делегацию в свою служебную резиденцию на острове Бриони. Каждый из нас встречался и имел беседы по своему направлению. Я был в штабе ВВС, обменивался опытом освоения авиационной техники, тактической и оперативной подготовки ВВС. Все мы поздравили Родиона Яковлевича с присвоением ему высокого звания Героя Югославии, а он нас – с награждением югославскими орденами.

Перед отлетом Родион Яковлевич выступил по югославскому телевидению. Закончив его, он подошел к члену делегации, заместителю начальника Главного политического управления Советской армии генералу Калашникову и спросил его: «Вы согласовали содержание моего выступления с ЦК КПСС?»

Тот ответил: «Нет, не согласовал, считал, что для вас в этом нет необходимости». Родион Яковлевич покраснел и сказал: «Вы забыли о Г. К. Жукове и про то, что с ним было после возвращения из Югославии».

В полете Родион Яковлевич ни с кем не разговаривал. Правда, вышел из салона и подошел ко мне с вопросом: «Где летим?» Я подошел к иллюминатору и сказал: «Товарищ маршал, посмотрите – мы летим через город Брянск на реке Десне, который вы освобождали в Великой Отечественной войне». Маршал улыбнулся и сказал: «Значит, вы не просто пассажир, спасибо».

В 1965 году по директиве Генерального штаба в Оперативном управлении была проведена разработка авиационного учения, в ходе которого впервые в истории ВВС и воздушно-десантных войск должно осуществиться десантирование в ночных условиях воздушно-десантной дивизии в полном составе. К учению привлекались военно-транспортная дивизия, две воздушные армии Одесского и Киевского военных округов. За два месяца до начала учения была проведена рекогносцировка избранного района учений. Я, как начальник штаба руководства учения, при встрече с командующим войсками Одесского военного округа генерал-полковником Шуруповым получил его согласие на время учения предоставить Широхолановский полигон и аэродром Воскресенск. Округ провел большую работу по очистке площади десантирования, подготовке размещения штаба руководства и средств всех видов связи. Руководителем учения был первый заместитель главнокомандующего ВВС генерал-полковник авиации С. И. Руденко, заместителем – командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Маргелов.

До начала десантирования и в ходе его была проведена воздушная операция по уничтожению группировки авиации противника, которая могла оказать противодействие десантной операции. Начиналась операция в 22.00 и закончилась с рассветом следующего дня. Десантирование прошло успешно. Правда, в ходе воздушной операции командующий 5-й воздушной армией обороняющейся стороны генерал-лейтенант авиации П. С. Кутахов позвонил мне на КП и стал просить хотя бы на 10 минут прекратить помехи по радио. Иначе, мол, могут быть столкновения самолетов, так как невозможно разобраться в воздушной обстановке. Прекращением помех на 10 минут, как затем позвонил и сказал Кутахов, удалось уточнить воздушную обстановку и избежать реальных потерь. С рассветом на захваченный десантом аэродром Воскресенск совершили посадку истребители прикрытия десантной дивизии и транспортные самолеты снабжения десанта. Проведенная предварительная радиодезинформация специально задействованных радиостанций ВДВ в районе Северного Кавказа привлекла туда многих военно-воздушных атташе, пожелавших наблюдать ход учения. Кроме того, западнее района десантирования была проведена имитация выброса воздушного десанта.

Летом 1966 года на территории Белоруссии и Литвы, согласно директиве Генерального штаба, Главным штабом ВВС было подготовлено и проведено двухстороннее авиационное учение с участием двух воздушных армий Белорусского и Прибалтийского военных округов с практическим применением обычных и имитационных ядерных средств и с использованием окружных полигонов. Тема учений: «Воздушная армия в наступательной и оборонительной операциях фронта». Белорусский военный округ готовил и проводил наступательную операцию фронта, Прибалтийский военный округ – оборонительную операцию. Их воздушные армии решали боевые задачи в пределах фронтов сначала с применением обычных, а ведя операции – ядерных средств. На одном из аэродромов Белоруссии одновременно проводилось исследование по противоатомной защите аэродрома и ликвидации последствий атомного удара.

Учение показало высокую эффективность атомных ударов при условии правильного выбора целей, своевременного проведения противоатомной защиты. На учении применялась имитация атомных средств. Во время реальных действий на полигонах присутствовали члены правительства Белоруссии и Литвы, а также первый заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза И. И. Якубовский и главнокомандующий ВВС Главный маршал авиации К. А. Вершинин. В качестве старших посредников были командующие воздушными армиями соседних военных округов, в том числе и будущий главком ВВС генерал-лейтенант авиации П. С. Кутахов.

Ежегодно штаб объединенных вооруженных сил Варшавского договора проводил сборы руководящего состава дружественных армий и периодические учения. От Главного штаба ВВС на эти мероприятия выезжали начальники оперативного управления.

Так, когда я летел в Венгрию в составе группы офицеров ШОВС вместе с главкомом ШОВС, первым заместителем министра обороны СССР Маршалом Советского Союза А. А. Гречко, последний вызвал меня в салон самолета и поставил задачу: «Завтра на совещании министров обороны армий стран Варшавского договора нужно сделать доклад об опыте боевых действий авиации во Вьетнаме».

Я к этому выступлению был готов, так как накануне Главный маршал авиации К. А. Вершинин предупредил меня о возможном выступлении. Были подготовлены необходимые схемы. Ежемесячно Оперативное управление ВВС издавало информации для войск о действиях ВВС во Вьетнаме. С утра следующего дня я выполнил задание А. А. Гречко, который в ходе моего доклада делал отдельные замечания о том, что в оперативной подготовке надо учитывать опыт действий войск, авиации и ПВО во Вьетнаме.

На совещаниях министров обороны по поручению главкома ВВС я выступал с сообщениями об опыте оперативной и боевой подготовки советских ВВС.

Летом 1967 года, вечером, когда я находился с семьей на своем садовом участке под Москвой, мне позвонили с КП ВВС и передали приказание М. В. Захарова: завтра к 6.00 утра быть на аэродроме Чкаловский в гражданской одежде без каких-либо документов.

На аэродроме, кроме меня, собралась группа генералов, в том числе заместитель главкома ПВО, командующий Прикарпатским военным округом и другие. Прибыл начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза М. В. Захаров. Он сказал, что летим в Будапешт. Я догадывался, куда летим. До этого я вместе с первым заместителем начальника Главного штаба ВВС генерал-лейтенантом авиации С. Ф. Ушаковым планировал, из каких частей взять боевые самолеты для Египта и Ирака, и давал указания в армии на этих самолетах нанести соответствующие опознавательные знаки.

В Будапеште мы уже знали, куда полетим, так как накануне объявили о внезапном нападении на Египет и Сирию. Летели ночью на малой высоте. Прилетели на аэродром Каир-Вест. На аэродроме темнота. Командир транспортной авиадивизии Константинов сделал два круга над аэродромом и в полной темноте, используя самолетные посадочные фары, посадил самолет на полосе аэродрома. Египтяне потом объясняли, что боялись во время посадки бомбардировки аэродрома. Израильтяне уже захватили плацдарм на южном берегу Суэцкого канала и готовились наступать на Каир.

С утра и все последующие дни по указанию М. В. Захарова работал на аэродромах, в штабе египетских ВВС, выясняя действительное положение дел. Выезжая на аэродромы, уточнял боевой состав авиации. Вместе с начальником Оперативного управления ВВС Египта объявляли боевые тревоги и определяли истинную боеготовность авиачастей (количество боеготовых самолетов, экипажей, время подъема по тревоге), реальные потери, наличный боевой состав.

Летчики из богатых семей, а их было большинство, увольнялись по собственному желанию. Во время массированного налета Израиля многие летчики прятались в укрытия. Все самолеты Ту-16 были уничтожены, большинство самолетов МиГ-15, МиГ-17, Ил-2, средства радиоуправления были повреждены. Когда первый раз посетил аэродром Иншас, в беседе с летчиками выяснил, что они сбили несколько израильских самолетов. Записал их фамилии. Когда мы с М. В. Захаровым посетили Иншас, то этих летчиков уже не было на аэродроме.

Вовсю действовал воздушный мост. Находясь с М. В. Захаровым на этом же аэродроме, видел, как советские военные транспортные самолеты со знаками «Аэрофлота» садились, не выключая двигателей, выкатывали боевые самолеты и улетали на отведенные им аэродромы. Тут же происходила сборка боевых самолетов.

Вновь назначенный командующий египетскими ВВС маршал Эз просил прислать русских летчиков-волонтеров, а также не присылать Ил-2, а вместо них дать бомбардировщики Як-28, о которых говорилось в американской прессе.

В присутствии М. В. Захарова, министра обороны и командующего ВВС Египта, по расчетной карте проиграли с ними возможности ударов по Израилю, если будет организовано использование сирийских аэродромов, а сирийскими летчиками – египетских. М. В. Захаров сказал: «Нечего ожидать самолетов по американской рекламе, нужно использовать во взаимодействии двух стран имеющиеся и поступающие советские самолеты». Прилетевший в это время в Египет Председатель Верховного Совета СССР Подгорный, когда я доложил, что египтяне просят прислать из СССР волонтеров, засмеялся. Но впоследствии все же по договору в Египте базировался боевой полк наших истребителей.

Нахождение в Египте начальника Генерального штаба с группой ведущих специалистов Советской армии и посадка на Южном Кавказе частей дальних бомбардировщиков с мощными средствами охладили пыл агрессоров, и они ушли с южного берега Суэцкого канала.

В 1968 году произошли события в Чехословакии. Обстановка требовала ввода советских войск в эту страну. Наши воздушно-десантные войска были высажены ночью на аэродром Праги, и в эту же ночь из Группы советских войск, дислоцировавшихся в ГДР, Польше, и Прикарпатского военного округа танковые части вошли на территорию Чехословакии, продвинувшись вплоть до Праги. Примерно в 11.00 того же дня Маршал Советского Союза А. А. Гречко передал на КП Главного штаба ВВС приказ: на каждый военный аэродром Чехословакии посадить по боевому полку истребителей из 24-й и 4-й воздушных армий. Это было незамедлительно выполнено.

Однако на один аэродром пришлось посадить полк вертолетов, так как на взлетно-посадочную полосу чехи успели вылить авиационное масло и самолеты не могли произвести посадку.

Захват аэродромов был произведен в связи с тем, что стало известно о подготовке вылета чехословацких самолетов на аэродромы Западной Германии. Все указания передавались А. А. Гречко с КП Генерального штаба, где находился и главнокомандующий ВВС. В Главном штабе ВВС все команды принимались на организованном КП, рядом с кабинетом начальника Главного штаба ВВС генерал-полковника авиации П. И. Брайко. Рядом с ним непрерывно находился я и мой первый заместитель генерал Д. М. Трифонов. По прямой линии ВЧ, связи с КП каждой армии мы передавали все указания министра и одновременно готовили и передавали приказания по шифросвязи. Выполнение приказаний из воздушных армий мы тут же передавали А. А. Гречко и К. А. Вершинину, в отсутствие последнего первому заместителю главкома ВВС генерал-полковнику авиации П. С. Кутахову.

Дублирующий КП был организован в штабе Северной группы наших войск в Польше, на котором находился Маршал Советского Союза И. И. Якубовский с группой советского Генерального штаба, заместитель главнокомандующего ВВС генерал-полковник авиации И. И. Пстыго. От Главного штаба ВВС находился заместитель начальника Оперативного управления Главного штаба ВВС генерал-майор авиации Н. Д. Вавилов.

23 февраля 1968 года в Кремлевском дворце мне вручили орден Красного Знамени за номером 2. Это был праздник 50-летия Советской армии.

В апреле 1968 года во главе с Маршалом Советского Союза А. А. Гречко группа генералов и офицеров под руководством начальника Главного оперативного управления Генерального штаба генерал-полковника М. И. Повалия провела проверку боеготовности Группы советских войск, созданной на территории Чехословакии. Проверяющим авиацию этой группы войск был назначен я, как представитель Главного штаба ВВС. На предоставленном мне самолете У-2 я был на всех аэродромах боевой авиации. Что касается летного состава и штабов частей, они находились на требуемом уровне. Однако боеспособность к обороне частей аэродромного обеспечения была крайне низкой. Личный состав не имел ни одного автомата, все вооружены винтовками. Необходимые укрепления для наземной обороны аэродромов отсутствовали. Результаты проверки стали известны А. А. Гречко. Он тут же приказал на каждый аэродром выделить подразделения из трех танков, снабдить охранные части автоматами, а штабу группы войск принять меры к усилению обороноспособности батальонов аэродромного обслуживания.

В мае 1968 года начальник Генерального штаба Маршал Советского Союза Матвей Васильевич Захаров был приглашен командованием вооруженных сил Ирана. В состав группы генералов и офицеров, сопровождавших его, был включен и я. Наш самолет Ил-62 приземлился на аэродроме Тегеран. Его встречал начальник Генштаба Ирана вместе с генералитетом. В соответствии с программой пребывания состоялся прием у шаха Ирана, а затем у важных должностных лиц иранской армии.

На одном из них было командование военно-воздушных сил Ирана. Я имел возможность побеседовать с командующим ВВС Ирана и его начальником штаба. Беседа была оживленной, вспоминались встречи в Москве на праздновании Дня воздушного флота, о наших и иранских самолетах. Я очень хотел узнать подробности и возможности самолета F-14 с управляемыми ракетами. В это время к нам подошел Матвей Васильевич и бросил реплику: «Авиация не скучает, всегда находит общий язык». При полете на нефтяные промыслы был предоставлен иранский самолет с пассажирской деревянной кабиной без единого окна. Но я вышел из положения, ушел в кабину пилотов и имел возможность видеть аэродромы, военные и промышленные объекты. Кстати, перед полетом предупредили не брать с собой фото-, киноаппараты. Я оставил в Тегеране в гостинице свой киноаппарат. При возвращении убедился, что его трогали. Вставили в аппарат две спички.

На открытой выставке древних скульптур Матвей Васильевич все время находился в каменном помещении, так как жара достигала на воздухе свыше 45 градусов Цельсия. При отлете в Москву, на аэродроме Тегеран, мне показали издалека американский истребитель F-14 при его взлете.

Летом 1968 года на территории Киевского военного округа состоялось в связи с 50-летием Советской армии крупное учение под руководством министра обороны Маршала Советского Союза А. А. Гречко. Участвовали все главнокомандующие видами вооруженных сил, в том числе и главнокомандующий ВВС Главный маршал авиации К. А. Вершинин. От Главного штаба ВВС была оперативная группа во главе со мной. Внезапно (видимо, по указанию А. А. Гречко) в район учения прибыли вновь назначенные первый заместитель главкома ВВС П. С. Кутахов и заместитель главкома ВВС И. И. Пстыго. К. А. Вершинин удивленно спрашивает меня: «Что мне с ними делать?» Я посоветовал направить, как представителя главкома ВВС по вопросу безопасности, на наступающую сторону (в КВО) генерала Кутахова, одновременно возложив на него ответственность за организацию воздушного парада после учения. Генерала И. И. Пстыго, как представителя главкома ВВС, направить в Прикарпатский военный округ. Вершинин так и сделал. На учении должен был присутствовать Л. И. Брежнев. Для него в лесу организовали особую палатку со спальней, комнатами отдыха и туалетом. Но он прибыл только в конце учения – к параду ВВС и торжественному обеду. Учение прошло достаточно наглядно. Поучительной была высадка крупного воздушного десанта на вертолетах.

В мае 1969 года главнокомандующим ВВС стал маршал авиации П. С. Кутахов.

В июле он возглавил руководство крупнейшим в ВВС многосторонним авиационным учением с участием воздушных армий СССР, Чехословакии и Польши. Учение на основании директивы по оперативной подготовке Генерального штаба разработало и организовало Оперативное управление Главного штаба ВВС. Начальником штаба руководства был назначен я – начальник Оперативного управления генерал-лейтенант авиации Н. Н. Остроумов. Я провел инструктаж посредников, представителей командования воздушных армий СССР, Чехословакии и Польши, дальней и военно-транспортной авиации.

Учение содержало сначала командно-штабную часть, после чего состоялись реальные полеты участвовавших объединений. В начале учения главнокомандующий ВВС П. С. Кутахов на основе изданной директивы на воздушную операцию на Западном стратегическом направлении по разгрому авиации противника заслушал решения командующих воздушными армиями Группы советских войск в Германии, а также Чехословакии и Польши.

Во второй части учения руководство предусматривало наблюдать практические удары на Чехословацком полигоне, с подготовленными макетами самолетов. Затем следовала реальная оценка результатов ударов по объектам аэродрома (полигона).

Последовательно по дням такие же реальные действия в воздушной операции были проведены на польской территории польскими летчиками, затем на полигоне 24-й воздушной армии ГСВГ летчиками этой армии. Для усиления группировки истребительной авиации в северной части ГСВГ был реально совершен маневр истребительной авиации Польши с использованием для обеспечения этого маневра военно-транспортной авиации СССР.

В последний день учений истребительная авиация трех стран и ПВО ГДР участвовали реальными вылетами и условными пусками зенитных ракет при отражении налетов противника (это были реальные полеты дальней авиации).

На этом учении произведено 6500 самолето-вылетов без единого летного происшествия.

В начале ноября 1969 года министром обороны Маршалом Советского Союза А. А. Гречко я был приглашен на совещание по поводу его предстоящего визита в Кубинскую Республику. Здесь же были главнокомандующий сухопутными войсками генерал армии И. Г. Павловский, начальник 10-го Главного управления Генерального штаба генерал-полковник Н. П. Дагаев, заместитель начальника Главного политического управления ВС СССР генерал-лейтенант Калашников, начальники Оперативных управлений Главных штабов ВВС и ВМФ. В задачу последних А. А. Гречко поставил тщательную проверку имеющихся планов оперативного применения авиации и флота Кубы в случае нападения агрессора.

К вечеру дня отлета наш самолет Ил-62 произвел посадку для дозаправки на аэродроме Рабат. Нас встречало руководство военного министерства Марокко. Я познакомился с командующим ВВС. Во время ужина на большом подносе лежал большой жареный баран, который мы уничтожали без вилок и ножей.

С утра мы продолжили свой полет. Погода была безоблачной, но дул сильный встречный ветер на большой высоте. А. А. Гречко находился в своем салоне, остальные – в салоне для гостей. К нам в салон пришел командир корабля и сказал, что впереди шедший Ил-62 произвел дозаправку на Бермудах. Нам требуется идти через нью-йоркскую зону, затем на юг. До Кубы горючего не хватит. Я посмотрел на карту и говорю: «Надо срезать угол маршрута и идти через Насау на Гавану». Командир говорит: «Американцы не разрешат этого». – «Немедленно, – говорю я, – дайте запрос с просьбой срезать маршрут через базу США Насау». Через 20 минут командир, улыбаясь, доложил, что пролет через Насау разрешен. Наш самолет благополучно произвел посадку на аэродром Гаваны. Остаток горючего был на исходе. В Гаване после церемонии встречи А. А. Гречко поблагодарил командира корабля и меня за находчивость.

На следующий день американцы просили кубинцев разрешить перелет группы истребителей через Гавану на их аэродром на Кубе – Гуантанамо. Кубинцы разрешили пролет в стороне от Гаваны.

В течение 10 дней мы посещали различные военные и гражданские объекты. В частности, был показан командный пункт управления народным хозяйством (фактически пункт военного управления). В штабе ВВС и на аэродромах я провел несколько дней. Были внесены необходимые изменения в план применения авиации, позволяющий манипулировать силами авиации по направлениям. Все сделанное было одобрено А. А. Гречко и вместе с командующим ВВС Кубы доложено лично Фиделю Кастро и санкционировано им.

На одном из аэродромов А. А. Гречко показали железобетонные укрепления для самолета-истребителя в виде продувной трубы. Андрей Антонович раскритиковал его и сказал: «Ударной волной сзади и спереди открытого укрепления самолет будет уничтожен. Приезжайте к нам и посмотрите наши укрытия со всех сторон». Побывали мы на старом аэродроме времен правителя Батисты. Нам показали музей старых самолетов. В кабинах не было плексигласовых окон. Рауль Кастро ответил: «Ваши советники снимали плексиглас и из него делали и дарили нам подарки в виде плексигласовых самолетов».

После обеда должна была состояться встреча двух военных министров: А. А. Гречко и Рауля Кастро. В зале при гостинице, где мы жили, первым пришел Андрей Антонович и спросил присутствующих членов нашей группы: «Ну, что будем дарить Раулю?» Порученец и адъютант быстро пошли к выходу и принесли несколько моделей советских самолетов, спутника на орбите и другое. Все они были сделаны из плексигласа. Андрей Антонович посмотрел на все эти изделия и гневно сказал: «Убрать» – и, обратившись к нашим генералам: «Что же будем дарить?» Воцарилась тишина. Я не выдержал и сказал: «У меня есть вещь, заслуживающая вашего внимания». – «Давайте сюда».

Я вышел в соседний номер, в котором я жил с моряком, и вернулся с предлагаемым подарком: большой книгой в роскошном переплете под названием «Родина космонавтов». Отдельным приложением к книге была большая цветная фотография всех космонавтов, побывавших в космосе. Под каждым портретом чернилами стояли личные подписи космонавтов. Вошел Рауль, и Андрей Антонович вручил ему этот подарок. Рауль был очень доволен подарком.

Во время прощального ужина стол был накрыт плотной цветной тканью, по краям которой висели подвески из цветного мрамора. За ужином было много теплых высказываний с двух сторон с добрыми пожеланиями. Они значительно отличались от сухих фраз в начале визита. Рауль обрезал ножом мраморные подвески скатерти и вручил их каждому из нас на память.

В пять часов утра в день отлета Фидель Кастро посетил Андрея Антоновича. Они обнялись, и у Фиделя были слезы на глазах. Это было свидетельство восстановленных дружеских отношений наших народов, в ответ на происки недругов, стремившихся испортить нашу дружбу. Мы все подумали, что теперь будущий визит Леонида Ильича Брежнева будет добрым и желательным на Кубе. На аэродроме Рауль заснял на моментальном фотоаппарате Андрея Антоновича и тут же вручил ему его цветную фотографию. Андрей Антонович отдал ее мне, с просьбой взять на борт самолета. В ходе полета подошло время завтрака. Андрей Антонович пригласил в свой салон генерал-полков ников и двух начальников Оперативных управлений авиации и флота. Так как не хватало мест за столом, Андрей Антонович взял два чемодана, сделал из них стол и пригласил за этот стол нас двоих, сказав: «Это исторический момент, когда министр обороны накрывает стол для двух операторов авиации и флота».

В Москве, на аэродроме, в числе встречавших был новый начальник Главного штаба ВВС, бывший до этого начальником управления авиации и ПВО Главного оперативного управления Генерального штаба генерал Александр Петрович Силантьев. В 1958 году он один год после Академии Генштаба работал начальником оперативного отдела 24-й воздушной армии. Его я представлял к званию генерал-майора авиации и начальника штаба воздушной армии. При встрече со мной в Главном штабе ВВС он спросил: «Какие у вас планы?» Я ответил, что неоднократно на Высших академических курсах (ВАК) Академии Генштаба читал лекции по оперативному искусству ВВС. Их слушал начальник академии генерал армии С. П. Иванов. Последний предложил мне должность начальника кафедры оперативного искусства ВВС. Я дал согласие и предложил вместо меня моего первого заместителя начальника управления.

Из книги Люфтваффе: триумф и поражение. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. 1933-1947 автора Кессельринг Альбрехт

Глава 5. Начальник Главного штаба Люфтваффе Смерть Вевера, начальника главного штаба Геринга.– Июнь 1936 года. Кессельринг – начальник главного штаба люфтваффе.– Опыт, почерпнутый в Испании.– 1937 год. Перевод в ДрезденДень 3 июня 1936 года с полным основанием можно назвать

Из книги Лис пустыни. Генерал-фельдмаршал Эрвин Роммель автора Кох Лутц

ОПЕРАТИВНОЕ СОВЕЩАНИЕ По свидетельству одного генштабиста из окружения Роммеля оперативные совещания в Ставке производили двусмысленное впечатление. Ежедневная рутина притупляла восприятие «старожилов», а на новичков самым удручающим образом действовала

Из книги Мемуары автора Кундухов Мусса

ПИСЬМО КАРЦЕВУ - НАЧАЛЬНИКУ ГЛАВНОГО ШТАБА Милостивый Государь, Александр Петрович!В последнее наше свидание Ваше Превосходительство были так обязательны, что позволили мне изложить откровенно мои мысли о настоящем состоянии края.Прежде всего я считаю долгом выяснить

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Глава 6. Первое оперативное задание На следующее утро раздался телефонный звонок из КГБ. Поздравили с окончанием школы, и хотя впереди у меня был целый месяц отпуска, попросили срочно выйти на работу.Оказалось, получены оперативные данные о том, что в доме главы местных

Из книги 100 мифов о Берии. От славы к проклятиям, 1941-1953 гг. автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 14. В начале 1942 г. руководимая Берия советская внешняя разведка вновь допустила серьезный просчет в определении главного удара вермахта на Восточном фронте, что в итоге привело к очередным крупным поражениям Красной Армии. Неуместный миф. Проистекает из

Из книги Записки начальника военной разведки автора Голицын Павел Агафонович

Главы 7 Взаимодействие между разведкой бригады «Чекист» и разведгруппами фронтов Главного разведывательного управления Генерального штаба В результате вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз и захвата значительной территории нашей страны

Из книги Фрэнк Синатра: Ава Гарднер или Мэрилин Монро? Самая безумная любовь XX века автора Бояджиева Людмила Григорьевна

Из книги Солдат до последнего дня. Воспоминания фельдмаршала Третьего рейха. 1933-1947 автора Кессельринг Альбрехт

Глава 5 НАЧАЛЬНИК ГЛАВНОГО ШТАБА ЛЮФТВАФФЕ

Из книги Восставшие из пепла [Как Красная Армия 1941 года превратилась в Армию Победы] автора Гланц Дэвид М

Оперативное управление Главное оперативное управление или ГОУ, оно же Первое управление, было наиболее важным управлением Генерального штаба, а его начальник, служивший также первым заместителем начальника Генштаба - наиболее важным из старших штабных офицеров.

Из книги Генерал Алексеев автора Цветков Василий Жанович

2. Академия Генерального штаба, Главное управление Генерального штаба («талантливый генштабист» и «профессор русской военной истории»). 1887-1903 гг. Четырехлетний «строевой ценз» командования ротой не прошел даром. Способного командира отметили его начальники. В 1886 г. во

Из книги От летчика-истребителя до генерала авиации. В годы войны и в мирное время. 1936–1979 автора Остроумов Николай Николаевич

В оперативном управлении главного штаба ВВС и снова на фронт По прибытии в штаб ВВС КА начальник управления кадров полковник Полежаев представил меня начальнику Оперативного управления генерал-лейтенанту авиации Николаю Акимовичу Журавлеву. «Я помню вас слушателем

Из книги Океан. Выпуск тринадцатый автора Баранов Юрий Александрович

КУРЬЕР ГЛАВНОГО ШТАБА 7 октября 1916 года в кабинет директора Главной физической обсерватории и начальника Главного военно-метеорологического управления академика Алексея Николаевича Крылова буквально ворвался запыхавшийся младший адъютант Главного морского штаба и

Из книги Открытие Антарктиды автора Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

От ученого комитета главного морского штаба Блаженной памяти государь император Александр Павлович, побуждаемый желанием способствовать распространению полезных сведений, повелел отправить для произведения изысканий в больших широтах Северного и Южного океанов два

Из книги Годы боевые: 1942 год [Записки начальника штаба дивизии] автора Рогов Константин Иванович

5.1 Вновь начальник штаба. 228-я стрелковая дивизия Перед отъездом я зашёл в топографическое отделение, чтобы сдать карты. Пожилой капитан-топограф, поприветствовал меня, обратился ко мне с просьбой, от имени Любы и её матери, хозяйки дома, члена партии и работника

Из книги Айвазовский автора Вагнер Лев Арнольдович

Живописец главного морского штаба Так же радостно, как и обычно, начался этот осенний день, когда Айвазовский вошел в свою мастерскую. Работа шла легко и быстро. Он сегодня писал с таким увлечением еще и потому, что на картине изображал пустынное волнующееся море и такой

Из книги Петр Ивашутин. Жизнь отдана разведке автора Хлобустов Олег Максимович

В их составе находятся основные компоненты ракетно-ядерного потенциала страны (межконтинентальные баллистические ракеты, самолёты-носители стратегической и тактической авиации), система раннего предупреждения о ракетно-ядерном нападении, а также силы и средства для стратегической переброски войск по воздуху. В ВВС (численность около 600 тыс. человек) входят соединения и части межконтинентальных баллистических ракет, стратегической, тактической и военно-транспортной авиации, а также части и подразделения боевого и специального обеспечения. Их базы, склады и другие объекты различного назначения имеются почти во всех районах земного шара.

Создание таких многочисленных ВВС, оснащённых разнообразным оружием и боевой техникой, понадобилось Пентагону для претворения в жизнь агрессивной политики, вынашиваемой империалистическими реакционными кругами США. Такая политика противоречит оздоровлению международного климата и идет вразрез с выработанной XXV съездом КПСС программой дальнейшей борьбы за мир. Поэтому необходимо проявлять высокую бдительность в отношении происков тех империалистических сил, которые выступают против разрядки.

Для эффективной подготовки ВВС к выполнению возлагаемых на них задач и для руководства ими в ходе боевых действий существует разветвлённая система органов управления. Организация высших органов управления ВВС (по данным иностранной печати) дана на схеме.

Основным высшим органом управления военно-воздушными силами является министерство ВВС, возглавляемое министром (гражданское лицо), назначаемым президентом сроком на четыре года. Министр через свой аппарат и штаб ВВС осуществляет общее руководство строительством, комплектованием и мобилизационным развёртыванием военно-воздушных сил. Кроме того, он отвечает за подготовку и материально-техническое обеспечение соединений и частей, а также за научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую работу (НИОКР). У него есть заместитель и пять помощников (по административным вопросам, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, личному составу и резервам, тылу и авиационным сооружениям, финансовым вопросам), а также генеральный юрисконсульт и начальник штаба ВВС.

Каждый помощник министра ВВС опирается в своей деятельности на заместителей по различным вопросам (все они гражданские лица). Например, помощник по НИОКР имеет заместителей по планам и потребностям, стратегическим и космическим системам, управлению и связи и других. Все указанные лица составляют советнический аппарат министра ВВС.

В непосредственном подчинении министра находятся управления информации, космических систем и связи с конгрессом.

Ниже кратко, на основе данных иностранной печати, рассмотрены функции должностных лиц, а также основные органы управления ВВС.

Заместитель является главным советником и помощником министра ВВС. Во время отсутствия последнего он руководит ВВС. На нём также лежит обязанность поддерживать связь с представителями военно-воздушных сил других государств.

Помощник министра ВВС по административным вопросам несет ответственность за всю административную деятельность управлений, отделов и служб министерства и организацию работы его секретариата.

Помощник министра по НИОКР руководит планированием и реализацией текущих и перспективных разработок в области оружия и боевой техники.

Помощник министра по личному составу и резервам занимается вопросами комплектования и подготовки всего личного состава ВВС, включая и резервные компоненты. Он контролирует прохождение ими службы и ведает их перемещением. Ему также поручено через свой аппарат производить подбор, наём и расстановку гражданских служащих.

Помощник министра по финансовым вопросам контролирует правильное расходование выделяемых министерству финансовых средств и исполнение расчётов по контрактам. Ему подчиняются следующие управления: бюджета систем вооружения, финансовое, автоматизации учёта и анализа экономики.

Генеральный юрисконсульт следит за соблюдением законов в подчинённых министерству организациях и частях и рекомендует меры по предотвращению правовых нарушений.

Штаб ВВС - это основной орган министерства по оперативному руководству военно-воздушными силами. Его возглавляет начальник штаба ВВС (кадровый генерал), назначенный президентом. По сути дела, это главнокомандующий военно-воздушными силами. Начальник штаба выполняет функции главного военного советника при президенте, совете национальной безопасности, министре обороны и министре ВВС по всем вопросам строительства и использования этого вида вооружённых сил.

Он входит в состав комитета начальников штабов (KHШ). В соответствии с законом начальник штаба ВВС поочередно с начальниками штабов армии и ВМС назначается председателем этого комитета с освобождением от своей должности (в настоящее время председателем КНШ является бывший начальник штаба ВВС генерал Браун). Главная обязанность начальника штаба - оперативное руководство военно-воздушными силами в мирное и военное время.

Аппарат начальника штаба ВВС составляют его первый заместитель со своим помощником, пять заместителей, помощники по разведке, исследованиям и анализу, генеральный инспектор, а также научно-консультативный комитет, службы (военно-юридическая, военно-медицинская и военных священников), управления резерва ВВС и ВВС национальной гвардии (на схеме не показаны).

Первый заместитель начальника штаба помогает начальнику штаба в оперативном руководстве ВВС и замещает последнего в его отсутствие.

Заместитель начальника по оперативным вопросам и оперативному планированию разрабатывает оперативные планы использования авиации и отвечает за боевую готовность её составных компонентов. Ему подчинены управления: оперативное, разработки доктрин, оперативного планирования, а также командный пункт штаба.

Заместитель начальника штаба по программам и ресурсам составляет и контролирует выполнение перспективных планов строительства и развития ВВС. Он руководит управлениями воздушно-космических программ, организационно-мобилизационным, инженерно-строительным и связи.

Заместитель начальника штаба по научно-исследовательским вопросам (он же начальник НИОКР) отвечает за организацию всей научно-исследовательской деятельности как в ВВС, так и в организациях и учреждениях других ведомств, выполняющих различные разработки в интересах этого вида вооружённых сил. В его подчинении находятся управления: опытного строительства, космических систем, разведывательных систем и средств радиопротиводействия, опытного строительства.

Заместитель начальника штаба по личному составу занимается кадровой политикой в военно-воздушных силах.

Министерство и штаб ВВС осуществляют управление и руководство военно-воздушными силами через авиационные командования, командования обеспечения и учреждения центрального подчинения. Всего в составе ВВС насчитывается 16 основных командований и 11 отдельных органов центрального подчинения. По сообщениям иностранной печати, основными командованиями являются следующие:

Стратегическое авиационное командование (САК) включает подразделения, части и соединения межконтинентальных баллистических ракет, стратегической бомбардировочной и разведывательной авиации. Командующий САК отвечает за организацию, вооружение, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение стратегических сил. В связи с тем что САК обьединяет в своем составе элементы стратегических наступательных сил, оно является главным командованием ВВС и специальным командованием комитета начальников штабов.

Командование воздушно-космической обороны (КВКО) также относится к главному и специальному командованию ВВС. Оно является составной частью объединённого командования ПВО Североамериканского континента (НОРАД). В его распоряжении находятся радиолокационные средства, выделенные штабом ВВС, а также истребительная авиация ПВО и автоматизированные системы управления ею ( и «Бюик»). Помимо этого, КВКО имеет системы предупреждения о ракетно-ядерном нападении и контроля космического пространства.

(ТАК) объединяет тактическую авиацию, включающую истребители, штурмовики, истребители-бомбардировщики, разведчики, самолёты специального назначения. Главные задачи командования - организация, обеспечение и подготовка входящих в него сил и средств к ведению боевых действий на ТВД. ТАК является составным элементом командования войск готовности и поэтому привлекается для совместных действий с другими войсками н? заморских ТЕД.

Военно-транспортное авиационное командование (ВТАК) занимается осуществлением воздушных перебросок личного состава, боевой техники и грузов в пределах как континента США, так и заморских ТВД, а также между ними в интересах всех видов вооружённых сил и родов войск. Для этого в его ведении находятся все стратегические и тактические транспортные самолёты. Кроме того, на ВТАК возложены задачи метеорологического обслуживания ВВС, проведения поисково-спасательных операций, топографического обеспечения и другие.

Командование ВВС в Европейской зоне является наиболее важной по значимости группировкой тактической авиации. По численности она занимает третье место после группировок ТАК и ВВС в зоне Тихого океана.

Командование ВВС США в зоне Тихого океана - вторая по численности (после ТАК) группировка тактической авиации. Зона ответственности командования простирается от Аляски до Новой Зеландии и от восточного побережья континентальной части США до Индии.

Командование ВВС США на Аляске - небольшая по численности группировка, призванная оказывать при необходимости авиационную поддержку сухопутным войскам в этом районе и решать задачи ПВО.

руководит научно-исследовательскими организациями и контролирует деятельность федеральных и частных фирм и организаций, создающих технику и вооружение по контрактам с ВВС.

Командование подготовки кадров отвечает за набор, обучение и подготовку личного состава регулярных ВВС. В его подчинении находятся школы подготовки пилотов самолётов и вертолётов, а также штурманов, центры технической подготовки и другие учебные заведения.

Командование тыла ВВС ведает всеми видами магериально-технического снабжения боевых и обеспечивающих подразделений, частей и соединений ВВС. Кроме того, оно отвечает за ремонт, модернизацию и хранение авиационной техники и вооружения. Командование имеет региональные центры материально-технического обслуживания, центры складирования и ремонта.

ВВС национальной гвардии - основной и хорошо подготовленный резерв ВВС. В соответствии с мобилизационными планами части ВВС национальной гвардии приписаны к ТАК, КВКО и ВТАК. Подготовленные части и подразделения привлекаются для выполнения боевых задач.

Командование резерва ВВС проводит набор и подготовку резервов, а также формирует части и подразделения и поддерживает их в готовности к передаче в регулярные ВВС.

Авиационный университет находится на правах командования. Это . В его стенах готовятся офицерские кадры для командных и штабных должностей среднего и высшего звена. Ему подчинены военный, командный и штабной колледжи, технологический институт, институт усовершенствования командного состава и другие учебные заведения.

Командование службы безопасности занимается радио- и радиотехнической разведкой, а также расшифровкой кодов противника.

Штабное командование предназначено в основном для обеспечения деятельности высших органов министерства обороны и комитета начальников штабов. В его распоряжении имеются специальные самолёты и другие средства.

Командование служб связи обеспечивает связью и радиотехническими средствами аэродромной службы и навигации все командования военно-воздушных сил. Оно координирует работу органов министерства обороны и других видов вооружённых сил. занимающихся вопросами связи, а также поддерживает контакты в области связи с федеральными и частными организациями.

На схеме показаны только авиационные командования регулярных ВВС, представляющие собой оперативные объединения, возглавляемые командующими, которые отвечают за состояние подчиненных частей и подразделений и готовят их к ведению боевых действий.