Тренировочные упражнения "Правописание наречий" тест по русскому языку (7 класс) на тему. Правописание не с наречиями на -о, -е Написание наречий через дефис упражнения

Как правильно писать НЕ с наречиями? Ответ на этот вопрос можно получить в данной статье, где подробно описаны правила слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, приведены наглядные примеры.

Особенности правописания НЕ с наречиями на -О/-Е

В русском языке выделяют слитное и раздельное правописание НЕ с наречиями на о е .

Слитное написание:

  • Если наречие не употребляется без частицы НЕ . Примеры наречий на о/е , которые всегда пишутся с НЕ : неряшливо, недоуменно, негодующе.
  • Если наречие с НЕ можно заменить синонимичным наречием без НЕ . Примеры: нечасто - редко, нелегко - трудно, неровно - криво .
  • Если наречие употребляется со словами, указывающими на степень качества: крайне, совершенно, почти, чрезвычайно . Примеры: чрезвычайно непросто, крайне несмело, почти неслышно .


Раздельное написание:

  • Если наречие употребляется в словосочетаниях и предложениях с противопоставлением при помощи союза а . Примеры: не мягко, а твердо; не интересно, а скучно; не грустно, а весело .
  • С наречиями в форме сравнительной степени. Примеры: не жестче, не глубже, не острее .

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Сведения об учителе: Ансимова Раиса Манивальдовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора БОУ города Омска «Гимназия № 75».

Курирую введение в пилотном режиме ФГОС НОО (введён с 2010 года) и ФГОС ООО (введён с 2012 года).

Предмет: русский язык, 6 класс

Тема урока: Правописание НЕ с наречиями на –О, -Е

Цель урока: актуализировать знания о правописании НЕ с существительными и прилагательными, осуществить перенос знаний на правописание НЕ с наречиями на –О, -Е, выработать алгоритм рассуждения при решении орфографической задачи о правописании НЕ с наречиями.

Предметные результаты: 1. Соблюдать на письме орфограмму «Не с наречиями на –О, -Е».

2. Опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.

Личностные результаты:

Способность к самооценке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Способность определять цели предстоящей учебной деятельности,

планировать пути достижения цели, принимать решение в проблемной

ситуации на основе переговоров в паре, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

Обобщать понятия, осуществлять выбор наиболее эффективных способов

решения орфографической задачи.

Коммуникативные:

Работать в паре - устанавливать рабочие отношения, эффективно

сотрудничать для решения учебной задачи.

Ход урока

1. Оргмомент.

Встаньте ровно , быстро поднимите руки вверх,

Медленно опустите руки вниз, ещё медленнее ,

Низко присядьте,

Дружно встаньте,

Глубоко вдохните, тихо сядьте, поставьте ноги прямо ,

Спину держите ровно .

2. Актуализация знаний

Вы внимательно и правильно выполняли команды. Скажите, слова какой части речи звучали чаще? Вы их запомнили?

Назовите наречия места. ВВЕРХ, ВНИЗ.

Назовите наречие в сравнительной степени. МЕДЛЕННЕЕ.

Назовите наречия образа действия. РОВНО, ВВЕРХ, НИЗКО, ДРУЖНО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО, ТИХО, ПРЯМО.

Пропустите 2 строки, запишите наречия в столбик;

Ровно

Трудно

Высоко

Глубоко

Медленно

быстро

Что обозначают все названные наречия?

ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ

Главное действие, которое вы выполняете на любом уроке, обозначаем каким глаголом? УЧИТЬСЯ

Формулировка темы и цели урока

Выберите наречия из списка на доске, расскажите, как будем учиться.

ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО

Замечательная задача урока получилась: УЧИТЬСЯ ВМЕСТЕ, БЕЗ УСТАЛИ, ДРУЖНО, (НЕ)СКУЧНО

Если так будем учиться, урок получиться эффективным.

Чему будем учиться? Нет ли подсказки на доске?

3. Формулировка темы и цели урока

Сформулируйте тему урока.

Я уточню, скорректирую тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О, -Е».

Запишите тему.

Сформулируйте вопросы по теме.

КОГДА пишется СЛИТНО? КОГДА пишется РАЗДЕЛЬНО?

Что для этого нужно?

Необходимо правило. Значит, какая будет цель урока?

1. Сформулировать правило.

2. Научиться применять правило для грамотного письма.

Как узнаем, что цель достигнута?

Какой будет главный результат урока?

УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛО.

Это главный критерий оценки вашей деятельности на уроке.

Что будем делать для достижения цели? С чего начнём?

1. Анализировать лексический материал.

2. Отвечать на вопросы.

3. Делать выводы.

4. Выполнять упражнения.

Это ЗАДАЧИурока. Ваше умение решать поставленные задачи также будет оцениваться.

Посмотрите критерии оценки. Как обычно каждый из критериев оценивается по трёхбалльной шкале 0-1-2

· Умение работать в парах 0-1-2 балла;

· Умение анализировать лингвистический материал 0-1-2 балла;

· Полнота ответледовательно, максимаов на вопросы 0-1-2 балла;

· Умение применять правило 0-1-2 балла;

· Результативность выполнения заданий 0-1-2 балла

Результат урока:

«5» - 9-10 баллов;

«4» - 7-8 баллов;

«3» - 5-6 баллов

Я же буду оценивать вашу способность к самооценке.

4.Открытие нового знания

Начнём действовать для достижения цели. Может быть, у вас есть какое-то предположение, гипотеза?

(НЕ)СКУЧНО ПИШЕТСЯ СЛИТНО, ПОТОМУ ЧТО НЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ С СОЮЗОМ А, МОЖНО ПОДОБРАТЬ СИНОНИМ БЕЗ НЕ . МОЖЕТ БЫТЬ, УСЛОВИЯ СЛИТНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ ТАКИЕ ЖЕ, КАК ДЛЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ?

Попробуем доказать эту гипотезу. Предлагаю поработать в парах. Вам предложен материал для исследования. Проанализируйте. На основе анализа лексического материала сформулируйте правило слитного и раздельного написания НЕ.

Он говорил не вежливо, а грубо.

Такое случается нередко.

Улыбаться неискренне.

Мужчина выглядит нелепо.

Учиться далеко не скучно.

ПРОВЕРКА работы в парах.

Какое правило получили? Сравните свои выводы с записью орфограммы в учебнике. Можем ли утверждать, что наше правило верное? Какие условия слитного и раздельного написания НЕ не нашли подтверждения в записи орфограммы в учебнике? Может быть, нам поможет учебник теории? Нет?

Обратимся к справочникам. Найдите подтверждение тому, что на раздельное написание наречий также влияют слова – сигналы, оттягивающие приставку.

Доказали гипотезу?

Молодцы, сработали на совесть

Вместе обсуждали, договаривались по теме урока, получили результат- правило.

Сможете ли вы включить это правило в уже имеющуюся у вас систему знаний о слитном и раздельном написании?

Что получилось? НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, ПРИЛАГАТЕЛЬНМИ И НАРЕЧИЯМИ НА –О, -Е, ЕСЛИ…ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО,ЕСЛИ…

Это правило мы будем расширять в 6 классе в теме «Местоимение» и в 7 классе, изучая причастие и деепричастие.

ИТАК, правило готово. Какова вторая цель урока? Для чего? ДЛЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА.

Как будем учиться выполнять применять правило? Выполнять упражнения.

5. Первичное закрепление

1.Упражнение 555 (2)- комментируем у доски, пояснения письменно.

2. Теперь вернёмся к наречиям, которые записали в начале урока. Во второй столбик запишите эти слова:

1 вариант слитно с НЕ, с пояснением

2 вариант – РАЗДЕЛЬНО с НЕ, с пояснением.

Взаимопроверка. Молодцы, идём к намеченной цели. Продолжим работать в парах.

6. Тренировочные упражнения

1. Нарисуйте две небольшие картинки «Мир глазами оптимиста», «Мир

глазами пессимиста» (если вы не знаете значение слов «оптимист» и «пессимист»,

обратитесь к словарю). На картинках поместите запретительные/разрешительные

таблички (например, «Говори негромко »). Сопроводите картинки небольшим текстом, в

котором пессимист и оптимист выразят свое отношение к миру.

2.А теперь проверим, как научились применять правило. Выполним тест.

Критерии оценки теста:

2 балла – 1-2 ошибки;

1 балл – 3- 5 ошибок;

0 баллов – более 5 ошибок

Вы должны вставить буквы Р(раздельно) или С (слитно), написать пояснение

ПАША, я предлагаю тебе тест, в котором уже есть пояснения, это поможет тебе выполнить тест без ошибок (для слабых)

ТЕСТ Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е

Взлететь (не)высоко, а низко

Есть противопоставление с А

Приезжал (не) часто

Заменить синонимом- редко

Писать (не) аккуратно

Заменить синонимом - грязно

Выглядеть (не)ряшливо

Не употребляется без НЕ

Ушёл (не)далеко от дома

Заменить синонимом -близко

Нет противопоставления с А

Появиться (не)ожиданно

Заменить синонимом -мгновенно

Нисколько (не) трудно помочь

Нисколько Не – оттягивает

Вести себя (не)принуждённо

Заменить синонимом - свободно

Поступил отнюдь (не)красиво

Отнюдь Не - оттягивает

Итого ошибок:

Проверка по эталону:

Взлететь (не)высоко, а низко

Есть противопоставление с А

Приезжал (не) часто

Заменить синонимом- редко

Писать (не) аккуратно

Заменить синонимом - грязно

Выглядеть (не)ряшливо

Не употребляется без НЕ

Ушёл (не)далеко от дома

Заменить синонимом -близко

Нет противопоставления с А

Появиться (не)ожиданно

Заменить синонимом -мгновенно

Нисколько (не) трудно помочь

Нисколько Не – оттягивает

Вести себя (не)принуждённо

Заменить синонимом - свободно

Поступил отнюдь (не)красиво

Отнюдь Не - оттягивает

Итого ошибок:

Зафиксируйте результат в листе самооценки. Оцените себя по остальным критериям, сосчитайте количество баллов.

Молодцы, работали вместе, дружно, на совесть, без устали, надеюсь, нескучно .

Правописание наречий

Упражнение 85. Укажите, по каким правилам следующие слова пишутся слитно, раздельно, через дефис.

Без разбору, без толку, безудержно, без удержу, без умолку, вволюшку, ввосьмером, в головах (лежит), вгорячах, впустую, вдалеке, вдвое, в-девятых, в диковинку, вдобавок, в бегах, вдребезги, в забытьи, в охапку, в обхват, во что бы то ни стало, в охотку, вперебежку, вперебивку, вперебой, вперевалку, вперегиб, вперегонки, взад-вперёд, вплавь, вплотную, вповалку, вполглаза, вполовину, вполсилы, впоследствии, в потёмках, впотьмах, в пух и в прах, в разбивку, вразброс, вразвалочку, в разрядку, врукопашную, вручную, всего-навсего, всё-таки, всё ж таки, в сердцах, в силе, в силу, в силах, вскачь, в складчину, втёмную, втихую, второпях, вчерне, добела, до зарезу, довольно-таки, докрасна, донельзя, доныне, до отказа, допоздна, до полуночи, до полусмерти, досиня, до смерти, досыта, замуж, замужем, за пазухой, за полдень, затемно, извне, издавна, издалека, издали, изредка, искони, искоса, исподволь, исподлобья, как-либо, как ни в чём не бывало, крепко-накрепко, (три часа) кряду, к спеху, мало-помалу, мало-мальски, на авось, на бегу, набекрень, набело, на боковую, навеки, на веки вечные, навзничь, навзрыд, навсегда, (идти) навстречу, (глаза) навыкате, (стрелять) навылет, (носить рубашку) навыпуск, (выучить) назубок, (носить) наизнанку, (работать) на износ, наискосок, накануне, на карачки, наконец, накрепко, на куличках, налево, налегке, на лету, наоборот, наотмашь, наскоро, насмарку, (стоять) насмерть, (поднять) на смех, насовсем, наспех, настежь, настолько, (говорить) нараспев, настороже, настрого, насухо, натрое, наудалую, на ура, на цыпочках, начеку, начерно, на четвереньки, начисто, (говорить) начистоту, наяву, (18 лет) от роду, отроду (такого не видел), поблизости, (ему всё) побоку, по-будничному, поверх (одежды), по-весеннему, по-видимому, по-городски, поверх (голов), по двое, под мышку, подолгу, по-домашнему, подчас, подчистую, по-зимнему, поистине (великий), по-кошачьи, по-латыни, по-летнему, по-людски, (вид) сбоку, с боку на бок, сверху донизу, сейчас, слева, с маху, смолоду, с налёту, с непривычки, с разгона, с размаху, сроду, сряду, кишмя кишит, чуть-чуть, давным-давно, видимо-невидимо, волей-неволей, чин чином.



Упражнение 87. Раскройте скобки, запишите следующие слова слитно, раздельно, через дефис.

(В) высь подняться – (в) высь небесную взлететь, (в) век не забыть друга – (в) век научно-технического прогресса, (в) конец разобидеться – убежать (в) конец переулка, носить пальто (в) накидку – одеться (в) накидку из шёлка, произносить (в) растяжку – отдать обувь (в) растяжку, (во) время войти – (во) время войны, костюм мне (в) пору – (в) пору далёкой юности, (в) тайне завидовать – (в) тайне кроется ответ, раздаться (в) ширь – (в) ширь полей степных, поднять голову (к) верху – прикрепить (к) верху двери, опустить голову (к) низу – подставить (к) низу шкафа, взойти (на) верх – подняться (на) верх склона, (на) завтра будет праздник – отложить дела (на) завтра, (на) лицо была ошибка – (на) лицо упала тень, (на) сколько можно судить – (на) сколько эта сумма меньшей необходимой, стрелять (на) удачу – надеяться (на) удачу, идти (на) встречу – идти (на) встречу с сыном, (на) утро выпал снег – строить планы (на) утро, явиться не (во) время – этот вопрос надо решать не (во) время занятий, прочертить (по) верху – пройти (по) верху забора.



Упражнение на слитное, дефисное и раздельное написание наречий.

Говорить (по)немецки, (без)оглядки, (без)просвета, (по)моему, (еле)еле, (мало)помалу, (подобру)поздорову, откуда(либо), когда(то), (по)видимому, (по)медвежьи, (в)головах, (на)днях, (в)сердцах, (на)виду, (на)лету, (в)крутую, (в)упор, (под)мышками, (на)глазок, (в)обрез, (кое)где, (полным)полно, (до)ныне, (по)пустому, (по)пусту, (в)трое, (в)лево, (в)даль туманную, глядеть (в)даль, (в)(пол)силы, полюбить (на)веки, (на)веки вечные, (в)открытую, (по)прежнему, (в)низу, (в)верх, (на)глаз, (в)право, (по)пусту, (за)долго, (в)затяжку, (неждан­но)негаданно, (худо)бедно, (по)пусту, (до)зарезу, (без)устали, (крест)накрест, (в)насмешку, (в)обрез, (в).глухую, (по)многу, (в)доволь, (за)(пани)брата, (в)низ, (из)нутри, (до)сыта, (на)крепко, (не).когда, (не)(от).куда, (в)упор, (под) мышками, крикнуть (в)сердцах, (до)смерти, (чудак)чудаком, (с)глазу(на)глаз, (из)давна, (до)красна, (со)слепу, (с)молоду, (в)двое, (в)трое, (на)двое, (к)верху, (до)верху, (в)(пол)силы, (ни)(от)куда, (еле)еле, точь(в)точь, (по)русски, (в)крутую.

Правописание наречий

§ 38. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е — Русский язык 7 класс (Ладыженская, Баранов, Тростенцова)

Краткое описание:

В 5 и 6 классах вы познакомились с написанием частицы и приставки не с различными частями речи. Вы знаете, что с глаголом не пишется раздельно, с другими частями речи (прилагательными и существительными) – по-разному, если есть или нет в предложении противопоставления или других факторов. Пришло время узнать, чем похоже и чем отличается правописание не с наречиями.
Для начала мы должны усвоить, что это правило касается только тех наречий, которые имеют суффиксы о или е, т.к. у всех остальных наречий просто не возникает потребности написания с ними частицы не.
Как и со всеми частями речи, с наречиями, если без не они не употребляются, не будет писаться слитно. Слитно не будет писаться и тогда, когда не представляется возможным заменить его другим синонимом, в котором не будет не, или близким по лексическому значению выражением.
Раздельно с не наречие будет писаться тогда, когда в предложении имеется противопоставление или к наречию относятся определенные слова, которые нужно запоминать.

Занятие 1

Буквы н и нн в наречиях.
Буква ь после шипящих на конце наречий.
Буквы а, о, у на конце наречий

В наречиях на и пишется одно н , если они образованы от прилагательных с н, и пишется два н, если наречия образованы от прилагательных с нн: говорить обдуманно (обдуманная речь), путано объяснять (путаный ответ).

После шипящих на конце наречий пишется ь: сплошь, прочь, вскачь, за полночь .

Исключения: замуж, невтерпеж (эти слова легче запомнить, если прибавить к ним частицу уж ).

из-, до-, с- на конце пишется буква а: издавна (давний), докрасна (красный), справа (правый).

В наречиях, образованных приставочно-суффиксальным способом от прилагательных с помощью приставок в-, на-, за- на конце пишется буква о: вправо (правый), налево (левый), заново (новый).

Внимание! Такие наречия следует отличать от наречий, имеющих эти приставки, но образованных суффиксальным способом: дословно (дословный), изрядно (изрядный).

В некоторых наречиях с приставкой с- на конце пишется буква у: смолоду, сослепу, сроду .

Упражнение 1

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы.

Собрание прошло организован_о, кричал отчая_о, беше_о мчался, глядел испуга_о, толкнул нечая_о, слушал рассея_о, рассказывал взволнова_о, объяснял пута_о, угасал медле_о, выглядел безукоризне_о, провозглашал пламе_о, улыбался стра_о, щурился болезне_о, говорил убежде_о, исступле_о кричал, шептал таинстве_о. Пуститься вскач_, ударить наотмаш_, открыть настеж_, терпеть невмоч_, ждать невтерпеж_, выйти замуж_, упасть навзнич_. Уйти засветл_, задолг_ до отпуска, вернуться затемн_, вытереть досух_, глядеть искос_, перекусить наскор_, уйти надолг_, начать сначал_, прийти снов_.

Занятие 2

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

Пишутся слитно:

– наречия, образованные от наречий с помощью предлогов (сюда – отсюда, вечно – навечно, завтра – послезавтра, всегда – навсегда, просто – запросто); но раздельно пишутся сочетания предлогов с неизменяемыми словами, употребляемыми в этих случаях в значении существительных: сдать на «отлично», перенести на завтра, принять на ура, свести на нет;

– наречия, образованные от собирательных числительных с помощью предлогов в и на: втрое, надвое, вчетвером и т.д. (но: по двое, по трое );

– наречия, образованные с помощью предлогов от полных прилагательных: броситься врассыпную, говорить впустую, и от местоимений: вовсе, затем, вничью.

Внимание! Раздельно пишутся сочетания предлогов с полными прилагательными, начинающимися с гласной (играть в открытую, решить в общем), и некоторые прилагательные с предлогом на (на мировую, на попятный).

Пишутся слитно наречия, если слово без предлога-приставки не употребляется или теряет смысл в данном контексте: бежать наперегонки, ходить вразвалку, наговориться вдоволь, ударить наотмашь, быть запанибрата, уйти восвояси.

Запомните: некоторые наречия не подчиняются этому правилу – на убыль, с маху, не к спеху, во всеоружии, во всеуслышание, под стать, с панталыку.

Различают пары: наречие с приставкой – существительное с предлогом. Сравните: все налицо – луч солнца упал на лицо; действовал наудачу – надеялся на удачу. Сделать втайне от всех – держать в тайне; уменьшить вполовину – размером в половину комнаты.

Упражнение 1

Раскройте скобки .

Примите лекарство (на)тощак, поцелуй меня (на)последок, сказал (на)обум, разлетелось (в)дребезги, ответил (не)(в)попад, ушел (во)свояси, собрался (на)спех, разглядывал (ис)(под)лобья, не понял (с)просонок, сдвинул (на)бекрень, возьмите что-нибудь (в)замен, бродили (в)потьмах, не видно (в)потемках, не (в)праве рассказать, все (в)пустую, раскалить (до)бела, вредил (ис)(под)тишка, состоялся (на)кануне, выучил (на)зубок, (на)отрез отказался, ушли (по)одиночке, играть (в)открытую, сражался (в)одиночку, диктовал (по)памяти, проходите (по)одному, соскочил (на)ходу, прыгнул (с)разбега, (с)ходу разобрался, (с)налету понял, (на)редкость некрасивый, (от)силы два дня, (в)силу сложившихся обстоятельств, это ему (не)(под)силу, остаться (на)едине.

Упражнение 2

Раскройте скобки.

(На)силу догнал – понадеялся (на)силу; все дела (на)оборот – приклеил (на)оборот открытки; сделал (на)половину – перешел на половину поля соперника; сварить (в)крутую – (в)крутую гору; вильнул (в)бок – кольнуло (в)бок; (с)начала подумай – (с)начала месяца; собрался (в)миг – (на)миг задержался; посмотрел (в)глубь – нырнул (в)глубь реки; подошел (в)плотную – завернул (в)плотную бумагу; смотреть (в)даль – унестись (в)даль поднебесную; поглядели (на)верх – забрались (на)верх горы; (в)век не забыть – (в)век современной техники; носить пальто (в)накидку – закуталась (в)накидку из меха; приходил (во)время – (во)время каникул; обиделся (в)конец – (в)конец улицы; говорил (в)растяжку – сдать туфли (в)растяжку, (на)утро выздоровеешь – перенести встречу (на)утро.

Упражнение 3

Раскройте скобки.

Жить (по)прежнему, работать (по)новому, будь (по)вашему, прекрасно говорить (по)японски (по)немецки, (по)китайскому пути развития, (по)прежнему нежно привязан, делиться (по)братски, (по)лисьи хитер, (где)нибудь валяется, (кое)как добрался, ползти (еле)еле, (по)новому шоссе, (в)(конце)концов додумался, (давным)давно устарело, делать все (шиворот)(на)выворот, поговорить (с)глазу(на)глаз, уйти (по)добру (по)здорову, съесть (по)больше, купить (по)дешевле, духи пахнут (по)разному, расположились (по)походному, попал точка(в)точку, точь(в)точь, как другие, ворочался (с)боку(на)бок.

Упражнение 4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Говорил (без)умолк_, заметил (не)взначай, (чере_)чур громко, разбил (в)дребезги, застал (в)расплох, сделать (в)ручную, сражался (в)одиночку, брали (на)расхват, знал (по)(на)слышке, бросился (на)перерез, шли (по)одиночке, не разговаривали (друг)(с)другом, говорили (с)глазу (на)глаз, стоял (по)одаль, свистел (по)привычке, пусть будет (по)вашему, два часа (по)полудни, любил (по)настоящему, рано (по)утру, хлопнул дверью (на)последок, двигался (на)ощупь, вывернул (на)изнанку, грезил (на)яву, делал (на)зло, прыгнул (на)ходу, ел (в)сухомятку, купили (в)складчину.

Занятие 3

Тест-диктант

1.
2.

Это яблоко? Нет это, облако.

(С.Гандревский)

В весе_ий безветре_ый день на (Ирину) ра_садницу, Преображенский и Прилуцкий сели (в)двоем в машину генерала и поехали на им_нины Ирины Родионовны любимой нян_ их кол_еги Прелюбодеева, соседк_ и стари_ой пр_ятельницы генерала. Она жила (не)под_леку от Преображенского на окраи_ой улице красив_йш_й деревн_. Много раз и_хоже_ая и и_езже_ая дорога была хорошо знакома Преображенскому. Его иномарка на беше_ой скорост_ шла по (не)ровному шоссе и в _чита_ые секунды промчалась мимо подмосковных дач_ сплош_ убра_ых в веселый ситч_к березовых рощ_. Прилуцкий (в)первые ехал по этой дорог_ и с любопытством гл_дел в окно: (ни)одного пусты_ого п_йзажа н_(с)прав_ н_(с)лев_ все застрое_о. Особе_о распл_дились (в)плотную подошедш_е к дорог_ пр_дорожные кафе и ресторанч_ки, как близнецы похожие друг на друга. (Из)под нависших (фальшиво)соломе_ых крыш_ выглядывали (стекло)пакеты им_тирующие деревя_ые рамы; в п_л_садниках (не)пр_ме_ая д_к_ративная мельница; на огородах (на)половину заплете_ых с_нтетическ_ми прутьями (не)хватало только глиня_ых крынок. (Псевдо)фолькл_рный стиль глаз как(то) (н_)радовал. А вот на залит_м весной небе все было настоящ_е: _добные облака усея_ые птицами как изюмом бежали за машиной. Покач_ваясь и кружась летели над машиной птицы и взлетали и стояли высоко и срывались (в)низ как спелые яблоки созревш_е в небе. Машина перес_кла моще_ую булыжником площадь со старой церковью заметной (из)далека и с_ехала на пролесок в_дущ_й к дому им_ни_ицы. «Такую красавицу – в грязь?» – ужаснулся Прилуцкий. Ему очень нравилась машина Преображенского: г_рм_ничное соч_тание линии крыши, колесных арок, контура дверей и окон к_залось ему сов_рше_ым. Дорогой они оба восх_щались разго_ой д_намикой машины и посме_вались над кожа_ыми с_деньями в с_лоне которые больше подошли бы для уютной гости_ой чем для мощ_ного (полно)приводного автомобиля. Хотя чему тут уд_вляться: машина делалась в рас_ете на _мериканский рынок. Доволен машиной был и Дик: он улегся (на)бок на задн_м сидень_ и сладко спал. Они ост_новили машину у ак_уратно окраше_ого до_атого забора за которым кр_совались к_пящие белой пеной кусты с_рени и по пе_а_ой дорожк_ направились к дому. «Так вот каков он этот рай где всегда щ_беч_т птицы и где жасмин (н_)отцветает (н_)зимой (н_)летом», – подумал Прилуцкий.

То некрашеный, то синенький,
То забор, то василек.

(М.Айзенберг)

Ай да сирень в этом мае!
Выпукло крупные гроздья
Валят плетни в деревнях...

(С.Гандлевский)

(На)встречу им уже спешил Прелюбодеев. Цв_тущие ветки яблон_ и вишен_ били его по плечам. Прелюбодеев был в подавл_н_ом настроени_. Посла_ый с утра на рынок он очень удачно и сразу купил все (не)обходимое: (свеже)охлажде_ой рыбы (няня задумала угостить всех карпами пече_ыми в сметане), (не)много зелен_ и свежих огурч_ков (только (не)парниковых, а грунтовых!) для какого(то) мудре_ого салата и ран_их ягод к д_с_ерту. Свер_вшись с запиской исп_щре_ой бисерным по_черком он облегче_о вздохнул и пошел домой. Толстый том Шекспира взятый (на)случай дли_ой оч_реди он пол_жил (на)верх сумк_. Нежные ягоды стали первой жертвой великого драм_атурга. Все остальное медле_о окраш_валось красным соком и скоро было передавле_о. И если бы только это! В растрепа_ых чу_ствах доставая (в)потьмах с ч_рдака гране_ые гр_фины в которых так красиво искрят_ся нянины р_биновая и алыч_вая настойки (за их рецептами к ней бега_т все деревня!) он (не)чая_о разбил один из них. (В)общем день (не)задался. Няня одобряла чтение Шекспира в подл_н_к_, но была страшно рас_ерже_а (не)слыха_ой бе_хозяйстве_остью своего воспита_ика. Рас_ея_ый человек по ее глубокому уб_ждению должен знать за собой этот (не)достаток и быть (в)три раза собра_ее. Т_ор_тически Прелюбодеев был соглас_н с няней. Пр_ободре_ый под_ержкой кол_ег Прелюбодеев провел их на застекле_ую в_ранду где Ростислав племя_ик генерала стоя на стремянк_ вешал на стену свой подарок: устремле_ые (в)высь неба сосны щедро осве_ще_ы солнцем. К_залось что их красные жаркие стволы янтарным блеском оз_рили в_ранду.

Прозрачные сосны стояли,
Под ними стояли прозрачные ели.

(Д.А. Пирогов)

Занятие 4

Тест

1. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо.
2. Поставьте недостающие знаки препинания.

Стол, составленный из столов,
Новые гости – здрасьте!

(М.Айзенберг)

(По)новому обставле_ая гости_ая была чисто прибра_а только все д_ваны уже с утра были завале_ы цветами. (Чуть)чуть пр_открыв дверь Прелюбодеев робко загл_нул на кухню. Ирина Родионовна колд_вала в своем (свеже)оклее_ом царстве над фирме_ым блюдом – ореховым тортом. Чище_ым м_ндалем завед_вала Леночка. Няня что(то) нап_вала. Прелюбодеев пр_слушался. «Говорят что многих я любила говорят что ветре_а была», – пела няня (в)(пол)голоса и было ясно что она не сердится. Леночка увид_в Прелюбодеева обрад_валась ему. Обычно застенч_вая, в его пр_су_ствии она всегда была спокойна и увере_а. Леночка немедле_о пожал_валась ему что совсем запуталась в правоп_сани_ «н» и «нн» в разных частях речи а на курсах этой трудной теме отв_ли всего два часа. Они (не)много поговорили о том что в русской орф_графи_ есть пожалуй две самые сложные темы. (Во)первых это конечно пр_словутые н и нн, а (во)вторых слитное и раздельное нап_сание не со словами. Помн_те у Искандера: «Как писать частицу не в нашей солнечной стране?». Тут Ирина Родионовна в полном согласи_ с Татьяной Толстой которую она любила читать в последн_е время заговорила о том что «Сандро из Чегема» Фазиля Искандера одна из последних полнокровных книг ушедшего века последняя сказка об импери_ с человеч_ским лицом которое на глазах иск_жалось и пр_вр_щалось в маску зверя. Прелюбодеев (по)доброму посме_вался но не возр_жал. Леночка сосредоточе_о слушала. «А маленькая толпа придума_ых им чегемцев? В них собралось все прав_льное детское и чес_ное в нас! – гор_чилась няня хотя с ней (н_)кто (н_)спорил. – А разос_ла_ые быч_и шкуры? Какие падают на них (не)возможные, пр_дума_ые яблоки! Так и хоч_т_ся задержат_ся в этом раю». Мир был вос_т_новлен. Но как только пр_ободр_вш_йся Прелюбодеев начал было на примере ноше_ой изноше_ой и так далее шляпы об_яснять мудре_ые правила как Ирина Родионовна снов_ взорвалась. «Ты бы еще девушке про свой любимый п_джак с вечно оторва_ыми пуговицами и стопта_ые туфли рас_казал.

Иногда ведь и чувствуешь, что говоришь или делаешь что-то не то, а остановиться – ну никак не можешь.

(Л.Рубинштейн)

У самого в шкафу все носоч_ки перештопа_ы брюки отутюже_ы, рубашки наглаже_ы», – (не)ожида_о рас_троилась она. Леночка вдруг вспомнила что пр_везла с собой бл_кнот для запис_ знам_нитых р_цептов Ирины Родионовны, а Прелюбодеев смуще_о замолчал и подошел к лежащ_му на домотка_ом коврик_ Дику занявш_му чуть не (пол)кухни. «Дай Дик на счастье лапу мне!» – почти точно проц_тировал Прелюбодеев.

Дик вск_чил, выт_нулся во весь свой огромный рост, (по)братски пол_жил т_желые лапы на плечи Прелюбодееву и _бив с него очки обл_зал всю физиономию. Леночка и Прелюбодеев засмеялись а няня горес_о вздохнув пров_дила взглядом любимого воспита_ика который бродил как (не)пр_кая_ый пока не взял с застекле_ой полк_ какую(то) книгу и устро_вшись в пл_тен_ом кресле ободран_ом кошкой Марусей частой гостьей Ирины Родионовны не забыл обо всем на свете. Леночка же узнала, что тесто бывает и рубле_ое и слое_ое и ра_ыпч_тое и блинч_тое, а п_рожки жаре_ые во фритюре разит_льно отл_чаются от пече_ых в духовой печи.

Иногда вздыхаешь и думаешь про себя.
И снова вздыхаешь.

(Л.Рубинштейн)

(В)скоре все собрались за столом накрыт_м накрахмале_ой скатертью и уставлен_ым (по)_царски р_скошными я_ствами.