Теория А.Л. Чижевского о влиянии солнечной активности на всемирно-исторический процесс. Чижевский был прав Чижевский солнечные циклы

Магнитное поле Солнца и выбросы плазмы непосредственно влияют на Землю и другие планеты Солнечной системы

В деле о столкновениях на Манежной есть след, на который никто не обратил внимания. Жаль, ведь виновник оказал не малое, а, возможно, даже основополагающее влияние на произошедшие события.

События 11 декабря 2010 года на Манежной площади Москвы, взбудоражившие страну, стали полной неожиданность не только для властных структур, но и для самих участников. Многие знали, что в этот день соберётся немалое количество молодых людей, желающих высказать свои претензии по поводу проводимой в России национальной политики. Однако такой массовости и такого накала страстей не ожидал, пожалуй, никто.

События на Манежной площади имели пролог в виде перекрытия Ленинградского проспекта столицы толпами возбуждённых футбольных болельщиков и эпилог в виде массовых стычек 15 декабря и уже совсем малочисленной манифестации 18 декабря в районе Останкино. Важно также отметить, что помимо описываемых событий в Москве, аналогичные процессы (хотя и не столь массовые) прокатились во многих городах России.

Резкая реакция российской власти, требование найти и наказать зачинщиков, последовавшие затем аресты, затенили для многих аналогичные массовые акции в других регионах. Например, за день до событий на Манежной площади столицу туманного Альбиона потрясли выступления студентов, возбуждённых решением парламента о повышении платы за обучение, когда атаке подвергся даже наследный принц британской короны. Чуть позже голосование в парламенте Италии, по результатам которых Сильвио Берлускони сохранил свой пост премьер-министра, также спровоцировали молодёжные волнения в Риме и столкновения с полицией. Не следует забыть массовые манифестации в Греции, Франции, Испании, которые очень похожи на то, что происходило в Москве в начале второй декады декабря.

Что объединяет все упомянутые события — это необычная ярость протестантов, массовость движений. Странным было также то, что начало декабря обычно характеризуется спадом социальной и политической активности. Стоит ли объединять все эти события в некий единый список или их синхронность и схожесть сценария не более, чем случайность? Ответить на этот вопрос нам поможет учение русского учёного Александра Леонидовича Чижевского.

Александр Чижевский родился в 1897 году в семье генерала артиллерии. Вся его научная деятельность была связана с тем, что называлось тогда «биологической физикой и космической биологией». Сегодня имя Чижевского многим знакомо благодаря бытовому ионизатору воздуха — «люстре», названной в его честь. К сожалению куда меньшей известностью пользуется его учение о связи между циклами солнечной активности и общественно-политической активностью человечества, изложенного им в работе «Физические факторы исторического процесса», написанной в Калуге в 1924 году.

В этой книге Чижевский писал: «Есть некоторая внеземная сила, воздействующая извне на развитие событий в человеческих сообществах. Одновременность колебаний солнечной и человеческой деятельности служат лучшим указанием на эту силу».

Непосредственным толчком к размышлениям Чижевского стало наблюдение за появлением больших пятен на Солнце, проделанное в 1915 году. Учёный обратил внимание на странное совпадение между появлением этих пятен на светиле и немедленным усилением военных действий на многих фронтах. Чуть позже, уже в 1917-18 г.г., Чижевский обнаружил, что февральскому и октябрьскому переворотам в России, а также революциям в Германии и Австрии предшествовали необычайно мощные подъёмы пятнообразовательного процесса на Солнце.

Как известно, т.н. солнечные пятна, наблюдаемые на поверхности светила, есть зоны с относительно низкой температурой. Эти пятна являются точками выхода сильных магнитных полей. Количество таких пятнен является одним из главных факторов, характеризующих солнечную активность. Активность Солнца претерпевает четыре этапа: 1) период минимума, 2) период увеличения активности, 3) период максимума и 4) период деградации (спада).

Полный цикл, заключающий в себе один максимум, один минимум и переходные этапы, занимает промежуток времени от 7 до 16 лет. Однако обычно используют среднеарифметическое значение длительности цикла, равную примерно 11 лет. Вопрос о причине возникновения пятен на Солнце и таком явлении, как солнечный ветер — выброс вещества с поверхности солнца в космос, — интересен сам по себе, но его детализация уведёт нас в сторону от рассмотрения идей Чижевского. Просто примем как факт, что изменение магнитной активности Солнца влияет на все планеты Солнечной системы, включая Землю, вызывая, например, такие явления, как магнитные бури, полярные сияния, перистые облака, оптические эффекты в атмосфере, колебания атмосферного электричества, грозы и др.

Однако этими явлениями влияние Солнца не ограничивается. Как писал Чижевский: «быстрые эпизодические увеличения активности Солнца могут вызвать резкие изменения в состоянии психики человечества и резко изменить его поведение… Имеется полное основание признать, что между периодическою деятельностью Солнца и общественной деятельностью человечества существует прямое соотношение».

Свои выводы Александр Леонидович Чижевский сделал на основании данных, которые ему предоставили обсерватории Mount Willson Solar Observatory, Eidgenossische Sternwarte в Цюрихе, Королевская обсервтория в Гринвиче; Steward Observatory в Аризоне и ряд других. Наблюдения за Солнцем ведутся с 1610 года, со времени открытия солнечных пятен Галилеем, что дало русскому учёному точные данные о солнечной активности за четыре века. По этим данным Чижевский с допустимой погрешностью построил таблицу солнечной активности всего периода человеческой истории. На эту таблицу он наложил важнейшие события истории человечества во всех регионах мира. В итоге выявил закономерность распределения исторических событий в рамках 11-летнего цикла солнечной активности.

Свою теорию периодических изменений поведения организованных масс, одновременных с периодическими изменениями в деятельности Солнца, Чижевский назвал — историометрия (измерение исторического времени посредством физических единиц). За первую и основную измерительную единицу отсчёта исторического времени Чижевский принял один цикл солнцедеятельности, равный в среднем 11 годам. Эту единицу отсчёта исторического времени он назвал историометрическим циклом.

Далее каждый исторический цикл, синхронный солнечному циклу, Чижевский разделил на четыре периода. Его статистические выкладки показали, что первый период — период минимальной возбудимости, длится 3 года; второй период — нарастание, 2 года; третий — максимальной возбудимости — 3 года, и последний (период затухания) равняет 3 годам. Плотность событий в периодах, согласно Чижевскому, распределяется следующим образом:
в 1-м периоде цикла (3 года) начинаются 5% всех исторических событий;
во 2-м (2 года) — 20%;
в 3-м (3 года) — 60%;
в 4-м (3 года) — 15%.

Не обошёл стороной Чижевский и вопросы, связанные с тем, что разные участки земной поверхности не в равной пропорции получают солнечную энергию. В частности, они писал: «Низшие же нецивилизованные племена и по сие время обитают либо в экваториальных, либо в полярных странах. Действительно, влияние географической широты в истории сказывается заметно. Так например, цивилизованные и многолюдные города лежат между двумя крайними изотермическими линиями в +16 и +4. На главной оси климатического и цивилизованного пояса с изотермой в +10 лежат Чикаго, Нью-Иорк, Филадельфия, Лондон, Вена, Одесса, Пекин… Таким образом, среднему количеству лучистой энергии Солнца соответствует высшая раса и высшая культура; минимуму и максимуму сопутствует низшая раса и низшая культура».

То есть с точки зрения Чижевского, на развитие цивилизации в одинаковой степени пагубно влияет и чрезмерное, и пониженное количество солнечной энергии. По нынешним временам эти идеи в толерантном мире были бы заклеймены, как реакционные, поскольку Чижевский не только постулирует наличие высших и низших рас и культур, но ещё даёт этому научное обоснование. Впрочем, Чижевский опирается в том числе и на точку зрения таких учёных, как Ломброзо, француза Морэ и других. Например, английский экономист Джевонс (W.S. Jevons, 1835-1882), на которого ссылается Чижевский, в своём труде «Commercial Crises and Sunspots» изложил собственную теорию о связи между промышленными кризисами и периодическим ходом солнцедеятельности.

Чижевский дал характеристику четырёх периодов открытых им всеобщих циклов исторических событий, которые в каждом столетии повторяются ровно 9 раз.

Чижевский считал, что первый период 11-летнего цикла (минимальной возбудимости) характеризуется разрозненностью и индифферентизмом масс к вопросам политическим и военным, миролюбивым настроением масс, уступчивостью, терпимостью и т. д. Изучая исторические события, Чижевский установил, что в первом периоде чаще всего заключаются мирные договора; подписываются акции капитуляции; народы подвергаются оккупации; максимально сокращается парламентаризм и усиливается единовластие или правление немногих.

Начало второго периода историометрического цикла (период нарастания возбудимости) характеризуется значительно большим подъёмом возбуждения масс. Единения масс ещё нет; только мало-помалу начинают вновь организовываться распавшиеся к периоду минимальной возбудимости партии и группы, намечаются вожди, определяются программы. Сила внушения снова проявляется на массах: государственные деятели, полководцы, ораторы, пресса восстанавливают своё значение. Вопросы — политические и военные — начинают превалировать в общественной жизни и постепенно обостряются.

Вскоре, через год, два, а иногда и меньше, берёт вверх единодушное требование масс, направленное на решение тех или иных вопросов. В течение второго периода следует различать три главных фазы в порядке постепенного их развития: 1) возникновение в массах идей; 2) группировка идей и 3) выявление одной основной идеи (поглощающей многие групповые идеи)

Третий период историометрического цикла (период максимальной возбудимости) — главный этап развития каждого цикла, разрешающий всемирно- исторические проблемы человечества и основополагающий новые исторические эпохи. Как пишет Чижевский, этот период «побуждает человечество к величайшим безумствам и величайшим благодеяниям: он воплощает идеи в жизнь путём пролития крови и лязга железа».

В третий период отчётливо выделяются следующие факторы:
возбуждающее действие на массы народных вождей, полководцев, и т.д.;
возбуждающее действие настроений и идей, обращающихся в массах;
быстрота возбудимости от единства психического центра;
размер территориального обхвата массовым движением.

Дадим снова слово Чижевскому: «Никогда влияние вождей, полководцев не достигает такой огромной силы, как в период максимального напряжения пятнообразовательной деятельности Солнца. В этот период иногда бывает достаточно одного вовремя сказанного слова или одного жеста, чтобы двинуть целые армии и народные массы. Не менее важное значение имеют идеи, обращающиеся в массах к периоду максимальной возбудимости. В этом случае влияние изустной агитации, а также прессы может приобрести решающее значение на исход того или иного политического или военного движения. В период максимальной возбудимости иногда бывает достаточно малейшего повода, чтобы массы воспламенились, подняли восстание или двинулись на войну. Даже один слух, пущенный в обращение массам, может повлечь всеобщее волнение и мятеж».

Период максимальной возбудимости способствует:
объединению масс;
выдвижению вождей, полководцев, государственных деятелей;
торжеству идей, поддержанных массами;
максимальному развитию парламентаризма;
демократическим и социальным реформам;
народовластию и ограничению единовластия;
восстаниям и смутам, бунтам, мятежам, революциям;
войнам, походам, экспедициям;
эмиграциям, переселениям, гонениям и др. вспышкам массовой деятельности человека.

Наконец четвёртый период историометрического цикла (период падения возбудимости) в историко-психологическом отношении не может изобиловать крупными событиями, но, обычно, в этом периоде завершаются те из них, которые возникли ранее. В целом, это период общего спада напряжения.

Вот таковы, вкратце, воззрения Александра Леонидовича Чижевского на роль Солнца в событиях человеческой истории. Разумеется, было бы значительным упрощением утверждать, что всё в человеческой жизни подчиняется этим 11-летним циклам и может быть сведено к элементарным алгебраическим формулам.

Сам Чижевский по этому поводу писал: «Теория физических основ исторического процесса позволяет констатировать факт наличия известного рода ритма в психической деятельности всего человечества и периодических колебаний в ходе всемирно-исторического процесса, как выражения этого ритма», но — «было бы совершенно ошибочно предполагать, что периодическая деятельность Солнца является основною причиною тех или иных исторических событий. Всякое такое событие есть динамическая реакция человеческих масс от всех действующих на них политических и экономических, а равно и естественных раздражителей, изменяющих их поведение и обусловливающих собою интеллектуальное и социальное развитие человечества».

Упрощая мысль Чижевского можно сказать, что активность Солнца не может провоцировать те или иные социальные процессы на пустом месте. Однако же в том случае, если в данном регионе имеются предпосылки социального недовольства, то скорее всего в третьей фазе цикла начнутся массовые социальные движения, ярость которых достигнет апогея в пик солнечной активности. В этой связи интересно посмотреть, в какой фазе «циклов Чижевского» произошли события декабря 2010 года.

В своей работе Чижевский приводил графики активности Солнца и социальной активности человечества. Из этих графиков, в частности, было заметно совпадения подъёмов в пятнообразовании и вспышек революционной деятельности народных масс России за период с 1 октября 1905 г. по 1 апреля 1906 г. (митинги и забастовки; бомбы и покушения; немедленные репрессии). Примем эту дату за отправную точку наших упрощённых расчётов. Будем иметь в виду, что в соответствии с логикой Чижевского — это третий период историометрического цикла (наибольшая возбудимость).

Спустя 11 лет произошёл, как мы знаем, Октябрьский переворот и началась Гражданская война. Опуская рассмотрение всех точек через каждые 11 лет, упомянем кратко, что на эти 11-летние интервалы (если считать от период 1905-1906 г.г) приходится начало Второй мировой войны (1939 г.), а также драматические события в Москве в конце 1993 года. Последней такой точкой стал 2005 год.

Если рассмотреть наиболее драматичные события в этой исторической точке, то следует отметить: массовую реакцию на захват террористами школы в Беслане (сентябрь 2004 г.); события в Украине, получившие название «Оранжевая революция» (конец ноября 2004 г.); начало кампании критики президентом Венесуэлы Уго Чавесом политики США (февраль 2005 г.); оппозиционный миллионный митинг в Бейруте после смерти премьер-министра Рафика Харири — самый крупный в истории Ливана (март 2005 г.); переворот в Бишкеке и «Тюльпановая революция» в Киргизии (март 2005 г.); смерть Папы Римского Иоанна Павла II, которая привлекла в Рим невиданное количество католиков (апрель 2005 г.); всплеск массового энтузиазма в России в связи с 60-й годовщиной Победы (май 2005 г.); серия терактов в лондонском метро (июль 2005 г.); начало крупных этнических беспорядков в предместьях Парижа (октябрь 2005 г.); массовые протесты мусульман в связи с появлением карикатур на Мухаммеда (февраль 2006 г.); массовые протесты студентов Франции против принятия нового трудового законодательства (март 2006 г.).

Поскольку солнечная активность вызывает не только социальные катаклизмы, но и природные явления, сюда же, судя по всему, следует отнеси крупнейшее землетрясение в Индийском океане у берегов Юго-Восточной Азии 26 декабря 2004 г. — в результате спровоцированного им цунами погибли около 230 тыс. человек; крупномасштабное отключение электричества на юге Москвы 25 мая 2005 г. (а также в 25 городах Подмосковья, в Подольске, в Тульской области, Калужской области); ураган «Катрина», который 29 августа 2005 г. обрушился на Новый Орлеан в США, затопив 80% города (одним из последствий стало массовое мародёрство, которое удалось подавить только вооружённым путём).

2006-й год должно отнести к чётвёртому периоду (спада возбудимости), за которым начался период минимальной возбудимости. В данной исторической точке из-за странного поведения Солнца (о чём будет сказано ниже) период спада и период минимальной возбудимости (четвёртый и первый в классификации Чижевского) прошли за меньший срок, фактически спрессовавшись в четыре года вместо шести. Далее начался период нарастания к которому, судя по всему, и следует отнести конец 2010 года. Снова дадим слово Чижевскому, который писал о периоде нарастания следующее: «В конце второго периода, который постепенно может принять бурный характер и обнаружить нетерпение и нервность народных масс, мы замечаем одно из самых важных явлений военно-политической жизни сообществ, а именно: стремление к соединению различных народностей, составляющих данное сообщество, в целях защиты или нападения, и слияние различных политических группировок для противодействия другим политическим группировкам».

Как видим, слова Чижевского как нельзя лучше подходят к тем событиям, которые мы видели в Москве в начале второй декады декабря с.г., а также к тем событиям, которые произошли в ряде европейских стран в это же время. Чижевский утверждал, что во втором периоде в социуме возникает некая основополагающая идея, которая постепенно завладевает массами; носители этой идеи «могут послужить психическим центром образования отдельных групп, объединённых одною основною идеею»; эта идея поглощает большинство групповых идей, приносимых ей в жертву, происходит массовое сосредоточение на этой единой идее.

Между прочим, многие люди отметили, что те идеи, которые были озвучены молодёжью на Манежной площади 11 декабря 2010 года моментально распространились в обществе и сочувственно обсуждались на улицах и в офисах.

Ну а что нам говорит наблюдение за Солнцем?

В 2009 году учёные отметили почти полное исчезновение пятен на поверхности Солнца. Старший научный сотрудник Института солнечно-земной физики СО РАН Сергей Язев сообщал, что «На Солнце вот уже практически два месяца нет пятен (такое учёные фиксируют впервые с 1913 года!), — если не считать кратковременных появлений крошечных пятнышек 23 июля и 4 сентября». Правда 14 июня и 5 июля на Солнце были зафиксированы мощные вспышки, но затем светило снова «уснуло».

К концу сентября 2009 года ситуация на Солнце изменилась. Несмотря на затишье, необъяснимо в три раза возросла сила солнечного ветра. На солнце неожиданно появились признаки солнечной активности, и, начиная с 24 сентября, Солнце словно пошло на штурм, пытаясь вырваться из апатии спада активности. На Солнце неожиданно появились признаки роста активности. Спутники GOES зарегистрировали поток рентгеновского излучения Солнца, который усиливался.

Далее наше дневное светило начало «набирать обороты» и пошло в разгон. 9 февраля 2010 г. на Солнце за сутки произошли сразу 22 крупные вспышки. Так часто звезда не вспыхивала с января 2005 года. Всего с 5 по 16 февраля на Солнце произошло более полусотни вспышек.

Начало грандиозного извержения вулкана Эйяфьядлайёкюдль в Исландии аналитики связывали с чем угодно, но только не с неожиданным резким всплеском солнечной активности. Конечно, данных о том, что эти два события связаны, не имеется, но факт есть факт — сейсмическая активность в районе вулкана Эйяфьядлайёкюдль началась с конца 2009 года, то есть тогда, когда Солнце «проснулось». В феврале — то есть после «пулемётной очереди» вспышек на Солнце, — учёные зафиксировали в районе ледника на вулкане перемещение земной коры на 3 см, после чего сейсмическая активность продолжала увеличиваться и достигла максимума 3-5 марта. Случайное совпадение?

Далее события развивались в том же ключе: несмотря на то, что на Земле творились явные погодные аномалии, почему-то никто не желал их связывать с тем, что Солнце «проснулось», причём очень резко. С 12 по 13 июня 2010 года на Солнце произошла серия крупных вспышек. Температурные катаклизмы, которые спровоцировали невиданный разгул лесных пожаров в июле-августе в Северном полушарии, связывали с чем угодно — даже со страшным американским погодным оружием, но только не с солнечной активностью.

Ну а что же события декабря этого года?

В ноябре 2010 года астрономы отметили небывало высокий уровень солнечной активности, начавшейся в самом начале ноября. 4 и 6 декабря 2010 специалисты Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) зарегистрировали интенсивные извержения на Солнце. Во второй половине дня 6 декабря 2010 зонд зафиксировал рекордный протуберанец длиной 700 тыс. км, что в 50 раз больше диаметра Земли. НАСА распространило сообщение, предупредив, что данный выброс плазмы, вероятно, вызовет масштабные магнитные возмущения на Земле. В конце недели, согласно этого сообщения, геомагнитные возмущения должны были достигнуть чрезвычайно высоких показателей. Конец указанной недели — это как раз 11 декабря 2010 года.

Можно конечно отмахнуться от теории Чижевского, как от исторического курьёза. Людям вообще свойственно искать ответы на различные вопросы где угодно, только не там, где эти ответы находятся. Мы ни на чём не настаиваем. Мы просто хотели лишний раз напомнить о теории, появившейся в начале XX века, которая прекрасно объясняет события, которые отстоят от времени рождения теории на век.

В своей книге Чижевский писал: «Государственная власть должна знать о состоянии Солнца в любой данный момент. Перед тем, как вынести то или иное решение правительству необходимо справиться о состоянии светила: светел, чист ли его лик или омрачён пятнами? Солнце — великий военно-политический показатель: его показания безошибочны и универсальны. Поэтому государственная власть должна равняться по его стрелкам».

Прислушается ли государственная власть к словам этого человека?

Между тем учёные предсказывают дальнейшее повышение солнечной активности, пик которой придётся на 2011-2012 годы. Как говорил Чижевский, пики солнечной активности ничем не грозят тем государствам, в которых нет социальных противоречий или, во всяком случае, они недостаточно высоки. Но горе тем обществам, социальное недовольство в которых превосходит определённый порог в момент пика солнечной активности или периода, который Чижевский назвал периодом максимальной возбудимости.

Закончить хочется словами Александра Леонидовича Чижевского, которые не внушают слишком большого оптимизма: «Солнце не принуждает нас делать то-то и то-то, но оно заставляет нас делать что-нибудь. Но человечество идёт по линии наименьшего сопротивления и погружает себя в океаны собственной крови».

Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – одна из выдающихся фигур нашего времени, «Леонардо ХХ века», как его иногда называли. Крупный ученый, поэт, художник, безукоризненный моральный авторитет, он был также глубоким мыслителем-космистом. Ему принадлежат многочисленные идеи мировоззренческого плана. Фундаментальное значение многих из них было очевидно и раньше. В 30-е годы за нетрадиционный взгляд на социально-исторические процессы А.Л.Чижевскому был приклеен ярлык «враг под маской ученого», и он долгие годы провел в заключении. Некоторые мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме. Сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. « Космос направляет мир к овладению Красотою » . Космизм был тем целенаправляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий. Одно из них – разработка ключевых фрагментов междисциплинарного направления исследований, которое сейчас называют «большой историей». Это направление включает биологическую и социальную эволюцию человека в рамки универсального эволюционизма – от флуктуации вакуума, породившей нашу Вселенную, до глобальных проблем современной цивилизации.

НЕОБХОДИМОСТЬ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Творческое начало А.Л.Чижевский видел прежде всего в природе. Любовь к творчеству, проявляющая себя в разных формах, « безусловно присуща » и человеку. Философия, наука, искусство, поэзия – каждое из этих высших творческих проявлений человеческого духа привлекало Чижевского, в каждое он внес свой вклад. Особенно его интересовали относимые им « к вопросам величайшей важности » следующие мировоззренческие проблемы: « …удастся ли нам когда-нибудь познать природу как она есть, а не как нам кажется. Хаос или гармония управляют всем происходящим в мире; однородно или многоразлично вещество, создающее видимый мир, и что оно представляет из себя; смертна или бессмертна органическая жизнь, случайна или вездесуща она; смертен или бессмертен мир; конечно или бесконечно пространство » . Подобно В.И.Вернадскому, настаивавшему на необходимости «научного мировоззрения», он подчеркивал, что огромную и даже доминирующую роль в решении этих фундаментальных проблем мировоззрения должна играть наука. Свою философскую позицию Чижевский называл «критическим реализмом» или «научным реализмом», что является синонимом материализма. В основе этой позиции лежит « уверенность, что создаваемая наукой, и только наукой, физическая картина мира представляет собой не одну лишь творческую способность нашего ума, а отражает подлинно существующие и независимые от нас процессы природы ». По его мнению, необходимо такое « приближение к научному постижению вещи в себе, которое стремится освободить научную картину мира от всякого антропоморфизма » . Материалистическая тенденция – доминирующая и определяющая черта мировоззрения Чижевского. В контексте своего понимания критического, или научного, реализма Чижевский высказал интересные соображения о процессе познания мира. Например, обсуждая природу философских принципов, выходящих за границы как экспериментального, так и теоретического исследования (цель которых « разгадать внутреннюю сущность вещей и дали неба »), он отметил, что открытию этих принципов содействуют образы, возникающие либо при участии каких-нибудь внешних факторов, либо « исключительно с помощью углубленного мышления и творческой фантазии ». При зарождении образа « имеет, очевидно, большое значение творческая интуиция » , подчеркивал Чижевский. К числу сделанных таким путем открытий он относил ряд философских концепций, нашедших впоследствии блестящее научное оправдание – атомизм Лукреция, образные «предчувствия» средневековых алхимиков о возможности превращения химических элементов и другие. Образы содействуют поискам связей между различными явлениями природы, дают возможность « рассматривать невидимое под образом видимого », исследовать « явления, не поддающиеся опыту » . Трактовка понятия материи в философской концепции Чижевского совершенно недвусмысленна. Материя рассматривается им как проявление энергетического начала: « Материальный мир есть арена последовательных и закономерных комбинаций и колебаний единого мирового субстрата – электричества. Материя образована из электричества… » . В дальнейшем движении своей философской мысли Чижевский высказывает идею, им самим называемую пифагорейско-платоновской. Это – идея о едином мировом законе, или принципе, стоящем по ту сторону природных явлений. « Если мы примем электро-атомистическое мировоззрение, согласно которому материя не существует, а есть лишь одно или два имматериальных электричеств, мы, согласно вышесказанному, должны будем невольно прийти к убеждению, что существует лишь один или два каких-то основных принципа, которые, воздействуя на то или иное “электричество”, создают и материю, и весь видимый внешний мир. Таким путем все многообразие ощущаемого мира, столь запутанное и разнохарактерное, будет объединено и сведено к обнаружению единого физического закона, действующего на единое физическое начало » . Достижения современного ему естествознания Чижевский интерпретировал так: « Идея неоплатоников о едином мировом субстрате и идея пифагорейцев о едином правящем принципе постепенно отрываются из недр времени и подготавливаются к более интенсивной жизни в грядущем » . Рассматривая проблемы симметрии в природе, он склонялся к тому, что иногда называют «пифагорейской мистикой чисел». Например, симметрия в строении листьев на дереве или чешуек на сосновой шишке подчиняется строгим числовым закономерностям того типа, открытие которых приписывается пифагорейцам. «Золотому сечению» пифагорейцев, которое в эпоху Возрождения называли еще Божественной пропорцией, видя в ней меру мировой Гармонии, Чижевский придавал большое значение. Все эти соображения он связывал с существованием «точного, извечно-сущего космического закона», определяющего изучаемые нами явления природы. Помимо материалистических, энергетистских, пифагорейских, неоплатонических идей, в концепции Чижевского немалое место занимают и астрологические представления, но коренным образом переосмысленные с позиций современной ему науки. Многочисленны обращения Чижевского и к древней мудрости Востока. Например, одна из центральных идей его концепции – идея ритма в космической эволюции – имеет своим истоком как античную, так и восточную философскую мысль. Идеи и образы, свойственные самым разным философским традициям, моделируют концепцию Чижевского, но это отнюдь не признак какой-то непоследовательности или эклектичности. В связи с этим вспомним известные слова Альберта Эйнштейна о том, что естествоиспытатель не может при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать себя принципами какой-либо одной философской системы. Он будет казаться реалистом, говорил Эйнштейн, поскольку объект его исследований – внешний мир, идеалистом – поскольку научные понятия теории он рассматривает как «свободные творения человеческого духа», не вытекающие непосредственно из опыта, платоником и пифагорейцем – поскольку считает логическую простоту необходимым и действенным инструментом исследования и т.д. С большой искренностью это высказывание раскрывает отношение великого естествоиспытателя к мировоззренческим, философским основаниям научного поиска. Невозможность вывести принципиально новое знание из уже известного заставляла его выходить за пределы эмпирического и теоретического уровня науки, в мировоззренческую сферу – для формирования новых идеалов и норм познания, новой научной картины мира. И таким был путь не одного только Эйнштейна. И Коперник, и Кеплер, и Ньютон, и Бор, и А.А.Фридман, создатель теории расширяющейся Вселенной, – все они шли аналогичным путем. Их творчество вдохновлялось теми философско-мировоззренческими идеями, которые были наиболее созвучны их собственным научным проблемам, причем, как правило, при этом более или менее органично сочетались взгляды разных мыслителей. Мировоззрение Чижевского также было многосторонним. Оно возникло на стыке разных традиций – философских и эзотерических. Все это не только вполне естественно, но и неизбежно на крутых поворотах человеческого познания, тем более в современную эпоху диалога культур Запада и Востока.

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОСМИЗМ» А.Л.ЧИЖЕВСКОГО

Чижевского справедливо относят к русским космистам. И действительно, все его творчество – мировоззренческое, научное, художественно-поэтическое – буквально пронизано образами, метафорами, идеями связи человека и космоса. Эта связь наполняет многообразными смыслами и понимание А.Л.Чижевским «большой истории». Специфика космизма Чижевского заключалась в том, что, проявляя большой интерес к проблемам космической экспансии человечества, а также к «активно-эволюционному подходу», он сам этих проблем не разрабатывал. Более того, из некоторых его высказываний следует, что он неодобрительно оценивал призывы к «покорению природы». Он писал, например, что антропогеография должна отказаться от старого взгляда, « будто бы с ростом культуры человек подчиняет себе природу и постепенно освобождается от нее » . Он видел большую долю истины в старой мысли, высказанной еще Бэконом: « Природой можно повелевать, только подчиняясь ей ». Вместе с тем он еще не мог видеть в полной мере негативных моментов технологического процесса, считая, что если человек « берет от природы все, что ему необходимо для поддержания собственной жизни, то этот факт ясно показывает, что человеческие агрегаты представляют собой некоторую составную часть природы, но ни в коем случае не полную ее противоположность… » . Акцент в мировоззренческих размышлениях Чижевского сделан на единстве космической и земной природы и человека: « …мы должны представлять себе человека и его агрегаты, сообщества и коллективы как продукт природы, как часть ее, подчиненную ее общим законам » . Иными словами, его интересовали преимущественно аспекты космизма, связанные с осмыслением единства мира и человека как неотъемлемой части этого мира. Свое понимание основного принципа космизма Чижевский формулировал так: « В свете современного научного мировоззрения судьбы человечества, без сомнения, находятся в зависимости от судеб Вселенной » . Приведем еще одно его высказывание, которое разъясняет смысл этого принципа: « Человечество, населяющее Землю, находится под постоянным, мощным и сложным воздействием Космоса, которое мы лишь с трудом учимся улавливать и понимать. Но для нас уже нет никакого сомнения в том, что жизнедеятельность и отдельного человека, и всего человечества находится в тесной связи с жизнедеятельностью всей Вселенной. <…> В этом научном воззрении, всецело вмещающем в себя философские догадки древних, заключается одна из величайших научных истин о мировом процессе как едином и цельном явлении. Охватывая все стороны неорганической и органической эволюции, он представляет собой явление вполне закономерное и взаимозависимое во всех своих чувствах и проявлениях » . Эти мысли практически совпадают с идеями других русских космистов, особенно Циолковского. Но интерпретация принципа космизма, вкладываемый в него конкретный смысл у Чижевского отличается большим своеобразием. Он подробно обосновал взгляд, которого у других космистов мы не встречаем и который в 20–30-е годы прошлого века выглядел «еретическим». Впрочем, не менее «еретическим» воспринимается он и сейчас. Речь идет о влиянии на науку астрологии как социокультурного феномена. « Может быть, первый человек, посмотревший на звездное небо, распростертое над ним в тишине темно-синей ночи, понял, что хор движущихся в вышине светил составляет нечто общее с его подножием – с Землею и не может поэтому не иметь с нею прямой, хотя и невидимой связи. Из такого элементарного наблюдения, подкрепленного доводами самой непритязательной логики, родилась та “мнимая” наука, которая называется астрологией » . Астрология, по А.Л.Чижевскому, представала влиятельным феноменом мировой культуры на протяжении тысячелетий, затем была похоронена, но, как оказалось, преждевременно. Пережив ряд глубоких преобразований, человеческая мысль вернулась к тем « первоначальным философским концепциям, которыми болела на заре истории человечества », включая и астрологию. Особенно импонировало Чижевскому сложившееся в умах астрологов, еще за тысячелетия до начала опытного изучения природы, « глубочайшее убеждение в том, что жизнь представляет собой лишь трепет космических сил, поток космической энергии, направленной сверху вниз ». К этому он добавлял, что, « объясняя мировой процесс вибрацией космических сил, астрология тем самым освобождала мысль от гнета церковной догмы и освежала ее дуновением широчайших просторов, шествовала впереди всех наук как их лучшее философское завершение, как передовой боец за свободу человеческого духа » . Конечно же, не о возрождении каких-то древних суеверий говорил Чижевский. Он имел в виду лишь некоторые мировоззренческие идеи, целенаправляющие современный научный поиск. « В то же время всякому ясно, что между нашими выводами и астрологией – такая же пропасть, как между электрической химией и наукой о философском камне », – решительно подчеркивал он . Наиболее характерная черта космизма Чижевского, выявляющая его глубинные связи с эзотерикой, – энергетическая направленность. Смысл разработанной им версии космизма составляет принцип превращения космической, прежде всего солнечной энергии в энергию психических процессов людей и человеческих сообществ, что определяет, согласно Чижевскому, некоторые важнейшие черты социально-исторических процессов. О влиянии энергетики космоса на человечество говорили, как известно, и другие космисты, особенно К.Э.Циолковский. Он считал, что «воля космоса», то есть психическая энергия «высших разумных сил», передается человечеству и определяет многие стороны его жизнедеятельности. Но в космической философии Циолковского эта идея не является основополагающей, тогда как у Чижевского мысль о воздействии энергетики космоса на энергетику земных процессов – основная и наиболее оригинальная. И надо сказать, что в современную эпоху, когда освоение дальнего космоса остается нереализованной мечтой, разрабатывавшийся Чижевским аспект космизма, связанный с изучением роли космических факторов в биологических, психологических и социально-исторических процессах, становится наиболее значимым для современной культуры.

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНООБРАЗНОСТИ, ЕДИНООБРАЗИЯ И ДЕТЕРМИНИЗМА

Ключевое место в философской концепции Чижевского занимает идея существования единого закона всего сущего. Единство мира Чижевский понимал как его единообразие. « Вселенная, которой управляет один-единственный закон, части которого мы познаем с таким трудом, не может быть разнородна и не одинакова на всем своем великом протяжении. Как у нас на Земле, так и на расстоянии миллиардов световых лет – властвует та же закономерность, та же целесообразность и гармония » . Принцип единообразия в контексте своего «энергетического космизма» Чижевский обосновывал следующим образом: « Материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных комбинаций единого субстрата – электрона. Поэтому мы будем утверждать, что физическая картина отдаленного мира похожа на нашу! Но мы смеем утверждать, что если существует материя, то ее проявление подобно тому, каковое наблюдаем и мы. Мы можем также утверждать, что единый принцип, создающий наш мир, один и тот же и проявляется в самых удаленных участках Вселенной с той же последовательностью и в том же порядке действия. Таким образом, мы приходим к утверждению Единства образующего физического закона во всей Вселенной » . Из этого единообразия мира как следствие выводится «единство логического мышления», поскольку оно развивается в неразрывной связи с внешним миром. Другим аргументом, подтверждающим единообразие мира, была для Чижевского мировая гармония. Идея единообразия и порядка жизни всего мироздания «б езусловно вытекает из каких-либо основных его свойств, основных его законов ». Таким свойством и является гармония мира. « Человеческий род, населяющий земной шар, может служить образцом того творческого воздействия, которое расточается Вселенной в силу ее совершеннейшей гармонии». Постоянное отображение этой мировой гармонии человеческим мозгом «только и могло породить тот строй мысли, каким наделены ныне представители культурных рас » . Таким образом осуществляется в философской концепции Чижевского единство различных образов мира. Но если « Земля и все населяющее ее живое представляют собой органическую систему, zoon – Платона, следует предположить, что могущественные нарушения, имеющие иногда место в физико-химической среде Земли, должны вызывать мощные пертурбации и в органическом ее царстве. Таким образом, следовало допустить, что наиболее крупные движения в человеческом мире протекают одновременно с какими-либо колебаниями или изменениями сил окружающей природы » . Мы еще раз убеждаемся, что мировоззренческие принципы действительно выступают у А.Л.Чижевского в качестве направляющего стержня для разработки его научной концепции. Принцип единообразия космоса лежит в основе принятого Чижевским подхода к исследованию проблем взаимосвязи космических и земных факторов, который был типично редукционистским1. Если свойства космоса определяются принципом единообразия, то « не должны ли быть приложены к изучению исторического процесса и социальной эволюции методы и принципы физики и математики? Владения физики – вся Вселенная, вся целиком, а потому физика должна сказать свое слово при рассмотрении любого в мире вопроса. Она должна осветить лицо истории своими законами о веществе, связать человека с человеком, человечество с природою путем установления для органических существ законов, аналогичных законам неорганического мира… Современная точная наука мало-помалу уже вступает на этот путь, человеческая воля становится доступной опыту, и сам человек из сферы чудес переводится в ряд закономерных физико-химических явлений природы » . Конечно, такой подход является спорным. Попытки сведения высших проявлений психической деятельности человека к физико-химическим факторам предпринимались неоднократно, но успеха не имели, хотя редукционизм – один из наиболее популярных и признанных методов современной науки. Обратим, однако, внимание на весь контекст процитированных рассуждений. Основное в них – признание единого закона мира. Сегодня эта мысль Чижевского очень созвучна поискам современной физики, нацеленным на построение «единой теории всего». Несмотря на прямые, казалось бы, редукционистские рассуждения, в своей концепции Чижевский подразумевает выведение свойств различных структурных уровней мира из этого пока не открытого закона еще не созданной физической теории, закона, который жестко детерминирует все процессы в космосе, связывая их единой цепью. Принцип пандетерминизма, то есть причинно-следственной связи всего со всем также является смысловым стержнем этой концепции, соединяющей различные образы мира. Детерминизм выступает формой проявления единого физического закона, лежащего в основе космоса. По словам Чижевского, « в жизни природы все последовательно и все сопричинно связано между собою. Мир есть сложная система зависимых переменных, а не музей отдельных явлений, не перечень неподвижных фактов » . Вот почему и жизнедеятельность человечества причинно обусловлена жизнедеятельностью Вселенной. Принцип детерминизма выполняется в космосе А.Л.Чижевского с исключительной жесткостью и без каких бы то ни было модификаций. Ему подчинены все энергетические процессы, среди которых особое место занимают переходы космической энергии в психическую энергию индивидов и человеческих сообществ. « Силы внешней природы связывают и освобождают заложенную потенциально в человеке его духовную сущность и принуждают интеллект действовать или коснеть » . Анализируя понимание Чижевским принципа причинности в контексте современной научно-философской мысли, мы убеждаемся, что этому принципу он иногда придавал несколько расширенный смысл. Согласно обычному пониманию принципа причинности, одно явление (причина) при определенных условиях способно порождать другое (следствие). От связей изучаемых явлений с остальными, а тем более с космосом в целом, при этом отвлекаются. Если же причина и следствие рассматриваются в контексте мирового целого, детерминизм как бы растворяется в образе всеобщего взаимодействия. Специфика исследований Чижевского состоит, однако, именно в том, что он решал комплексную проблему взаимодействия множества космических и земных факторов, в которой переплетаются разные звенья причинно-следственных цепей, то есть уровни причин, рождающих космические влияния на земные процессы. Но в то же время в своей концепции А.Л.Чижевский рассматривал эти причинно-следственные связи и в обычном, то есть более узком смысле. Необходимо отметить, что в современных представлениях многие уровни реальности (например, изучаемые субатомной физикой) описываются не строгими причинно-следственными связями, а статистическими, вероятностными закономерностями. Они сейчас рассматриваются не как приблизительное знание точных причинно-следственных законов (что было в концепции А.Л.Чижевского), а как самостоятельная и, возможно, даже более фундаментальная черта космоса. Активно пробивает себе дорогу и идея, согласно которой наиболее глубинным космическим фактором является не детерминизм, а, напротив, спонтанность (самопроизвольные, беспричинные изменения). Однако вполне возможно, что все эти принципы и идеи не исключают друг друга, а окажутся, в конечном счете, дополнительными, описывающими разные аспекты мирового процесса.

ПРИНЦИП КОСМИЧЕСКОГО РИТМА. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ А.Л.ЧИЖЕВСКОГО

Принцип эволюции был высказан А.Л.Чижевским в форме, которая по сути предвосхищает современную концепцию универсального эволюционизма. Космос, считал он, « не знает истощения, ему присуща вечная жизнь, обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным космическим маятником » . В духе учений восточной мудрости размышлял Чижевский о том, что мировая гармония обусловлена ритмами космической эволюции. Одна из основных задач науки состоит, по его мнению, в создании «эволюционной теории» законов природы. В этом контексте Чижевский говорил о присущей явлениям природы связи, выражаемой характерным для них образом, который он возводит « до степени принципа природы, то есть такого начала, каковым руководствуется природа во всех своих проявлениях. Единство принципа вносит в мир Гармонию, а Гармония является важнейшим пробным камнем вероятности всякого учения. Принцип этот и есть – principium universale circulationis – т.н. всеобщий принцип кругооборота ». Философская концепция Чижевского пронизана « общею идеей: Палигенезиса, Вечного Возрождения, Вечного Круговорота – Бессмертия Космоса! ». Может быть, « этот принцип, проводимый природою во всех своих проявлениях, и есть та удивительная, затаенная в сокровенных основах мироздания простота, которую предчувствовали древние, воспели поэты и о которой говорили нам философы. Или это, может быть, и есть та великая мировая Гармония, которая одинаково одухотворяет, движет согласно непреложных законов по непреложным путям как самые грандиозные, так и самые ничтожные, еле ощутимые процессы » . А.Л.Чижевский рассматривал бесконечную причинно-следственную цепь событий, детерминируемых «единым физическим законом», который определяет не только фундаментальные свойства космоса и его структуру, но также процессы универсального эволюционизма. Он пришел к выводу: идея хаоса возникает потому, что каждое физическое явление « оказывается результатом бесконечно большого числа причин », совокупностью которых определяются те или иные его аспекты. « То есть ни одно явление, каковое доступно нашему непосредственному наблюдению, не является причиною и следствием одновременного действия одного и того же физического закона, а представляет из себя в известной степени итог исторически складывающихся факторов и комплекс всех местных сопричастных его проявлению обстоятельств и условий » . Но исследователь обычно принимает во внимание только некоторые из них, пренебрегая другими. Отсюда и возникают в познании образы хаоса. Если же мы, изучая природу, частью которой является, согласно Чижевскому, и общество, будем переходить от одного звена к другому в общей цепи явлений, то усмотрим в них « последовательность и закономерность, а следовательно, и известную гармонию » , которая, в противоположность хаосу, является, таким образом, фундаментальной чертой бытия. Что можно сказать об этих размышлениях? С позиций современной науки они представляют несомненный интерес, но требуют определенных уточнений. Во-первых, синергетика, то есть теория самоорганизации, не рассматривает хаос как нечто совершенно бесструктурное, неорганизованное и как бы незакономерное. Хаос заключает в себе набор аттракторов – тенденций дальнейшей эволюции; они и определяют направленность космических процессов становления. Во-вторых, синергетика отказалась от образа мира, процессы в котором определяются жесткими причинно-следственными цепями. Процессы эволюции имеют «точки бифуркации», в этих точках самоорганизующаяся система непредсказуемым способом выбирает возможные пути дальнейшей эволюции. Это свидетельствует о том, что движение познания к «первопричинам всех причин» не может следовать логике жесткого детерминизма. В-третьих, ритмические процессы, обнаруживаемые в космосе, с точки зрения современной физики и синергетики оказываются лишь аспектом необратимых изменений космических структур. В-четвертых, современная физика действительно открыла в субатомном мире ряд фундаментальных симметрий, но обнаружены и процессы их спонтанного нарушения, которые концепцией Чижевского не предусматриваются. В целом же образ универсального эволюционизма, предвосхищенный Чижевским, вошел в парадигму современной науки, – но в иной, вероятностной форме.

О КОСМИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ ГЕОФИЗИЧЕСКИХ, БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Мировоззренческие идеи А.Л.Чижевского сыграли роль основания, целенаправляющего разработку его концепции влияния космических факторов на геофизические, биологические и социальные процессы. Выход в мировоззренческую сферу диктовался синтетичностью этой проблемы, необходимостью сопряжения знаний естественных и гуманитарных наук. Для объединения их в систему требовались принципы высокой степени общности. Чижевский эти принципы нашел, что и предопределило его научный успех. Исследуя протекание геофизических, биологических и социально-исторических процессов на собранном им огромном статистическом материале, Чижевский показал тесную связь ритмических изменений этих процессов с циклами космической, в частности солнечной, активности. Он установил, что в хаотической, казалось бы, структуре земных процессов можно выявить ритмы, обусловленные космической энергетикой. В причинную зависимость от солнечной активности им были поставлены такие геофизические факторы, как, например, напряженность земного магнитного поля, частота появления полярных сияний, колебания климата, землетрясения и многие другие. Далее, периодические колебания солнечной активности оказались причинным фактором, оказывающим заметное влияние на процессы рождения и смертности, развертывания эпидемий и пандемий и др. Эти исследования Чижевского получили самое широкое признание, их и сейчас интенсивно продолжают во многих странах. Иное отношение сложилось к наиболее впечатляющим результатам, которые были получены Чижевским при изучении космических факторов социально-исторических процессов. « Изучая статистические основные моменты всемирно-исторического процесса, – писал он, – мы пришли к выводу о могущественном влиянии солнечных факторов на поведение человеческих масс, обусловленное, по-видимому, энергетическим механизмом. Этот вывод позволил нам включить всемирно-исторический процесс в ряд явлений природы и рассматривать его как явление космическое » . Как известно, световое излучение Солнца остается постоянным с точностью до нескольких процентов на всем протяжении социальной истории человечества. Но корпускулярная активность Солнца, которая заключается в выбросе масс заряженных частиц, периодична. Ее цикл охватывает в среднем 11,2 года. Статистический анализ исторического процесса выявил в нем периодические изменения, которые оказались практически одновременными с колебаниями корпускулярной активности Солнца. Войны, революции, массовые волнения, в том числе религиозные, распространение ересей, политических заговоров и так далее строго совпадают с максимумами солнечной активности. Это касается и различных эпидемий (холеры, гриппа, возвратного тифа, полиомиелита и так далее). На основании этого Чижевский формулирует положения, характеризующие течение человеческой истории: « 1. На различных континентах Земли, в различных странах, у различных народов, зависящих или не зависящих один от другого в политическом или экономическом отношении, а равно и по отношению к занимаемой территории, главные моменты их исторической жизни, сопряженные с движением больших масс, стремятся быть синхроничными; количество протекающих одновременно в различных участках Земли исторических событий с приближением к максимуму солнцедеятельности постепенно увеличивается, достигая наибольшего числа в эпохи максимумов, и уменьшается с приближением к минимуму. Это позволяет считать каждый цикл исторических событий всемирно-исторического процесса – всеобщим. 2. В каждом столетии всеобщий цикл исторических событий повторяется ровно 9 раз. На всем протяжении всемирной истории человечества, начиная с 500 г. до Р.Х. и по сие время, в каждом веке нами обнаружено по 9 отчетливо обрисовывающихся концентраций начальных моментов исторических событий. Таким образом, можно считать, что каждый цикл всеобщей исторической, военной или общественной деятельности человечества равен, в среднем арифметическом, 11 годам. 3. Эпохи концентраций исторических событий разделены между собою эпохами, в течение которых количество вновь возникающих исторических событий падает до минимума. 4. Эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятельности; эпохи разряжений совпадают с эпохами минимумов. За время с 1610 г. последние положения нужно считать установленными вполне, ввиду значительного количества исторических данных, а затем и точности наблюдений за солнцедеятельностью. 5. Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнцедеятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр., протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:

ПЕРИОД ЭТАПЫ ВОЗБУДИМОСТИ I минимальная возбудимость II нарастания возбудимости III максимальная возбудимость IV падение возбудимости

Эти четыре этапа (назовем их периодами) стремятся быть вполне одновременными с соответствующими им эпохами солнцедеятельности: минимумом пятен, нарастанием максимума, максимумом и убыванием максимума с переходом в минимум » . Откуда человеческие массы черпают ту огромную энергию, которую они затрачивают в процессах социально-исторической активности? С точки зрения А.Л.Чижевского, массовые движения человеческих коллективов и сообществ представляют собой не что иное, как процесс преобразования получаемой Землей солнечной энергии. Необходимо, однако, проследить механизмы этой трансформации. Как уже отмечалось, А.Л.Чижевский сводил энергию социальных процессов к психофизической энергии человеческих организмов. По его мнению, социальные движения подобны психическим эпидемиям. Они развиваются на той же самой основе, что и истерии, то есть на почве ущемления инстинктивных потребностей. Их возбудителями являются «темные области» человеческой психики, управляющие некоторыми механизмами нашего поведения. Изучение индивидуальных психических реакций позволит подойти к более глубокому пониманию коллективных реакций, возникающих в массах под влиянием условий, препятствующих полному выявлению их интересов. Мост от индивидуальных реакций к коллективным представляет собой то, что, согласно А.Л.Чижевскому, может быть названо «нервно-психической конституцией» социальных масс. Ибо каждый способен на истерию, поскольку в нем заложены древние формы инстинктов, скрытые рядом последующих наслоений. Как только эти наслоения спадают, человек и человеческий коллектив оказываются во власти древних инстинктов. В связи с этим рождается парадоксальная мысль: « Я хочу сказать, что историей надлежит заниматься психиатрам и невропатологам, а историкам изучать психиатрию. В результате такого обмена знаниями с лица истории должна быть сорвана та маска, которая до неузнаваемости искажает ее зоологические черты. Бог истории – это инстинкт, физиологическая реакция человечества на непрерывное воздействие внешнего мира » . Изучение этих воздействий, определяемых космическими факторами, приведет человечество к постепенному овладению своими психическими силами, что в корне изменит условия его жизни. Разработанная А.Л.Чижевским концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, несомненно, одним из наиболее ценностно-значимых достижений научной мысли ХХ века, сравнимых с созданием квантовой механики или генетики. Она непосредственно касается проблемы судеб человечества, которая с такой неотвратимостью поставлена перед современной цивилизацией. Казалось бы, концепция космических факторов исторического процесса должна вызвать в современной культуре немедленный взрыв интереса, по крайней мере, не меньший, чем ее космобиологический аспект. Но этого пока не случилось. В очередной раз возникла парадоксальнейшая ситуация – подобно многим другим достижениям научной мысли, опередившим свое время, социально-исторического аспекта концепции А.Л.Чижевского вот уже многие десятки лет как бы не замечают. Почему же? Конечно, о невысказанных мотивах можно только догадываться, но все же рискнем обозначить некоторые из них. Несомненно, в какой-то мере свою роль сыграло недостаточное знакомство с этим аспектом концепции А.Л.Чижевского, которая была опубликована в Калуге в 20-е годы прошлого столетия небольшим тиражом, а затем попала в контекст «репрессированной науки». Сейчас идеологические запреты сняты, но свое дело они сделали, на многие десятилетия окружив концепцию А.Л.Чижевского завесой недоверия, страха и забвения, надолго вытеснив ее из культуры. Инертное отношение к замечательным социально-историческим идеям А.Л.Чижевского объясняется, кроме того, комплексом вполне понятных факторов социокультурного и научного характера. В связи с этим выделим три основных, на наш взгляд, момента. Во-первых, в современной культуре существует большое число влиятельных концепций социально-исторического процесса, с которыми идеи А.Л.Чижевского либо плохо совместимы, либо даже им антагонистичны. Во-вторых, восприятие концепции Чижевского в собственно научном контексте затруднено тем, что она находится, как уже отмечалось, на стыке многих научных дисциплин. Выдвинуть такую концепцию мог только энциклопедически образованный человек, каким и был Александр Леонидович Чижевский, но широчайший кругозор необходим также и для понимания и оценки его концепции. Увы, для нашего времени характерна узкая специализация, новых Ломоносовых оно не рождает. В-третьих, при обсуждении концепции А.Л.Чижевского часто высказывались «принципиальные» возражения по поводу ее существа. Отметим следующие: – недостаточная математическая проработанность концепции на основе современных статистико-вероятностных методов; – сведение социально-исторических проблем к психологическим, с особым акцентом на феномене массовой истерии. Тем самым вообще отрицался вклад А.Л.Чижевского в решение проблем «большой истории». Подобного рода претензии лишь подчеркивают настоятельную необходимость дальнейшей разработки концепции А.Л.Чижевского на уровне современной науки, анализа имеющихся в ней упрощений, отказа от устаревших моментов, свойственных ей, как и любой научной концепции. Ведь речь идет о наиболее приоритетных вопросах современной культуры. Биосфера и социосфера Земли представляют собой открытые системы, самоорганизация которых определяется не только земными, но и космическими факторами (во многом – квантовыми механизмами). Современная синергетическая парадигма либо уделяет этим факторам в контексте человеческой истории недостаточное внимание, либо даже игнорирует их. Но есть достаточно веские основания считать, что концепция самоорганизующейся Вселенной не может пройти мимо этих влияний. Носящие резко нелинейный характер, эти воздействия во многих случаях оказываются определяющими. Конечные выводы А.Л.Чижевского зависят от принятых им устаревших предпосылок (пандетерминизм) лишь по своей форме, но не по содержанию. Они могут быть включены в современную постнеклассическую науку. Причинно-следственная связь спонтанных нестационарных процессов на Солнце с жизнедеятельностью биосферы и социосферы может быть понята в контексте вероятностного способа описания и объяснения. Концепция Чижевского выступает необходимым фрагментом сценария самоорганизующейся Вселенной. Она имеет первостепенное значение для разработки проблем «Большой истории», непосредственно включая социально-исторические события в рамки процессов космической самоорганизации. Спонтанные проявления вспышечной активности Солнца играют роль спусковых механизмов, периодически вызывающих нелинейные по своей природе земные последствия. Выявленные А.Л.Чижевским механизмы воздействия солнечной активности на социально-исторический процесс по своей сути совпадают с теми, которые сформулированы Г.-К.Юнгом в его аналитической психологии. Чижевский обнаружил влияние солнечной активности на сферу коллективного бессознательного и через нее – на человеческую историю. Это влияние носит вероятностный, стохастический характер. Так, не во всех странах одновременно происходят эпидемии, войны, революции, но вспышки на Солнце нелинейным образом усиливают влияние земных факторов. Отсюда следует, что концепция космических факторов биологических и социальных процессов является, вопреки распространенному равнодушию, одним из наиболее ценностно значимых достижений научной мысли XX века, сравнимым с разработкой квантовой механики или генетики. Она непосредственно затрагивает перспективы человечества в условиях нарастания глобальных проблем техногенной цивилизации. Будем же надеяться, что русский космизм, открывший дорогу к пониманию будущего, – в том числе концепция А.Л.Чижевского, – поможет человечеству и нашей Родине, России найти выход из временного тупика, в котором оказалась современная цивилизация.

2.2. Религиозно-философский космизм.

«И вновь, и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от колебаний.
И норд сверкал, и двигались смерчи.
И родились на ниве состязаний Фанатики, герои, палачи...»

А.Л. Чижевский

На основании статистических исследований А.Л. Чижевский в 20-х годах ХХ века, обнаружил взаимосвязь пятен на Солнце и 11-ти летним историческом циклом (до него это цикл был выявлен ещё в начале XIX века).

«В начале XX века он на основе обработки статистического материала по истории более 50 государств (с 500 г. до н.э. и до 1914 года н.э.), пришёл к выводу, что массовые явления - войны, мятежи и революции - связаны с 11-летними циклами солнечной активности […]

При этом А.Л. Чижевский выделял четыре интервала плотности событий, связанных с появлением пятен на Солнце: первые 3 года - 5% событий, вторые 2 года - 20% событий, следующие 3 года - 60% событий и, наконец, последние 3 года - 15% событий. Он предсказал, что в период повышения солнечной активности с 1927 по 1929 г. должны происходить социально-исторические события, которые могут изменить политическую карту мира. Теперь мы знаем, что в конце 20-х годов в прошлом веке действительно разразился крупный экономический кризис, в России набирал силу тоталитарный режим, а в Германии дозревала ситуация к становлению фашизма. Хотя вряд ли результаты работы А.Л. Чижевского можно трактовать как однозначные. Раскладывая события по временной шкале легко впасть в ошибку».

Иваницкий Г.Р., Круговорот общество и наука, М., «Наука», 2005 г., с. 235-236.

«Основной цикл солнцедеятельности только приблизительно составляет 11 лет. В действительности же продолжительность его достигает иногда 16, а иногда 17 лет. Назревание максимума, его продолжительность и упадок не намеряются определёнными сроками, а всякий раз варьируют, вследствие пока ещё неизвестных причин. Поэтому при установления и тем более попытках предсказать состояние Солнца в какой-либо точке периода необходима, чрезвычайная осмотрительность. Переломы в деятельности Солнца, знаменующие собой точки наивысшего подъёма и наименьшего падения, могут быть названы с точностью лишь через несколько месяцев, а иногда и годы спустя путём сличения с данными солнцедеятельности за более или менее продолжительный срок. […]

… было бы совершенно неверным предполагать, что заболевания или смертные случаи вызываются космическими или атмосферно-теллурическими явлениями. Этого, конечно, допускать нельзя. Речь может идти о том толчке со стороны указанных внешних факторов, который, падая на подготовленный организм, приводит его к гибели. Если стать на эту точку зрения, то станет ясным, что время усиленной смертности определяется космическими факторами, а число смертей - готовностью организма к восприятию внешнего влияния, в данном случае космических радиации вредоносного характера.

Поэтому, естественно, необходимо строго разделять: 1) внешнее воздействие на организм и 2) готовность организма к его восприятию. Это две вещи совершенно разного значения.

Тем не менее не лишено вероятности и то предположение, что если данного характера космическое излучение повторяется часто или имеет слишком большую длительность, то и оно может настолько расшатать организм, что станет фактором готовности, т. е. обратится из фактора предрасполагающего в фактор вызывающий, провоцирующий. Иными словами, длящегося в течение многих дней влияния даже самых слабых электрических импульсов было бы, пожалуй, достаточно, чтобы в конечном итоге вызвать расстройство в электрическом хозяйстве больного организма».

Чижевский А.Л., Земное эхо солнечных бурь, М., «Мысль», 1976 г., с. 29 и 323.

"И жизни лик подернулся гримасой;
Метался компас - буйствовал народ,
И над землей, и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход…
"


По прогнозам ученых, Солнце вступает в свою очередную активную фазу. Каждые 11 лет у светила начинается бурная жизнь. Как следствие - сильные магнитные бури на нашей планете. Еще в начале прошлого века русский биофизик Александр Чижевский предположил связь между активностью Солнца и социальными процессами на Земле, которые порой меняли ход истории . В эти дни создателю новой науки - космической биологии исполнилось бы 115 лет (мое прим. - статья написана в 2012-ом ).

Вышеупомянутое стихотворение "Земное эхо солнечных бурь" Александр Чижевский написал в 23 год. Ему прочили будущее поэта. Маяковский о стихах Чижевского заметил: две любовницы, наука и поэзия, это много - надо выбрать одну. Чижевский выбирает первую и становится пионером новой науки - космической биологии .

"Он настолько опережал свое время, что даже ученые его не все понимали. Будем говорить, что его только недавно по-настоящему стали понимать ", - рассказывает заведующая Домом-музеем Чижевского в Калуге Людмила Энгельгардт.

Что Солнце влияет на ход истории, Чижевский обратил внимание еще 17-летним юношей. Когда его отец, полковник артиллерии, ушел на фронт в 1914 году, Шура на карте отмечал флажками позиции войск. Увлекаясь астрономией, он наблюдал и за Солнцем. В день, когда на карте флажки надо было переставлять часто, то есть шли активные боевые действия, на Солнце появлялось много пятен. Насколько эти события связаны? Этот вопрос он задал Циолковскому.

"Было бы удивительно, если бы этого не было, но вам, молодой человек, придется зарыться в изучении статистики, точных наук, - цитирует ответ Циолковского Людмила Энгельгардт. - Почему Чижевский и поступает сразу в два института…"

Жизнь Солнца ученые отмеряют одиннадцатилетними периодами. Светило то спит: нет ни вспышек, ни пятен, - то бодрствует. Чижевский проштудировал кучу архивов. Сопоставил солнечные циклы с мировой историей. Результаты ошеломили его. Все масштабные исторические события случались в период активного Солнца . Подтвердил это и век XX.

Геомагнитные бури - возмущение магнитного поля Земли длительностью от нескольких часов до нескольких суток, вызванное поступлением в окрестности Земли возмущенных высокоскоростных потоков солнечного ветра и связанной с ними ударной волны. Геомагнитные бури происходят в основном в средних и низких широтах Земли.
В результате вспышек на Солнце в космическое пространство выбрасывается огромное количество вещества (в основном протонов и электронов), часть которого, двигаясь со скоростью 400-1000 км/с, за один - два дня достигает земной атмосферы. Магнитное поле Земли захватывает из космического пространства заряженные частицы. Слишком сильный поток частиц возмущает магнитное поле планеты, из-за чего быстро и сильно изменяются характеристики магнитного поля.
Таким образом, геомагнитная буря - это быстрые и сильные изменения в магнитном поле Земли, возникающие в периоды повышенной солнечной активности.

Острые споры вызывал в свое время вопрос о влиянии солнечной активности на возникновение несчастных случаев и травматизма на транспорте и в производстве. На это впервые указал еще в 1928 году Александр Чижевский, а в 1950-х годах немецкие ученые Рейнхольд Рейтер и Карл Вернер из анализа около 100 тысяч автокатастроф установили их резкое увеличение на второй день после солнечной вспышки. Позже российский судебный медик из Томска Владимир Десятое обнаружил резкое возрастание числа самоубийств (в 4 ‑ 5 раз по сравнению с днями спокойного Солнца) также на вторые сутки после вспышки на Солнце. А это как раз соответствует началу магнитных бурь.

Негативному воздействию магнитных бурь подвержены по разным данным от 50 до 75% населения Земли. При этом момент начала стрессовой реакции может сдвигаться относительно начала бури на разные сроки для различных бурь и для конкретного человека. Многие люди начинают реагировать не на сами магнитные бури, а за 1-2 дня до них, т.е. в момент вспышек на самом Солнце.

Также замечено, что до 50% населения планеты способны к адаптации, т.е. к уменьшению до нуля реакции на подряд идущие друг за другом несколько магнитных бурь с интервалом 6‑7 дней, и что молодые люди практически не ощущают воздействия магнитных бурь.

У теории влияния магнитных бурь на человека есть противники, которые придерживаются того мнения, что гравитационные возмущения, связанные с изменением взаимного расположения Земли, Луны и планет солнечной системы, неизмеримо малы в сравнении с теми, которым люди подвергаются в обычной жизни (тряска, ускорения и торможения в общественном транспорте, резкий спуск и подъем и т.д.).

С того времени, как 27-летний биофизик А. Л. Чижевский опубликовал в Калуге свою первую научную статью "Физические факторы исторического процесса", прошло пять с половиной десятилетий. Чижевский утверждал, что социальные кризисы (забастовки, войны, революции) совпадают во времени с максимумами 11-летних циклов солнечной активности и что вызывается это влиянием на психику человека каких-то физических факторов. Пытаясь отыскать признаки такого влияния, он пользовался данными психиатрии, статистикой забастовочной борьбы, террористической деятельности. Все эти данные были в статье приведены, но никого в те годы не заинтересовали. Заинтересовались этим существенно позже органы госбезопасности, надолго изолировавшие Чижевского от науки.

Сегодня воздействие какого-либо экологического параметра (в том числе зависящего от солнечной активности) на психику человека абсурдным не кажется. В результате, например, наблюдений психиатров обнаружено влияние ритмики солнечной активности на обострение шизофрении. Подтверждаются выводы Чижевского и при сопоставлении 11-летних периодов солнечной активности с хронологией исторических событий.

Прослежен период с 1700 по 1985 год, в котором было отмечено более 2000 моментов, связанных с нарушением социальной стабильности. Они, как утверждают исследователи, четко концентрируются близ максимумов солнечной активности.

С недавних пор появились и дополнительные аргументы. Оказалось, что с этими же пиками совпадают максимумы творческой активности художников, физиков-теоретиков и, к сожалению, уголовников. Последнее подтверждается статистикой уголовных преступлений в Москве.

Значение, однако, имеют не только 11-летние циклы. Замечено, к примеру, что стилевые особенности в музыке и архитектуре имеют тенденцию к изменениям с периодом 55 - 60 лет. Тот же период характерен и для подъема в массах утопических настроений: в Европе пики подобных настроений выделены в 1825+ 5; 1875+ 5; 1925+ 5 и 1975+ 5 годах. Существует гипотеза, по которой эти циклы связаны с попеременным доминированием в психике человека то правого, то левого полушария головного мозга.

Но из-за чего это происходит? Авторы статьи приводят разные гипотезы. По одной из них, - из-за того, что в магнитном поле Земли меняется амплитуда генерирумых сверхдлинных волн. Такие изменения значат для организма не меньше, чем погодные. По другой версии, - из-за воздействия инфразвука, который обычно сопровождает связанные с активностью Солнца полярные сияния и, как известно, весьма серьезно влияет на психику человека. Исследования в этой области продолжаются.

Сейчас солнечная активность заметно возрастает и достигнет своего максимума в 2001 году. Вблизи этой даты, согласно Чижевскому, возможны природные и техногенные катастрофы, а также бурные социальные события. Сама по себе солнечная активность не производит, конечно, ни войн, ни революций, а лишь способствует высвобождению накопленной энергии. Смягчить последствия этих событий можно, если подготовиться к ним и заранее принять все возможные меры.