Смотреть что такое "бесы" в других словарях. Славянская мифология. Бесы Итак, какие же они - черти в представлении древних славян

4 733

Бесы — в славянскую народной мифологии — злые духи, повинные в несчастьях людей. Они вошли в народные верования после крещения, но аналоги таким злым духам существовали всегда, поэтому люди сразу приняли этот образ в свое сознание. Бесы враждебные человеку духи. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами, покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, окутанными тяжелым смрадом или дымом. По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых «нечистых» животных или прикидываться человеком. Само слово бес является общеприменимым ко всей нечистой силе.

По мере распространения христианства языческие представления о враждебном духе соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога. В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. Так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола.

Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю. Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям. Известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей.

Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть.

Особенная активность бесам приписывалась в рождественскую ночь и на Святки, которые традиционно считаются временем разгула нечисти.

Существовало поверье, что бесы нападали на монахов, аскетов и пустынников, стараясь любыми способами помешать их служению Богу.

Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: «Бес попутал» и т. п.

Чтобы уберечься от бесов, следовало носить на шее крест или амулет и каждое дело начинать с молитвы.)

Анчутка

Анчутка — водяной чертенок, нечистый дух у славян, бес. Анчутка — одно из наиболее распространенных названий нечистой силы. Возможно, оно произошло в результате изменения литовского слова Anciute — «маленькая утка». Действительно, анчутка, чертик — существо, связанное с водой, болотом, при этом он быстро передвигается (летает) Согласно общераспространенным поверьям. нечистая сила, в том числе черт, «очень любит воду и не упускает возможности поселиться в ней» (Пащенко, 1905). На Юге России анчутку описывают как водяное страшилище, живущее в реках и прудах; им пугают детей.

«В бане видел чертей, банных анчуток, кикиморами что прозываются» (Симб.); «Штоб тебя анчутка стрескал, ишь как напужал!» (Дон.); «Пойди-ка ночью в лес, там тебя анчутка схватит» (Тульск.); «Не ругайся на ночь, анчутка приснится» (Тульск.); «Допился до анчутков» (Ряз.).

На Смоленщине анчутик — «странное название черта, который садится на ноги тому, кто за столом болтает ногами во время еды, — обыкновенной им пугают детей и подростков.»

Анчутку нередко представляли с гусиными пятками и свиным пятачком.

Верлиока

Верлиока — Сказочное чудовище у славян, обитающее в глухом лесу, разрушитель и истребитель всего живого. Встречается в русском, украинском и белорусском фольклоре.

Описание Верлиоки достаточно традиционно для сказки, говорится, что он «ростом высокий, об Одном глазе, в плечах пол-аршина, на голове щетина, на клюку опирается, сам страшно ухмыляется». Это описание совпадает с изображениями некоторых персонажей детских страшилок.

В образе Вердиоки отчетливо видны черты волшебника-великана. Он разрушает все вокруг себя, убивает каждого встречного. После гибели Верлиоки действие злого волшебства прекращается, и воскресают все, кого он убил. Для борьбы с злодеем объединяются люди (дед), животные (селезень) и неживые предметы (желудь, веревочка).

В любой религиозной культуре существуют антагонисты божественных сущностей. В христианстве - Сатана, Дьявол, в исламе - Иблис, Шайтан, в Индуизме - Кали (демоница, богиня зла и порока). Даже у древних шумеров противостояли друг другу Мардук и Тиамат.

Бесы - это слуги Дьявола. В христианской культуре бесами объявлены бывшие ангелы Бога. Те, кто восстали против Него и были низвергнуты вслед за мятежным Люцифером из рая в ад. Однако, не утратили при этом многих своих особенностей. Они все также мудры, могущественны. Способны сохранять невидимость. Но в то же время и могут изменять образ и являться человеку в различных обличиях.

Семантически слово «бес» восходит к древнеславянским корням, означающим «страх», «вселяющий ужас», «бояться». В старославянской церковной литературе слово «бес» перевели как греческий эквивалент слова «демон». В современном русском языке слова «бес», «демон», «черт» и другие являются синонимами.

В церковной литературе бесами именовались все злые духи, что является не совсем корректным, т.к. «злыми духами» были также объявлены все языческие божества. Считается, что бесы являясь слугами Сатаны олицетворяют собой все порочное и их основная задача склонить человека к грехам. Именно они являются искусителями, проповедующими блуд, чревоугодие, пьянство, гнев, гордость, праздность. Особенного внимания удостаиваются люди, ведущие праведный образ жизни: монахи, аскеты, святые, отшельники. Жития святых так и пестрят всяческими ухищрениями бесовского искушения.

В восточной мифологии бесы названы «Девами» и « ». Они также не пригодны ни для каких договоров, планирующих доброе дело и благополучный исход. Во всех известных иллюстрациях они представлены невероятно неприятными, уродливыми созданиями.

В западной культуре их изображают похожими на древнегреческих сатиров, фавнов: рога, копыта, хвостик. Зачастую, в память о бытности ангелами, в изображениях бесы наделены крыльями, иногда это крылья летучей мыши, по мифам животного нечистого. Впрочем, утверждается, что слуги Дьявола, при появлении способны перевоплощаться и предстать в различных образах. Они могут предстать животным, птицей, насекомым, а в отдельных случаях и людьми. В мифологической литературе описываются случаи соблазнения людей демонами в образе мужчины (), либо женщины (). Некоторых святых даже пытались ввести в заблуждение представ перед ними в образе Иисуса Христа. Собственно, образы черного кота и черного пса также считаются каноническими для нечисти. Недаром ведь черный кот во всех рассказах о ведьмах присутствует, и удивительно если его нет.

Одним из признаков близости беса является тошнота. Отсюда и русское выражение «тошная сила». Один из сеансов экзорцизма, проводимых Христом, сопровождался тошнотой одержимого, которую тот никак не мог преодолеть. Когда же Иисус помог больному - того вытошнило огромным червем, поползшим в сторону. Сын Божий взял два камня и размозжил червю голову, а человеку посоветовал отныне вести праведную жизнь во имя Бога, чтобы Сатана не вернулся в тело его и не начал вновь мучить, как долги годы до этого.

В наши дни образы бесов присутствуют повсюду. В литературе это и стихотворение Пушкина, и роман Достоевского, и Данте, написавший «Божественную комедию», две трети книги описывал ужасы ада и чистилища. Тут же вспоминается доктор «Фауст» Гете и бесчисленные подражатели-продолжатели этой темы. «Мастер и Маргарита» и «Дьяволиада» . Не говоря уже о романистах XX века. Особенно после 1969 года, когда в Сан-Франциско Антоном Шандором Лавеем была основана 1я официальная церковь Сатаны.

В живописи это бесконечные Босха, Шонгауэра, Веронезе, Грюневальда, Яна Госсарта, Лукаса Лейденского и многих других. Зачастую бесовские образы появляются в картинах искушения всяческих святых. Самым нелогичным представляется изображение демонов в росписях и архитектуре храмов, соборов и церквей. Особенно этим грешит готический стиль.

Кинематограф также не обошел стороной эту тему. На данный момент не менее 8 фильмов и сериалов называются «Бесы», и не все они экранизируют роман Достоевского. К тому же бесчисленные фильмы ужасов пестрят разнообразными воплощениями нечисти. «Изгоняющий дьявола», «Изгоняя Дьявола из Эмили Роуз», «Омен», «Константин» и прочие иллюстрирую одержимость.

Музыка не обошла внимание тему демонизма. Многие хеви-метал группы предстают в бесовском образе, воспевают их в текстах песен, изображают на обложках. Но не только рок-музыка подверглась очарованию. Блюзовые исполнители считают демонов главными вдохновителям своей музыки. Основная легенда всех блюзменов: в полночь нужно выйти на пустынный перекресток, встретить Дьявола и в обмен на свою душу подписать контракт о славе, благополучии и умении играть как никто другой. Что касается современной «хорошей» поп-музыки, то обнаженные певицы, пьяные певцы и песни, прославляющие секс, красивую праздную жизнь и прочие прелести жизни, не оставляют сомнения под чьим влиянием находятся исполнители и авторы.

В любом случае, как говорили на Руси «не буди лихо, пока оно тихо».



Бесы в славянской мифологии - злые, враждебные людям духи. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода.

В христианстве слово «Бес» стало синонимом слова «Демон». У христианских летописцев этим же словом иногда обозначаются языческие божества.

Злобные духи, слуги Сатаны.

Под разными именами бесы существовали почти во всех мировых религиях. Несмотря на различные названия, у всех народов они считались невидимыми врагами человека, носителями всего самого скверного и неизменно вызывали ужас и отвращение. Именно эти качества обусловили славянское название бесов, на древнеиндийском языке звучащее как "вызывающий страх и ужас ".

В языческой мифологии Древней Руси бесами считались такие почитаемые боги, как Перун, Белес, Мокша, образы которых получили продолжение во многих других существах.

Корни славянского слова "бес" лежат в индоевропейском языке, где существует понятие "bhoi-dho-s", что буквально означает "вызывающий страх".

В христианских представлениях бесы - шпионы дьявола, бойцы его нечистого войска, противостоящие Святой Троице и небесной армии архангела Михаила. По преданию, бесы считались заклятыми врагами человека, они насылали душевные болезни (беснования), вызывали ссоры между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.
Известна русская поговорка "Бес попутал", обозначающая нелогичный поступок.


Майков Игорь. Похититель Луны или Тихое Счастье

Злая сущность бесов, считавшихся причиной появления негативных явлений в обществе и душе человека, сопровождавших душевные болезни, семейные и социальные конфликты, не допускала каких-либо договоров с ними, а если такое случалось, то это могло принести человеку несчастья в будущем.

Достаточно вспомнить знаменитую поэму И.-В. Гёте "Фауст", где автор убедительно доказал опасность сделок с нечистой силой. Однако злое начало было присуще бесам не всегда: в сказаниях они появились в образах ангелов, а затем коварно изменили создателю, став помощниками дьявола.

Как напоминание об изначально ангельском прошлом у них сохранились крылья; в западной мифологии бесы имели крылья летучих мышей.

В то время когда они были ангелами, бесы обладали огромными знаниями, мудростью и могуществом. Сохранив все эти качества в злом образе, бесы умело использовали знания для коварных дел, глубоко проникая в мысли человека, направляя его деятельность во зло близким и обществу.
Подобно многим мифическим существам, бесы невидимы, но способны принимать любой облик, используя внешность для достижения собственных целей. Истинная сущность беса подробно описана в священных текстах различных религий, отличаясь лишь деталями.
Так, типичный бес - это рогатое существо, густо покрытое шерстью, с человеческими руками, с копытами на ногах и длинным хвостом.

У некоторых народов бесы наделены огромными ушами, крыльями (в качестве напоминания об ангельском прошлом) или длинными когтями. В облике славянского беса четко прослеживается его сходство с греческим сатиром и фавном: небольшие рожки, копытца, хвост.

Еще одно представление о бесах связано с религиозным фанатизмом. Например, славяне часто наделяли беса внешностью жителя мусульманских стран, таким образом подчеркивая свою неприязнь к иноверцам. В русской мифологии бесы представлялись эфиопами ("черными муринами"), поляками (ляхами) и даже немцами.

По преданиям, приближение беса отмечалось ощущением безысходности, странной тоски; человека мучила тошнота и судорожный смех без причины. В XV-XVI веках в некоторых европейских странах возникли слухи о бесах, принуждающих людей к плотскому совокуплению. Их мужские образы назывались инкубами, а женские - суккубами.


Бес. Кононенко В.А.

По христианским представлениям, особое внимание нечистая сила уделяла пустынникам и религиозным аскетам. Вероятно, по этой причине в период зарождения монашества отшельники поселялись в глухих лесах или в бескрайних степях, то есть в тех местах, где, по легендам, обитала нечистая сила.
Зная о том, что, подобно ангелам, бесы возникают и исчезают по своему желанию, отшельники старались сразиться с бесами-искусителями на их территории. Самой поучительной историей величия духа истинно верующего человека стала легенда об искушении Антония Великого, который считался основателем монашеского движения.


Иероним Босх. "Искушение святого Антония"

Бесы - в славянской мифологии враждебные человеку злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Следы верований в бесов уходят корнями в глубокую древность. В то время их представляли себе существами покрытыми шерстью, с крыльями и хвостами, рогами и копытами, со свиным рылом, окутанными смрадом или дымом.
По представлениям, бесы могли легко менять свой облик, превращаясь в любых "нечистых" животных (чаще всего, свиней) или прикидываться человеком.
Характерна русская пословица: "У нежити своего облика нет, она ходит в личинах".
Само слово "бес" является общеприменимым ко всей нечистой силе. Душа неправедных (грешных) людей после смерти не могла попасть в Ирий (Вырий, Рай) и маялась на Земле, привлекая к себе внимание различными проделками. Отрицательные эмоции, безчестие, разврат, хаос и другие негативные явления, вызываемые этими проделками у живых людей служили пищей таким духам.
Бесы - это злые духи, которые для последователей Сатаны являлись тем же, что для праведников Ангелы-хранители.

Бес - славянское обозначение "без", а дальше следует любое положительное понятие, например: без... совести (безсовестный, бессовестный - абсурдная, но "официально утвердившиеся" ошибка, толи умышленно внёдрённая в великорусский язык, толи оставшиеся в нём по какому-то недоразумению), без...Бога (безбожный, подумайте сами может ли быть бес... божный), без... праведный (безправедный - правильно, бес... праведный - такая же нелепица, может ли бес быть праведным и жить по Пра-Ведам и Прави?), без... чести (безчестный - верно, бесчестный - честный Бес, комментарии в данном случае вообще излишни, может ли Бес (Слуга Сатаны) который постоянно обманывает людей быть честным?) и т.д. Но есть и слова, где употребление "бес" будет вполне уместно, например, бесподобный - то есть бесоподобный.

По мере распространения христианства языческие представления о враждебных духах соединились с представлениями о христианских демонах. По преданиям, бесами стали ангелы, выступившие против Господа Бога ("падшие ангелы").
В наказание они были низвергнуты с небес на землю, утратили ангельские черты и превратились в многочисленных бесов. В древних преданиях так же рассказывается о том, что бесы являются слугами Дьявола (Сатаны). Языческое происхождение бесов обусловило их власть над стихиями: способность закручивать вихри, поднимать метели, насылать дождь, бурю.
Вместе с тем бесы сохранили некоторые свойства ангелов: сверхчеловеческое могущество, умение летать, читать человеческие мысли и внушать человеку свои желания. Основная функция бесов связана с причинением разнообразного, чаще всего мелкого, вреда людям.

В народе известны многочисленные сказки, в которых бес принимает образ человека и обольщает доверчивых людей. Считалось также, что бес может наслать болезнь, лишить человека силы или просто обмануть, в редких случаях может и погубить. Особенная активность бесам приписывается в рождественскую ночь и на Святки, которые традиционно считаются временем разгула нечисти. Существовало поверье, что бесы нападали на монахов, аскетов и пустынников, стараясь любыми способами помешать их служению Богу.
Поскольку бес всегда находился где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая когда он оступиться, его промахов, с ним обычно связывали повседневные неудачи. Отсюда и происходят поговорки типа: "Бес попутал" и т.п. Чтобы уберечься от бесов, язычники носили на шее амулет, христиане же крест.

Широко известно стихотворение великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - "Бесы":

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!

"Эй, пошел, ямщик!.." - "Нет мочи:
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
В поле бес нас водит, видно,
Да кружит по сторонам.

Посмотри: вон, вон играет,
Дует, плюет на меня;
Вон - теперь в овраг толкает
Одичалого коня;
Там верстою небывалой
Он торчал передо мной;
Там сверкнул он искрой малой
И пропал во тьме пустой".

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Сил нам нет кружиться доле;
Колокольчик вдруг умолк;
Кони стали... "Что там в поле?"
"Кто их знает? пень иль волк?"

Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят;
Вот уж он далече скачет;
Лишь глаза во тьме горят;
Кони снова понеслися;
Колокольчик дин-дин-дин...
Вижу: духи собралися
Средь белеющих равнин.

Бесконечны, безобразны,
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре...
Сколько их! куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...

Хвостатые гости

Однажды к вдове, которая собрала к себе на посиделки несколько девиц, заявились пятеро молодых людей и начали угощать всех присутствующих сладостями.
В это время у одной девицы как-то нечаянно выпало из рук веретено. Нагнувшись его поднять, она с ужасом заметила: у всех молодцов видны хвосты, а на месте сапог лошадиные копыта!
Девица мигом смекнула, что это бесы. Сделав вид, будто ей хочется пить, она взяла кружку, приглашая других своих подружек пойти с ней в сени попить воды, но те отказались.
Вышедши в сени, девица эта побежала на село за подмогой. Пока она созвала людей, пока привели попа и явились опять к вдове, все находящиеся тут были уже почти бездыханны. Долго приводили их в чувство, уже отчаялись было. Мельникова дочь даже поседела - так напугали ее гости с хвостами и лошадиными копытами. А тех молодцов и след простыл.

Борис Забирохин

Кумова кровать

Жили-были мужик да баба, и был у них сын. И так обедняли они, что хоть по миру иди. Мужик думал-думал - что делать, как хлеба добывать? - и надумал: стал учиться колдовству. Учился-учился и таки выучился с чертями водиться.
Вот пришло ему время женить сына. "Дай, - говорит он, - пойду да сосватаю у своих приятелей-чертей". Пошел и сосватал за сына опившуюся девку, что возит у чертей воду с прочими опойцами. Дело сделано, по рукам ударили, начали пиво варить. Нечистые завели свата и жениха в богатые каменные хоромы свадьбу играть и разослали позыватых звать гостей на пир, на веселье.
Со всех сторон наехало видимо-невидимо чертей; собрались и начали пить, есть, веселиться. Сват с самим сатаною в переднем углу сидит. Вот начали молодые дары дарить. Сатана много на отдарье положил казны и говорит свату:
- Ну, сватушка, подарил я молодого деньгами. Подарю и слугою. Вишь, один мужик продал нам своего сына и расписку на том дал; коли хочешь, кум, я тебе с сыном подарю эту расписку.
Кум бил ему челом, а сатана созвал всех чертей и спрашивает: у кого расписка? Указали на одного черта, а тот знай себе запирается, не хочет отдавать расписки. Сатана приказал его раздеть и бить за утайку железными прутьями. Как ни били, как ни колотили его - не могли ничего сделать, стоит на своем, да и только. Сатана и крикнул:
- Тащитека его на кумову кровать!
Черт так напугался, что сейчас же достал расписку и отдал сатане, а сатана - куму. Вот сват и спрашивает сатану:
- Какая это у вас кумова кровать, что даже черт напугался?
- Да так, кум, простая! Кровать эта сделана для нас, чертей, и для наших сватов, сродников, кумовьев; она вся огненная, на колесах и кругом вертится!
Сват убоялся, вскочил с места и давай бог ноги. А сатана ему вслед:
- Куда, кум, торопишься? Посиди, побеседуй с нами. Да ведь не уйдешь от нас; пожалуй, и притащат милого!

***

Славянская мифология.



































БЕСЫ БЕСЫ

(общеславянское слово; старослав. ед. ,ч. Бъсъ, укр. бic, болг. бяс, бес, сербо-хорв. вйjес, словен. бês, чеш. bus, польск. bies и т. д.; исконно родственно литов. baisus, «страшный» и в конечном счёте восходит к индоевроп. bhoi-dho-s, «вызывающий страх, ужас»; Б. - того же корня, что слово «бояться»), в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина - в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. δαίμονς- демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Б.» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счёт включения сюда старых слав. языческих богов (Перун, Велес, Мокошь и др. называются здесь тоже Б.).
в. и., в. т.

В христианских религиозно-мифологических представлениях Б. - духи зла, антагонисты троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола. «враги невидимые» человеческого рода. Как сеятели дурных внушений, болезней (особенно душевных расстройств - «беснования») и всякой скверны и порчи, как разрушители социальных связей, с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всякие козни, Б. сопоставимы со злыми духами различных мифологий (см. Духи ), начиная с самых примитивных. Но согласно христианским представлениям, Б. не только опасны, как амбивалентные фольклорные персонажи, но абсолютно злы и не могут быть партнёрами никакого договора, ведущего к добру. Идейный комплекс «священной войны» против злых духов сближает христианские представления о Б. с иранской мифологией (мотив борьбы с дэвами); но с точки зрения христианства живущее в Б. зло - не свойство, изначально присущее их природе, а следствие ложного выбора их свободной воли. Б. и сам дьявол - не порождение какой-то иной, неподвластной богу «теневой» стороны бытия (как Ангро-Майнью в его отношении к Ахурамазде), но создание самого бога, его неверные слуги. Когда-то они были ангелами, но не сохранили «своего достоинства» (Иуд. 6), отпали от бога в акте измены и стали «ангелами сатаны» (Апок. 12, 9 и др.), «ангелами бездны». (В церковно-славянском и русском народном обиходе иногда было принято называть Б. в отличие от добрых ангелов «аггелами», что соответствует орфографии, но не произношению греч. слова άλλελος «ангел».)
От своего ангельского прошлого Б. удержали, хотя и в умалённой мере, прерогативы сверхчеловеческого знания и могущества, поставленные у Б. на службу злу. Помимо несвязанности условиями пространства и власти над стихиями, они имеют возможности тонкого проникновения в ход человеческих мыслей и вкладывания в ум и сердце человека нужных им внушений. Но Б. не обладают полным и достоверным знанием о глубинах человеческих душ; тайное решение очень твёрдой и праведной воли имеет шанс скрыться от глаз Б.
Деятельность Б. как искусителей направлена на всех людей, но с особым вниманием они относятся к монахам, аскетам и пустынникам, находящимся с ними в отношении объявленной войны (отшельники ранней поры монашества с особым намерением избирали для проживания места, пользовавшиеся наиболее недоброй славой по части «нечистой силы», чтобы сразиться с Б. в самом их гнезде). Уже основатель христианского монашества египетский пустынник 4 в. Антоний Великий стал героем красочных рассказов о преодолении бесовских козней.
Б. имеют общую с ангелами способность быть невидимыми и являться людям лишь по собственному произволу. Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия Б. - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска. По характерной русской пословице, «у нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Чтобы добиться полного доверия соблазняемого, Б. могут принять образ светлого ангела или даже Иисуса Христа. Явившиеся в этом образе Б. говорят возгордившемуся монаху о его святости и богоизбранности (частый агиографический мотив), а малодушного, напротив, запугивают мнимой неизбежностью его осуждения (итальянская легенда о молодом ученике Франциска Ассизского, которому учитель велел ответить сверхъестественному посетителю простецкой, намеренно грубой бранью, после чего Лже-Христос исчез с сильным шумом и серным запахом). Считается, что видения, инспирированные Б., вызывают тяжёлое чувство смущения и тоски или, напротив, судорожной весёлости, которыми они сопровождаются (обычный симптом видимой или невидимой близости Б. - тошнота, ср. название Б. в русском фольклоре - «тошная сила»). Чтобы вкрасться в доверие, Б. принимают облик реальных отсутствующих людей, напр. друзей соблазняемого (легенда о Феодоре и Василии Печерских). Другие личины нужны Б. для побуждения похотливых чувств, обычно в пустыннике (явления в виде женщин, напр., герою апокрифической повести о Макарии Римском); тоскующую вдову Б. могут навещать и ласкать в обличье её умершего мужа и т. п. Для позднего западноевропейского средневековья особенно характерны представления о Б., предлагающих себя для блуда мужчине - в виде женщины («суккуб»), а женщине - в виде мужчины («инкуб»); представления эти не чужды Византии (в «Житии Василия Нового», 10 в., упоминается грех соития с Б.) и Древней Руси («Повесть о бесноватой жене Соломонии», 17 в.). Третий род личин - гротескные подобия фантастических, уродливых чудищ (огнедышащий змий, псоглавец, «единаок», напоминающий одноглазых киклопов) или животных, либо хищных и опасных (лев, медведь, волк и т. п.), либо «нечистых» и внушающих отвращение (жаба, ср. Апок. 16, 13, мышь и т. п.). Сюда же примыкают образы чёрного пса, а в Западной Европе - чёрного кота (в порядке ложной этимологии связывавшегося с наименованием средневековой ереси катаров). Фольклор часто представлял Б. в обличье иноверцев (иудеев, мусульман) и иноземцев, либо наиболее экзотических («чёрные мурины», т. е. эфиопы, - постоянное обозначение Б. в старинной русской литературе), либо, напротив, наиболее известных и одиозных (арабы в византийской литературе, ляхи и литвины в древнерусских текстах). Тёмные фигуры «муринов» являются мучить и томить после смерти человека его душу, вышедшую из тела и страшащуюся неведомого пути. Наиболее обычный образ Б. в народной фантазии и в иконографических традициях православного и католического средневековья совмещает антропоморфные и териоморфные черты, приближаясь в этом отношении к языческому образу сатира или фавна: он тёмен, рогат, хвостат, ноги его оканчиваются копытцами, хотя в воспоминание о своей изначальной ангельской природе он имеет крылья (впрочем, в западной традиции это обычно крылья летучей мыши - ещё одного «нечистого» животного). Особенно богатой иконография Б. становится на исходе средневековья. «Дьяблерии» на Западе и аналогичные явления русской фантазии неразрывно связаны с судьбами низовой сатиры. Образы Б. как мучителей грешников в аду у Данте («Божественная комедия»), отмеченные неприкрашенной убедительностью, сохраняют связь с ортодоксальной традицией. В позднейшей литературе необходимо отметить образ чёрта из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского (и его почти цитатное отражение в «Докторе Фаустусе» Т. Манна), стилизацию апокрифических историй о Б. у А. М. Ремизова, декоративное использование «дьяблерии» в «Мастере и Маргарите» М. Булгакова и др.
Лит.: Буслаев Ф. И., Бес, в его кн.: Мои досуги, т. 2, М., 1886, с. 1-23; Дурново Н. Н., Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе, в сб.: Древности. Труды славянской комиссии императорского Московского археологического общества, т. 4 в. 1, М., 1907, с. 64-152; Успенский А. И. Бес. (Из материалов для истории русской живописи), «Золотое Руно», 1907, № 1, с. 21-27 Спасский А. А., Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними, «Богословский вестник» 1907, т. 2, с. 357-91; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила, СПБ, 1903; Рязавовский Ф. А., Демонология в древнерусской литературе, М., 1915.
С. С. АверинцеВ.

В Западной Европе начиная с 15 в. в изобразительном искусстве особую популярность обретает сюжет «Искушение святого Антония», дававший широкий простор воображению живописцев в воплощении фигур Б. (произведения М. Шонгауэра, И. Босха, М. Грюневальда, Яна Госсарта, Л. Кранаха Старшего, Лукаса Лейденского, П. Веронезе, X. Голциуса и др.). Среди произведений литературы на этот сюжет философская драма Г. Флобера «Искушение святого Антония». Фигуры Б. встречаются в миниатюрах средневековых рукописей и в пластике соборов 11-15 вв. Особенно причудливые порождения фантазии художников содержатся в числе гротескных деталей готического орнамента соборов. Изображение Б. в живописи связано также с воплощением сцен ада (напр., у Босха) и особенно страшного суда.


(Источник: «Мифы народов мира».)

БЕСЫ

в славянской мифологии злые духи. Именно в этом смысле употребляется данный термин в народном творчестве, особенно ярко в заговорах. Бесы могут представляться в различных образах. Характерна русская пословица: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах». Наиболее обычный образ бесов в иконографии и фольклоре такой - темный, рогатый, хвостат, на ногах копытца. Деятельность бесов как искусителей направлена на всех людей, но особенно не равнодушны они к монахам, аскетам и пустынникам. «...В поле бес нас водит, видно, /Да кружит по сторонам. /Посмотри: вон, вон играет, /Дует, плюет на меня; /Вон - теперь в овраг толкает /Одичалого коня; /Там верстою небывалой /Он торчал передо мной; /Гам сверкал он искрой малой /И пропал во тьме ночной» (А.С. Пушкин. «Бесы»).

(Источник: «Славянская мифология. Словарь-справочник.»)

Гравюра М. Шонгауэра.
1470—75.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Смотреть что такое "БЕСЫ" в других словарях:

    - «Бесы» (1830) стихотворение Александр Сергеевича Пушкина. «Бесы» (1872) роман Федора Михайловича Достоевского. Бесы (Biessi, Βίεσσοι) имя славянского народа, жившего во время Птолемея в теперешней Галиции, у подножия… … Википедия

    БЕСЫ, в древнеславянской мифологии злые духи; слово общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi dho s «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианской традиции «бес»… … Энциклопедический словарь

    В древнеславянской мифологии злые духи; в христианских представлениях то же, что черти … Большой Энциклопедический словарь

    - «БЕСЫ (Николай Ставрогин)», Россия, Время (кинокомпания «Мосфильм), 1992, цв., 153 мин. Драма. По мотивам одноименного романа Ф.Достоевского. Действие психологической драмы происходит в конце века. На мутной волне российской революционной… … Энциклопедия кино

    Демоны, нечистые духи, нечистая сила противники Бога и Божия дела в мире, «враги невидимые» Церкви и всего человеческого рода, слуги, воины и соглядатаи сатаны. По учению Церкви, Б. страшная реальность; верующий человек имеет право находить… … Энциклопедия культурологии