Равноапостольные святые женщины. Праведные жены Древней Руси (К вопросу о типологии святости). Страдания во имя Господа

Творец по великой Своей любви создал женщину, сделав ее помощницей мужчине. Во все времена женщины играли важную роль в жизни мира.

Женщины в христианстве

Библейские героини почитаемы из века в век, и их знают все христиане.

Сарра стала прародительницей великого еврейского народа, Руфь была прабабкой царя Давида, Эсфирь спасла свой народ от уничтожения. Пресвятая Дева Мария по воле Божьей родила Миссию, Мария Магдалина была с Иисусом все время Его служения и продолжала дело Учителя на протяжении всей своей жизни.

Русские женщины также оставили в истории христианства память о подвиге веры и преданности Иисусу Христу, Богу Отцу и Святому Духу.

Святые русские женщины являются примером христианской веры, своими молитвами и послушанием Богу они прошли через великие испытания, за что причислены к лику святых.

Великая Ефросинья

На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.

Евфросиния Полоцкая — могла стать княжной, но выбрала путь монахини

Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.

Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.

До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.

В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.

Для сведения! Оставаясь представительницей правящей династии, монахиня влияла на ход политической силы. Не всякому мужчине Творец доверил основание мужского, женского монастыря и двух церквей.

По воле монахини был приобретен Крест Ефросиньи, великая святыня, которую через 700 лет Иван Грозный вернул в Полоцк.

В 1840 году Крест Ефросиньи Полоцкой архиепископом Василием был перевезен в Москву, затем и в Петербург, к нему прикладывал сам царь Николай I.

Почувствовав, что силы ее покидают, настоятельница монастыря Ефросинья в возрасте 70 лет отправилась в Иерусалим, где и отошла в Небеса. Только в конце 16 века нетленные мощи монахини перенесли в Киево-Печерскую Лавру , а затем в 1910 году их доставили в Полоцк.

Вторая мировая война, пик атеизма в Союзе «способствовали» утере Креста Ефросиньи, а святые мощи ныне хранятся в Свято - Преображенской церкви Полоцка. Чудеса исцелений и ответов на молитвы, направленные к святой монахине, основательнице монастырей, описаны монахами и хранятся при церкви в нескольких томах.

Еще о женщинах, прославленных в лике святых:

Равноапостольная княгиня Ольга

О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?

Святая равноапостольная княгиня Ольга

Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга - производная от Олега.

Игорь - сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.

Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.

В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.

В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.

Важно! Еще до крещения Руси Владимиром Великим равноапостольная Ольга способствовала открытию христианских храмов. Во время ее правления были запрещены гонения на христиан.

Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.

О равноапостольной княгине:

За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.

Уроки жизни святой равноапостольной княгини Ольги

Особо почитаемая святая России - Матронушка

Божья целительница XX столетия, слепая Матрона с детства была отмечена Богом.

Девочка родилась в 1881 году без глазных яблок, родители думали оставить крошку в приюте, однако матери Матроны приснился сон, после которого малышка росла в родной семье.

Воспитываясь в православной семье, Матрона в возрасте 8-ми лет открыла в себе дар силу исцеления через великую веру в благодать Иисуса Христа. Слепота не мешала девочке дружить с дочерью помещика. Лидия также была глубоко верующей девушкой, она постоянно брала Матронушку с собой в паломнические поездки.

Святая Матрона Московская

Во время пребывания в Кронштадтском храме сам Иоанн Кронштадтский назвал Матрону восьмым столпом России. С 18 лет, после того как у нее отнялись ноги, слепая девушка России принимала людей дома. В 1925 Матрона поселилась в Москве. К ней ехали люди со всей России, как до войны, так и после нее. Сам Сталин, знавший о даре видеть будущее, обратился к предсказательнице за помощью.

С 1950 года целительница жила в Подмосковье, пользуясь особым уважением среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Матрона принимала в день более 30 паломников, ежедневно принимая причастие и молясь по ночам.

Умерла Матронушка в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована, как святая. Примечательно, что похороны целительницы от Бога, на которые съехались тысячи людей, происходили в день Жен-Мироносиц.

Сознательно выбрала молодая вдова путь юродства , чтобы иметь возможность реализовать свой дар предсказания. Юродивые на Руси издавна пользовались особым вниманием, считалось, что через них говорит Сам Всевышний.

Молодая женщина распродала все свое имущество, вырученные деньги раздала бедным и жила на то, что ей подавали люди. Жители Петербурга с уважением относились к предсказаниям Ксении. Накормить, приютить, одеть юродивую считалось особым подарком судьбы, ибо сделавшим это для Ксении Бог воздавать сторицей.

К ней шли за советом и исцелением богатые и бедные, простолюдины и знатные люди. Целительная молитва Ксении обладала силой излечивать даже от эпилепсии.

Неизвестно точное время смерти юродивой Ксении, могила ее находится на Смоленском кладбище.

Многие верующие и поныне считают святую Ксению, которая была канонизирована в 1988 году, своим домашним доктором, ибо молитва к Ксении работает без выходных круглосуточно.

По молитвам Ксении Петербургской:

  • матери не раз спасали сыновей в армии;
  • налаживались отношения между супругами;
  • дарилось счастье материнства.

Невозможно перечислить все чудеса, дарованные как при жизни, так и после смерти святой Ксенией Петербургской.

При тщательном исследовании можно найти еще не одно имя святых. Русские женщины славятся своим терпением, смирением и любовью к Богу и многие из них канонизированы православной церковь.

Видео о равноапостольной княгине Ольге

Заступницей и покровительницей России считается сама Пресвятая Богородица. Неудивительно поэтому, что среди почти 300 русских православных святых есть и женщины. И первым человеком, принявшим христианство на Руси, стала княгиня Ольга.

1. Евфросиния Полоцкая

В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича.
Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и 15 февраля 1116 года приняла тайный постриг в Полоцком монастыре.
Спустя несколько лет Евфросиния занялась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Обычно такое послушание получали мужчины, но Евфросиния была тверда в своей вере.
Преподобной Евфросинии приписывают приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. Также Евфросиния заказала мастеру Лазарю Богше крест-мощевик, который стал зваться ее именем. Умерла Евфросиния Полоцкая во время паломничества в Иерусалиме, 23 мая 1167 года. Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году.
Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие у политической жизни княжества и стала своеобразным знаменем борьбы половчан за свою независимость.
Интересно, что в житие преподобной Евфросинии отсутствует рассказ о посмертных чудесах.

2. Княгиня Ольга


Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения.
О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же Нестор описывает в летописях мести Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя.
С 947 года Ольга начинает править сама. Она устанавливает систему погостов, открывает несколько сухопутных путей, устанавливает размер полюдья. Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси.
В 955 году Ольга принимает крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни.
Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.

3. Матрона Московская


Матрона Московская является одной из самых популярных русских святых. Канонизирована она была сравнительно недавно – в 1999 году.
Матрона родилась незрячей. Родители хотели оставить ребенка в приюте, но матери девочки приснился вещий сон о слепой голубице, и Матрону оставили. Уже в 8 лет девочка была глубоко верующей, у нее был дар предсказывать будущее и исцелять больных. К 18 годам у Матроны Московской отнялись ноги.
Большую часть жизни Матрона прожила у односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и её дочери Зинаиды, принимала у себя страждущих и больных. Скончалась Матрона Московская в 1952 году.
В 1999 году Матрону канонизировали как местночтимую святую, но поклониться ей едут люди со всей России.

4. Ксения Петербуржская


Ксения Петербуржская выбрала путь юродства в 26 лет. Сохранилось множество легенд и воспоминаний о пророческом даре святой.
Родилась Ксения в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. Андрей Фёдорович не скончался, когда Ксении было 26 лет.
Молодая вдова встала на путь юродства, стала отзываться только на имя мужа, раздала все их имущество бедным, а дом подарила одной из своих знакомых, при условии, что она будет пускать ночевать неимущих.
Точная дата смерти Ксении Петербуржской неизвестна. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых юродивых.

5. Феврония


Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад.
Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.

6. Анна Кашинская
Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму.
Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.

7. Иулиания Лазаревская


Настоящее имя Иулиании Лазаревской - Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей.
Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих.
Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.

8. Святая княгиня Елизавета Федоровна


Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.
Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения.
Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители.
Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения.
В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

9. Варвара Скворчихинская


Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы.
Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.
Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

10. Евдокия Дмитриевна


Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей.
Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря. Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем.
В 2007 году была учреждена церковная награда - орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

11. Евфросиния Колюпановская


Княжна Евдокия Григорьевна Вяземская была фрейлиной Екатерины II, но ее желание посвятить себя служению Богу было столь велико, что она инсценировала собственную смерть и тайно покинула двор. Она странствовала более 10 лет, пока в 1806 году не встретилась с митрополитом Платоном, который дал ей благословение на подвиг юродства. С этого момента бывшая княжна поселилась в Серпуховском Владычном Введенском женском монастыре под именем «дура Евфросиния».
Известно, что Евфросиния тайно носила вериги и даже зимой ходила босой.
Когда в монастыре сменилась настоятельница, Евфросинию начали притеснять, что, в конце концов, заставило женщину покинуть стены обители. Последние 10 лет своей жизни бывшая княгиня провела в селе Колюпаново в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Ефвросинии Колюпановской еще при жизни приписывали дар исцеления и предвидения. Преставилась блаженная Евфросиния в 1855 году, но почитание, начавшееся при жизни, продолжилось и после смерти.
В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в составе Тульских святых в лике блаженных.

12. Иулиания Вяземская


Судьба Иулиании Вяземской мало походит на судьбы других русских святых. Она была супругой князя Симеона Мстиславича Вяземского, пока смоленский князь Юрий Святославович не попытался насильно привести Иулианию к себе «хотя с нею жити». Не стерпев надругательства, княгиня ударила обидчика ножом, а тот в приступе ярости убил ее мужа, ей самой отрубил руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.
Весной 1407 года тело мученицы Иулиании было найдено плывущим против течения реки Тверец. Обретенное тело святой было погребено у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка, вскоре после этого на месте захоронения стали происходить чудесные исцеления.
Точная дата канонизации Иулиании Вяземской как местночтимой святой неизвестна, но многие историки считают, что это произошло в 1815 году, в год повтороного обретения мощей святой.

Своих подвижниц Господь отмечает чудесами и дарами, которые прославили бы и любого из мужчин — священнослужителей или монахов. Мы решили напомнить о подвигах нескольких известных святых жен. Конечно, в истории их было в тысячи раз больше, но всех знает только Господь.

Мариам — пророчица, сестра Моисея и Аарона, возгласила хвалебную песнь Господу после того, как войско фараона утонуло в Красном море: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он…» (Исх. 16, 20-21). Эта песнь стала первым благодарственным гимном в христианской гимнографии. Но когда пророчица стала упрекать Моисея за то, что он взял в жены ефиоплянку, Господь сошел в облачном столпе и покарал Мариам за «превышение власти» и вмешательство не в свои дела проказой. Прощена она была только по заступничеству Моисея.


Девора — пророчица, бывшая судиею Израиля (судьи были правителями еврейского народа со смерти Иисуса Навина до воцарения первого царя Саула. Судьи выполняли не только административные функции, но были и духовными наставниками). По ее предсказанию израильский народ победил войско ханаанского царя Иавина, поработившего богоизбранный народ. Во время ее дальнейшего правления «покоилась земля 40 лет» (Суд. 4, 4-14; 5, 1-12).

Согласно христианской религии, Бог каждому из христиан дает двух ангелов. В творениях св. Феодора Едесского поясняется, что один из них - ангел - хранитель - хранит от всякого зла, помогает делать добро и охраняет от всяких несчастий. Другой ангел - угодник Божий, имя которого дается при крещении, - ходатайствует за христианина перед Богом. К посредничеству своего Ангела надо прибегать в разных случаях в жизни, он помолится за нас перед Богом. Кроме того, христианская традиция определила, какие святые угодники могут помочь в определенных ситуациях, если обратиться к ним с верой и надеждой на разрешение ситуации. Например, об удаче в кузнечных делах на Руси обращались к покровительству бессребреников и чудотворцев Козьмы и Демьяна, святых братьев - ремесленников и врачевателей. Против гордости молились преподобному чудотворцу Сергию Радонежскому и Алексию Божьему человеку, известным глубоким смирением. Молитвы строились, например, так: «Преподобный Серафим Саровский, мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские, святые целители ног, ослабьте недуги мои, укрепите силы и ноги мои!».

Православные христиане имели святых покровителей, помогающих и в плену у врага (праведный Филарет Милостивый по молитве выводит бодрствующих из плена), и в покровительстве всему государству (великомученик Георгий Победоносец, в честь которого учреждена государственная награда за заслуги перед отечеством «Георгиевский Крест»), и даже в рытье колодцев (великомученик Федор Стратилат).

Многие святые и великомученики при жизни знали врачебное искусство и с успехом применяли его для исцеления страждущих (например, мученики Кир и Иоанн, преподобный Агомит Печерский, мученик Диомид и другие). К помощи других святых прибегают потому, что при жизни они испытали аналогичные страдания и получили исцеление упованием на Бога.
Например, равноапостольный князь Владимир (XI век) страдал глазами и выздоровел после Святого Крещения. Молитвы достигают успеха только с верою в силу их ходатайства перед Богом, от которого и получают верующие помощь. Для большей успешности молитвы заказывали молебен в церкви с водосвятием.

Вашему вниманию предлагается перечень святых, которые прославили себя помощью людям в избавлении от недугов телесных и душевных. Надо отметить, что святые целители помогают не только единоверцам, но и другим страждущим. Например, известен случай излечения митрополитом Московским Алексием (XIV век) жены хана Чанибека Тайдулы от глазных болезней. Именно святому Алексию молятся о даровании прозрения.

Предлагаемый список заступников в болезнях не претендует на полноту, в него не включены чудотворные иконы, Архангелы - покровители христиан на разных стадиях жизни. Здесь только информация о святых - целителях. После имени святого в скобках указаны цифры - век жизни, кончины или приобретения мощей церковью (римской цифрой) и день, когда чтится православной церковью память этого святого (по новому стилю).

Священномученик Антипа (I в., 24 апреля). Когда был брошен мучителями в раскаленного медного быка, просил Бога о благодати лечить людей от зубной боли. Упоминание об этом святом есть в Апокалипсисе.

Алексий Московский (XIV в., 23 февраля). Митрополит Московский еще при жизни исцелял от глазных болезней. Ему молятся для избавления от этого недуга.

Праведный отрок Артемий (IV в., 6 июля, 2 ноября) был придавлен гонителями веры огромным камнем, потеснившим внутренности. Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях.

Агапит Печерский (XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным.

Преподобному Александру Свирскому (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства - из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков.

Преподобный Алипий Печерский (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы.

Андрей Первозванный , святой апостол из Вифсаиды (I в., 13 декабря). Он был рыбаком и первым апостолом, последовавшим за Христом. Апостол отправился проповедовать Христову веру в Восточные страны. Прошел он места, где позже возникли города Киев, Новгород, и через земли варягов в Рим и Фракию. Много чудес он совершил в городе Патры: слепые прозревали, больные (в том числе жена и брат правителя города) исцелялись. Тем не менее правитель города приказал распять святого Андрея, и он принял мученическую смерть. При Константине Великом мощи были перенесены в Константинополь.

Блаженный Андрей (X в., 15 октября), принявший на себя подвиг юродства, сподобился дара прозрения и целительства лишенных разума.
Преподобный Антоний (IV в., 30 января) расстался с мирскими делами и вел в пустыне подвижническую жизнь в полном уединении. Ему следует молиться о покровительстве немощным.

Мученики Антоний, Евстафий и Иоанн Виленские (Литовские) (XIV в., 27 апреля) приняли святое крещение от пресвитера Нестора, за что были подвергнуты пыткам - дело происходило в XIV веке. Молитва этим мученикам дает исцеление при болезнях ног.

Великомученица Анастасия Узорешительница (IV в., 4 января), христианка - римлянка, сохранившая девственность в супружестве из-за мучавших ее болезней, помогает роженицам в разрешении от трудного бремени.

Мученица Агриппина (6 июля), римлянка, жившая в III веке. Святые мощи Агриппины были перенесены из Рима на о. Сицилию по откровению свыше. От святых мощей многие больные получили чудесное исцеление.

Преподобная Афанасия - игуменья (IX в., 25 апреля) в миру замуж выходить не хотела, желая посвятить себя Богу. Однако по воле родителей она вступила в брак дважды и только после второго брака удалилась в пустыню. Жила она свято, и ей надо молиться о благополучии второго брака.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид, XI в., 15 мая и 6 августа), первые русские мученики - страстотерпцы постоянно оказывают молитвенную помощь родной земле и страждущим болезнями, особенно при болезнях ног.

Блаженный Василий , московский чудотворец (XVI в., 15 августа) помогал людям, проповедуя милосердие. Мощи Василия Блаженного в царствование Федора Иоанновича приносили чудо исцеления от болезней, особенно от глазных болезней.

Равноапостольный князь Владимир (в святом крещении Василий, XI в., 28 июля) при мирской жизни почти ослеп, но после крещения выздоровел. В Киеве он прежде всего крестил своих детей в месте, которое называется Крещатиком. Этому святому молятся для исцеления от глазных болезней.

Василий Новгородский (XIV в., 5 августа) - архипастырь, известный тем, что во время эпидемии язвы, также известной под названием черной смерти, выкосившей почти две трети жителей Пскова, пренебрег опасностью заражения и явился в Псков успокоить и утешить жителей. Доверившись успокоению святителя, граждане смиренно стали дожидаться конца бедствия, которое вскоре действительно наступило. Мощи святителя Василия Новгородского находятся в Софийском соборе в Новгороде. Молитву святому Василию приносят для избавления от язвы.

Преподобному Василию Новому (X в., 8 апреля) приносят молитву для исцеления от лихорадки. Святой Василий еще при жизни имел дар исцелять больных лихорадкой, для чего больному надо было сесть рядом с Василием. После этого больному становилось легче, и он выздоравливал.

Преподобному Василию - исповеднику (VIII в., 13 марта), вместе с Прокопием Деканомитом, заключенному в темницу за иконопочитание, молятся для избавления от тяжелой одышки и вздутия живота.

Священномученик Василий Севастийский (IV в., 24 февраля) молил Бога о возможности исцеления больных горлом. Ему следует молиться при болезнях горла и в опасности удушения костью.

Преподобный Виталий (VI-VII вв., 5 мая) при жизни занимался обращением блудниц. Ему приносят молитву для искупления от плотской страсти.

Мученик Вит (IV в., 29 мая, 28 июня) - святой, пострадавший во времена Диоклетиана. Ему молятся для избавления от падучей (эпилепсии).

Великомученице Варваре (IV в., 17 декабря) молятся для спасения от тяжелых болезней. Отец Варвары был знатным человеком в Финикии. Узнав, что его дочь приняла христианство, он ее жестоко избил и заключил под стражу, а затем передал властителю города Илиополя Мартиниану. Девушку жестоко пытали, но ночью после пыток в темницу явился сам Спаситель, и раны зажили. После этого святую подвергли еще более жестоким пыткам, обнаженную водили по городу, а затем обезглавили. Святая Варвара помогает преодолеть жестокие душевные мучения.

Мученик Вонифатий (III в., 3 января) при жизни страдал от пристрастия к пьянству, но исцелился сам и был удостоен мученической смерти. Ему молятся страждущие исцеления от страсти пьянства и от запоев.

Великомученик Георгий Победоносец (IV в., 6 мая) родился в христианской семье в Каппадокии, исповедовал христианство и призывал всех принять христианскую веру. Император Диоклетиан повелел подвергнуть святого страшным пыткам и казнить. Великомученик Георгий погиб, не доживши до тридцати лет. Одним из чудес, совершенных святым Георгием, было уничтожения змия-людоеда, жившего в озере близ Бейрута. Георгию Победоносцу молятся как помощнику в скорби.

Святитель Гурий Казанский (XVI в., 3 июля, 18 декабря) был невинно осужден и заключен в темницу. По прошествии двух лет двери темницы свободно растворились. Гурию Казанскому молятся для избавления от упорных головных болей.

Великомученик Димитрий Солунский (IV в., 8 ноября) в возрасте 20 лет был назначен проконсулом Фессалоникий-ской области. Вместо притеснения христиан святой стал учить жителей области христианской вере. Ему молятся о прозрении от слепоты.

Царевичу Дмитрию Угличскому и Московскому (XVI в., 29 мая) приносят молитву страдальцы для избавления от слепоты.

Святитель Димитрий Ростовский (XVIII в., 4 октября) болел грудной болезнью и умер от этой болезни. После его смерти его нетленные мощи помогают страдальцам, изнемогающим особенно от грудной болезни.

Мученик Диомид (III в., 29 августа) при жизни был врачевателем, бескорыстно помогавшим больным людям избавиться от недугов. Молитва этому угоднику поможет получить исцеление в болезненном состоянии.

Преподобный Дамиан , пресвитер и целебник Печерского монастыря (XI в., 11 и 18 октября), был позван пелебником еще при жизни «и те исцеляше больных молитвою и святым елеем». Мощи этого святого обладают благодатью исцелять больных.

Мученицы Домнина, Виринея и Проскудия (IV в., 17 октября) помогают в опасении постороннего насилия. Дочерей Домнины Виринею и Проскудию гонители христианской веры вели на суд, то есть на смерть. Чтобы спасти дочерей от насилия со стороны пьяных воинов, мать во время трапезы воинов вошла с дочерьми в реку как в могилу. Мученицам Домнине, Виринее и Проскудии молятся для помощи в предотвращении насилия.

Преподобная Евдокия, княгиня Московская (XV в., 20 июля), супруга Димитрия Донского, незадолго до кончины постриглась в монахини и получила в иночестве имя Евфросиния. Тело свое она изнуряла постами, но злословие не щадило ее из-за того, что лицо ее оставалось приветливым и веселым. Молва о сомнительности ее подвига дошла до сыновей. Тогда Евдокия сняла перед сыновьями часть одежд, и они были поражены ее худобой и иссохшей кожей. Святой Евдокии молятся для избавления от паралича и о прозрении очей.

Преподобный Ефимий Великий (V в., 2 февраля) жил в пустынном месте, время проводил в трудах, молитвах и воздержании - пищу принимал только в субботу и воскресенье, спал только сидя или стоя. Господь даровал угодника способностью совершать чудеса и прозорливостью. Молитвою он вызывал необходимый дождь, исцелял больных, изгонял бесов. Ему молятся во время голода, а также при супружеской бездетности.

Первомученица Евдокия (II в., 14 марта) приняла крещение и отреклась от своего богатства. За строгую постническую жизнь получила от Бога дар чудотворения. Ей молятся женщины, которые не могут забеременеть.

Великомученица Екатерина (IV в., 7 декабря) обладала необыкновенной красотой и умом. Она объявила о желании выйти замуж за того, кто превзойдет ее в богатстве, знатности и мудрости. Духовный отец Екатерины поставил ее на путь служения жениху небесному - Иисусу Христу. Приняв крещение, Екатерина удостоилась видеть Богоматерь с младенцем - Христом. Пострадала за Христа в Александрии, была колесована и обезглавлена. Святой Екатерине молятся о разрешении в трудных родах.

Преподобный Зотик (IV в., 12 января) во время эпидемии проказы выкупал прокаженных, осужденных по приказу императора Константина на смерть утоплением, у стражников и содержал их в отдаленном месте. Тем самым он спасал обреченных от насильственной смерти. Святому Зотику молятся для исцеления заболевших проказой.

Праведные Захария и Елизавета , родители святого Иоанна Предтечи (I в., 18 сентября), помогают страждущим в трудных родах. Праведный Захария был священником. Супруги жили праведно, но детей у них не было, так как Елизавета была бесплодна. Однажды к Захарии в храме явился ангел, который предсказал рождение сына Иоанна. Захария не поверил - и он, и его жена были уже в преклонном возрасте. За неверие на него напала немота, которая прошла только на восьмой день после рождения сына - Иоанна Крестителя, и он смог говорить и прославлять Бога.

Святитель Иона , митрополит Московский и всея Руси, чудотворец (XV в., 28 июня) - первый из митрополитов в России, избранный собором русских епископов. Святой и при жизни имел дар исцелять зубную боль. Ему молятся для избавления от этой напасти.

Иоанн Предтеча (I в., 20 января, 7 июля). Креститель рожден от святых Захария и Елизаветы. После рождества Христова царь Ирод приказал перебить всех младенцев, и потому Елизавета с младенцем укрылись в пустыне. Захария был убит прямо в храме, так как не выдал их убежища. После смерти Елизаветы Иоанн продолжал жить в пустыне, питался акридами, носил власяницу. В тридцать лет стал проповедовать на Иордане о пришествии Христа. Многие крестились у него, и этот день известен в народе как день Ивана Купалы. На рассвете этого дня принято было купаться, целебной считалась и роса, и лечебные травы, собранные в этот день. Креститель погиб мученической смертью через усекновение главы. Молитва этому святому может помочь при невыносимой головной боли.

Иаков Железноборовский (XVI в., 24 апреля и 18 мая) был пострижен Сергием Радонежским и удалился в Костромские пустынные места близ селения Железный Борок. Он при жизни имел дар исцеления больных. Несмотря на изнеможение в ногах, он дважды пешком ходил в Москву. Дожил до глубокой старости. Святому Иакову молятся об исцелении болезней ног и паралича.

Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII в., 17 декабря) по клевете был подвергнут отсекновению руки. Молитва его перед иконой Богоматери была услышана, и отсеченная рука его во сне срослась. В знак благодарности к Деве Марии Иоанн Дамаскин серебряное изображение руки привесил к иконе Божией матери, отчего икона получила название «Троеручица». Иоанну Дамаскину дана благодать оказывать помощь в болях рук и при увечье рук.

Святитель Иулиан Кепоманийский (I в., 26 июля) еще при жизни исцелял и даже воскрешал младенцев. На иконе Иулиана изображают с младенцем на руках. Молитва святому Иулиану приносится при болезни младенца.

Преподобный Ипатий Печерский (XIV в., 13 апреля) при жизни был целебником и особо помогал врачевать женские кровотечения. Ему же молятся и о материнском молоке для младенцев.

Преподобный Иоанн Рыльский (XIII в., 1 ноября), болгарин, шестьдесят лет провел в уединении в пустыне Рыльской. Святому Иоанну Рыльскому молятся для исцеления от немоты.

Иоанн Киево - Печерский (I в., 11 января), младенец - мученик, рассеченный пополам, принадлежит к числу Вифлеемских младенцев. Молитва перед его гробом помогает при супружеском неплодстве. (Киево-Печерская Лавра).
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов (I в., 21 мая) - хранитель чистоты, целомудрия и помощник в писании икон.

Преподобный Иринарх, затворник Ростовский (XVII в., 26 января), был в миру земледельцем, во время голода два года жил в Нижнем Новгороде. В тридцать лет отказался от мира и провел 38 лет в Борисоглебском монастыре. Погребен там же в выкопанной им самим могиле. В затворе Иринарх проводил бессонные ночи, поэтому признано, что молитва святому Иринарху помогает при стойкой бессоннице.

Праведные Иоаким и Анна , родители девы Марии (22 сентября), до старости не имели детей. Они дали обет, если появится ребенок - посвятить его Богу. Молитвы их были услышаны, и в преклонном возрасте у них родился ребенок - Пресвятая Дева Мария. Поэтому при супружеском неплодстве следует молитву обращать святым Иоакиму и Анне.

Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан (Козьма и Демьян) (III в., 14 ноября), два брата изучили врачебное искусство и лечили, не требуя с больных платы, кроме веры в Иисуса Христа. Помогали во многих болезнях, лечили и глазные болезни, и оспу. Основная заповедь бессребреников: «Даром получили (от Бога) - даром и давайте!». Чудотворцы помогали не только больным людям, но врачевали и зверей. Молятся бессребреникам не только в случае болезней, но и о покровительстве вступающим в брак - чтобы брак был счастливым.

Мученик Конон Исаврийский (III в., 18 марта) еще при жизни лечил больных оспой. Особенно ценна была эта помощь для верующих в те времена, так как других средств еще не было известно. И после смерти молитва мученику Конону помогает в исцелении оспы.

Бессребреники мученики Кир и Иоанн (IV в., 13 февраля) при жизни врачевали бескорыстно разные болезни, в том числе оспу. Больные получали облегчение в недугах и чревных болезнях. Им следует читать молитву в болезненном состоянии вообще.

Блаженная Ксения Петербургская (XVIII-XIX вв., 6 февраля) рано овдовела. Скорбя по мужу, раздала все имущество и приняла обет юродства Христа ради. Обладала даром прозорливости и чудотворения, особенно исцеления страждущих. Почиталась еще при жизни. Канонизирована в 1988 году.

Мученик Лаврентий Римский (III в., 23 августа) при жизни был наделен даром давать прозрение слепым людям, в том числе слепым от рождения. Ему следует молиться об исцелении от болезней глаз.

Апостол и евангелист Лука (I в., 31 октября) изучал врачебное искусство и помогал людям в болезнях, особенно глазных. Написал Евангелие и книгу Деяний Апостолов. Изучал также живопись и искусство.

Мученик Лонгин Сотник (I в., 29 октября) страдал глазами. Он находился на страже у Креста Спасителя, когда кровь из прободенного ребра Спасителя капнула ему на глаза - и он исцелился. Когда ему была усечена глава, ослепшая женщина прозрела - это было первое чудо от его усеченной главы. Лонгину Сотнику молятся для прозрения очей.

Преподобный Марон Сирийский (IV в., 27 февраля) еще при жизни помогал больным лихорадкой или горячкой.

Мученик Мина (IV в., 24 ноября) помогает в бедах, немощах, в том числе при глазных болезнях.

Преподобному Маруфу, епископу Месопотамскому (V в., 1 марта - 29 февраля) молятся для избавления от бессонницы.

Преподобный Моисей Мурин (IV в., 10 сентября) в мирской жизни жил далеко не праведно - был разбойником и запойным пьяницей. Затем принял иночество и жил в монастыре в Египте. Скончался мученической смертью 75 лет отроду. Ему молятся для избавления от страсти к алкоголю.

Преподобный Моисей Угрин (XI в., 8 августа), венгр родом, «крепкий телом и прекрасный лицом», попал в плен к польскому королю Болеславу, но был выкуплен богатой польской молодой вдовой за тысячу гривен серебра. Эта женщина воспылала к Моисею плотской страстью и пыталась его соблазнить. Однако блаженный Моисей не изменил своей святой жизни, за что был брошен в яму, где его морили голодом и ежедневно били палками слуги госпожи. Поскольку и это не сломило святого, он был оскоплен. Когда король Болеслав умер, восставший народ побил притеснителей. В том числе была убита вдова. Святой Моисей же пришел в Печерский монастырь, где и прожил более 10 лет. Моисею Угрину молятся для укрепления духа в борьбе с плотской страстью.

Преподобному Мартиниану (V в., 26 февраля) блудница явилась в виде странницы, но он угасил свою плотскую похоть, ставши на раскаленные угли. В борьбе с плотской страстью святой Мартиниан проводил дни в изнурительных скитаниях.

Преподобная Мелания Римлянка (V в., 13 января) едва не умерла в мирской жизни от трудных родов. Ей молятся для благополучного разрешения от беремени.

Святитель Николай Чудотворец (IV в., 19 декабря и 22 мая) при жизни не только исцелял глазные болезни, но и возвращал зрение слепым. Его родители Феофан и Нонна дали обет посвятить родившегося у них ребенка Богу. С ранних. лет святой Николай усердно постился и молился, и творя добро, старался, чтобы об этом никто не знал. Был избран архиепископом Мирликийским. Во время паломничества в Иерусалим остановил бурю на море и спас (воскресил) матроса, упавшего с мачты. Во время гонения на христиан при Диоклетиане был брошен в темницу, но остался невредим. Святитель совершил много чудес, на Руси почитался особо: считалось, что он помогает при путешествиях по водам. Николу называли «морским» или «мокрым».

Великомученик Никита (IV в., 28 сентября) жил на берегах Дуная, был крещен софийским епископом Феофилом и успешно распространял христианскую веру. Пострадал при гонениях от готтов-язычников, которые пытали святого, а затем бросили в огонь. Тело его ночью нашел его друг, христианин Марион - оно было озарено сиянием, огонь его не повредил. Тело мученика предали земле в Киликии, мощи впоследствии перенесли в Константинополь. Святому Никите молятся об исцелении младенцев, в том числе и от «родимчика».

Святитель Никита (XII в., 13 февраля) был епископом Новгородским. Прославился чудесами, особенно в прозрении слепых. Люди с плохим зрением могут получить помощь обращением к этому святому.

Великомученик и целитель Пантелеймон (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа. Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял от различных болезней и взрослых, и детей, в том числе от чревных болей.
Преподобный Пимен Печорский Многоболезненный (XII в., 20 августа) с детства страдал различными болезнями и только в конце жизни получил исцеление от недугов. Преподобному Пимену молятся от исцеления от длительного болезненного состояния.

Благоверному князю Петру и княгине Февронии (XIII в., 8 июля), муромским чудотворцам, следует молиться о счастливом браке. При жизни муромский князь Петр, совершивши подвиг освобождения жены брата от змея, покрылся струпьями, но был исцелен рязанской простолюдинкой целительницей Февронией, на которой и женился. Супружеская жизнь Петра и Февронии была благочестивой и сопровождалась чудесами и добрыми делами. В конце жизни блаженные князь Петр и княгиня Феврония приняли иночество и были названы Давидом и Евфросинией. Умерли в один день. Верующие от раки их мощей получали исцеление от недугов.

Мученик Прокл (II в., 25 июля) считался врачевателем глазных болезней. Прокловой росой врачуют глазные болезни и изводят очный призор.

Мученица Параскева Пятница (III в., 10 ноября) свое имя получила от благочестивых родителей, потому что родилась в пятницу (по греч. «параскева») и в память о страстях Господних. В детстве Параскева лишилась родителей. Повзрослев, она дала обет безбрачия и посвятила себя христианству. За это она подвергалась гонениям, пыткам и умерла в мучениях. Параскева Пятница издавна особо почиталась в России, считалась покровительницей домашнего очага, целительницей детских болезней, помощницей в полевых работах. Ей же молятся о даровании дождя в засуху.

Преподобный Роман (V в., 10 декабря) при жизни отличался необыкновенным воздержанием, питаясь только хлебом с соленой водой. Он врачевал многие недуги весьма успешно, особенно прославился лечением супружеского бесплодия усердными молитвами. Ему молятся супруги при бесплодии.

Праведный Симеон Верхотурский (XVIII в., 25 сентября) лечил от продолжительной слепоты, являясь больным во сне. Также к его помощи прибегали в болезнях ног - сам святой совершил пеший переход из России в Сибирь при больных ногах.

Праведный Симеон Богоприимец (16 февраля) на сороковой день от Рождества принял в храме младенца Христа от Девы Марии с радостью и воззвал: «Ныне, Владыка, отпускаешь раба твоего с миром по слову Твоему». Ему было обещано упокоение, после того как он примет на руки святого младенца. Праведному Симеону молятся об исцелении больных детей и покровительстве здоровым.

Преподобный Симеон Столпник (V в., 14 сентября) родился в Каппадокии в христианской семье. В монастыре с подросткового возраста. Затем поселился в каменной пещере, где посвятил себя посту и молитве. К месту его подвижничества стекались люди, желающие получить исцеление и назидание. Для уединения изобрел новый вид подвижничества - поселился на столпе высотой четыре метра. Из восьмидесяти лет жизни сорок семь простоял на столпе.

Преподобный Серафим Саровский (XIX в., 15 января и 1 августа) взял на себя подвиг стоянничества: каждую ночь он молился в лесу, стоя на огромном камне с воздетыми руками. Днем молился в келье или на небольшом камне. Питался скудной пищей, изнуряя плоть. После откровения Божьей Матери начал врачевать страждущих, особенно помогал людям с больными ногами.

Преподобный Сергий Радонежский (XIV в., 8 октября), боярский сын, по рождению Варфоломей. Удивлял всех с раннего возраста - по средам и пятницам не пил даже материнское молоко. После смерти родителей в 23 года принял монашеский постриг. С сорока лет - игумен Радонежского монастыря. Жизнь святого сопровождалась чудесами, особенно исцелением немощных и больных. Молитва к святому Сергию исцеляет от «сорока недугов».

Преподобный Сампсон , священник и целитель (VI в., 10 июля). Ему была дана способность исцелять людей при разных болезнях по его молитвам к Богу.

Святитель Спиридон - чудотворец, епископ Тримифунтский (IV в., 25 декабря), прославился многими чудесами, в том числе доказательством триединства на Первом Вселенском Соборе в 325 году. Еще при жизни исцелял больных. Молитва этому святому может дать помощь в разных болезненных состояниях.

Мученик Сисиний (III в., 6 декабря) был епископом в городе Кизине. Подвергнут гонениям при Диоклетиане. Мученику Сисинию Бог даровал возможность исцелять больных лихорадкой.
Святитель Тарасий, епископ Константинопольский (IX в., 9 марта), был защитником сирот, обиженных, несчастных и обладал даром исцеления больных.

Мученик Трифон (III в., 14 февраля) за свою светлую жизнь был удостоен еще в отрочестве благодатью исцеления больных. В числе прочих напастей святой Трифон избавлял страждущих от храпа. Посланные эпарха Анатолии привели Трифона в Никею, где он испытал страшные мучения, был приговорен к смерти и скончался на месте казни.

Преподобная Таисия (IV в., 21 октября) при светской жизни прославилась необыкновенной красотой, которая сводила с ума поклонников, которые соперничали между собой, ссорились - и разорялись. После того как преподобный Пафнутий обратил блудницу, она три года провела затворницей в женском монастыре, замаливая грех блуда. Святой Таисии молятся об избавлении от навязчивой плотской страсти.

Преподобный Федор Студит (IX в., 24 ноября) при жизни страдал болезнями желудка. После смерти от его иконы многие больные получили исцеление не только от болей в желудке, но и от других чревных болезней.

Святой великомученик Федор Стратилат (IV в., 21 июня) стал всенародно известен, когда убил огромного змея, жившего в окрестностях города Евхаит и пожиравшего людей и скот. Во времена гонений на христиан при императоре Ли-кинии был подвергнут жестоким пыткам и распят, но Бог исцелил тело мученика и снял его с креста. Однако великомученик решил добровольно принять смерть за веру. По дороге на казнь больные, прикасавшиеся к его одеждам и телу, исцелялись и освобождались от бесов.

Преподобный Ферапонт Моизенский (XVI в., 25 декабря). От этого святого получают исцеление при глазных болезнях. Известно, например, что старец Прокопий, с детства болевший глазами и почти слепой, прозрел у гроба Ферапонта.

Мученики Флор и Лавр (II в., 31 августа) жили в Иллирии. Братья - каменотесы были очень близки друг другу по духу. Вначале они страдали страстью пьянства и запоя, затем они приняли христианскую веру и избавились от недуга. За свою веру они приняли мученическую смерть: их бросили в колодец и заживо засыпали землей. Еще при жизни Бог даровал им способность к целительству от разных болезней и от запоев.

Мученица Фомаида Египетская (V в., 26 апреля) предпочла смерть супружеской неверности. Опасающиеся насилия молятся святой Фомаиде, и она помогает в сохранении целомудрия.

Священномученик Харлампий (III в., 23 февраля) считается целителем от всех болезней. Он пострадал за христианскую веру в 202 году. Ему было 115 лет, когда он исцелял не только обычные болезни, но и чуму. Перед смертью Харлампий молился о том, чтобы его мощи предотвращали чуму и исцеляли болящих.

Мученики Хрисанф и Дария (III в., 1 апреля) еще до вступления в брак договорились в супружестве вести жизнь достойную, посвященную Богу. Этим святым молятся о счастливом и прочном семейном союзе.

Православные христиане чаще всего обращаются к святому, имя которого они носят, с просьбой помолиться о них перед Богом. Такого святого называют святым угодником и скоропомощником. Для общения с ним надо обязательно знать тропарь - краткое молитвенное обращение. Святых надо призывать с любовью и верой нелицемерной, лишь тогда они услышат просьбу.

Книга «Тысяча имён», раздел «Женские имена» (стр. 7 - 104)

Хотите найти лучшее на свете имя для своей дочки? Тогда вам не обойтись без этой книги. Словарь-справочник «Тысяча имён» - это практическое пособие для родителей, в нем вы найдете почти 400 русских женских имен: от самых редких до самых популярных в России.

Ваш выбор будет осознанным и обоснованным, ведь книга носит не только популярный, но и научный характер. Имена представлены в формате, нигде больше не встречающемся, причем о каждом имени вы найдете такие сведения и аргументы , о которых раньше представления не имели, и даже не думали!

Полный перечень женских имен приведен на этой ссылке . Отдельные главы раздела «Женские имена» посвящены выбору крёстного имени и рейтингам популярности имен новорожденных девочек в России и ряде стран (Белоруссия, Польша, Чехия, Германия, Англия, США) в 2010-2015 годах.

Электронная версия книги «Тысяча имён» не предусмотрена. Целиком она доступна только в печатном виде, а на этом сайте приведены отдельные фрагменты. ЗАКАЗАТЬ КНИГУ!

Что такое крёстное имя и как его выбирают?

Паспортные, «календарные», крёстные, церковные женские имена

Далеко не все приведенные в этой книге имена имеют соответствие в православных святцах, например, Альбина, Влада, Владислава, Есения, Каролина, Лада, Майя, Элеонора, Ярослава и др. Для атеистических семей, разумеется, это не имеет ровно никакого значения. Но для православных верующих, а также для родителей, живущих в русле русской культурной и исторической традиции, при выборе подобных имён для своего ребенка обязательно придется решить еще одну задачу - выбрать крёстное имя.

Имя, которое записывается в Свидетельство о рождении , называется паспортным

(поскольку при достижении ребенком 14-летнего возраста, оно переносится в Паспорт

гражданина РФ ). Имя, которое даётся при крещении, называется крёстным, оно указывается в Свидетельстве о крещении , которое должны выдать в храме. «Календарными» называются имена христианских святых, содержащиеся в православных церковных календарях («святцах» или «месяцесловах»), и используемые при проведении крещения детей (и взрослых).

Многие паспортные имена однозначно соответствуют календарным именам: Агния,

Александра, Алла, Анна, Вероника, Галина, Евдокия, Зинаида, Зоя, Лидия, Любовь, Нина, Серафима, Тамара, Фаина, … (паспортное и крёстное имена совпадают).

Иногда паспортная и церковная формы имеют небольшие отличия: Анфиса - Анфуса, Арина - Ирина, Елизавета - Елисавета, Кристина - Христина, Наталья - Наталия, Пелагея - Пелагия, Прасковья - Параскева, Степанида - Стефанида, Татьяна - Татиана, Эмилия - Емилия, Юлия - Иулия. А иногда и очень значительные: Авдотья - Евдокия, Аграфена - Агриппина, Аксинья и Оксана - Ксения, Алёна - Елена, Виктория - Ника, Виолетта - Ия, Ирма - Ермиония, Лукерья - Гликерия, Олеся - Александра, Жанна и Яна - Иоанна, Полина - Павла или Аполлинария, Светлана - Фотина или Фотиния, Снежана - Хиония.

Во всех рассмотренных случаях паспортные формы имён происходят от соответствующих церковных форм. Так, к примеру, имя Лукерья имеет прямую связь с церковным именем Гликерия, поскольку является его русским преобразованием, а имена Оксана и Аксинья являются признанными народными и литературными вариантами церковного имени Ксения.

Однако следует сказать, что строгих правил не существует. И наличие связи между паспортным и крёстным именами совершенно не обязательно. Вполне возможной является ситуация, когда в качестве паспортного будет выбрано христианское имя Анна или, допустим, Тамара, а крёстным именем станет другое христианское имя, например, например, Агриппина, Ангелина, Евдокия или Агафия (в честь своей знаменитой бабушки или прабабушки).

Пойдем дальше, и зададим вопрос. А могут ли православные носить такие «неправославные» имена, как Аврора, Азалия, Владислава, Есения, Зарина, Инга, Камилла, Каролина, Луиза, Мирослава, Тереза, Ярослава? - Да, безусловно, но для обряда имянаречения (наречения имени), который совершается в процессе крещения, потребуется подобрать еще одно имя - церковное. В принципе, оно может быть любым, но обычно подбирают такое, чтобы оно было или созвучным , или близким по значению к паспортному имени.

Вот один из возможных примеров. Достаточно популярными в русских семьях стали

европейские имена Эльви ра (испанского происхождения, от albar - «белая») и Элеоно ра (от окситанского allia Aenor - «другая Аэнора). Но это «некалендарные имена»: в православных святцах нет одноименных святых, поэтому крестить ребенка в церкви с этими именами не получится. В качестве крестного имени для каждого из них можно предложить, например, такое созвучное церковное имя, как Елена («солнечный свет», «солнечная», греч.) или имя Леони лла («львиная», «львица», греч.).

Другие примеры. Имена Богда на, Боже на и Да на в православных святцах отсутствуют, но близкими по смыслу являются такие имена, как Феодо ра («Божий дар»), Дорофе я («Дар Божий») и Феодо сия («Бог дал») - любое из них вполне можно взять в качестве крёстного. В последние годы регистрируется все большее количество таких имен, как Витали на и Вита лия. Очевидно, что это аналоги мужского имени Вита лий, происходящего от латинского слова vitalis , поэтому вариантами перевода имени на русский язык могут быть «полная жизни», «живая», «дающая жизнь». Очевидно, хорошим крёстным именем для Витали ны и Вита лии может стать Валенти на - и по общему смыслу и по звучанию (Валентина - «сильная, крепкая здоровьем», от латинского valens , означающего «крепкий, сильный, здоровый»).

Еще раз подчеркнем: 1) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя совпадало с крёстным именем, 2) совершенно не обязательно, чтобы паспортное имя имело православное происхождение (имя может быть любым, лишь бы оно нравилось родителям). Даже в седую старину поступали именно так - у каждого члена княжеской семьи было два имени: и мирское имя, и христианское .

Итак, при выборе «неправославного» имени порядок действий должен быть таким - в органах ЗАГС в Свидетельство о рождении записывают выбранное родителями для девочки имя - допустим, Мирослава, Руслана, Земфира, Инга или Есения, после чего в церкви её крестят любым другим понравившимся церковным именем - Варвара, Илария, Мария, Ольга, Руфина, Серафима, София или Фаина. Ни в ЗАГСе, ни в церкви не вправе влиять на выбор родителей. Советовать и рекомендовать - это да, но препятствовать - нет!

Мученицы, праведницы, преподобные…

Как уже было сказано, крещение в русской православной церкви происходит одновременно с наречением имени. А имянаречение обязательно производится в честь какой-то конкретной святой, которая сразу же становится «святой небесной покровительницей» (не путать с ангелом-хранителем!). Родители вправе просить священника крестить тем именем, и в честь той святой, которую они сами считают наиболее желательной и предпочтительной для своего ребенка, например, в честь святой мученицы Агнии Римской или святой великомученицы Екатерины Александрийской, или святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Как видим, каждая святая угодница Божья носит определенный «чин»: мученица, великомученица,

преподобная… Что это такое, как это нужно понимать?

  • Мученицы - это христианские святые, принявшие насильственную смерть за свою веру
  • Великомученицы - это мученицы за веру, перенесшие особо тяжкие мучения
  • Преподобные - это монахини, почитаемые в качестве святых за самоотверженную, подвижническую жизнь, всецело посвященную Богу (безбрачие, аскетизм, пост, молитва и физический труд в монастырях и пустынях); монахиня (по-другому и нокиня), игу менья (настоятельница монастыря)
  • Преподобномученицы - святые мученицы из числа монахинь (монахини, принявшие смерть за веру)
  • Девы-мученицы - незамужние, целомудренные девушки (не монахини), пострадавшие при гонениях на христиан; иногда в святцах пишут отрокови ца (то есть девочка-подросток)
  • Праведные (праведницы) - к ним относятся такие святые женщины, которые при жизни были семейными людьми, вели мирскую (то есть не монашескую) жизнь, и не подвергались мучениям или гонениям за веру. В качестве святых они почитаются за свою праведную , то есть добродетельную, правильную жизнь, особо угодную Богу (слово праведный , напрямую связано со словами правда, правый, справедливый )
  • Жёны-мироносицы - женщины, ставшие первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа из мертвых; мироносицами в древности были женщины, которые переносят сосуды с ми ро м (ми ро - это ароматное, благовонное масло, используемое при миропомазании и других церковных обрядах); несколько мироносиц стали первыми свидетелями воскресения Иисуса Христа из мертвых, к их числу относятся Саломия, Иоанна, Сусанна, Мария Магдалина - все они считаются святыми праведными (праведницами)
  • Равноапостольные - «равные апостолам», подобно апостолам они просвещали разные народы, обращали их в христианство (т.е. это миссионеры, распространители христианства), среди равноапостольных были не только мужчины, но и несколько женщин
  • Благоверные - царицы и княгини, ставшие святыми за свою благочестивую жизнь и дела по укреплению веры и церкви
  • Блаженные и юродивые. Блаженная, то есть «счастливая» (в латинском языке - beata ): такой эпитет носят несколько известных святых IV-IX века (святая Мария Хиданская, святая Муза Римская, святая царица Феофания), а также святая Матрона Московская (XX в.). Эпитет «блаженная» в применении к остальным русским святым имеет другой смысл: юродивая (например, святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая), от древнерусского уродливый ; юродивые пророчествовали, обличали дурные нравы, невзирая на лица, проявляли большую мудрость при кажущемся безумии
  • Новомученики - под ними, как правило, понимаются те, кто пострадал за христианскую веру в годы советской власти

В церковных календарях, месяцесловах, святцах эти «чины» (категории, ранги, по-другому «лики святости»), пишут сокращенно:

мц. - мученица; вмц. - великомученица; прп. - преподобная; прмц. - преподобномученица; прав. - праведная (праведница); равноап. - равноапостольная; блгв. - благоверная; блаж. - блаженная

Другими частыми сокращениями в церковных календарях являются:

св . - святой, святая; кн. - князь, княгиня; вел . - великий, великая

Английские эквиваленты (используются в зарубежных православных церквях):

святая = Saint ; мученица = Martyr ; великомученица = Great-martyr ; преподобная = Venerable ; преподобномученица = Venerable-martyr ; дева-мученица = Virgin-martyr ; праведная = Righteous ; мироносицы = Myrrhbearers ; равноапостольная = Equal-to-the-Apostles ; просветительница = Enlightene r; благоверная = Right-believing (княгиня = Princess ; царица = Queen ); юродивая = Foolfor- Christ ; новомученица = New-martyr

Именины (день именин, именинный день, праздник именин)

Хорошо известное всем понятие «именины» означает день памяти «своего» святого

покровителя (то есть того святого, чьё имя человек получил при крещении) . Во многих странах именины являются более зна чимым личным праздником, чем день рождения. Да и в России в старину, как правило, справляли именины, а день рождения оставался в тени.

Дни памяти святых в этой книге указываются по старому и новому стилю. Это выглядит так: июль 6 / 19; декабрь 2 / 15; ноябрь 19 / декабрь 2. Дело в том, что Русская православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, все даты в котором отличаются от современного гражданского календаря на 13 дней. Именно поэтому праздник Великой Октябрьской революции (которая произошла 25 октября 1917 года) в СССР ежегодно отмечался 7 ноября. Именно поэтому «старый Новый год» и поныне отмечается в ночь с 13 на 14 января (в церковном календаре это ночь с 31 декабря на 1 января!).

Даты юлианского, то есть церковного календаря считаются «старым стилем». А даты

григорианского, то есть современного гражданского календаря» - «новым стилем».

Некоторые святые имеют несколько памятных дней. Например, святая мученица

Александра Анкирская, святая благоверная княгиня Анна Кашинская, святая мученица

Галина Коринфская и ряд других - по две памятных даты, а святая мученица Ираида (Раиса) Александрийская и святая праведная Анна (мать Пресвятой Богородицы) - по три.

У нескольких святых дни памяти имеют не фиксированные, а подвижные даты (так

называемые переходящие празднования ). Например, память преподобной Марии Египетской совершается в пятое воскресенье Великого поста , а память праведных Саломии, Иоанны, Марии Магдалины совершается в неделю святых жен-мироносиц (то есть ежегодно в третье воскресенье после православной Пасхи). Празднование памяти Евы (праматери всех людей), святых праведных Сусанны Вавилонской, Руфи, Есфири, Лии и Мариам совершается в неделю святых праотцов и в неделю святых отцов (то есть в предпоследнее и последнее воскресенья перед Рождеством); слово неделя в церковных календарях означает воскресенье (от не делать , то есть отдыхать); праотцы - это первые праведники в человеческой истории, они упоминаются в Ветхом Завете: Адам, Ева, Авель, Ной, Авраам и др., отцы (Богоотцы ) - ближайшие родственники Иисуса Христа: царь Давид, праведные Иоаким и Анна (родители девы Марии), праведный Иосиф.

При получении Свидетельства о крещении нужно позаботиться, чтобы в него было

внесено полное имя святой, в честь которой было наречено имя, и дата её памяти.

Интересным исключением из правил являются имена Инна и Римма. В России они

считаются женскими, но следует иметь в виду, что в православных святцах они содержатся в разделе «Мужские имена». Так что небесными покровителями и заступниками всех женщин, носящих имена Инна и Римма являются мужчины - святые мученики II века Инна Новодунский и Римма Новодунский, ученики Андрея Первозванного.

Если стоит задача выбрать для девочки крёстное имя (то есть подобрать имя

соответствующей святой) исходя из её дня рождения (или дня совершения крещения), нужно обратиться к Месяцеслову. Месяцеслов является книгой, в которой дни памяти святых расположены по дням года (по месяцам ), другими его названиями являются Церковный календарь и Святцы . Несколько удобных и качественных церковных календарей и месяцесловов представлено в интернете, в том числе на английском языке. Ссылки на них вы найдете в книге « Тысяча имён» в разделе Литература.

Если вы находитесь за границей в длительной командировке или на постоянном

жительстве - в Австралии, Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Канаде, Китае, США

или Японии, то отыскать ближайший православный храм Русской православной церкви

Московского патриархата или других православных церквей (Антиохийской, Болгарской,

Греческой, Североамериканской) вам помогут интернет-ссылки, указанные в разделе

Литература (см. подраздел «Православная церковь за рубежом»).

При общении со священником полезной может оказаться информационная строка

«Крестное имя в зарубежных православных церквях», приводимая в этой книге по многим

женским именам, и справка по соответствию «чинов» святых угодников в русском и

английском языках (см. немного выше - Мученицы, праведницы, преподобные…)

жития святых»).

Полностью книга доступна только в печатной версии.