Причины плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопие у детей: причины, профилактика и методы лечения. Каким бывает плоскостопие

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Стопы несут опорную и амортизирующую функции, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.
Плоская или уплощенная стопа может быть врожденной, а может и образоваться в процессе жизни человека. При плоскостопии нарушается нормальная функция самой стопы, а значит и всех ее функций. При плоскостопии, сопровождающим уплощением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положения таза и позвоночника, что отрицательно влияет на общее состояние здоровья ребенка. Нередко плоскостопия является одной из причин нарушения осанки.
В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Такой ребенок не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки и т.д. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.
Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма. В возрасте 3 - 7 лет необходимо корректировать склонные к уплощению стопы, и закрепить правильный свод стопы.
Основную роль в профилактике плоскостопия имеет закрепление сводчатой формы стоп, противодействие развитию деформации стопы и коррекция склонных к уплощению стоп. Этому способствуют физические упражнения направленные на развитие силы и эластичности мышц голени, стопы, и связок аппарата голеностопного сустава.
Для предупреждения плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

1. ОБУВЬ.
Обувь для ребенка должна быть с небольшим каблучком (пол сантиметра), мягким супинатором и жестким задником. Нельзя носить слишком тесную обувь и обувь на плоской подошве. Ребенку не следует донашивать чужую обувь.

2. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
Необходимо регулярно выполнять упражнения для профилактики плоскостопия, укрепляющие мышцы стопы и голени, а также тонизировать мышцы стопы ходьбой босиком по песку, траве, гальке, прочим неровностям или по специальному коврику. Формирование свода стопы нуждается в постоянной тренировке.

3. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.
Необходимо вести активный образ жизни, выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы).

4. ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ.
Для правильного формирования стопы немаловажным является здоровое питание. Важно обеспечивать правильный фосфорно-кальциевый обмен, наличие витамина Д.

Диагностика плоскостопия.

О степени уплощения стопы можно судить по её отпечатку. След ноги должен иметь значительную выемку с внутренней стороны. Чем эта выемка меньше, тем больше уплощение стопы.
При диагностике плоскостопия у детей нужно учитывать их возрастные особенности. С рождения у ребенка своды стоп заполнены подкожным жиром. К трем-четырём годам кости, мышцы и сам внешний вид стопы приобретают очертания взрослой стопы. Чем старше ребенок, тем лучше виден просвет свода стопы.

Для диагностики возьмите чистый лист бумаги и положите его на пол. Затем намажьте ступни ребенка каким-нибудь жирным кремом и поставьте его на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток стоп. Возьмите карандаш и проведите линию, соединив края подошвенного углубления. За тем, перпендикулярно этой линии проведите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте.

Для проведения занятий по профилактике и коррекции плоскостопия желательно использовать массажные коврики; массажные мячи различного размера; эспандеры и массажёры для стоп.

Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия,которые можно выполнять в домашних условиях

Упражнения в ходьбе
1. Ходьба на пятках.
2. Ходьба на наружном крае стоп.
3. Ходьба на носках, на носках с поворотом пяток внутрь
4. Ходьба с согнутыми пальцами стоп.
5. Ходьба спиной вперед.

Упражнения в положении стоя

1. Стоя, стопы параллельно, руки на поясе: подниматься вместе и попеременно на носки;
2. Приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки, вместе и попеременно;
3. Перекат с пяток на носки и обратно;
4. Сокращение стоп, сокращение стоп с продвижением вперед;
5. Сведение и разведение пяток;
6. Полуприседание и приседание на носках;

Упражнения в положении сидя на полу
1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп на себя и от себя.
2. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Разводить пятки в стороны и возвращаться в и. п.
3. Согнуть ноги в коленях, упереться стопами о пол. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.
4. Ноги согнуты в коленных суставах, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом по подошвенной поверхности. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.
5. Скользящие движения стопы одной ноги по голени другой, с одновременным охватом поверхности голени. То же другой ногой.
6. Сидя, ноги согнуты в коленных суставах, стопы стоят параллельно. Приподнимание пяток вместе попеременно.
7. Сгибание и разгибание стоп, сжимание и разжимание пальцев, круговые движения по максимальной окружности в обе стороны, поворот стоп подошвами внутрь.
8. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.
9. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другую сторону. Тоже пальцами стоп другой ноги.
10. Сидя на полу, ноги прямые, кисти рук в упоре сзади, разводить колени, подтягивая стопы до полного соприкосновения подошв.
11. Захват и удержание мяча (среднего размера) двумя стопами, перекладывание с места на место.

Упражнения на массажном коврике.

1. Ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.
2. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.
3. Перекаты с носков на пятки и обратно.
4. Приставные пружинящие шаги.
5. Легкие поскоки, прыжковые упражнения.

Упражнения сидя на стульчике

1. Собирание с пола мелких предметов (карандашей) или ткани пальцами ног.
2. Катание карандашей

Комплекс с различными предметами

1. «Каток» - ребенок катет вперед-назад мяч, валик или палку. Упражнения выполняются сначала одной, затем другой ногой.
2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего времени выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить по полу полотенце (или салфетку) на которой лежит груз (камень), сначала одной. Затем другой ногой.
3. «Сборщик» - И.П. – тоже. Собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывает их в кучку, одной ногой, затем другой. Следует не допускать падания предметов при переноске.
4. «Художник» - И.П. – тоже. Карандашом, зажатым пальцами ног, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
5. «Носильщик» - поднять кубик (мешок, мячик) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик И.П. Затем кубик перенести в левую сторону, вернуться в И.П.

Самомассаж стоп

Поглаживание, растирание, разминание, вытягивание пальцев, вибрации, пассивные движения и вращения.


Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Об этой болезни все мы хоть раз в жизни слышали. Вроде бы при плоскостопии стопа как-то неправильно выгнута, почти как косолапость, только наоборот.

Общественное мнение единодушно: разве ж это настоящая болезнь? Где высокая температура, где адские боли, не дающие спать по ночам? Ну и что, что человек ногу странно ставит, может, ему так удобнее.

Плоскостопием, как следует из названия, называется болезнь, при которой свод стопы теряет свою природную вогнутость и нога становится уплощенной.

Казалось бы, такой небольшой дефект, но вреда от него очень- очень много.

Во-первых, у человека сразу изменяется походка.

Во-вторых, обувь начинает стаптываться неравномерно, внутренняя часть быстрее, чем наружная, но это еще полбеды.

Самое ужасное заключается в том, что такие "плоские" стопы теряют способность пружинить при ходьбе.

Прежде чем раскрыть эту тему, рассмотрим, что же представляет собой стопа.

Человеческая стопа представляет собой сложнейший механизм, который, если верить Чарльзу Дарвину, формировался не одну сотню тысячелетий путем естественного отбора и борьбы за выживание. Известно, что ни у одного животного нет пружинящего свода стопы. Даже прыгучие кенгуру и тушканчики обходятся без него. По мнению ученых-биологов, появление свода стопы у человека напрямую связано с хождением на двух ногах. Чем больше выпрямлялся первобытный предок, тем заметнее становилась у него выемка на ступне.

Стопа сложный биологический орган, напоминающий "сводчатое" сооружение. Условно считают, что в продольном направлении образуется продольный свод, а в поперечном- поперечный. В продольном своде различают наружную, опорную часть и внутреннюю, или рессорную. Костная основа свода, т.е. кости стопы, соединены при помощи суставов и укреплены связками. Свод стопы удерживается длинной подошвенной и пяточно-ладьевидной связками. Следовательно, активная роль в поддержании высоты свода стопы, ее рессорной функции принадлежит мышечно-связочному, костно-мышечному аппарату стопы, мышцам голени, голеностопного сустава. Стопа как единое целое функционирует по законам биомеханики.

В норме при опоре на стопу основная нагрузка приходится на пяточную кость, головки I и V плюсневых костей и на наружный край стопы. Линия опоры стопы при плоскостопии смещается кнутри.

Значительную роль в удержании стопы в правильном положении играет суставная сумка, соединяющая кости стопы с костями голени, а также боковые связки с голеностопного сустава, внутренняя и наружная.

Костные своды стопы укреплены также мышцами и фасциями. Продольно расположенные мышцы укорачивают стопу, а косые и поперечные суживают. Такое двустороннее действие мышц сохраняет сводчатую форму стопы, обеспечивает пружинистость и эластичность походки. А это значительно смягчает удары стопы о землю во время ходьбы, бега, прыжков, ограждая, головной и спинной мозг, а также внутренние органы от сотрясения.

В толще мягких тканей стопы проходят сосуды, нервы. Особо важно помнить: на верхней (тыльной) поверхности стопы сосуды проходят очень поверхностно, так, что можно сосчитать пульс. Также под кожей тыла стопы поверхностно контурируются и сухожилия. Со стороны подошвы сосуды и нервы покрыты толстым слоем мышц и подкожным жировым слоем.

Стопы детей отличаются от стоп взрослых по своему строению и функции.

Вначале скелет стопы проходит хрящевую, а затем костную стадию развития. Заканчивается процесс превращения хрящевой ткани в костную к 15- 19 годам. Вот почему детская стопа очень чувствительна как к положительным, так и отрицательным влияниям внешних факторов.

У детей поверхность кожи на 1 кг веса больше, чем у взрослого. Поэтому у них масса крови, протекающая в толще кожи, представляет половину всей массы крови, в то время как у взрослых - одну треть. Этим и объясняется, что стопы детей больше подвержены охлаждению, чем у взрослых.

Особенность скелета детской стопы - ее радиальная, лучевая форма (т.е. она наиболее широка на концах пальцев, а не на уровне пучков плюснефаланговых суставов, как у взрослых).

Кости стопы ребенка, особенно в возрасте 1-3 лет, интенсивно увеличиваются, дифференцируются по форме и структуре. Неокрепший костный аппарат с эластичными связками, слабыми мышцами является причиной значительных колебаний высоты свода в нагрузке.

Под плоскостопием понимают деформацию стоп, которая сопровождается уплощением ее сводов.

Современный человек делает в среднем десять тысяч шагов в день. И только сердце выполнят физическую работу больше, чем наша стопа. Добавьте к колоссальной нагрузке специфику работы, тесную и неудобную обувь, излишний вес - и вы получите массу неприятных сюрпризов, одним из которых может стать плоскостопие- нарушение свода стопы.

При плоскостопии стопа уплощается и перестает " пружинить" при ходьбе - отсюда боль и чрезмерная утомляемость. Вспомним, что в стопе все части соединяются между собой при помощи связок и мышц. Связки- это своеобразные соединительно-тканные ленты, стягивающие косточки, что и придает стопе характерную сводчатую форму. Многочисленные сосуды и нервы питают эти анатомические образования.

Чтобы нормально ходить, необходима подвижность всех составных частей относительно друг друга. Здоровый человек идет легко, плавно перекатываясь с пятки на пальцы, благодаря мышцам, выстилающим подошву и свод. Ослабление какого-либо звена в этом механизме ведет к деформации всей стопы. В дальнейшем, если плоскостопие не лечить, к нему могут присоединиться грыжа поясничного диска, радикулит и остеохондроз. При нормальном строении стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний несет рессорную, амортизационную функцию, обеспечивая форму стопы, эластичность походки, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений при передвижении.

При плоскостопии стопа несколько удлиняется, что вынуждает больного покупать себе обувь на один или два размера больше, чем понадобилось бы в норме. Бывает, что у основания пальцев нога особенно расширяется, появляются натоптыши и мозоли, а на большом пальце вырастает шишка, поэтому любая обувь кажется узкой.

Деформация стоп сопровождается снижением продольного и поперечного сводов, пружинящих свойств, рессорной функции стопы в целом. Т.к. мышцы, поддерживающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки. Растягиваясь, они уплощают стопу - стопа удлиняется, а пальцы расходятся веером.

При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится синюшной, потливой, холодной.

Развитию плоскостопия способствует заболевание рахитом, общая слабость и пониженное физическое развитие, а также излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка.

У детей, преждевременно (до 10-12 месяцев) начинающих много стоять и передвигаться на ножках, также развивается плоскостопие. Не надо форсировать у детей раннюю попытку ходьбы. Когда мышцы и другие ткани функционально созревают, ребенок сам попытается пойти. В этом плане вполне закономерно для него ползание. Длительная возможность долго держаться за стенки манежа имеет для детского организма свою отрицательную сторону. Вредно сказывается на формирование стопы длительное хождение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблучка.

Стопа ребенка на этапе ее формирования и развития имеет свои особенности. Так у детей до 5 лет на подошве хорошо развита подкожная жировая клетчатка, заполняющая свод стопы, что может быть ошибочно принято за плоскостопие. Объем движений стопы у детей больше, чем у стопы взрослых.

При ослаблении (вялости) мышечно-связочного аппарата голеней, голеностопных суставов, связок развивается деформация стоп у детей и подростков. Приблизительно до 7- летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы. Патологическая деформация стоп у них чаще определялась в возрасте от 7 до 16 лет, когда происходит наиболее активная оссификация. В эти возрастные периоды отмечается интенсивный рост костей с дифференциацией их формы и структуры, возможна диспропорция между темпами роста костей и мышц. Это наблюдается при костно-мышечной дисплазии сухожильно-связочного аппарата нижних конечностей, в том числе стоп.

В возрастных группах детей и подростков в периоды полового созревания, когда происходят интенсивный рост и увеличение массы тела, наблюдается прогрессирование статического плоскостопия.

Простое продольное плоскостопие у детей и подростков чаще развивается в результате избыточного поворота костей стопы вокруг поперечных осей, проходящих по суставам Шопара, ладьевидно- клиновидному, продольно-плюсневому. При диагностике заболеваний стопы (статическое, плосковальгусное, варусное плоскостопие) у детей важно знать сроки оссификации костей. Полное окостенение ядер костей заканчивается к 16- 17 годам, а замыкание эпифизарной зоны большеберцовой и малоберцовой костей в дистальном отделе - к 20. Следовательно, избыточная нагрузка на точки опоры стопы при слабости мышечно-связочного аппарата нижних конечностей (голеней, голеностопных суставов), позвоночника у детей и подростков приводит к прогрессированию имеющейся в норме незначительной пронации пяточной кости, наклону и ротации таранной кости стопы.

Диагноз продольного плоскостопия основывается на данных подометрии, плантографии и рентгенометрии.

Прогрессирование продольного плоскостопия у детей в возрасте от 7 до 10 лет сопровождается опусканием продольного свода и пронированием стопы. Ладьевидная кость выступает на внутреннем крае стопы.

Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитие многих движений у детей. В таких случаях ребенку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в прыжках энергично оттолкнуться. Бег выполняется тяжело, на всей ступне. Все это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов и систем, ведет к нарушению осанки и всего опорно-двигательного аппарата, к снижению двигательной активности. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В более старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Распространенным видом деформации стопы является также косолапость, которая в дошкольном возрасте наблюдается в разных формах. Условно их можно разделить на несколько групп.

При косолапости первой группы наружный край стопы имеет большую кривизну. Внешне стопа имеет суженный "подковный" вид. Вследствие такой косолапости нарушается ходьба и осанка, координация между движениями рук и ног, ухудшается устойчивость в равновесии. Тяжесть тела у косолапых детей больше всего приходится на пятку и наружный край стопы, ограничивается подвижность ног, затрудняется ходьба. Такие дети быстро устают, при ходьбе поворачивают туловище направо и налево им свойственна "гусиная ходьба". При второй и третьей группе косолапости ноги искривляются вовнутрь незначительно. Необходимо напомнить, что наружные развороты стопы являются биологически важным фактором, нарушение которого отрицательно воздействует на осанку и походку человека. Необходимо учитывать, что от состояния мышечно-связочного и костно-мышечного аппарата нижних конечностей (в том числе стоп, голеностопных, коленных суставов, мышц голеней) зависит формирование статических, физиологических изгибов позвоночника, осанки. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки.

У ребенка до 4-5 лет стопы даже внешне кажутся "плоскими". Значительная жировая прослойка - тому не объяснение. Обследование большой группы детей с учетом возраста и пола показало, что с ростом происходит увеличение процента нормальных стоп и уменьшение количества "плоских". Более углубленное обследование- изучение отпечатков стоп, специальные измерения, рентгенологические данные - дало основание ортопедам рассматривать пониженный свод у детей как физиологический этап развития стопы. Этот период не требует специального ортопедического лечения.

Увеличение выемки на отпечатках стоп через каждые 6 месяцев будет свидетельствовать о развитии свода. Это с одной стороны.

С другой стороны - если малыш жалуется на быструю утомляемость, боль, ослабленное состояние в ногах (после каких-либо нагрузок, после тяжелых инфекционных и других заболеваний), если у него часто подвертывается стопа, стесывается каблук с внутренней стороны - все это показания для диспансерного наблюдения и применения мер профилактики.

Перестройка функции стопы при достаточной компенсации и своевременном лечении идет постепенно, очень медленно, поэтому профилактику прогрессирования плоскостопия у детей и подростков следует начинать как можно раньше после установления диагноза с учетом сопутствующей костно-мышечной патологии.

При поступлении на лечение основными клиническими жалобами были: боли в области подошвы, в центре свода стопы, у внутреннего края пятки, на тыле стопы (в ее центральной части), между ладьевидной и таранной костями, под внутренней и наружной лодыжками, между головками предплюсневых костей, боли в мышцах голени вследствие их перегрузки.

Жалобы на боли в коленных и тазобедренных суставах были связаны с нарушением рессорной функции стопы.

Боли в области бедра и поясницы связаны с перенапряжением широкой фасции бедра и компенсаторно-усиленного лордоза. При этом дети стаптывают обувь с внутренней стороны подошвы и каблука.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

К этим правилам относится:

Уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

Ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю. Линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

Правильный подбор чулок, носков и обуви.

Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви.

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.

Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту. Все дело в том, что стопы при одной и той же длине имеют различную полноту. Поэтому обувь и колодка одного и того же номера выпускаются нескольких поперечных размеров - полнот. (Под полнотой обуви понимается соотношение поперечных ее размеров и длины.) Для детей шьют обувь обычно двух полнот.

Основное назначение обуви для детей первого года жизни - утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.

Детям от 1 до2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.

Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, "молнией"); задник - достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)- эластичным.

Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.

Ровная, плоская, негнущаяся подошва, так называемый жесткий низ обуви, ограничивая движения большого пальца, сдвигает его кнаружи. Страдает от этого мышца, отводящая большой палец.

Жесткая обувь также ограничивает движения суставов стоп, затрудняет ходьбу. Наступает быстрое утомление мышц, что способствует развитию плоскостопия.

Слишком мягкая подошва при длительном стоянии, ходьбе по твердому грунту, асфальту, полу приводит к быстрому утомлению мышц, а, следовательно, и распластыванию стопы. Используется такая обувь строго по показаниям (для занятий гимнастики) и ограниченно по времени.

По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.

Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.

Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности), но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы.

Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука.

К концу дня дети часто жалуются, что обувь им тесна, хотя с утра она была им впору. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается, а, следовательно, удлиняется.

Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому, особое значение имеет организация профилактики плоскостопия в раннем возрасте.

В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений, которые являются наиболее активным терапевтическим средством не только компенсирующим дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные возможности.

Для этой цели используются упражнения в "подошвенном сгибании" стопы, а также движения вокруг вертикальной оси голеностопного сустава, и выполняются они из различных исходных положений: сидя, лежа, стоя.

Вместе с тем, чтобы не перегружать еще неокрепшие мышцы, на первых порах нужно чаще использовать упражнения, выполняемые из исходного положения сидя и лежа, причем работу по профилактике плоскостопия необходимо проводить систематически, постепенно увеличивая нагрузку.

Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках в подвижных играх.

Главное назначение корригирующих упражнений - активное пронирование стопы (положение стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать правильные жизненно необходимые двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

Время пребывания ребенка босиком вначале составляет 30-40 минут в день, а затем оно увеличивается.

Для повышения эффективности ходьбы босиком целесообразно параллельно проводить закаливание ног обмыванием и обливанием с последующим растиранием их сухим полотенцем.

Обливание ног лучше всего делать по способу контрастного закаливания. После обливания ног прохладной водой и растирания их досуха обязательно дается несколько специальных упражнений: переступание с пятки на носок, перетоп и др.

После занятий физическими упражнениями необходимо расслабить мышцы ног. Для этого, помимо водных процедур, целесообразно использовать массаж, который проводится в такой последовательности : вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием массируют подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и, наконец, голень.

Систематически и последовательно применяя специальные физические упражнения, закаливающие процедуры, массаж, можно приостановить развитие плоскостопия у детей и даже исправить его.

По мнению М.Кузнецовой, специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором строится локальная коррекция стопы (см. Приложение 1). Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы. Автор также подчеркивает, что здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и закаливания дома и в дошкольных учреждениях.

И. Сергееня, кандидат педагогических наук, предлагает специальные упражнения для укрепления мышц и связок стопы, которые рекомендует включать в утреннюю гимнастику (по 2-3 упражнения), в физкультурное занятие (по 3-4 упражнения), в комплексы для специальных занятий с детьми, имеющими плоскостопие (по 8-10 упражнений), а также использовать во время прогулок. Причем наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком (см. Приложение 2).

Т. Сулимцев, кандидат медицинских наук, Т.Шанина, предлагают, в работе с детьми, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, использовать задания типа: "Кто быстрее пальцами ног соберет пуговицы", "Перейти через ручеек по палке", "Пройти на носочках", "Косолапый мишка", "Не урони мяч" и т.д. В утренние или вечерние часы проводить комплексы специальных упражнений (6-10 мин): собрать веревку пальцами ног, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне свода стопы, прокатить палку по полу стопами и т. д. С этой целью в летнее время на участке организовывать ходьбу босиком по рыхлой неровной поверхности, по траве песку. На физкультурных занятиях в вводную или заключительную часть обязательно вводить ходьбу на носках, пятках, по канату, обручу. Использовать малогабаритные физкультурные снаряды: гимнастические палки, теннисные мячи, кубики, канаты, скакалки, ребристую доску, которые способствуют более правильному выполнению физических упражнений.

Для предупреждения и коррекции плоскостопия и косолапости у дошкольников А. Саркисян, Г.Овакимян предлагают упражнения, которые проводятся в определенной последовательности в три этапа.

На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Носками и пальцами ног делаются различные движения - вверх - вниз, вправо - влево; из положения основной стойки тяжесть тела переносится в разные части стопы, выполняются повороты, круги, пружинящие движения носками с глубоким перекатом с пятки на носок и наоборот.

С целью повышения тонуса и функции трёхглавой мышцы голени используют упражнения с сопротивлением, отягощением, разнообразную ходьбу по ровной и наклонной местности. Для улучшения периферического кровообращения предлагаются разнообразные общеразвивающие упражнения на укрепление мышц бедра и голени, охватывающие все группы мышц, тыльное и подошвенное сгибание стопы, пронация и супинация стопы и т. д. Все это не только способствует развитию мышц конечностей, формированию дуги стопы, профилактике или коррекции плоскостопия, но и правильному формированию осанки и походки.

На втором этапе детям предлагаются упражнения с предметами: захватывание пальцами стопы мелких предметов, удержание и выбрасывание их (камушки разных размеров, круглые палки, прутья, веревки разной толщины, мешочки с песком и т. д.), перекатывание стопой набивного мяча; кроме того, давление стопой на резиновый массажер и ходьба по резиновой дорожке - массажеру. Для правильной и симметричной постановки стоп используются деревянные дощечки, шаблоны с отпечатками стоп, которые изготавливаются с учетом возрастных особенностей, длины и ширины, глубины наружной и внутренней дуги стоп, величины угла разворота носков, их направленности и т. д.

На третьем этапе сравнительно усложняются двигательные действия ребенка, используются различные приспособления универсального типа, усложняется также способ перемещения ребенка на этих снарядах: дети ходят по наклонной доске (угол наклона которой постепенно увеличивается), по дорожкам, лесенке, мостику - качелям, ребристым доскам, рейкам гимнастической лестницы, кирпичам и т. д. все вышеизложенные упражнения сориентированы на правильное формирование голеностопного сустава, а также на профилактику и коррекцию косолапости и плоскостопия.

Как же определить, есть ли у детей плоскостопие или нет?

Существует несколько методов диагностики плоскостопия.

Обследование стоп нужно начинать с наружного осмотра обуви. Резкое снашивание каблука указывает на увеличенную нагрузку в области заднего отдела стопы, нависание верхней части обуви над подошвой с внутренней или с наружной стороны свидетельствует о неправильной походке, о боковом искривлении стопы.

Определить степень плоскостопия помогают отпечатки стоп.

Для получения отпечатков стоп применяют методику - ихнографию.

На один конец дорожки темного цвета из линолеума длиной 12-14 м и шириной 130см наносится тонкий слой порошка мела. Ребенок становится на этот участок дорожки и по указанию воспитателя "протирает" ноги, т.е. окрашивает подошвы мелом. Затем ему предлагается пройти по дорожке и принести игрушку. Таким простым способом у каждого ребенка фиксируются отпечатки стоп (см. рис.). Полученные отпечатки подвергаются анализу и в анкете фиксируются такие показатели: прямолинейность и равномерность ходьбы, длина, ширина шага, величина угла разворота носков, шарканье ног, косолапость и плоскостопие.

На дорожке дети 2-7 лет делают 20-30 шагов. С помощью измерительных приборов фиксируются вышеизложенные данные, а также нарушения и деформация.

После этого даются нормы и показатели для моделирования дорожки с отпечатками стоп, которую широко можно использовать для коррекции и устранения недостатков у детей (см. Приложение 3).

Еще один метод диагностики плоскостопия - метод Фридланда .

Нужно измерить высоту стопы (то есть расстояние от пола до верхнего края ладьевидной кости - это самое высокое место на стопе). Потом измерить длину стопы. Далее умножить высоту стопы на 100 и разделить на длину. Полученная цифра называется "подометрическим индексом". Нормальный индекс - от 31 до 29. если в пределах 27-29, плоскостопие имеется. Если ниже 25 - плоскостопие значительное.

Точнее поставить диагноз и установить степень плоскостопия можно при помощи рентгенологического исследования . Рентгенограмму обычно делают стоя. Боковые снимки показывают, какие кости стопы повинны в том, что продольный свод стал плоским, и почему головки костей расположены неправильно.

В дошкольных учреждениях, в основном, используется самый доступный и простой метод - плантография .

Для получения отпечатков стоп используется плантограф, состоящий из основания и прикрепленной к нему с помощью ремешков двойной рамки. Между рамками натягиваются и скрепляются два слоя марли и полиэтиленовая пленка так, чтобы марля (которая хорошо впитывает и предохраняет краску от высыхания) была обращена внутрь, в сторону основания плантографа, а пленка, предохраняющая подошву от загрязнения краской, - наружу, в сторону стопы. На марлю наносится слой разведенной в керосине типографской краски, а на основание плантографа кладется чистый лист бумаги, и рамка опускается. Ребенок становится обеими ногами на пленку плантографа для получения отпечатка (плантограммы). Этот метод позволяет анализировать состояние стопы в динамике. Оценка плантограммы базируется на рассмотрении двух линий, проведенных на отпечатке и соединяющих середину пятки с основанием большого пальца и вторым межпальцевым промежутком.

В норме внутренний изгиб контура отпечатка находится вне этих линий, при уплощении располагается между ними, при плоскостопии заходит во вторую от наружного края линию.

Дети, у которых выявлены нарушения рессорного аппарата стопы, находятся под специальным контролем.

С помощью метода плантографии, в дошкольном учреждении, мной были обследованы дети подготовительной группы. Из продиагостированных 19 детей: 1 ребенок имеет уплощение стопы, 1- плоскостопие, что составляет10,5% от всей группы. Основная масса детей имеет нормальную стопу.

Сюняева Диля имеет уплощение стопы правой ноги. Обувь у ребенка отвечает требованиям: плотно облегает ногу, имеет жесткий задник, стельки - супинаторы, эластичную подошву и небольшой каблук. При ходьбе, беге девочка незначительно прихрамывает.

Долгов Илья страдает плоскостопием. Обувь у ребенка не отвечает требованиям: отрытый носик в виде ремешков, отсутствует задник, подошва жесткая, без каблука. Внутренняя сторона подошвы и часть ремешков сношена. Походка у ребенка неуклюжая, напряженная. Илья сильно топает и размахивает руками, бегает на всей ступне, в прыжке отталкивается не энергично, при ходьбе часто жалуется на боли в области голеностопа. Илья малоподвижен, в играх предпочитает второстепенные роли. Для мальчика есть еще возможность улучшить форму и функцию стоп, если подобрать правильную обувь, последующее время заниматься лечебной гимнастикой и выполнять специальные гимнастические упражнения не только в дошкольном учреждении, но и дома. Необходимо провести индивидуальную беседу с родителями, о серьезном положении и болезни, которой страдает их ребенок. Порекомендовать ежедневные специальные упражнения, сделать массажные дорожки из бросового материала для хождения по ним дома босиком. Летом ходить босиком по грунту, по рыхлой, неровной поверхности, по траве, песку. Объяснить, что дают такие упражнения и для чего они необходимы.

В дошкольном учреждении, которое посещают продиагностированные дети, приоритетное направление - физкультурно-оздоровительное .

В утренние гигиенические гимнастики, на физкультурных занятиях, в утренние и вечерние часы, во всех возрастных группах, включаются специальные упражнения для профилактики плоскостопия: ходьба на носках, на пятках, на наружных краях стоп, по канату, по гимнастическим палкам (приставным шагом), по ребристым доскам, по наклонной плоскости, катание мяча ногами. Ходьба босиком по массажным коврикам, которые выполняются также и после дневного сна. Такие упражнения способствуют укреплению свода стопы, т.к. ребенок, наступая на неровную поверхность, непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы.

Также в дошкольном учреждении проводятся консультации для родителей и родительские собрания, посвященные проблеме профилактики плоскостопия, в которых обязательно принимает участие старшая медсестра. Хороший эффект дают беседы с родителями о внимательном отношении к обуви ребенка, о недопустимости постоянной ходьбы в чешках, стоптанных или больших по размеру тапочках.

В приемных возрастных групп для родителей, на папках- передвижках, размещена информация: "Внимание плоскостопия!", где приводится изображения отпечатков стоп правильной и неправильной формы, комплексы специальных физических упражнений для занятий в домашних условиях. Организуются консультации для родителей на темы: "Какая должна быть обувь", "Одевайте детей правильно".

В дошкольном учреждении идет согласованная работа по профилактике плоскостопия между воспитателями, физкультурным работником, медсестрой и родителями. Детям, с выявленным плоскостопием назначаются специальные упражнения, проводятся беседы с родителями. Ответственные родители стараются сотрудничать с работниками дошкольного учреждения, посещаемым ребенком и достигаются положительные результаты. Поэтому, как видно из результатов диагностики, практически все дети идущие в школу, имеют правильно сформированную стопу.

В заключении вышеизложенного сделаем вывод.

Для профилактики плоскостопия у детей необходимо проводить динамические осмотры, чтобы как можно раньше распознать плоскостопие.

В связи с этим назначить специальные упражнения. Своевременное его лечение общедоступными упражнениями, помогут избавить детей от этого недостатка или, уменьшить его. Проводить общекоррегирующую лечебную гимнастику, под наблюдением медицинского персонала. С родителями, у детей которых выявлена плоскостопия, проводить беседы на темы, какую обувь необходимо носить, о подборки и проведении специальных упражнений, в домашних условиях. В дошкольном учреждении проводить специально подобранные общеукрепляющие упражнения, которые способствуют коррекции стоп.

Так как от сформированности стопы в значительной мере зависит и правильная осанка, и походка, и двигательная активность ребенка, необходимо постоянно применять в работе с детьми упражнения для профилактики плоскостопия.

Приложение 1

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

3. Ходьба по палке.

4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Приложение 2

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. И.п.: сидя на стульчике, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).

2. И.п.: то же, но ноги вместе, согнуты под прямым углом. 1- активно согнуть пальцы ног (посмотреть, насколько уменьшилась длина стопы); 2- вернуться в и.п.

3. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитеровать подгребание ими песка (6-8 раз) . 4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз) . 5. Упражнение "Веселые ножки". Дети сидят на стульчиках, руки на поясе. На "раз"- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх), на "два" - выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; на "три" - ногу на пятку; на "четыре"- приставить ногу. То же с другой ноги. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).

6. И.п.: сидя на стульчике (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек.каждой ногой).

7. И.п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).

8. И.п.: сидя на стульчике, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении - 5-10 сек. То же с другой ноги. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)

9. И.п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).

10. И.п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги(6-8 раз).

11. И.п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).

12. И.п.: то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и.п. 3-4- то же с другой ноги (8-10 раз).

13. И.п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки.3-4 - и.п.(6-8 раз).

14. И.п.: стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).

15. И.п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).

16. И.п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с "подошвенным сгибанием" стопы(15 сек.).

17. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).

18. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).

19. И.п.: о.с. 1-4-четыре шага на носках, руки вверх (смотреть на руки). 5-8-четыре шага в полуприседе (приседе), руки на поясе (игра "Великаны- карлики").4-8 раз.

20. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.

21. Ходьба по ребристой доске.

22. Ходьба приставным шагом в сторону по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).

23. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.

24. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.

25. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.

26. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).

27. Упражнение "Воробей". Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок - вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.

28. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).

29. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.

30. Прыжки с доставанием ориентира.

31. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).

32. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).

33. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.

Приложение 3

Показатели для моделирования дорожек с отпечатками стоп

Шаблон стопы, см

Дорожки с отпечатками

Длина стоп

Ширина стоп

свода стопы

шагов, см

Величина разворота носков (в градусах)

Ширина шага, см

Глубина свода стопы, см

Литература

1. Голинская М.С., Носова Н.Г., Конторович А.Е. Принципы профилактики прогрессирования плоскостопия у детей и подростков // мед.помощь.-2003.-№5.-с.41-45

2. Крамаренко Г. Как ухаживать за стопами детей дошкольного возраста //Д/В.-1976.- №6.-с.38-39

3. Кузнецова М. Двигательная активность детей. Плоскостопие //Д/В.-1993.-№ 9.-с.31-33

4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В.-1991.-№7.-с.19-25

5. Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В.-1985.-№6.-с.58-60

6. СулимцевТ., ШанинаТ. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников //Д/В.-1986.-№6.-с.13-14

7. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// М.: Просвещение, 1987.-с.65-66

8. Шаркова О. Пятки вместе, носки врозь //Семейный лекарь.-2003.-№10 (62). -с.14

В дошкольный период ребенок быстро растет и развивается, движения становятся его потребностью. Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки. Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии.

Поэтому профилактика плоскостопия и своевременное обнаружение уплощения стопы чрезвычайно важны в период роста и развития опорно-двигательной системы организма.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЛОСКОСТОПИЕ?

Плоскостопие - изменение формы стопы, которое характеризуется опущением ее продольного и поперечного свода.

Причинами плоскостопия могут быть:

  • раннее вставание и ходьба;
  • избыточный вес;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы стопы;
  • длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
  • плохо подобранная обувь;
  • перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
  • недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Признаки плоскостопия.

  • быстрая утомляемость ног;
  • к вечеру возможное появления отека стоп, которого не будет утром;
  • ноющие боли при стоянии или ходьбе в голенях и стопах;
  • быстрое изнашивание внутренней стороны подошвы;
  • ребенок ходит с широко расставленными ногами, слегка сгибая ноги в коленях, развернув стопы;
  • стопа имеет неправильную форму или становится шире;

Последствия плоскостопия:

Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника. Отрицательно влияет на функции позвоночника, а следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшем возрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Основу профилактики составляет: укрепление мышц, сохраняющих свод стопы, ношение правильно подобранной обуви, ограничение нагрузки на нижние конечности.
Главное средство профилактики плоскостопия - специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени, проведение специальных упражнений, гигиена и массаж ног с использованием особых предметов: деревянных палочек, мешочков с песком, верёвок, мячей, ткани.

Предлагаю освоить на практике некоторые упражнения для профилактики плоскостопия.

Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Упражнения, сидя на полу.

  • захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их в другую сторону (тоже пальцами стоп другой ноги)
  • захват и удержание мяча среднего размера двумя стопами, перекладывание с места на место.

Упражнения на массажном коврике.

  • ходьба медленная с глубоким перекатом стопы.
  • ходьба на носках, на наружных краях стопы.
  • перекаты с носков на пятки и обратно.
  • легкие поскоки и прыжковые упражнения.

Упражнения, сидя на стуле.

  • собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног.
  • катание палок, карандашей. В домашних условиях, это может быть скалка или бутылка с водой.

Упражнение «Художник».

  • Карандашом, зажатым пальцами ног, рисуем на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

Упражнения с новым оборудованием.

  • Массажная дорожка из пластиковых крышек, «дорожка здоровья» с мешочками наполненными песком, крупой или пришитыми карандашами, тихие тренажеры.

В системе «Ребенок - семья - детский сад», родители являются основным составляющим звеном в профилактике плоскостопия детей.

Разработан комплекс гимнастики для применения дома:

  • медленная ходьба на носках и пятках с увеличением темпа движения;
  • ходьба на внешней стороне ступни;
  • попеременное сгибание и разгибание пальцев на ногах;
  • вращение ступнями, сидя на стуле;
  • поднимание и перекладывание предметов, при помощи ног;
  • катание мяча стопами;
  • сидя на стуле, сминать газету пальцами ног.

Систематическая работа по профилактике плоскостопия в условиях детского сада является одним из важных факторов укрепления здоровья детей. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте воспитателя и родителей.

А закончить свое выступление я хочу одной притчей.

Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье.
Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека. Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Но мы же знаем, что наше здоровье и здоровье наших детей зависит от нас. Берегите его.

Плоскостопие – распространенное ортопедическое нарушение, при котором наблюдаются отклонения в формировании сводов стопы. К сожалению, от данного недуга страдают не только взрослые, но и дети разных возрастов. Многие люди не уделяют должного внимания профилактическим и лечебным мерам, в результате чего заболевание переходит в запущенную форму. Во избежание подобных последствий необходимо ознакомиться с причинами и симптоматикой недуга.


Причины

Современные ортопеды и педиатры не выделяют единственную причину, влияющую на появление заболевания. Существует большое количество провоцирующих факторов, которые способствуют уплощению сводов стопы ребенка. К основным причинам, влияющим на развитие нарушения, относятся:

  • генетическая предрасположенность. Если близкие родственники сталкивались с данным заболеванием, то есть высокий риск появления врожденного плоскостопия у ребенка;
  • чрезмерные физические нагрузки. Воздействие на нижнюю часть тела может происходить не только при занятиях спортом. Нередко нагрузка на ноги возникает при наличии избыточной массы тела. К сожалению, многие современные дети в довольно раннем возрасте сталкиваются с такой проблемой, как ожирение;
  • наличие травм. Повреждения стопы часто провоцируют развитие плоскостопия у детей;
  • рахит – еще одна распространенная причина, по которой стопа ребенка уплощается.


Дети, страдающие от ДЦП или полиомиелита, тоже сталкиваются с таким нарушением. Стоит отметить, что при наличии этих заболеваний плоскостопие проявляется довольно выражено.

Интересным фактом является то, что дети, проживающие в деревне, намного реже страдают от уплощения стопы. Обусловлено это тем, что в таких условиях ребенок имеет возможность ходить в теплую пору босиком по траве или песку.

По мнению многих специалистов, на правильное формирование стопы влияет и то, какую обувь носят дети. Покупая дешевые и некачественные варианты или же модели больше или меньше по размеру, родителям стоит задуматься над тем, как такая экономия отразится на здоровье их чада.

Симптомы

Распознать развитие плоскостопия у ребенка можно по некоторым характерным признакам, которые проявляются как на ранних, так и на поздних этапах развития заболевания. Для начала нужно обратить внимание на походку. Если вы заметили, что ребенок слегка «косолапит» или заворачивает ступни внутрь, обязательно посетите доктора. Такие признаки возникают на ранних этапах развития плоскостопия.

Многие дети, у которых уплощается стопа, жалуются на усталость во время длительной ходьбы. Сопутствующим симптомом является возникновение боли в спине. При отсутствии должного лечения дискомфорт и усталость только нарастают. Поэтому главной задачей родителей является своевременная помощь ребенку, основанная на консультациях и предписаниях врача.


Как бы удивительно это не было, но определить плоскостопие можно по обуви ребенку. Особенно это касается детей от 5 лет. При ходьбе каблуки обуви стаптываются. Чаще всего это заметно на внутренней стороне.

Также выявить заболевание на начальных стадиях поможет специальный тест. Для этого стопы ребенка нужно смазать любой краской (можно заменить маслом). Ногу ставят на чистый лист бумаги и через несколько секунд поднимают. Внимательно осмотрите появившийся рисунок.

При наличии нормальных сводов на бумаге появится изображение, напоминающее фасоль. Если же на рисунке четко обрисована стопа, требуется консультация специалиста. Но обратите внимание на то, что данный тест подходит только для детей от 5 лет. В этом возрасте стопа ребенка полностью сформирована.



Основные виды

Плоскостопие у детей по мкб 10 в официальной медицине имеет разные коды. Все зависит от вида заболевания. С этиологической точки зрения выделяют 5 основных типов этой болезни. Первый вид – врожденное плоскостопие (по мкб Q 66.5). Для этого нарушения характерны разные стадии. Чаще всего встречается тяжелая степень, которая проявляется сразу после рождения ребенка. По статистике, врожденное нарушение встречается в 2,8-11,9% случаев.

В основном, тяжелая форма плоскостопия возникает по причине пороков развития плода. Еще одним влияющим фактором, по мнению многих специалистов, являются отклонения при эмбриональном формировании.


Что же касается приобретенного плоскостопия, то оно подразделяется на 3 вида. К первому типу относится статическое нарушение . Этот вид плоскостопия встречается чаще всего. На его появление влияют такие дефекты, как слабость мышц стопы и связочного аппарата. К причинам возникновения статического плоскостопия относятся ожирение, малоподвижный образ жизни. У ребенка нарушение может проявиться при наследственной предрасположенности, о чем упоминалось выше.


В приобретенную форму включено паралитическое плоскостопие . Нарушение развивается в том случае, если мышцы, формирующие своды стопы, полностью парализованы. В основном, на появление этого вида оказывают воздействие различные травмы и повреждение мягких тканей.

Последним типом, относящимся к приобретенному нарушению, относится травматическое плоскостопие. По названию становится очевидным, что уплощение свода происходит при наличии повреждений.



Кроме этого, у детей встречается поперечное и продольное плоскостопие. Для первого вида характерно изменение поперечного свода стопы. Продольный вид характеризуется тем, что практически вся подошва соприкасается с полом. Неправильное формирование касается продольного свода стопы.


Диагностика

Залог успешного лечения плоскостопия у ребенка заключается в ранней диагностике заболевания. Для подтверждения или опровержения диагноза требуется проведение рентгенографии в 2 проекциях. Что же касается предварительных заключений, то подтвердить наличие заболевания может исключительно врач после проведения осмотра. Также доктор должен произвести анализ данных, полученных с помощью подоскопа.

Врач определяет норму и нарушения в анатомическом строении стопы и голеностопного сустава. Также во внимание берутся и другие показатели. Но решающее значение в процессе диагностики недуга имеют снимки, полученные после рентгенографии. Для подтверждения или опровержения диагноза нужно проанализировать изображения обеих стоп в прямой и боковой проекциях.

Стоит отметить, что установить наличие плоскостопия у ребенка 2-3 лет довольно проблематично. Чаще всего это удается сделать в выраженных случаях и лишь после осмотра детским ортопедом. При наличии видимых изменений длины и ширины врач может подтвердить диагноз. Особое внимание уделяется нарушенному состоянию сводов.


Для выявления плоскостопия у детей старшего возраста проводится плантография. Это тест с изучением отпечатка следа на бумаге (об этом упоминалось выше). Также врач измеряет подометрический индекс свода подошв.

Если в ходе проведенных осмотров и анализов диагноз подтвердился, маленькому пациенту подбирается индивидуальная схема лечения. В основном, методы терапии напрямую зависят от запущенности недуга и проявления симптоматики. Для устранения плоскостопия у ребенка используются различные процедуры, но обязательным условием всегда является занятие лечебной физкультурой.

Стоит отметить, что легкая и средняя степень заболевания поддаются лечению консервативными методами. Для устранения продольного или поперечного плоскостопия применяется комплексная терапия. В нее включены физические упражнения, использование лекарственных средств и процедуры для улучшения кровообращения и повышения тонуса мышц.


Как лечить?

Своевременное лечение заболевания поможет ребенку избавиться от дискомфорта, укрепит мышцы стопы и улучшит кровоснабжение. Кроме этого, физиотерапия, которая часто назначается детям, мягко воздействует на суставы и связки. Благодаря этому можно легко провести коррекцию уже имеющихся дефектов в анатомическом строении сводов.

Лучше всего лечить заболевание в раннем возрасте, используя консервативные методы. Медики рекомендуют заниматься устранением недуга даже при его минимальном проявлении.

Чем позже родители приступят к лечению плоскостопия у ребенка, тем труднее будет избавиться от осложнений.


Для устранения уплощения сводов применяются разные методы. Одним из лучших и эффективных вариантов, по мнению многих специалистов, является лечебная физкультура . В этом случае требуется консультация для родителей, так как комплекс упражнений подбирается каждому ребенку индивидуально. Доктор ориентируется на степень уже имеющихся отклонений.

Обязательным условием является применение физиотерапевтических методов. В стенах лечебного учреждения маленькому пациенту назначаются электрофорез и ионофорез. Также устранить неприятные симптомы заболевания можно в домашних условиях.



В комплексное лечение плоскостопия у детей включены лечебный массаж и мануальная терапия. Избавиться от дискомфорта помогает и релаксотерапия. Особое внимание родителям стоит уделить выбору обуви. Главное требование – натуральные материалы, которые не препятствуют воздухообмену. Обувь не должна стеснять ногу ребенка, давить или натирать. Для девочек нужно подбирать модели с небольшим каблуком. При наличии плоскостопия лучше всего носить обувь с жестким задником.


Вылечить у подростков заболевание помогают регулярные физические занятия. Но обратите внимание на то, что нагрузка должна быть умеренной. Лучше всего предварительно обратиться к доктору, который самостоятельно подберет индивидуальный комплекс упражнений.

Лечебная гимнастика

Особое внимание в ходе устранения плоскостопия у детей стоит уделить лечебной гимнастике. С помощью простых упражнений можно исправить нарушения, беспокоящие ребенка уже в раннем возрасте. Особенность таких комплексов заключается в том, что каждый из них подбирается под определенный возраст ребенка и его возможности.

Самым простым вариантом является сгибание и разгибание стоп. Подобное упражнение можно выполнять в любое свободное время. Кроме этого, такая нагрузка не навредит даже маленькому ребенку. Подобные действия помогают исправить неправильное расположение сводов.


Если ребенок способен устойчиво стоять на ногах, можно предложить ему довольно интересный и простой комплекс упражнений, который назначается врачами при продольном плоскостопии. Малышу рекомендуется ежедневно небольшой промежуток времени ходить на носочках и пятках. Лучше всего выполнять упражнения без обуви и носков. Также предложите ребенку ходить крайними частями стоп. Внешние и внутренние стороны должны чередоваться между собой.

На полу около ребенка нужно разбросать различные маленькие предметы. Предложите малышу собрать вещицы не руками, а пальчиками ног. Это способствует укреплению мышц, снимает неприятную симптоматику плоскостопия.


Довольно часто в лечении уплощения сводов применяется такой спортивный снаряд, как гимнастическая палка. Для начала необходимо показать ребенку то, как правильно нужно ходить по этому предмету.

Исправление изменения сводов стопы у дошкольников заключается в выполнении комплекса упражнений, которые несколько сложнее в сравнении с предыдущими методами. Первый способ заключается в том, что ребенок должен отвести назад плечи и поместить руки на поясе. Далее ребенку нужно ходить, наступая на наружные края стопы.

Следующее упражнение выполняется в сидячем положении с выпрямленными ногами. Ребенку нужно поочередно сжимать и разжимать пальцы. После этого необходимо сводить стопы вместе и через несколько секунд разводить их.

Хорошим способом для лечения и профилактики плоскостопия является использование специального массажного коврика. Особенность этого изделия заключается в неровной поверхности. В процессе занятия на коврике происходит раздражение подошвы стоп, в результате чего укрепляются мышцы.



Народные методы

Нередко, почитатели народной медицины обращаются к различным методам, которые помогают улучшить состояние стоп в домашних условиях. Стоит сказать, что подобные способы не устраняют плоскостопие у ребенка, а всего лишь снимают неприятную боль и усталость.

Одним из лучших методов является использование вечерних ванночек. Их особенность заключается в добавлении настоев ромашки и морской соли.

Снять усталость поможет хвойный экстракт. Стоит отметить, что такая домашняя терапия будет полезна как ребенку, так и взрослому человеку.


Еще один эффективный способ – контрастные ванночки. Такой метод лечения подходит детям старшего возраста. Суть заключается в том, что ноги держат то в холодной, то в горячей воде.

Снять усталость после выполнения физических упражнений поможет обтирание льдом. Стоит отметить, что такая процедура полезна и тем, что благодаря ей улучшается кровообращение.


В домашних условиях можно делать ребенку массаж стоп. Преимущество этого способа заключается в том, что процедура будет полезна даже самым маленьким. Нередко массаж используется в качестве профилактического мероприятия.

Как уже было отмечено выше, эффективным способом лечения является гимнастика. Упражнения можно с легкостью выполнять в домашних условиях. Но если комплекс предназначен для маленького ребенка, занятия должны проходить под наблюдением родителей. Малышам можно преподносить упражнения в игровой форме.


Устранить боль можно с помощью компрессов и обтираний. При распаривании стоп в ванночку добавляют различные настои и травы. Они хорошо расслабляют ноги и благоприятно воздействуют на организм в целом.

Нередко ступни ребенка обворачивают листьями полыни. Это позволяет избавиться от дискомфорта и усталости перед сном.


Профилактические меры

Чтобы вашего ребенка не настигла такая болезнь, как плоскостопие, стоит уделить должное внимание профилактическим мероприятиям. Каждый малыш с ранних лет должен вести подвижный образ жизни. Прогулки на свежем воздухе, активный отдых, игры со сверстниками – все это положительно влияет на здоровье.

Отправляясь на дачу или в деревню, разрешите ребенку ходить босиком по траве или песку. Также во избежание появления уплощения можно проводить занятия на специальном ортопедическом коврике.

Стоит отметить, что современные производители предлагают изделия не только для лечения, но и для профилактики плоскостопия. Хождение по неровной поверхности улучшит кровообращение, повысит тонус суставов и мышц.


Отдайте предпочтение коврикам в виде пазлов. Они включают в себя несколько поверхностей с разными видами неровностей. Это будет не только полезно, но и интересно для самого малыша.

Как уже было отмечено выше, обувь должна быть качественной и подобранной по размеру ноги ребенка. Во избежание развития заболевания выбирайте модели, которые хорошо фиксируют подошву.

Относительно физических нагрузок стоит сказать, что они должны быть умеренными. Рекомендуется регулярно проводить зарядку с ребенком. Это не только поможет избежать плоскостопия, но и укрепит организм в целом.


Родителям стоит понимать, что игнорирование профилактических и лечебных мероприятий в дальнейшем приведет к появлению более серьезных нарушений. Даже при незапущенном плоскостопии можно провести грамотную коррекцию в домашних условиях, ориентируясь на предписания врача.


Если ребенку поставили диагноз плоскостопие, необходимо своевременно заняться лечением недуга. Многие родители утверждают, что проводить лечебную физкультуру с маленькими детьми довольно сложно, так как они не способны полностью сконцентрироваться на процессе. В этом случае стандартные упражнения в положении сидя и стоя нужно заменить специальными играми.

Обратите внимание на то, что заниматься с ребенком нужно уже с первых месяцев жизни. Простые лечебные упражнения и выполнение массажа – вот основные способы, которые помогают справиться с недугом.

В каждом дошкольном учреждении проводятся занятия по физической подготовке детей: развитие в них выносливости, силы, скорости, реакции. В столь юном возрасте ребенок еще только растет и крепнет, а потому ему очень важно иметь полноценный опорно-двигательный аппарат, за счет которого происходят абсолютно все движения. Большим благородным делом для педагога является профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения по ней проводятся или группами, или индивидуально с малышами, имеющими серьезные проблемы.

Плоскостопие у детей в теории

Термин «плоскостопие» уже содержит в себе визуальную интерпретацию данного понятия. Человек, у которого наблюдается плоскостопие, имеет нарушения функций стопы, при котором опускается свод: или продольный, или поперечный. Отсюда и различаются виды этого недуга, которые могут возникать отдельно или в комплексе. Кроме того, типы плоскостопия врачи различают по причине возникновения – от врожденного (диагностируется не раньше 5 лет) до статического.

Причинами плоскостопия у детей дошкольного возраста могут быть следующие:

  • Наследственность. В этом случае профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой направлены на недопущение его возникновения, может оказаться недостаточной.
  • Лишний вес. Особенно актуален при продольном плоскостопии: чем больше у ребенка вес, тем выше нагрузка на стопу, и тем явнее проблема.
  • Полученные травмы. Например, перелом лодыжки или кости пятки.
  • Паралич подошвенных мышц. Чаще диагностируется как последствие полиомиелита.
  • Рахит.
  • Слабые мышцы стоп. Такая причина актуальна тогда, когда ребенок получает недостаточно нагрузки на ноги, ведет не активный образ жизни. Излишние нагрузки без отдыха тоже могут спровоцировать плоскостопие.
  • Ношение неудобной обуви.
  • Слишком рано сделанные первые шаги ребенка.

Помимо проведения упражнений для профилактики плоскостопия, в случае начинающейся проблемы у ребенка дошкольного возраста, необходимо дать ряд рекомендаций родителям. В первую очередь, это визит к специальному врачу. Второе – ношение не просто удобной обуви, а ортопедической обуви: от сандалий до зимних ботинок. В наше время во многих магазинах продаются отдельно ортопедические стельки, которыми можно снабдить любую понравившуюся пару обуви.

Еще один важный момент касается упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Упражнения выделяются традиционные и те, что носят игровой характер. Порекомендуйте родителям уделять занятиям время дома.

При желании можно купить или соорудить своими руками массажный коврик.

Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. Многие из них максимально просты и могут быть интересны ребятам дошкольного возраста.

В положении лежа на спине :

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.

В положении сидя на стуле :

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.

В положении стоя :

  • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
  • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
  • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, канаты, обручи, простынки, полусферы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

Игровые упражнения ради профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычной физкультуре, или во время пробуждающей гимнастики после сна, или во время лечебной физкультуры. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

Игра Описание
«Покажи мячик» Используются крышки пластиковых бутылок и лист картона, на котором изображены мячики. Задача ребенка: брать пальчиками ног эти крышки и класть на нарисованные мячики. Ноги чередуются.
«Растем вместе» Дети поднимаются на носки, считают до 3-х и опускаются.
«Своя фигура» Берутся крышки от пластиковых бутылок и разные геометрические фигуры из любого материала. Фигуры лежат на полу. Задача детей: брать пальчиками левой и правой ноги крышки и выкладывать фигуры перед собой, как бы «закрашивая» их. Потом можно фигурками поменяться.
«Строим башню» Берутся кубики такого размера, чтобы дети могли их удержать пальцами ног. Ребята берут по одному кубику и стараются аккуратно их складывать друг на друга, выстраивая башню.
«Собираем урожай» На полу разбрасываются пластиковые и мягкие игрушки в форме разных плодов: горох, лук, грибочки, орешки, семечки и прочее. У каждого воспитанника – свое лукошко (это могут быть обычные коробки). Далее ребятам дается команда начинать собирать урожай. Когда на полу не останется ничего, можно подсчитывать результаты и выявлять победителя (если группа уже старшая).
«Рисуем ногами» Каждому ребенку раздается по листочку и по фломастеру. Фломастеры зажимаются между большим и указательным пальчиками, начинается творчество. Можно рисовать геометрические фигуры, бантики, солнышки, цветочки. В этом упражнении будет проходить не только профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста, упражнения которой скорее направлены на мышцы стоп, но и творческое развитие.
«Рисунки из карандашей» Детям предлагается поднимать стопами карандаши и выкладывать из них какие-то заданные рисунки или фигуры.
«Эстафета» Ребята делятся на 2 команды. Выбирается два одинаковых предмета, которые будут передаваться ногами от одного дошколенка к другому. Какая команда успеет первой передать предмет (мячик, палочка, кубик или что-то другое) от первого участника к последнему, та и победила.