Особенности становления и развития предмета психологии. Предмет психологии Психика как предмет исследования в отечественной психологии

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений- философско-религиозного и естественно-научного . Первое направление восходит к идеям выдаю­щегося отечественного философа В. Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я. Грот (1852-1899), Г.И.Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.O. Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представи­ли - выдающиеся отечественные физиологи И.М. Сеченов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов |0849-1936), А.А. Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основопо­ложником которого был В.М. Бехтерев. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, ко­торые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались тео­рии физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, предста­вители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911 г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему ес­тественного эксперимента (см. тему «Методы психологии»). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я. Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ве­дущего при изучении психического развития детей.

После Октябрьской революции отечественная психо­логия продолжала бурно развиваться. Возникло множе­ство школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывается под идеологическим давлением, все более внедряется уп­равление наукой с помощью административных методов. Запрещаются все направления так называемой идеали­стической психологии, т.е. психологии как науки о душе.

Ее основатели изгоняются из институтов и университетов. В качестве единой философско-методологической базы со­ветской психологии выдвигается марксизм.

Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые начинают рассматриваться не про­сто как необходимое, но как центральное звено при ис­следовании любых психологических явлений.

Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извра­щениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объе­диненной научной сессии Академии наук СССР и Ака­демии медицинских наук СССР, провозглашавшими уче­ние И.П. Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии (1950).


Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату. Она, как уже было сказано, ос­новывалась на единой методологической базе - марксист­ско-ленинском учении об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельности как осно­вы его существования. Но на этой общей основе развива­лись различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С. Выготский(1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-историчес­кий характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек стро­ит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что со­ставляет человеческую культуру, начиная от способов дей­ствия с различными предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятель­ности до высших образцов науки, произведений искусст­ва. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

Ребенок, считал Л.С. Выготский, может стать челове­ком только в совместной деятельности со взрослым. Пси­хическое развитие ребенка - это прежде всего процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения со­бой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психичес­кие функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии Л.С. Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем она переходит во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Этот закон развития высших психических функций Л.С. Выготский сформулировал следующим образом: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудни­чества или взаимодействия, как средство социального при­способления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внут­ренний процесс поведения, т.е. как категория интрапси-

хологическая».

Такой подход во многом решал проблему «неподвласт­ности» субъективных психологических явлений объектив­ному изучению. Он внес свой вклад во многие направле­ния отечественной психологии.

Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А. Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действитель­ностью, выражающее отношение человека к миру и способ­ствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятель­ности как такой, которая становится центральной, основ­ной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников явля­ется игра, а для младших школьников - учение.

В русле этого направления работали такие отечествен­ные психологи, как П.Я.Гальперин (1902-1988), А.Р.Лурия (1902-1977), Д.Б.Эльконин (1904-1984), А.В. Запорожец (1905-1981), Л.И. Божович (1908-1981), В.В. Давыдов (1930-1998) и др.

Единство сознания и деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые вол­новали психологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследова­нию. Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн(1899-1960) подошел к решению этого вопроса сформули­ровал в качестве основного объяснительного принципа пси­холога принцип единства сознания и деятельности. Деятель­ность для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по пре­образованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологиче­ского исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом един­ства воздействия и изучения.

С.Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господ­ствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки (вспом­ним теорию Т.Д. Лысенко). В противовес этому он выдви­нул принцип, согласно которому внешние причины воз­действуют на объект, в том числе и человеческую психи­ку, через внутренние условия.

Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М. Теплое (1896-1965), В.Д. Небылицын (1930-1972), B.C. Мерлин(1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На ее основе была разработана психология индивидуально-пси­хологических различий, или дифференциальная психо­логия.

В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента. Получила новую разработку и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные особенности - задатки. Однако реаль­ное развитие способностей осуществляется только в деятельности, создающей возможность для реализации и фор­мирования этих способностей.

Психология отношений. Основателем этой теории был Отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н. Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения фор­мируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся та­ким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она, а не характер, спо­собности или темперамент, определяет особенности лич­ности человека. Истинные отношения человека, подчер­кивал он, до определенного момента могут не проявлять­ся, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.

При этом личность В.Н. Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психичес­кое образование. Он подчеркивал ее динамичность, из­менчивость под влиянием внешних, в первую очередь со­циальных воздействий.

Человекознание как комплексная дисциплина. Это на­правление получило свою разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева(1907-1972). Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуще­ствляться в русле особой комплексной дисциплины - человекознания, объединяющего весь комплекс наук о че­ловеке, в его единстве с историей человечества и развити­ем Вселенной.

В современных условиях складывается одна из традиций отечественной психологии, ко­торая проявляется в ее стремлении опираться на конструктивные достижения не только раз­личных направлений, школ и течений. В этой традиции имеет место также опора на многие дру­гие достижения наукознания, дающие возможность получить наиболее объективную картину ми­ра, в котором ключевые позиции отданы человеку-деятелю, созидающему себя и окружающую действительность. Эта традиция приоритетная, но не единственная, особенно в последнее вре­мя. Сегодня все настойчивей звучат голоса о необходимости новых подходов, представлений, парадигм.

В нашей стране в конце 90-х годов прошлого столетия естественно-научный подход к психологии стал определяющим и официально признанным.

В последние годы мы наблюдаем ситуацию, когда все больше психологов ставят вопрос о смене образа психологической науки:

Ø смена образа естественной науки на гуманитарный образ;

Ø смещение акцентов с объяснения на описания;

Ø от всеобщности к уникальности, неповторимости;

Ø с фрагментарно-парциального изучения к целостно-интегративному познанию и преобра­зованию.

Новая ситуация в психологической науке выводит к проблемам, которые связаны с уточнени­ем предмета, выявлением соотношения теоретико-метотодологического и прикладного внутри психологической науки, определением взаимосвязей с естественными, общественными и тех­ническими науками. Именно их решение способно обеспечить реализацию целостно-интегративного подхода.

Для отечественной психологии принципиально приемлемыми являются результаты переосмысления всех ее методологических оснований. Она здесь ориентируется на обще­принятую в современной науке и непосредственно в общей психологии типологию, выделяя следующие уровни методологии:

1) уровень философской методологии;

2) уровень методологии общенаучных принципов исследования;

3) уровень конкретно-научной методологии;

4) уровень методик и техник исследования.

1. Уровень философской методологии. Здесь главной является проблема образа че­ловека, как целостного феномена со следующими макрохарактеристиками: индивид, субъ­ект деятельности, личность и индивидуальность. При этом он имеет собственную фило­софскую и жизненную концепцию, стратегию, в соответствии с которыми и выстраивает свой жизненный путь. Именно здесь обозначается главное пересечение научных интере­сов как философии, психологии, акмеологии, так и других наук.

Для конструктивного решения общих проблем привлекается конструктивный потен­циал таких образов человека, как:

1) «человек- ощущающий» (интроспективная психология);

2) «человек- потребность» (психоанализ 3. Фрейда);

3) «человек- «стимул-реакция»(поведенческая психология);

4) «человек-деятель» (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, и др.);

5) «человек-целостный феномен» (В. М. Бехтерев, Б. Г.Ананьев, А. А. Бодалев и др.) и пр. Когда психология сталкивается с проблемой, которую сама не может решить, она в первую

очередь обращается к философии и практике. Так, например, Л. С. Выготский, рассуждая о при­чинах кризиса психологии, пришел к выводу, что выход из него - опора на философию и прак­тику; «как это ни странно и ни парадоксально на первый взгляд, но именно практика, как конст­руктивный принцип науки, требует философии, т.е. методологии науки». И далее: «Диалектиче-

ское единство методологии и практики, с двух концов приложенное к психологии, - судьба и удел... психологии».

2. Уровень методологии общенаучных принципов. Одним из основных принципов общенаучного исследования является системный подход, который означает изучение сово­купности элементов системы, находящихся в связях друг с другом, которые образуют опреде­ленную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы выделяют: целост­ность, структурность, взаимосвязь со средой, иерархичность, множественность описания и т.д. Акмеологический подход, кроме того, предполагает целостность и интеграцию в рамках об­щей системы как исследовательских, так и деятельностных, развивающих моделей, алгорит­мов и технологий.

3. Конкретно-научный уровень методологии - уровень конкретной науки - психоло­гии. Данный уровень, согласно взглядам Л. С. Выготского можно разделить на два подуровня.

Первый подуровень - это собственно методология психологии. Основные проблемы этого уровня: что такое психика, как она развивается и как ее изучать?

Второй подуровень - уровень теорий психологической науки, в основе которых лежат те или иные позиции, которые были получены в ответах на вопросы первого уровня.

Более того, на основе одного решения проблем методологии психологии могут быть соз­даны несколько психологических теорий.

Научные психологические школы первого подуровня - это школы-направления, которые на столетия предопределяют развитие психологии. Научные школы второго подуровня - это психологические школы - конкретные научные коллективы.

В основе научной психологической школы лежала идея о «единичке», «клеточке» психики, исследуя которую можно раскрыть великую тайну Души. В качестве «единицы» в разных психологических школах использовались:

1) ощущения (ассоциативная психология);

2) фигура-фон (гештальтпсихология);

3) реакция, рефлекс (реактология, рефлексология);

4) установка (школа Д. Н. Узнадзе);

5) поведенческий акт (бихевиоризм);

6) обратимые операции (школа Ж. Пиаже);

7) значения, переживания (школа Л. С. Выготского);

8) предметная деятельность (школа А. Н.Леонтьева);

9) ориентировочная основа деятельности (школа П. Я. Гальперина);

10) действие, акт отражения (школа С. Л. Рубинштейна) и т.д.

Психика есть особое качество или свойство, но качество не часть вещи, а особая спо­собность. У мозга много качеств, свойств, но одно из них психика, она «не протяженна», вне измерений вещей. Именно поэтому история психологии - это история разрешения противо­речий между описанием и объяснением душевной жизни. Почему?

Описание дает большую свободу выражения всех оттенков «движений души», для чего используется все богатство языка. Объяснение - это использование научных категорий, по­нятий, которые пытаются объяснить скрытые механизмы психической жизни.

Единство: во-первых, обобщающего понятия самой широкой первичной абстракции (сознание, подсознание, поведение и т.д.); во-вторых, объяснительного принципа (единства сознания и деятельно­сти, ассоциации, единство фигуры и фона, взаимозависимости стимула и реакции и т.д.) и, в-третьих, понимание «единички» психики определяют лицо научной психологической школы.

Согласно мнению К. К. Платонова, отличительной стороной отечественной психологии является выделение общей психологии. Это диктуется внутрен­ними условиями всей психологической науки, т.к. ее предметом являются «общие законо­мерности психики», на понимание которых опираются все частные психологические науки. В свою очередь положения общей психологии проходят проверку в частных отраслях психо­логии, где обогащаются, развиваются, отвергаются.

Однако, чтобы изучать общие закономерности психики, необходимо иметь ответ на вопрос, в какой «системе координат мы работаем». По­скольку в каждой научной психологической школе своя «система координат» (обобщающее понятие, объяснительный принцип, «единичка» психики, ведущий метод), своя объ­яснительная система. Как только мы называем факт, явление, мы сразу же «помещаем его в определенную систему (системы) координат», он попадает в свою «объяснительную схему».

ЛЕКЦИЯ 3

Тема: ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА

1. Понятие о психике человека

2. Развитие психики

3. Психическое отражение и деятельность человека

4. Деятельность и психика

5. Функции психики

6. Механизмы психики человека

7. Психика и организм.

8. Эволюция мозга человека

Понятие о психике

Первое определение души (psyche - греч.), сформулированное, скорее, как во­прос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется.

Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа. Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру су­ществования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким обра­зом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, фор­ма, в немецком переводе - die Gestalt. Сегодня можно было бы подобрать такой экви­валент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, существующее и сейчас, несмотря на различия терминологиче­ского аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие. Единичное бы­тие есть сочетание формы и материи. В плане бытия форма - это сущность предмета. В плане познания форма - понятие о предмете. Материя, из которой формируется че­ловек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Полное определение звучит так: душа (психика) - это способ организации живого тела.

В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена со­став атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, "знает", куда, в какое место по­ставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы знаем, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. От­куда же она берется? Извне. Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному.

Например, для Л. С. Выготского это мир культуры. "Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая. То есть вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции возникают вследствие интериоризации. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определяем психику как способ организации живого тела.

Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире эта проблема формулируется как проблема соотношения биологического и со­циального в человеке. Отправным пунктом здесь может быть положение С. Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит?

Возьмем какой-нибудь предмет, самый простой, например карандаш. По мнению С. Л. Рубин­штейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Например, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, написан­ное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы скажем, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если сейчас перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, покажется, что речь идет о двух совершенно разных реальностях.

Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в разных качествах.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Взятая с точки зрения биологической детерминации, она выступает как мозг, точнее, как ЦНС, осу­ществляющая высшую нервную деятельность, а взятая с точки зрения социальной де­терминации, шире, взаимодействия человека с миром - как психика. Психика - это все те изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодей­ствия человека с миром как в онто, - так и в филогенезе.

Таким образом, психика имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими собственными законами.

Очень упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информаци­ей. Информация, записанная на диске, существует как специфическое взаимное рас­положение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - матери­альна. Но ее свойства не определяются свойствами вещества диска. Информация по­пала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время информация - главное в компьютере. Без программ - это просто набор деталей. В этой аналогии диска и мозга человека, диск - носитель информации, мозг - носитель пси­хики. Информация не сводится к диску, а психика - к мозгу. Диск и мозг - это суб­страт, информация и психика - форма, способ организации. Диск и мозг доступны чувственному восприятию, информация и психика - нет.

Обладая собственным объективным существованием, психика имеет и собст­венную структуру. В самом общем плане она обладает вертикальной и горизонталь­ной организацией. К вертикальной организации относятся: сознание, личное бессозна­тельное, коллективное бессознательное. К горизонтальной - психические процессы, свойства и состояния.

Развитие психики

Психика человека является одним из фундаментальных научных понятий психоло­гии. Психика развивается и в своем развитии психика человека проходит онтогенез и фи­логенез. Онтогенез (от греч. ontos - сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма, а филогенез (phyle - род, вид, племя, genos - происхождение) - историческое формирование. Таким образом психика в онтогенезе повто­ряет достижения ее развития в филогенезе.

Всякий животный организм, в том числе человеческий, не может существовать без внешней среды. Она необходима для поддержания его жизни. Связь организма с внешней средой осуществляется с помощью нервной системы. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс как ответная реакция организма на раз­дражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Поэтому психика является внутренним, в виде психических процессов, сложным и многообразным отражением объективного мира.

С точки зрения Б. Ф. Ломова, основным признаком психики является:

Ø системность,

Ø целостность,

Ø нерасчлененность.

Таким образом, с учетом концепции «психической функциональной системы деятельности», предложенной В. Д. Шадриковым, психика представляет собой многоуровне­вую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение раз­ного уровня сложности.

Известно, что характеристики психических процессов и явлений не выводятся только из законо­мерностей мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов в теории пси­хофизиологического параллелизма , согласно которой психическое и физиологическое состав­ляют два ряда явлений, которые, звено за звеном, соответствуют друг другу, но, вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга. Таким образом, предполагается наличие души, которая связана с телом, но живет по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы есть физиологические, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому как, например, печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что психику отождествляют с нервными процессами, не видя качественных различий между ними.

Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возни­кают одновременно, но они качественно различны.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т. е. психика - это системное каче­ство мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность.

Здесь мы должны обратить внимание на еще одну особенность психики человека - психика не дается человеку в готовом виде при рождении и не развивается сама по себе, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у ребенка ничего не появляется ни в поведении, ни в психике (феномен Маугли). Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, способность к труду и пр.), че­ловеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психика человека включает, по меньшей мере, три составляющих:

1) внешний мир, природа, ее отражение;

2) полноценная деятельность мозга;

3) взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой куль­туры, человеческих способностей.

Обратимся к схеме, на которой показаны основные вехи эволюции психики (см. рис.).

Из рис. видно, что психическое отражение происходит последовательно, начиная от ощущений, затем восприятия, и потом с использованием интеллекта. При этом последова­тельно проявляются инстинкт, условный рефлекс (например, это, может быть, навык), спо­собы поведения.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей. Во-первых, оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой. Во-вторых, сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека. В-третьих; психическое отражение углубляется и совершенствуется.

На рис. показан характер взаимодействия человека с окружающим миром. Так, взаимодействия одного человека или группы людей предполагает обязательное взаимодействие, как между самими людьми, так и соответствующими орудиями труда при силь­ном влиянии среды.

Вопрос №4. Развитие отечественной психологии

Развитие отечественной психологии, так же как и мировой, первоначально осуществлялось в русле двух основных направлений - философско-религиозного и естественно-научного. Первое направление восходит к идеям выдающегося отечественного философа В.Соловьева (1853-1900). Представители этого направления - Н.Я.Грот (1852-1899), Г.И.Челпанов (1862-1936), Л.М.Лопатин (1855-1920), Н.О.Лосский (1870-1965) и др. - считали, что основным предметом психологии является душа, ее действие, а в качестве основного метода выделяли интроспекцию.

Второе связано с идеями объективно-экспериментального исследования человеческой психики. Его представители - выдающиеся отечественные физиологи И.М.Сеченов (1829-1905), В.М.Бехтерев (1857-1927), И.П.Павлов (1849-1936), А.А.Ухтомский (1875-1942). Их идеи легли в основу рефлексологии - научного направления, основоположником которого был В.М.Бехтерев. В качестве предмета психологии в этом направлении стали рассматриваться рефлексы, протекающие с участием коры головного мозга в соотношении с теми внешними раздражителями, которые запускали их действие. Психическая деятельность изучалась в связи с протеканием нервных процессов, а для объяснения психических явлений использовались теории физиологии высшей нервной деятельности.

Вместе с тем развивались и другие подходы, представители которых стремились найти иные способы изучения психических явлений, которые, будучи строго научными, позволяли понять целостную картину развития человека. В 1911 г. А.Ф.Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента (см. вопрос «Методы психологии» в теме «Предмет и методы психологии»). Эти идеи нашли продолжение в трудах М.Я.Басова (1892-1931), посвященных развитию метода наблюдения как ведущего при изучении психического развития детей.

После Октябрьской революции отечественная психология продолжала бурно развиваться. Возникло множество школ и направлений. Однако постепенно, особенно в 30-50-е годы, отечественная психология, как и другие отрасли науки и культуры, все более и более оказывается под идеологическим давлением, все более внедряется управление наукой с помощью административных методов.

Запрещаются все направления так называемой идеалистической психологии, т.е. психологии как науки о душе.

Ее основатели изгоняются из институтов и университетов. В качестве единой философско-методологической базы советской психологии выдвигается марксизм.

Максимально усиливается значение физиологических объяснений, которые начинают рассматриваться не просто как необходимое, но как центральное звено при исследовании любых психологических явлений.

Большой урон психологическая наука понесла в связи с Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) и решением Объединенной научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, провозглашавшими учение И.П.Павлова единственно верным и возможным, в том числе и для развития психологии (1950).

Однако психология продолжала развиваться вопреки идеологическому диктату. Она, как уже было сказано, основывалась на единой методологической базе - марксистско-ленинском учении об общественно-исторической и социальной сущности человека и деятельности как основы его существования. Но на этой общей основе развивались различные школы и направления, формировались различные отрасли психологии, внесшие существенный вклад в мировую психологию.

Культурно-историческая концепция. Основателем этой концепции был Л.С.Выготский (1896-1934). Согласно этой концепции психика человека имеет культурно-исторический характер. В процессе истории человечество выработало определенные средства, с помощью которых человек строит свои отношения с миром, с окружающими людьми, с самим собой. Эти средства воплощены во всем, что составляет человеческую культуру, начиная от способов действия с различными предметами (например, пользование ложкой), более сложных способов человеческой деятельности до высших образцов науки, произведений искусства. Поэтому высшие формы психики - опосредствованные формы.

Ребенок, считал Л. С. Выготский, может стать человеком только в совместной деятельности со взрослым. Психическое развитие ребенка - это прежде всего процесс его культурного развития, овладения, присвоения культурно заданных средств действия с предметами и овладения собой, своей психической деятельностью, в результате чего развиваются собственно человеческие, высшие психические функции и формируется личность.

Высшие психические функции (логическая память, понятийное мышление, произвольное внимание) отличаются от простых, элементарных, «натуральных», по терминологии Л.С. Выготского, форм. Высшие психические функции первоначально возникают во внешней предметной деятельности, общении между людьми и опосредуются знаками, т.е. теми средствами и способами, которые были созданы культурой. Универсальной формой знака является слово. И только затем она переходит во внутренний, психический план, становясь содержанием психического развития. Этот закон развития высших психических функций Л.С.Выготский сформулировал следующим образом: «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, т.е. как категория интерпсихологическая, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка, как средство личного приспособления, как внутренний процесс поведения, т.е. как категория интрапсихологическая» (Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. - М.,1984. - Т.5. - С. 197).

Такой подход во многом решал проблему «неподвластности» субъективных психологических явлений объективному изучению. Он внес свой вклад во многие направления отечественной психологии.

Одним из важнейших направлений развития этой теории явилась разработанная А.Н. Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматривалась А.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.

А.Н. Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является игра, а для младших школьников - учение.

В русле этого направления работали такие отечественные психологи, как П.Я.Гальперин (1902-1988), А.Р.Лурия (1902-1977), Д.Б.Эльконин (1904-1984), А.В.Запоро жец (1905-1981), Л.И.Божович (1908-1981), В.В.Давыдов (1930-1998) и др.

Ед инство сознания и деятельности. Как уже неоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые волновали психологию с самого её основания, был вопрос о недоступности явлений сознания объективному исследованию. Отечественный философ и психолог С.Л.Рубинштейн (1899-1960) подошел к решению этого вопроса сформулировал в качестве основного объяснительного принципа психолога принцип единства сознания и деятельности. Деятельность для С.Л. Рубинштейна - это прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя.

Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологического исследования С.Л. Рубинштейн назвал методом единства воздействия и изучения.

С.Л. Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки (например, теория Т.Д.Лысенко). В противовес этому он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия.

Психология индивидуальных различий. Это направление в отечественной психологии связано с такими именами, как Б.М.Теплов (1896-1965), В.Д.Небылицын (1930-1972), В.С.Мерлин (1892-1982). В этом направлении получила содержательную психологическую разработку теория И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. На её основе была разработана психология индивидуально-психологических различий, или дифференциальная психология.

В русле этой теории получила новую разработку теория типов темперамента. Получила новую разработку и теория способностей. Было показано, что в основе способностей лежат врожденные особенности - задатки. Однако реальное развитие способностей осуществляется только в дея тельности, создающей возможность для реализации и формирования этих способностей.

Психология отношений. Основателем этой теории был отечественный психолог, психоневролог и психотерапевт В.Н.Мясищев (1892-1973). Он исходил из представления о том, что всякий человек с самого рождения включен в систему общественных отношений. Эти отношения формируют его субъективные отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе. Формирующаяся таким образом внутренняя система отношений составляет ядро личности человека. Именно она, а не характер, способности или темперамент, определяет особенности личности человека. Истинные отношения человека, подчеркивал он, до определенного момента могут не проявляться, они существуют лишь потенциально и раскрываются лишь тогда, когда человек действует в очень значимой для него ситуации.

При этом личность В.Н.Мясищев рассматривал не как застывшее, раз и навсегда сформировавшееся психическое образование. Он подчеркивал её динамичность, изменчивость под влиянием внешних, в первую очередь социальных воздействий.

Человекознание как комплексная дисциплина. Это направление получило свою разработку в исследованиях Б.Г.Ананьева (1907-1972). Он исходил из представления о том, что полноценное изучение человека может осуществляться в русле особой комплексной дисциплины - человекознания, объединяющего весь комплекс наук о человеке, в его единстве с историей человечества и развитием Вселенной.

4 страница. 138. Предметом отечественной психологии является

138. Предметом отечественной психологии является …

Поведение

Сознание

139. Свойство, отличающее живую материю от неживой, называют …

Чувствительностью

Научением

Рецептивностью

Раздражимостью

140. Австрийский анатом Ф. Галль предложил __________, в которой попытался разместить все умственные качества, разработанные психологией способностей.

Модель анализа поведения

Теорию локализации мозговых функций

Карту головного мозга

Теорию локализации органов чувств

141. Установите соответствие между основными понятиями психоаналитического направления и их определениями.
1. Либидо
2. Архетипы
3. Компенсация

2 формы, организующие и канализирующие психологический опыт индивида

1 специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни

чувство неполноценности специальный механизм, помогающий развитию стремления к превосходству, вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим

3 бессознательное чувство тревоги, беспокойства, доминирующее в структуре личности

142. Л. С. Выготский связывал кризис 7-и лет с утратой детской непосредственности и возникновением …

Внутренней позиции

Обобщения переживаний

Самоопределения

Сравнения себя с другими людьми

143. Одним из самых легких, но опасных способов достижения взрослости в подростковом возрасте является …

Социальная зрелость

Подражание внешним признакам взрослости

Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины»

Интеллектуальная взрослость

144. Потребность в общении, осуществлении эмоциональных контактов, в проявлении дружбы и любви называется …

Апперцепцией

Аттракцией

Аффилиацией

Эмпатией

145. Человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, является …

Флегматиком

Холериком

Сангвиником

Меланхоликом

146. Идея о _________ характере восприятия принадлежит известному физиологу И. Мюллеру.

Рефлекторном

Цветовом

Рецепторном

Символическом

147. Основателем метода формирующего эксперимента является …

П. Я. Гальперин

А. Гезелл

Л. С. Выготский

М. Я. Басов

148. В основе теории рекапитуляции С. Холла лежит закон …

Гетерохронности

Социогенеза

Биогенетический

Сохранения незавершенных действий

149. Эмоционально окрашенное стремление личности к познанию какого-нибудь предмета или явления называется …

Убеждением

Интересом

Установкой

150. Свойства и особенности раздражителей являются факторами, обусловливающими _______ внимание.

Послепроизвольное

Непроизвольное

Произвольное

Внутреннее

151. Самообладание, скромность, достоинство, строгость относятся к чертам, характеризующим отношение личности к …

Обществу

Другим людям

152. Установите соответствие между научными психологическими течениями и областями их исследования.
1. Когнитивная психология
2. Гештальтпсихология
3. Гуманистическая психология

3 целостная личность, способная к созиданию, реализации своего уникального потенциала

ПСИХОАНАЛИЗ неосознаваемые побудители сознательных действий

2 сознание как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур

1 познавательные процессы

153. К механизмам взаимопонимания в процессе общения относятся _______ и _______.

Визуальный контакт

Жестикуляция

Идентификация

154. Установите соответствие между компонентами структуры личности и их содержательными характеристиками.
1. Способности
2. Темперамент
3. Характер
4. Мотивация

4 совокупность побуждений к деятельности

2 динамическая характеристика психических процессов человека

3 качества, определяющие отношение человека к себе, другим людям и к миру

1 индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности

социальную установку человека субъективные ориентации индивидов как членов групп (или общества) на те или иные ценности

155. Установите соответствие между познавательными психическими процессами и характерными для них свойствами.
1. Внимание
2. Ощущение
3. Восприятие

3 константность

ОБЩАЯ ДЛЯ ВСЕХ динамичность

2 интенсивность

1 устойчивость

156. Важнейшим психологическим новообразованием личности является становление …

Самосознания

Темперамента

Задатков

Устойчивого образа «Я»

157. Первоначальную концепцию детерминизма изменили ________ и ________, отрицая его всеобщий характер, в частности его влияние на разумную часть души, на процесс нравственного развития человека.

Аристотель

Р. Декарт

Д. Гартли

158. Психолог Освальд Кюльпе является основателем и представителем _____ школы психологии.

Лейпцигской

Чикагской

Берлинской

Вюрцбургской

159. Установите соответствие между теориями гуманистического направления и подходами к рассмотрению личности.
1. Теория личностных черт
2. Теория самоактуализации
3. Психотерапевтическая теория
4. Экзистенциальная теория

Эпигенетическая концепция Эриксона рассматривает личность с точки зрения ее цельности, ее тождественности (идентичности) самой себе и обществу, в котором человек живет

4 рассматривает личность с точки зрения учения о стремлении к смыслу

1 Рассматривает личность как открытую и саморазвивающуюся систему

3 рассматривает личность с точки зрения иерархии потребностей, приоритета бытийных или дефициентных потребностей

2 рассматривает человеческую личность с точки зрения ее ценности и уникальности

160. Установите соответствие между понятиями и их содержанием.
1. Развитие психики
2. Созревание
3. Научение

СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения

2 запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим планом

1 закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях

3 процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения – целенаправленного или стихийного

161. Установите соответствие между отдельными стадиями психосоциального развития по Э. Эриксону и видами ритуалов.
1. Младенчество: базальное доверие / базальное недоверие
2. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность
3. Юность: эго-идентичность / ролевое смешение

3 импровизационная ритуализация

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ драматическая составляющая ритуала

1 взаимное узнавание

2 совершенство исполнения

162. К особенностям развития речи ребенка раннего возраста относятся …

Переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи

Снижение показателей ситуативности и нарастание черт контекстности речи

Первое языковое «открытие»: ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название

Возникновение новых форм речи: указания, оценки, согласование действий

163. Открытие своего внутреннего мира в юношеском возрасте связано с (со) …

Осознанием внешнего мира

Осознанием своих чувств, сопутствующих действиям

Осознанием себя во внешнем мире

Способностью погружаться в свои переживания и наслаждаться ими

164. Прием самовоспитания, при котором происходит систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий, называется …

Самопознанием

Самообязательством

Самоотчетом

Самоконтролем

165. Установите соответствие между уровнями поведения и их характеристиками.
1. Таксисы
2. Инстинкт
3. Научение

2 совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека

3 процесс и результат приобретения индивидуального опыта

1 врожденная ориентация движений низкоорганизованных животных

РЕФЛЕКС ответ организма на внешнее воздействие, опосредованный нервной системой

166. Неосознаваемые мотивы проявляются в сознании, по крайней мере, в двух формах: ________ и ________.

Позиционные мотивы

Широкие социальные мотивы

Личностные смыслы

167. Установите соответствие между компонентами структуры личности (по К. К. Платонову) и их содержанием.
1. Подструктура направленности
2. Подструктура социального опыта
3. Подструктура форм отражения

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДСТУКТУРА типологические свойства личности, половые, возрастные особенности, патологические изменения

2 знания, умения, навыки, привычки

3 индивидуальные особенности психических процессов

1 отношения и моральные черты личности

168. Установите соответствие между механизмами создания новых образов и их характеристиками.
1. Агглютинация
2. Гиперболизация
3. Схематизация

3 сглаживание различий, акцентирование сходства нескольких предметов

2 увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей

ТИПИЗАЦИЯ выделение существенного, воспроизводящегося в однородных фактах и однотипных ситуациях

1 присоединение частей или свойств одного объекта другому

Мировоззрении

Интересах

Индивидуальных особенностях психических процессов

Возможностях

170. Установите соответствие между составляющими механизма психического развития и их характеристиками.
1. Социальная ситуация развития
2. Ведущая деятельность
3. Психологическое новообразование

КРИЗИС сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка

1 та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни

2 та деятельность ребенка, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития

3 психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка

171. Понимание природных явлений дошкольниками по аналогии с деятельностью человека называется …

Анимизмом

Реализмом

Артификализмом

Эгоцентризмом нравственные нормы, убеждения и жизненные цели

4 способность личности к созиданию

178. Установите соответствие между закономерностями ощущений и их характеристиками.
1. Адаптация
2. Сенсибилизация
3. Явление контраста

1 изменение чувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям

СИНЕЗТЕЗИЯ возникновение под влиянием одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора

2 обострение чувствительности вследствие изменения условий организма или в результате взаимодействия анализаторов

3 изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя

179. Успехи человека в различных видах деятельности обуславливают его индивидуально устойчивые свойства, которые определяются как …

мотивация

темперамент

способности

характер

180. Важнейшей задачей возрастной психологии является …

Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого

Установление закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека

Прогнозирование явлений и процессов, происходящих в сфере образования

Контроль за ходом и динамикой психического развития

181. Установите соответствие между стратегиями формирования психических процессов и их разработчиками.
1. Культурно-историческая концепция
2. Теория деятельности
3. Концепция учебной деятельности

3 Д. Б. Эльконин

Дата публикования: 2015-01-24 ; Прочитано: 1476 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Представители:

И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, В.А. Вагнер, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт

Предмет изучения.

Психические процессы – это свойство высокоорганизованной материи.

Практика.

Павлов – разработка проблем патопсихологии (сигнальные системы, учение о типах высшей нервной деятельности)

Бехтерев – огромнейший материал по патопсихологическим исследованиям. Исследовал проблему галлюцинаций, слуховые иллюзии.

Развитие направлений таких как:

Военная психофизиология, военная психотехника, авиационная психология …

Педагогическая психология – стимулирование задач социального воспитания.

Психология ребенка.

Вклад.

Развитие науки позволило во многих городах организовать и запустить в работу психотехнические лаборатории.

Было создано Всесоюзное общество по психотехнике.

В отечественной психологии прочно утверждается принцип развития: психика животных и сознание человека могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если они рассматриваются в развитии.

Аналитическая психология.

Представители:

Карл-Густав Юнг

Предмет изучения.

Учение о коллективном бессознательном (образы бога, вождя, матери – Архетипы).

Архетип – момент самой жизни, целостно связанный с живым индивидуумом эмоциональными связями.

Душевная жизнь выступает как бесконечное отражения внутри себя открытых потаенных бессознательным структур.

Душа – не физическая реальность, наполненная энергией, которая перемещается в связи с внутренними конфликтами.

Практика.

Человек, в силу ряда социальных причин, видит и развивает в себе только одну сторону единой противоречивой пары, тогда как другая остается скрытой, не принятой.

Вклад.

Выдвинул гипотезу, что сетчатка глаза содержит три вида волокон, каждый из которых, реагирует на свой световой луч.

Индивидуальная психология.

Представители:

А.Адлер, З.Фрейд.

Предмет изучения.

Реализация целей, заложенных в глубинах личности, структура которой закладывается в раннем детстве в виде особого «стиля жизни», предопределяющего будущее поведение.

Изучение отдельных личностей с целью выявления отдельных признаков различия.

Основные теоретические положения.

Как понятие используется в 3-х смыслах:

    дифференциальная психология

    исследования, направленные на всестороннее, углубленное изучение отдельных выдающихся личностей – ученых, писателей, композиторов, государственных деятелей.

    одно из направлений философии, изучающей индивидуальное и социальное поведение человека, скрытым за «поверхностью» сознания прирожденным изначально заложенным в нем тенденциям.

Практика.

Задача психотерапии – помочь невротику. Работа заключается в изучении неполноценности индивида, его чувствах, стремлениях и личной власти, превосходству над другими.

Вклад:

Первые успешные попытки использования математических методов в психологии – Ф.Гальтон. Он же ввел метод близнецов для выяснения соотношения между наследственностью и средой в детерминации индивидуальных психологических различий.