Обобщение опыта «Традиции и обычаи хакасского народа. Традиционные обряды хакасов: история и современность Традиции хакасов рассказ для детей


Введение. Введение. Цель: Изучить условия работы жизни коренных народов Хакасии. Задачи: 1) Рассказать про национальность Хакасы. 2) Рассказать про их достопримечательности, быт и хозяйство, национальную одежду и пищу. 3) Раскрыть тему шаманизма в Хакасии.


Коротко о регионе. Географическое положение. Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Климат. Климат резко континентальный, с сухим жарким летом и холодной зимой. Средняя температура воздуха июля +17С, января –18С. Среднегодовое количество осадков мм в год в степной зоне и до 1500 мм в год. Преобладающий рельеф местности. Степи, горы и тайга. Саянские горы, высота которых порой превышает 2000 м, занимают две трети территории и располагаются на западе и юге республики.


Коротко о регионе. Бассейны рек, озера, водохранилища. Большая часть территории Республики принадлежит среднему течению бассейна р. Енисей, которая в настоящее время зарегулирована гидротехническими сооружениями Красноярской, Саяно- Шушенской ГЭС. Его водные ресурсы используются в первую очередь для выработки электроэнергии. В Хакасии находится известное в Сибири озеро Шира с лечебными водами и грязями. Полезные ископаемые. Республика Хакасия – один из старейших горнорудных районов на востоке России. На ее территории ведется добыча железа, молибдена, золота, угля, неметаллических полезных ископаемых: мраморов и гранитов, строительных материалов. Разведаны месторождения меди, полиметаллов.


Горная гряда Сундуки. Горная гряда Сундуки находится в долине реки Белый Июс, недалеко от посёлка Июс. Всего Сундуков пять – пять гор, стоящих отдельной группой на левобережье Белого Июса. Все Сундуки не очень высоки - до 200 метров. Поэтому подняться можно на любой – с вершины откроется великолепный вид долины Белого Июса с древними каналами. Самый интересный – Первый Сундук. На вершине этой горы стоит большой скальный выступ в форме почти правильного прямоугольного параллелепипеда, по своим пропорциям напоминающий сундук – отсюда и название всей горной гряды.


Туимский обвал в Хакасии. Туимский провал (Киялых-Узень "своенравный лог"). Это место называют ещё Медной горой. Она находится недалеко от посёлка Туим, на месте шахты, которая начала функционировать в 1953 г. Тогда здесь добывали медь, свинец, золото, вольфрам и железо. В 1974 г., после того, как были выработаны основные запасы руды, шахту закрыли из- за нарушения техники безопасности. Поначалу опустошённая изнутри гора не представляла с виду никакой опасности, пока не стали проваливаться под землю животные. На вершине появилось отверстие диаметром 6 м, и гору пришлось взорвать. После этого образовался огромный провал, который со временем частично заполнился водой: так образовалось озеро. В1991 г. провал расширился, теперь его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до поверхности воды около 80 м. Глубина озера около 40 м. Вода в нём имеет бирюзовый цвет, что определяется растворёнными в ней солями меди.




Хакасы - современное коренное население Минусинской котловины и предгорий Саян, обитающие на территории Республики Хакасия в составе Российской Федерации. По переписи 1989 г. в Российской Федерации проживают 78,5 тыс. хакасов. из них в Республике Хакасия - 62,9 тыс. чел., или 11,09% от общего ее населения (556,9 тыс. чел.). Хакасы живут компактно также в пограничных с Хакасией районах Красноярского края (5,2 тыс. чел.), в Республике Тыва (2,3 тыс. чел.). 76,6% хакасов считают хакасский язык родным, а для 23,4% родным является русский язык. Хакасы, татары являются молодой туркоязычной народностью, которая осознала себя только в ХХ в. На территории Хакасии жили разные туркоязычные племенные группы: сагайцы, качинцы и некоторые другие. Русские называли их минусинскими или абаканскими татарами. Хакасы разделяются па четыре этнографич. группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Говорят на хакасском языке тюркской группы алтайской семьи, который имеет четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе русского алфавита.


Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, поэтому хакасы называли себя "трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота. Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаёжных районах. В ХVIII в. основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с кон. XVIII - нач. IX вв. появилась соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре таёжное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушёные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепёшки и т.д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т.д. В XVII - XVIII вв. хакасы подтаёжных р-нов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Хозяйство и быт хакасов. Хозяйство и быт хакасов.


Жилище. Жилище. Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние, весенние, осенние. В IX в. большая часть хакасских хозяйств стала кочевать только два раза в году. В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания. Жилищем служила юрта. До середины IX в. бытовала переносная круглая каркасная юрта, летом покрытая берестой, а зимой войлоком. В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник, на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток. Жилище


Национальная одежда Хакасов. Основным видом нательного белья служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка. Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Зимой носили овчинные шубы. Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шёлковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки из шёлка вышитые бисером. Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые серёжки. Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями из кожи. Замужние женщины носили две косы. Старые девы носили три косички. Женщины, имеющие внебрачного ребёнка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII в. стали подстригать волосы "под горшок".




Главный праздник у Хакасов. Каждый год в конце мая - начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун айран». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений - аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня - ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам.


Шаманизм в Хакасии. Шаманизм в целом можно назвать особой религиозной системой взаимодействия с силами природы. Шаман считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества они проводили обряды, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир. Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи выбирали себе хозяина. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения. Обычно обучение занимало три месяца, после чего должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен с колотушкой,онгон и шаманский костюм.


В шаманских традициях юга Сибири бубен играет роль ездового животного - "коня", на котором шаман совершает свои путешествия. Традиционным предпочтительным материалом для изготовления бубна являлась шкура самца марала. Это неслучайно: олень является одним из главных культовых животных народов Сибири. Перекладина бубна в настоящее время обычно оснащается бубенцами, медными подвесками и тканевыми полосками или жгутами, которые имитируют звериные шкурки и птичьи перья, использовавшиеся в более древние времена При исполнении обрядов шаманы придавали бубну различное значение. В одних случаях называли его своим щитом, в других он считался конем или лодкой, иногда его использовали в качестве волшебного лука, а колотушка соответственно осознавалась как плеть, весло и стрела.



ОНГОН. Материал: мех медведя, беличий хвост кожа, рог северного оленя, бисер. ОНГОН - объемное изображение духов-предков и духов-помощников шамана. Чем больше у шамана в распоряжении было духов, тем сильнее он был, тем дальше он мог лететь к небу или в землю мертвых. Онгон изготавливался для защиты, лечения, заклинания погоды и «оживал» после того как шаман вдыхал в него духа. Онгоны служили для призывания духов и выказывания им почтения, по сибирскому обычаю их «потчевали» молоком, спиртным или жиром, периодически добавляя украшения.


Шаманизм в Хакасии. Шаманизм в Хакасии. Шаманы обладали даром ясновидения. Такие люди могли следить за событиями, которые происходили за многие километры от них, а также за тем, что творилось в ином мире. Вывод: Этой работой я хотела рассказать о самых интересных моментах жизни народов Хакасии, которые малопонятные Европейцам своими обычаями,традициями и праздниками.

Аннотация: Текст доклада участника II Между­народной научно-практи­ческой конференции «Тенгри­анство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность» (1-3 июля 2011 г.).

Ключевые слова : тенгрианство, конференция-2011, хакасы, традиция, современность, Бубен мира, акция, Евразия.

Traditional rituals of Khakas people: history and modernity

V. N. Tuguzhekova

Abstract: A report of the participant at 3 rd International Science and Practice Conference "Tengriism and epic heritage of Eurasian people: origins and modernity” (July 1-3, 2011).

Keywords: traditions, Khakas, history, modernity.

Сегодня в условиях глобального кризиса, охватившего все стороны жизнедеятельности человека и общества, люди стали чаще заду­мываться о со­хранении окружающей среды, о со­блюдении за­конов природы, о гармонизации отношений между человеком и природой, о своих корнях.

Изучение этноэкологических традиций и экологических культов на современном этапе становится актуальным. Большое внимание данной проблеме уделяют исследователи Тувы (Абаев, Герасимова и др., 1992; Аракчаа, Фельдман, 2005; , Опей-оол, 2009; , Аюпов, 2009 и др.).

Н. В. Абаев, Н. Г. Аюпов - авторы работы «Тэнгрианская цивилизация…» - приходят к выводу о том, что традиционные верования, которые сложились на территории Центральной Азии, представляли собой сложную систему религиозных воззрений, культов и обрядов, которые были генетически и функционально между собой связаны. Так, промысловый культ был связан с культами хозяев местности, а «шаманизм», более поздняя форма архаических религиозных верований, сохранил элементы до­ша­манской мифологии, обрядности и ритуалов. Эти формы религии служили не только отражением условий жизни людей, но и являлись выражением их духовных потребностей, частью их культуры, в которой фиксировалась этноконфессиональная це­лос­тность народов (Абаев, Аюпов, 2009: 41).

Знания духовно-культурных традиций, экологических тра­диций народов России поможет спасти планету от угрожающей ей экологической катастрофы. Каждый народ имеет свои особенности взаимодействия человека с природой, но они являются составной частью общей экологической культуры человечества.

До революции 1917 г. семейно-родовые и сезонные праздники хакасов сопровождались религиозными обрядами. Широко были распространены общественные моления, связанные с культом горы (таг тайи), неба (тигір тайи), огня (от тайи), священного животного ызых (ызых тайи), которые сопровождались жертвоприношениями.

Н. Ф. Катанов в поездке в Минусинский округ в 1896 г. присутствовал на трех камланиях шаманов с жертвоприношениями и подробно их описал. В качестве жертв приносили от 5 до 9, а иногда и более ягнят, причем один из них - белый с черной головой - сжигался, а остальные шли на угощение участников моления (Этнографические экспедиции…, 2007).

Например, при молении хозяйке огня (от ээзі) посвящалась рыжая кобылица. Охотники соблюдали промысловый культ, так при добыче медведя устраивали медвежий праздник. Хозяину тайги, чтобы он не жалел свой «скот», т.е. зверей, играли на хомысе, развлекали духов.

Важное место в религиозных представлениях хакасских скотоводов занимал культ священного скота (ызых). В ызыхи посвящали разных животных, но больше всего лошадей (меринов от 3 до 9 лет). Почти каждая семья держала ызыха. Обряд посвящения выполнял шаман. Священной лошади (ызых ат) в знак отличия от других лошадей в гривы и хвост вплетали цветные ленточки. Цель посвящения ызыха - получение благополучия в занятии скотоводством, отвратить от скота различные беды и болезни. По воспоминаниям Н. Ф. Трошкина, где-то в конце 1920-х годов он маленьким ребенком участвовал в таком мероприятии на берегу Белого Июса, хотя в то время уже запрещалось проводить традиционные обряды. Эти запреты были уже в конце XIX века. Так, Н. Ф. Катанов в своем отчете о поездке в разные места летом 1899 г. писал: «шаманы, несмотря на запрещения миссионеров, шаманят ежегодно в июне и июле (по 20 часов), притом в полных костюмах, во всех почти улусах и даже вблизи сел» (там же).

Из исследователей начала XX века следует отметить С. Д. Майнагашева, его этнографические экспедиции 1913 и 1914 гг. Во второй половине своей экспедиции (1914) он исследовал районы проживания качинцев, где главное внимание уделил религии. Он писал «православие проникло к ним значительно больше, чем к сагайцам. Однако, живы еще и былые шаманские воззрения, только они более сбивчивы, чем у сагайцев… Основы воззрений шаманов одни и те же» (там же).

Из современных исследователей, занимающихся традиционным мировоззрением хакасов, их обычаями, обрядами хотелось бы отметить этнографов профессора В. Я. Бутанаева (Бутанаев, 2003; Традиционный шаманизм…, 2006; Бутанаев, Монгуш, 2005 и др.) и молодого исследователя В. А. Бурнакова (Бурнаков, 2003; 2005: 166-177; 2011а: 236-244; 2011б: 107-114 и др.).

Следует отметить, что ландшафт занимает важное место в обрядовой практике шаманов в проведении родовых праздников. Еще с древности человек выделял в окружающем земном мире места, вызывающие самые сильные эмоциональные реакции, пробуждавшие воображение и стимулирующие интеллектуальную деятельность; они соответствовали религиозным представлениям о местах обитания духов, богов и иных «сил», отмеченных качеством святости. Средством сакрализации места выступает религиозный ритуал, священнодействие.

На ранних этапах истории объекты природного ландшафта (горы, водные источники и пр.) маркировались строго по родам. В результате образовались «родовые территории», имевшие выраженные естественные границы. При освоении территории наиболее важным являлся ландшафтный объект (долина, гора, озеро и т.п.), т.е. место, где собирались люди для проведения общественных мероприятий. Так, оформились родовые места поклонения.

Как правило, священные места связаны с традиционным мировоззрением коренных народов Южной Сибири. Как и раньше большая часть коренных народов южной Сибири (хакасов, тувинцев, алтайцев, шорцев) обожествляет природу, природные стихии. В народной памяти и в обрядовой практике сохраняется поклонение различным природным стихиям, духам: духу огня, духу воды, духу гор и т.д.

Так, для хакасов важное место в обрядовой практике занимал культ гор. В ландшафте Хакасии горы занимают значительное место. Вся жизнедеятельность местного населения так или иначе была связана с горами. Согласно мифам, происхождение народа связывалось с горами. В прошлом каждый хакасский род имел свою священную гору. Духи гор -таг ээзі почитались в качестве предков. Кроме того, по традиционным верованиям отдельные шаманы «получали» свой бубен от священной родовой горы. Поэтому в процессе камлания каждый шаман был обязан принести жертвы духам гор (Бурнаков, 2011а: 240).

В последние годы в связи с возрождением родового движения активизировалась практика проведения обряда поклонения духам гор не только шаманов, но и родов. Так, в 2010 г. род Шалошин (фамилии Трошкиных) провел обряд поклонения родовой горе в окрестностях аала Трошкин, был установлен памятник на вершине горы камень -символизирующий род, а потом пошло гуляние.

Наиболее почитаемы среди хакасов горы: Борус, Изыхские, Уйтаг, Сундуки, Самохвал и др.

Кроме священных гор, горных перевалов хакасы издревле почитали культ воды. Ежегодно в начале лета на новолунии совершали моление воде (Суг тайи) в истоках почитаемых ручьев или на берегах крупных рек: Абакана, Белого и Черного Июса, Чулыма и Енисея. В озерном краю северной Хакасии водное жертвоприношение проводилось на берегах озер. Моление проводилось на таких озерах, как Хара кол (Черное озеро), Ос кол (Осиновое), Айран кол (Айранское озеро), Тигір кол (Небесное озеро) и др.

Сейчас шаманы регулярно проводят обряд Суг тайи. Так, летом 2005 г. автор присутствовала на обряде - поклонении духам реки Белый Июс, проведенного шаманом Татьяной Кобежиковой (Тугужекова, Кидиекова, 2006: 125-131).

В долинах рек Абакана, Июсов, Чулыма и Енисея хакасы ежегодно проводили Небесные моления. В Хакасии отмечено более сотни гор, где на господствующих вершинах проводились моления Великому небу, причем 20 из них носят названия «Тигір тайычан таг» - гора Небесного жертвоприношения.

Абаканские качинцы (аал Трояков и др.) установили моление небу на горе Саксаар, на правом берегу Уйбата (приток Абакана). На него съезжались жители различных сеоков. Сейчас на этом месте проводит камлания В. Н. Чебочаков.

Кроме почитания священных гор, воды и неба хакасы издревле поклонялись местам захоронений (культ поклонения предкам), небесным светилам, священным менгирам, родовым местам, древним святилищам. Из наиболее почитаемых каменных изваяний следует отметить Ах тас (белый камень) и Улуг Хуртуях тас (Большая каменная старуха). В километре к северо-востоку от села Казановка, на левом берегу реки Аскиз до шестидесятых годов XX века возвышалась живописная скала Иней тас (Каменная старуха). У этого места есть еще два названия: Иней хая (Скала - старуха) и Иней пары (подножье Иней). Этот памятник имел два значения: он был родовой горой Майнагашевых и покровителем скотоводства для всего местного населения.

Придавая важное значение сохранению для потомков священных мест, прошедший 18 марта 2011 г. съезд хакасского народа утвердил 96 (из более чем 300) наиболее значимых природных памятников духовной и материальной культуры хакасов. Они войдут в число охраняемых историко-культурных памятников Хакасии.

Следует отметить, что проблема глобальной экологической катастрофы объединила людей разных национальностей в движение «Остановить войну между человеком и природой». Вернуть человечество к жизни в гармонии с природой. Подобная международная акция идет по нашей планете. Идея эта принадлежит шаманам скандинавских саамов. После видения, посетившего шамана «Белая пума», который предложил создать и вдохнуть жизнь в «Бубен мира», который отправится в кругосветное путешествие под девизом «Остановить войну между человеком и природой». При путешествии «Бубен мира» будет способствовать гармонизации человека и природы, исцелению Матери-Земли. Символом этой акции стал бубен, как священный атрибут шаманов.

Эта акция прошла во многих странах мира, в том числе в России, в двух республиках Туве и Хакасии.

Инициатором передачи «Бубна мира» в республику Тува стал тувинский шаман Дмитрий Марков, живший некоторое время в Норвегии.

Шаманская организация «Адыг-ээрен» («Дух Медведя») обратилась к организациям акции о принятии «Бубна мира» в Туву. Ее возглавляет шаман Кара-оол Допчун-оол, уроженец Улуг-Хемского кожуна.

Последней страной пребывания бубна были Филиппины, откуда магический инструмент сибирских и индейских шаманов - религиозный барабан вместе с колотушкой приехал в Россию, сопровождаемый Д. Марковым. Тува была выбрана неспроста: шаманизм в республике активно возрождается уже полтора десятка лет. Три религиозных общества -«Дунгур» («Бубен»), «Адыг-ээрен» («Дух Медведя») и «Тос-Дээр» («Девять небес»), объединяющие 300 практикующих шаманов, приняли в Туве «Бубен мира». «Акция должна помочь вернуть утраченные традиции бережного отношения людей к окружающей среде, обществу и друг другу», - считает зампредседателя общества тувинских шаманов «Дух Медведя» Виктор Нурсат.

Акция «Бубен мира» началась в Туве 18 мая 2009 г. За два месяца «Бубен мира» объехал 16 из 17 кожуунов республики. В райцентрах и селах было проведено свыше 100 региональных обрядов, проведены обряды очищения священных мест, ритуалы единения с природой, благопожелания.

Акция «Бубен мира» в Туве была завершена 7 августа на Международном конгрессе «Степная цивилизация». Где был проведен шаманский обряд «Сердце Азии», куда прибыли и шаманы из Хакасии. По инициативе Центра хакасского шаманизма во главе с ее председателем Галиной Костяковой, Юлией Тинниковой, Светланой Бутусовой предварительно состоялись переговоры с тувинскими шаманами о передаче «Бубна мира» в Хакасию. Затем делегация в составе Галины Костяковой, Валерия Чебочакова, Риана Насибулина, Галины Чебочаковой, Ларисы Асочаковой, Юлии Тинниковой ездили в Кызыл за «Бубном мира».

Акция «Бубен мира» в Хакасии проходила с 9 по 15 августа 2009 г. Центром хакасского шаманизма во главе с Г. Костяковой (см.: Тугужекова, 2010: 125-129; «Бубен мира»…, 2010: 265-271).

За короткое время, что бубен находился в Хакасии, члены местной организации «Центр хакасского шаманизма» провели обряды в Абакане и наиболее проблемных (в социальном плане) населенных пунктах пяти районов республики. Шаманы провели огромную работу - в день им приходилось проводить по 3–4 обряда. В некоторых селах хакасским шаманам помогали и гости из Тувы. По словам тувинского шамана Виктора Нурсата, во время камлания с Бубном мира в населенном пункте происходило очищение от всего негатива: пьянства, неурожая, падежа скота и т.д.

Современная обрядовая практика несколько отличается от традиционной, она становится более зрелищной и красочной. Но их главная цель состоит в осознании того, что человек - часть Природы, осознании животворной силы Природы, живого начала в Природе. Значит необходимо научиться жить в гармонии с Природой и дать шанс человечеству выжить и преодолеть экологический кризис.

Список литературы:

Абаев, Н. В., Аюпов, Н. Г. (2009) Тэнгрианская цивилизация в духовно-культурном и геополитическом пространстве Центральной Азии. Абакан.

Абаев, Н. В., Герасимова, К. М., Железнов, А. И., Коновалов, П. Б. и др. (1992) Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск.

Абаев, Н. В., Опей-оол, У. П. (2009) Тэнгрианство, буддизм и экологические культуры в Центральной Азии и Транс-Саянии. Кызыл.

Пояснительная записка

Программа «Праздники, традиции и ремёсла хакасского народа» составлена на основе примерной программы курса «Родной край - Хакасия» (начальная школа), являющегося составной частью национально – регионального компонента государственного образовательного стандарта Республики Хакасия Программа рассчитана на 102 часа в 3- 4 классах.

Цели программы:

 Воспитание уважения и любви к своему родному краю, родной культуре, Отечеству, начиная с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе;

 Возрождение культурных традиций семьи;

 Воспитание культуры общения.

Задачи программы:

 Осваивать знания о культуре родного края;

 Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;

 Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.

Программа построена на интегративной основе и представляет собой совокупное изучение истории хакасской культуры (прикладного, музыкального, изобразительного искусств, литературы, истории, традиции, природы и окружающего мира) Содержание программы предусматривает накопление и систематизацию знаний об истории культуры Хакасии.

Тематическое построение курса имеет характерные особенности. Основная мысль воплощается в теме, единой для всех направлений – культура родного края, способствующей приобщению подрастающего ребѐнка к культурным, историческим и природным корням, отражающим многовековой опыт хакасским народом окружающей природы. Это придаѐт целостность, согласованность восприятия детьми культуры родного края. Тематическое содержание построено на принципах: календарно – временной зависимости, природосообразности и тождества-контраста (сходства и различия)

Формы организации деятельности :

 Чтение и инсценирование сказок;

 Изобразительная деятельность;

 Аппликация, конструирование, лепка.

 Занимательные и творческие задания;

 Игры, конкурсы, викторины;

 Составление и защита проектов;

 Экскурсии.

Ожидаемые результаты :

В результате прохождения программы, обучающиеся

должны знать :

Основные русские календарные праздники и уметь рассказывать о них;

Особенности традиционных календарных праздников;

Основные жанры фольклора, в том числе детского;

Основные игрушечные промыслы России;

Основные термины: устное народное творчество, сказка, потешка, пословица, поговорка, скороговорка, колыбельная, считалка, загадка, народные игры, народные праздники, обряды, традиции, народный костюм, этнография, декоративно-прикладное искусство, народные ремесла, народная символика

уметь :

- играть в народные игры;

Делать простые игрушки из глины;

Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.

Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Проверка результатов осуществляется во время занятий посредством:

Наблюдения педагога за практической работой обучающихся;

Опросов по изучаемым темам;

Оценки качества самостоятельно изготовленных и раскрашенных глиняных игрушек;

Фиксации частоты участия в празднично-игровых мероприятиях

Методы обучения , используемые при реализации программы:

Словесные – рассказ, объяснение нового материала;

Наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстрированного материала, просмотр и прослушивание записей фольклора;

Практические – апробирование новых игр, изготовление и раскраска игрушек, оформление стенгазеты или доклада.

На занятиях сочетаются два вида деятельности: игровая и учебная.

Начало занятия включает знакомство с теоретическим материалом.

Затем следует практическая часть занятия: освоение правил новой игры, изготовление игрушек, написание заметок, оформление стенгазеты.

Такой прием, как беседа, помогает установлению доверительных отношений между педагогом и обучающимися, позволяет расширить кругозор и пополнить знания.

Учебно – тематический план:

3-4 класс (102ч) Здравствуй, школа(1ч.)

Времена года(2ч.)

Открываем в сказку дверь(5ч.)

Хакасские народные игры(1ч.)

Хакасское прикладное искусство(3ч.)

История семьи(2ч.)

Традиции общения(3ч.)

Писатели и поэты Хакасии(2ч.)

Достопримечательности местности(2ч.)

Топонимика местности (1ч.)

Художники Хакасии(1ч.)

Композиторы Хакасии(1ч.)

Календарные обрядовые праздники(2ч.)

Посещение театров, музеев (8ч.)

Родословная(3ч.)

В мире сказок(3ч.)

Народный этикет(2ч.)

Природа Хакасии(4ч.)

Республика Хакасия(8ч.)

Декоративно – прикладное творчество(5ч.)

Творчество народов Хакасии(3ч.)

Посещение музеев и театров(6ч.)

Республика Хакасия(12ч.)

Природа Хакасии(8ч.) Культура Хакасии(6ч.)

Посещение музеев и театров(8ч.)

Календарно – тематический план

3-4 класс

Тема

Форма

Дата

план

факт

Хакасия, край мой (название республики, коренной народ, народы, населяющие Хакасию)

Беседа. Презентация.

Времена года (климатические особенности местности)

Творческие задания.

Поэтический образ местности по временам года.

Чтение стихотворений хакасских поэтов.

День осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Чтение и инсценирование

Открываем в сказку дверь Виды хакасских сказок.

Ролевая игра. Изодеятельность.

Короткие рассказы о животных – кип-чохи.

Чтение и инсценирование

Героические сказания и легенды.

Чтение, изодеятельность.

Сказки народов, населяющих Хакасию.

Чтение и инсценирование.

22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

Хакасские народные игры.

Ролевая игра.

Хакасское прикладное искусство.

Беседа, презентация.

Хакасские национальные орнаменты

Изодеятельность.

Элементы одежды, вышивка.

Аппликация.

Выставочный зал «Чылтыс»

История твоей семьи. Семейные традиции.

Беседа. Творческие задания.

Традиционная хакасская семья. Октябрь - ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.

Ролевая игра.

Традиции общения у хакасов (приветствие, прощание, отношение к старшим)

Беседа, творческие задания.

Традиции общения у хакасов.

Ролевая игра.

Традиции почитания духов, отношение к природе.

Беседа, изодеятельность.

Национальные виды спорта.

Писатели и поэты Хакасии.

Чтение, игра.

Детские писатели и поэты Хакасии.

Викторина.

Достопримечательности местности (сѐла и районные центры)

Беседа, творческие задания.

Города Хакасии (Абаза, Сорск, Черногорск, Саяногорск)

Беседа, презентация.

Природа Хакасии (особенности рельефа местности)

Практическая работа.

Заповедники Хакасии.

Беседа, презентация.

Экскурсия на природу.

Художники о Хакасии.

Беседа. Презентация.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Беседа, слушание произведений.

Хакасская филармонии.

Подвиг жителей Хакасии во время Великой Отечественной войны.

Беседа, презентация.

Мемориалы и памятники.

Обобщающее занятие: «Родная земля -Хакасия».

Праздник.

Корни родового древа. Память об уважаемых людях рода

Практическая работа.

Составление своей родословной.

Практическая работа.

Хакасские народные сказки.

Чтение, инсценирование.

Сказки народов Хакасии.

Чтение. Игра.

Сказки соседних народов.

Викторина.

Уважительное отношение к природе, к Родине (Пословицы и поговорки)

Беседа.Творческие задания.

Культ коня у древних хакасов.

Беседа. Изодеятельность.

Историческое прошлое Хакасии.

Экскурсия в музей.

Образование республики Хакасия. Глава республики. 3 июля – День Республики Хакасия Праздник

Проблемная беседа.

Символика республики Хакасия. Государственные праздники.

22 декабря – день зимнего солнцестояния (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния) Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы.

Беседа. Изодеятельность.

Население республики.

Многонациональная столица.

Презентация.

Люди земли хакасской (Н.Ф.Катанов)

Культурные и исторические памятники Хакасии.

Наука и образование в современной Хакасии.

Проблемная беседа.

Беседа. Изодеятельность.

Предметы быта древних хакасов.

Элементы быта, связанные с культом огня, коня.

Аппликация, изодеятельность.

Национальная одежда.

Беседа. Презентация

Национальные блюда.

Беседа. Творческие задания.

Музыкальное искусство (национальные инструменты)

Беседа. Творческие задания.

Чатхан. Хомыс (тимыр хомыс)

Поэты и писатели Хакасии.

Чтение произведений.

Художники Хакасии.

Беседа. Изодеятельность.

Картины художников Хакасии

Композиторы Хакасии.

Хакасская музыка.

Аудирование

Исполнители, тахпахчи.

Сочинение тахпахчи.

Творческая работа

Театры Хакасии. Известные актѐры.

Беседа. Презентация.

Закулисный мир театра.

Посещение спектакля театра «Сказка»

Итоговое занятие: «Люблю тебя, мой край родной»

Праздник

Карта Республики Хакасия

Географическое положение

Рельеф местности.

Беседа. Изодеятельность.

Климатические особенности.

Проблемная беседа.

Полезные ископаемые.

Изодеятельность.

Районы и районные центры.

Беседа. Изодеятельность.

Национальный состав.

Беседа. Творческие задания.

Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Разрешение проблемных ситуаций.

Известные предприятия Хакасии.

Беседа, творческие задания.

Археологические памятники.

22 марта (день весеннего равноденствия) Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.

Презентация. Беседа.

Археологические памятники.

Презентация. Беседа.

Каменные изваяния – исторические памятники.

Беседа. Изодеятельность.

Культура, наука, образование в Хакасии.

Групповая работа.

Учебные заведения Республики Хакасия

Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.

Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.

Защита проектов.

Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, - Праздник Священной Березы.

Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).

Проблемная беседа.

СШ ГЭС. Прошлое и настоящее

Растительный мир.

Беседа. Изодеятельность.

Животный мир.

Практическая работа.

Красная книга Хакасии.

2) 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.

Защита проектов.

Экологические проекты в Хакасии.

Проблемная беседа.

Известные учѐные и общественные деятели.

Известные художники и композиторы.

Защита проектов

Известные спортсмены.

Презентация.

Поэты и музыканты.

Групповая работа.

Декоративно – прикладное творчество.

Беседа. Изодеятельность.

Резьба по дереву. Чеканка.

Презентация. Беседа.

Вышивка. Украшения.

Работа с тканью.

Национальные орнаменты в хакасском костюме.

Аппликация.

Апрель - май (в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.

Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.

Итоговое занятие: «Тун-Айран»

Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока

Праздник поклонения Солнцу.

Праздник

Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От тайыг – Праздник поклонения Огню.

Литература:

1.Альбом писателей и художников(сост.А.С.Кызласов,В.Н.Тугужекова. – Абакан,1997) 2.Альбом рисунков хакасских национальных узоров. – Абакан, 2004

3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан,1995

4. Бутанаев В.Я. Хакасы(этнографический очерк) – Абакан,1995

5. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан,1996

6. Бутанаев В.Я., Верник А.А., Ултургашев А.А.Народные праздники Хакасии. – Абакан,1999

7. Кильчичаков А. Животный мир Хакасии. – Абакан,1995

8. Кызласов Л.Р. Древняя и средневековая история Южной Сибири. – Абакан,1991

9. Кызласов Л.Р.,Леонтьев Н.В. Народные рисунки хакасов.- М.1980

10. Кызласов Л.Р., Король Г.Г. Декоративное искусство средневековых хакасов как исторический источник. – М.1990

11. Лагунова Е.Г. Флора и растительность Хакасии.- Абакан,2005

13. Патачаков К.М. Люди земли хакасской. – Абакан,1990

14. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов. – Абакан,1982

15. Прокофьев С.М. Природа Хакасии. – Абакан,1993

16. Султреков С.Н. Край наш хакасский. – Абакан2001

17. Топоева С.А. Программа «Культура народов Хакасии»

1.1. Понятие «Этнос»

Этнос- это исторический сложившаяся общность людей с единой территорией, языком, культурой, обычаями и традициями.

1.2. Содружество наций республики Хакасия

В республике Хакасия на 1 января 2009 года проживает 537,3 тысяч человек разной национальности. Только зарегистрированных общественных национальных организаций в республике около 30: хакасский совет старейшин, «Алтынай», «Видергебурт», «Грузия», «Ассоциация корейская диаспора», «Наири», «Согдиана» и другие, но цель одна воспитывать подрастающее поколение с сохранением родного языков и культурного наследия предков, воспитание своих детей так, чтобы они уважали прогрессивные национальные обычаи и духовные традиций своих народов, не теряли связи со своей исторической родиной.

1.3. Понятие «хакасы»

Остановимся кратко на коренных жителях республики - хакасах. Хакасов по последней переписи 2002 года насчитывается около 70 тысяч человек. Народ принадлежит к алтайской языковой семье, тюркской группе, но в справочнике Л.А.Никольской отмечается следующее: «Современные хакасы представлены южно-сибирским (качинцы) и урало-алтайским (шорцы, сагайцы, бельтыры, кызыльцы) антропологическими типами смешанной монголоидно-европейской расы. В лингвистической классификации хакасский язык относится к группе тюркских языков». Национальный язык - родное слово - входило в жизнь ребенка с молоком мам, благодаря бабушкам. Старики передают детям любовь к труду, уважение к людям, воспитывают стремление быть честными, гордыми, добропорядочными.

2. Трудовое воспитание в хакасских семьях

2.1. Воспитание маленьких детей

Хакасские многодетные семьи почитались издавна. Взрослые часто говорили «У каждого родившегося человека есть своя доля в этом мире». С особой заботой народ всегда относился к воспитанию подрастающего поколения. «Паланын артых н1ме чогыл» (дороже ребенка ничего нет), «Первое богатство - дети». В хакасских семьях с грудного возраста воспитание шло в строгости, без ругани, окриков, побоев.

2.2. Воспитание личности – достойной смены старшего поколения

Гармоничное сочетание уважение к ребенку с требовательностью к нему. С малых лет ребенок наблюдал за работой взрослых и в непринужденном естественном виде получал трудовые навыки от родителей и старших в семье.

Вспомним русскую пословицу «Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло». Строгое требование старейшин к родителям воспитывающим детей уходит в седую старину истории хакасского народа.

2.3. Древнехакасское государство глазами поэта Низами Гянджеви

Вспомним слова Низами Гянджеви из поэмы «Искандер-наме» о «Стране Хирхиз»:

«…И со старцами царь тихо двинулся в город,
Он увидел нарядные лавки; замков
Не висело на них: знать, обычай таков!

…Не звучат наши речи фальшивым напевом,
Здесь неверность, о царь, отвергается с гневом.
Мы закрыли на ключ криводушия дверь,
Нашей правдою мир одолели. Поверь:
Лжи не скажем вовек. Даже в сумраке дремы
Несправедливые сны нам, о царь, незнакомы…

Если кто-то из нас в недостатке большом
Или малом и если мы знаем о том,
Всем поделимся с ним. Мы считаем законом,
Чтоб никто и ни в чем не знаком был с уроном…

Не научены мы, о великий, злословью. Мы прощаем
Людей, к ним приходим с любовью».

Но тем не менее мы знаем из истории что если родители вырастили вора, то отрубленная голова ребенка до конца жизни висела на шее отца в наказание за упущение воспитания.

В семьях хакасов для воспитания детей соблюдались законы, которые в современности кажутся неприемлемыми: если старшая невеста становилась вдовой после смерти старшего брата следующий брат должен жениться на ней и воспитывать своих племянников и племянниц как собственных детей.

Строго спрашивали за воспитание детей и с опекунов, к воспитанию детей допускали не всех.

2.4. Поклонение природе

Целыми ночами хайджи рассказывал героические сказания под тихий звук чатхана, взрослые через пословицы, например, «Хазан тубунде халбачан» т.е. последним в деле не оставайся, сказками о бедных и богатых, хозяев Тайги, Гор, Воды, и др. в которых отмечалось о бережном отношении к природе:

2.5. Воспитание бережного отношения к природе

Испокон веков наш народ собирал ягоды, кедровые орехи, черемшу, чылчынас, кубурген, и другие пищевые травы.

Но забота о восстановлении собранного растения, отлова птиц, рыб, отстрела диких животных об остающихся животных и птицах хакасы никогда не забывали и всегда оставляли им питание для выживания в снежную суровую зиму.

Хакас – охотник оставит детенышей для потомства. Рыбак отпустит мальков. Выросший на традициях и обычаях хакас с трудом приспосабливается к современным варварским отношениям к природе в тайге пришлыми народами, после которых очень трудно восстанавливается природа.

2.6. Уважение к старшим, забота о младших

Воспитание детей к уважению старшего поколения, каждому человеку и должное отношение к младшим «Улугларга орын пир, к1ч1глерге полыс пир» (старшим место уступай, младшим помощь подавай).

Разумное наставление родителям о возрастных особенностях в воспитании в пословице «Час агасты хураалахха эг, олганны тузында угрет» («Ветки молодыми гнут, а детей воспитывают пока растут».

«Ат полары – хулуннан, к1з1 полары – к1ч1гден» - пословица говорит как нелегко воспитать хорошую лошадь и хорошего человека.

2.7. Воспитание трудолюбия и нравственности у ребенка

С уважением к старшим прививается трудолюбие и нравственные качества характера ребенка:

  • со стола убрать посуду во время, на ночь не оставлять, нечистая сила ест, пьет после нас, а утром опять мы едим из этой посуды (мамы прививали дочери навыки соблюдения чистоты и порядка будущей хозяйке);
  • с закатом солнца нельзя было стучать, шуметь, укладывать ребенка спать, если спит то клали полотенце поперек ребенка в защиту от злых духов, которые выходили в это время (отцы прививали сыну основы к концу рабочего времени доделать всю основную работу, т.е. рационально использовать свой рабочий день, соблюдение режима отдыха всей семьи, т.к. ребенок выспится и долго не сможет уснуть вечером);
  • по столу нельзя бить ни дома, ни в гостях (неуважение к семье, к приему гостя, считалось стол кормит всю семью поэтому нельзя относится плохо, может стать что на столе нечего будет кушать);
  • воду в емкостях обязательно надо закрыть, считалось плохое что-то попадет в воду и можно заболеть (приучали к аккуратности и порядку в труде);
  • утром кровать надо заправить или прикрыть чтобы место на котором ты спал был закрыт, по поверью плохой дух спать уложится на твое место (мама приучала дочь к порядку в доме с утра);
  • плохое нельзя говорить о другом через некоторое время оно обернется к тебе или к самым слабозащищенным родственникам часто к детям (родители воспитывали умение выслушать и понять других, терпимость);
  • волосы и ногти нельзя стричь вечером или ночью, считалось душа в это время находится в этих местах, если со стрижешь то душу вместе. (мамы дочерей приучали до заката солнца приводить в порядок внешний вид)
  • на хакасском говорится, что бить нельзя скотину, которая не может говорить «т1л чох малды сохпачан» (воспитание терпимости к домашним животным при уходе за ними).

Наставляя детей таким образом, старейшины и родители не забывали им говорить:

  • «Родители дали тебе жизнь, волю воспитай сам»,
  • «Не учись нежностям, учись трудностям»,
  • «Взялся за дело, делай хорошо»,
  • «Захочешь знать о себе – спроси мнение других людей».

Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям. Вот почему нам дороги заповеди воспитания, пришедшие к нам от дальних предков. Уважительное отношение к своему роду, родовому древу, из поколения в поколение из уст в уста передавались легенды и предания о происхождении своего рода, о лучших людях рода. Имя ребенку давали из самых достойных из рода, напоминали что он носит легендарное имя и это вносило воспитательное значение.

Воспитание уважения к старшим «Старших почитай – годы твои будут долги. Младших почитай – дни твои будут светлы».

По обычаям после смерти родителя сколько детей столько лет ходят на могилки дети.

Женщина когда родит ребенка пуповину обрезали на мягком для того чтобы была душа ребенка мягкая, а на камне было бы сердце каменное.

2.8. Взаимопомощь в обычаях и традициях хакасов

Мне хотелось бы остановиться на взаимопомощи хакасов друг другу даже по стихам Низами видно, что хакасы пережив трудное историческое время смогли выжить из-за того что они сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве юрт и др.

Разведение скота – основное историческое занятие хакасов.

Из истории мы знаем что тысячные стада коров и лошадей паслись на седых степях нашей земли испокон веков, когда случалось что из-за кормов животные слабели по хакасскому обычаю каждый походивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма –«код1рткен мал».

В день убоя скота на угощение приглашались все соседи. В первом казане варились самые лучшие куски мяса, называемые «урсун». Большим грехом считалось перерезать горло и убить ударом обуха топора в лоб, лошадей забивали ударом ножа в затылок, под первый шейный позвонок «чулумнеп».

Поговорка «У вырастившего скот сыт желудок, у вырастившего детей сыта душа». Уход за скотом осуществлялся всей семьей от мала до стариков. Часто на свадьбах были пожелания «Чтобы в доме было много детей, а в стайке много скота».

Горе никогда никто не ждет. В хакасских обычаях при похоронах, поминках оказание помощи во всем: деньгами, продуктами, спиртным сильно помогает семье справиться с обрядами похорон и проведения поминок.

Замечательная традиция хакасской семьи является приобщение детей к посильному труду с раннего возраста. Роль кормильца воспитывается у мужчины, хранительницы домашнего очага у женщин. Нравственность в выборе невесты или жениха просматривалось в советах взрослых: нельзя было брать невесту (жениха) из рода до 12 колена которого были суициды (суицид имеет особенности повторяться через некоторое время), запрещалось брать невест (женихов) из местностей, которые славились нехорошими качествами: непорядочностью, ленью, неверностью, завистью, воровством.

Согласно хакасским обычаям браки не заключали между представителями одного сеока. Два брата не женились на двух родных сестрах, младший брат не женился раньше старшего. Каждый род старался брать из порядочного рода невесту. Сейчас ассимилированные народы Хакасии переплелись своими нормами поведения, необходимо сохранить то что было, то что отшлифовано временем.

Сегодня как никогда мы обращаемся к источнику коллективного разума хакасского народа. Столько трудностей в воспитании подрастающего поколения, стоит вопрос как воспитать человека человеком при таком обширном натиске негативной информации, мы вновь обращаемся к народной педагогике – накопленному сгустку разума и знаний.

Сильным воспитательным фактором в семье хакасов всегда считался пример старших: «Чему научатся в гнезде, то и делают в полете».

3. Заключение

3.1. Хакасская семья и современность

Молодое поколение мам и пап, приводя детей в школу сразу отказываются от изучения ребенком родного языка, негатив к своему языку влечет невольное отчуждение ребенка и от воспитания которое использовалось веками нашими предками.

Интеграция в сфере современной национальной культуры состоит из трех составных: традиционной, современной, взаимодействия традиционной и современной культур. Какими воспитаем наших детей? Без традиционного фундамента, без «корней своего народа»? Обратимся к словам Г.Н.Волкова: «Национальная традиция воспитания практически является главным условием и национального возрождения, и возрождения любых национальных традиций…Нужно припасть к своим корням, а корни наши переплетены, и эти корни – опора и надежда наша, а может быть, и спасение…Без национальных корней, без этнической духовности – пустота, вакуум, пустыня в душе.»

Задачу вырастить детей умными, смелыми, трудолюбивыми жизнь ставит не только перед нами, перед нашими отцами, дедами. Века и тысячелетия решалась эта задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чем стоит человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо хакасов.

Народная педагогика - это наши истоки, это стремление использовать для воспитания жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками, легендами, пословицами.

Идея совершенного человека является особенно ценной в народной педагогике. В ней заключаются и цель, и конечные задачи воспитания и самовоспитания человека.

В хакасских семьях особое внимание обращают на тон по отношению к детям: он сдержан и уважителен. Они не кричат на детей, не одергивают их грубо, если что-то сделано не так, их объяснения просты и доступны. Старшие дети в семье рассудительны, немногословны, хорошие примеры для подражания. Семья имеет воздействие на человека на протяжении всей жизни. От семьи исходит нравственная атмосфера, которой регулируется общение, поведение, отношения членов семьи. Моральная ценность семьи складывается из этических традиционных ценностей. Особую роль играют родители в развитии взаимного уважения и положительного отношения детей к образованию. Н.Ф.Катанов говорил: «Начинайте изучать свой край со своего гнезда…».

Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
  2. Никольская Л.А.Хакасия.Абакан.1968.
  3. Волков В.Г. Этнопедагогика Москва 1978.
  4. Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность. Абакан 2008.
  5. Информаторы: Кокова М.Ф. с.Аскиз 2008.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Выполнила мастер производственного обучения: Семейкина Ольга Владимировна. Республика Хакасия. Традиции и обычаи её народа. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 15»

2 слайд

Описание слайда:

Географическое расположение. . Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Население республики. Хакасы - современное коренное население Минусинской котловины и предгорий Саян, обитающие на территории Республики Хакасия в составе Российской Федерации. Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, поэтому хакасы называли себя "трёхстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Хакасский национальный костюм Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским - платье. Рубаха была с поликами на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего

7 слайд

Описание слайда:

Жилище хакасов Жилищем служила юрта. До середины IX в. бытовала переносная круглая каркасная юрта, летом покрытая берестой, а зимой войлоком. В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник, на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

8 слайд

Описание слайда:

Хакасские календарные праздники ЧЫЛ ПАЗЫ - праздник начала года; ТААН-ТОЙ - праздник прилета первых весенних птиц ― галок; УРЕН ХУРТЫ - праздник земледельцев; ТУН-ПАЙРАМ - праздник первого айрана; УРТУН-ТОЙ - праздник урожая; АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ - праздник последнего айрана.

9 слайд

Описание слайда:

Главный праздник хакасов Каждый год в конце мая - начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун пайрам». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений - аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня - ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам. .

10 слайд

Описание слайда:

Тун пайрам - праздник первого айрана Первый айран считался лекарственным напитком. Вся приготовленная первая молочная пища должна была быть съеденной во время праздника. Обряд: Старец мыл ритуального коня молоком. Привязывал к нему ленточки и отпускал на волю. Затем брызгал айран на огонь, березку и коновязь и желал чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье.

11 слайд

Описание слайда:

Чыл пазы - хакасский новый год Название праздника «Чыл пазы» означает «начало года». Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Во время праздника « Чыл пазы» жители аала ходили друг к другу в гости. Обряд: завязывание и сжигание ленточек (чалама) на счастье и на удачу

12 слайд

Описание слайда:

Урен хурты - праздник земледельцев Основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не губил зерно. Обряд: Почетный старец брызгал засеянные поля вином и читал молитву. После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».

13 слайд

Описание слайда:

Айран Солындызы – праздник последнего айрана Его отмечали после перекочевки на зимник. Это было 1 октября. Для праздника готовили араку из последнего айрана. Рано утром собирались сначала у самого уважаемого человека, затем целый день гуляли, переходя из юрты в юрту. Айран Солындызы посвящался проводам “умирающей природы

14 слайд

Описание слайда:

Шаманизм хакасов. Шаманизм в целом можно назвать особой религиозной системой взаимодействия с силами природы. Шаман считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества они проводили обряды, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир. Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи выбирали себе хозяина. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы. Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения. Обычно обучение занимало три месяца, после чего должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен с колотушкой,онгон и шаманский костюм.