Логопедическое представление для пмпк при онр iv уровня. Характеристика уровней общего недоразвития речи у детей: симпотмы и коррекция ОНР 4 уровень речевого развития детей

«Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте ». (Логопедия. \ под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.\).

ОНР, или общее недоразвитие речи, - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.… Такую картину дает практически любое речевое нарушение (особенно если не заниматься речью до 5 лет). То есть, клинически в основе речевого нарушения может быть диагноз: , нарушение слуха, снижение интеллекта, а внешне проявляться как общее недоразвитие речи.

Поэтому, когда логопед говорит «ОНР такого-то уровня», это означает, что вашего ребенка примут в логогруппу, где на общих основаниях будут корректировать симптомы (проявления) нарушения речи. В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, чем (каким клиническим диагнозом) обусловлено речевое недоразвитие. Например, «ОНР-1 ур. (моторная алалия)» или «ОНР-2 ур (обусловлено дизартрией)». Это нужно для того, чтобы знать, какие коррекционные методики применять в каждом конкретном случае.

Как верно заметила на форуме ст.преподаватель кафедры дошкольной дефектологии МПГУ, зам.декана дефектологического факультета М Лынская:

НПОЗ - это что? Коллеги, отвечу, как человек, ведущий подготовку специалистов в вузе. Я всегда говорю студентам, что мы имеем право писать только то, что подтверждено исследованиями и есть в официальной рекомендованной стандартами литературе. НПОЗ нет. ОНР и дислалия -это просто безграмотность, если только специалист имел в виду механическую, желая подчеркнуть анатомический дефект, но тогда и должен так писать. Так же как абсолютно безграмотно ОНР при ЗПР, при нарушениях слуха, при синдроме Дауна. Думаю, пишущие такое заключение логопеды, не то что Левину, но и учебник по логопедии читали плохо, и не потрудились ознакомиться с определением ОНР...
Я бы добавила, что ОНР при РДА это тоже не ОНР, просто во время Левиной, РДА еще был в шизофрении, поэтому она его и не выделила...
И вообще, если логопед пишет просто ОНР, без дальнейшей расшифровки клинического заключения (имею в виду, дизартрию, алалию и т.п.), то это все равно, что невролог больному с инсультом напишет: головная боль в диагнозе. ведь, совершенно не ясен путь коррекции, если просто ОНР. А по сути логопед пишет ОНР точка, следовательно не знает что писать через запятую?

Дети с ОНР 1,2,3 уровня должны поступать в детские сады или школы (в зависимости от возраста) для детей с .

Дети с ОНР 3 и 4 уровня должны поступать в логопедические группы ОНР в обычном детском саду.

Дети с ОНР, обусловленным заиканием должны поступать либо в детский сад с ТНР (2-ое отделение) либо в логогруппу заикания.

Дети с ФФН должны поступать в логогруппу ФФН в обычном детском саду.

Дети с задержкой речевого развития (ЗРР) должны идти в массовый детский сад и посещать занятия с логопедом на логопункте (при поликлинике или д\с), так как при ЗРР речевое развитие идет правильно, но замедленно (в отличие от ОНР, которое представляет собой искаженное патологическое речевое развитие), и в обычном детском саду ребенок сможет догнать возрастную речевую норму быстрее, чем в группе ОНР.

В последнее время в связи с нехваткой мест в садах с ТНР появилось большое количество логогрупп комбинированного (смешанного) типа, куда попадают дети с алалией, дизартрией, ФФН, заиканием, аутизмом, с разным уровнем ОНР. А так как коррекционная работа при данных нарушениях речи строится по своим специальным программам и методикам, совместная групповая работа в таких группах малоэффективна. Поэтому часто можно услышать от родителей детей, попавших в такие группы: «мы с чем пришли, с тем и ушли». А логопеду, который смог в таких условиях добиться хоть каких-то результатов, можно ставить памятник.

В последнее время в связи с нехваткой мест в садах с ТНР появилось большое количество логогрупп комбинированного (смешанного) типа, куда попадают дети с алалией, дизартрией, ФФН, заиканием, аутизмом с разным уровнем ОНР. А так как коррекционная работа при данных нарушениях речи строится по своим специальным программам и методикам, совместная групповая работа в таких группах малоэффективна. Поэтому часто можно услышать от родителей детей, попавших в такие группы: «мы с чем пришли, с тем и ушли». А логопеду, который смог в таких условиях добиться хоть каких-то результатов, можно ставить памятник.

Периодизация ОНР.

Каждый уровень ОНР характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяетсяпоявлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания.

Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии, реже – при ринолалии и заикании.

Первый уровень речевого развития .

Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценивать как однословные предложения.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Название действий заменяется названием предметов (открывать – «дверь») и наоборот – названия предметов заменяются названиями действий (кровать – «спать»). Характерна многозначность употребляемых слов. Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.

Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» слово имеет многообразную соотнесённость и вне конкретной ситуации понято быть не может.

Пассивный словарь детей шире активного. Однако имеется ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующиепризнаки, дети не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значение предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение.

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных – согласных, ротовых и носовых. Некоторых взрывных – фрикативных. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

Задача выделения отдельных звуков для ребенка с лепетной речью в мотивационном и познавательном отношении непонятна и невыполнима.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития .

Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использованияпостоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий. Отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря. Словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

Смешение падежных форм («едет машину»)

Нередкое употребление существительных в именительном падеже, а глаголов – в инфинитиве или форме 3-го лица единственного или множественного числа настоящего времени

В употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» - два карандаша)

Отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» - книга лежит на столе); возможна и замена предлога («гиб лятёт на делевим» -гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от 1 уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение.

Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.

Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Усвоение грамматических закономерностей в большей степени относится к тем словам, которые рано вошли в активную речь детей.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Типичными остаются и затрудненияв усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» - ромашки, «кукика» - клубника). Многосложные слова редуцируются.

У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития .

Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук Сь, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук С («сяпоги»), Ш («сюба» - шуба), Ц («сяпля» - цапля), Ч («сяйник» - чайник), Щ («сётка» - щётка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4-хсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика -«Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создаваябольшие трудности в овладении письмом, чтением и учебным материалом.

(Логопедия. \ под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.\).

Четвертый уровень недоразвития речи

К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях – пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще – перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус ), растений (кактус, вьюн ), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь ), частей тела (подбородок, веки, ступня ). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка , деревья – елочки , лес – березки ).

При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал . Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный ; смелый мальчик – быстрый ; дедушка старый – взрослый ).

Стойкими остаются ошибки при употреблении:

1. уменьшительно-ласкательных существительных

2. существительных с суффиксами единичности

3. прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк’овый - клюквенный; с’осный – сосновый);

4. прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый);

5. притяжательных прилагательных (волкин – волчий; лисовый – лисий).

На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет и т.д.), отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (вместо книголюб – книжник ; ледокол – легопад, леготник, далекол ; пчеловод – пчелы, пчельник, пчеловик ; сталевар – сталь, столица ).

Можно полагать, что указанные проявления объясняются тем, что в силу ограниченности речевой практики дети даже в пассивном плане не имеют возможности усваивать перечисленные категории.

К этому следует добавить, что обнаружить указанные пробелы в усвоении словарного запаса удалось лишь при скрупулезном обследовании с использованием обширного лексического материала. Как показало изучение практического опыта диагностики недоразвития речи, логопеды, как правило, ограничиваются предъявлением лишь 5-6 слов, из которых многие являются часто употребляемыми и хорошо знакомыми детям. Это приводит к ошибочным заключениям.

При оценке сформированности лексических средств языка устанавливается, как дети выражают «системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп». Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, не бег ; жадность – не жадность, вежливость ; вежливость – злой, доброта, не вежливость .

Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов..

С дифференциацией глаголов, включающих приставки “ото”, “вы”, также справляются не все дети: чаще подбираются слова, близкие к синонимам (пригнуть – загнуть ; впустить – запустить ; вкатить – закатить ; отнимать – забирать ).

Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением. Например, “румяный, как яблоко” трактуется ребенком как “много съел яблок”; “столкнуться нос к носу” – “ударились носами”; “горячее сердце” – “обжечься можно”;

Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков, лисов, собаков ); в использовании некоторых предлогов (выглянул из двери – “выглянул из-за двери”; упал из стола – “упал со стола”; мяч лежит около стола и стула – вместо “между столом и стулом”). Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода.

Недостаточная сформированность лексико0грамматических форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.

Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.

У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.

При ч е т в е р т о м уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.

Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными:

1) пропуски союзов (мама предупредила, я не ходил далеко – “чтобы я не ходил далеко”);

2) замена союзов (я побежал, куда сидел щенок – «где сидел щенок»);

3) инверсия (наконец, все увидели долго искали которого котенка – «увидели котенка, которого долго искали»).

Следующей отличительной особенностью детей ч е т в е р т о г о у р о в н я является своеобразие их связной речи.

1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у

детей дошкольного возраста. – М., 1999. – С. 87-98.

Проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при общем недоразвитии речи.

Диагноз «общее недоразвитие речи» или ОНР врачи ставят при нарушениях формирования речи у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Логопеды корректируют ОНР развивая у детей понимание речи, словарный запас, грамматические навыки и правильное звукопроизношение.

Причины недоразвития речи

Под причинами речевых расстройств понимают воздействие внутренних и внешних вредоносных факторов или их комплекса на организм, обуславливающее специфику речевого нарушения.

Внутренние факторы. Вредоносные воздействия во время внутриутробного развития:

  • Здоровье матери. Перенесенные во время беременности заболевания, аллергии, переливание крови, токсикозы, несовместимость плода и матери по крови, курение и употребление алкоголя во время беременности, возраст матери - как совсем юный, так и зрелый, лечение бесплодия, аборты, осложненные роды, стрессы в семье и на работе и др.) и других членов семьи (отягощенная наследственность: диабет, пороки развития, генетические и психические заболевания и др.;
  • Гипоксия. Недостаточное снабжение кислородом. При плацентарной недостаточности и во время родов, у плода нарушается созревание структур головного мозга.
  • Родовая травма. Непосредственные механические воздействия на плод во время родов, обуславливающие местные повреждения плода, нарушения функций головного мозга.

Внешние факторы. Непосредственные условия, в которых растет и развивается ребенок:

  • общая физическая слабость организма (астения, рахит, нарушения обмена веществ, заболевания внутренних органов, заболевания центральной нервной системы (ЦНС), а также тяжелое течение любых заболеваний, в том числе простудных, и осложнения после них);
  • неблагоприятные условия воспитания (отсутствие эмоционально-положительной обстановки, испуг, психотравмирующая ситуация в семье, длительная разлука с близкими, любые нервно-психические заболевания и травмы);
  • нарушения речи окружающих взрослых (речь детей развивается по подражанию: заикание, нарушенный темп речи, нечеткое произношение, в том числе утрированно детская речь - «сюсюканье» могут усваиваться ребёнком);
  • отсутствие речевого общения с ребенком до года (когда с ребенком не разговаривают, объясняя это тем, например, что он не понимает).

Первичное логопедическое обследование

Опишем как проходит первичное обследование ОНР. Сначала логопед знакомится с записями детского невролога и педиатра. Выясняет особенности протекания раннего речевого развития.

Затем диагностирует устную речь и уточняется степень сформированности языковой системы. Изучает состояние связной речи: составление рассказа по картинке, пересказ.

Исследует правильность словообразования, согласования частей речи и построения предложения. Определяет запас слов и умение детей правильно называть предметы или явления.

Изучает звуковую сторону речи: строение и моторику речевого аппарата, звукопроизношение, слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Определяет способности к фонематическому восприятию, звуковому анализу и синтезу. Проводит диагностику слухоречевой памяти и других психических процессов.

Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики

Результат обследования - логопедическое заключение. Оно отражает уровень речевого развития и клиническую форму речевого нарушения.

Например: ОНР 2 уровня у ребенка с моторной формой алалии.

В диагнозе после «ОНР» обязательно должно быть указано, каким клиническим диагнозом обусловлено речевое недоразвитие. Заключение помогает определить подходящие коррекционные методики.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа зависит от уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности и неречевых процессов: внимания, памяти и мышления.

При ОНР 1 уровня обращают внимание на грамматическую сторону речи, но не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания.

При ОНР 2 уровня развивают речевую активность и понимание речи, лексико-грамматические средства языка, фразовую речь и уточнение звукопроизношения и вызывания отсутствующих звуков.

При ОНР 3 уровня развивают связную речь, совершенствуют лексико-грамматическую сторону речи. Закрепляют правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие. На этом этапе уделяют внимание подготовке к усвоению грамоты.

При ОНР 4 уровня детей обучают до достижения возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого совершенствуют произношение, лексику и грамматику, развернутую фразовую речь. Развивают первичные навыки чтения и письма.

В школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями учатся при тяжелых формах ОНР 1-2 уровня. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при обычной школе. С ОНР 4 уровня - в обычных классах.

Последствия

Глубокие недостатки развития устной речи неизбежно приводят к нарушению письменной речи в виде дисграфии и дислексии.

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченным ОНР.

Частые вопросы перед обращением

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

По статистике, на долю общего недоразвития речи (ОНР) приходится 40% от всех дисфункций речевой деятельности. Чаще диагноз ставят детям, начавшим говорить с опозданием, – от 2-х до 3-х лет. 4 уровень ОНР характеризуется незначительными лексическими ошибками, неправильной морфологией и синтаксисом предложений. Родители могут даже не обратить внимание на пробелы в функции языкового аппарата.

При обнаружении патологии логопедом в детском саду ребенку рекомендовано исправление недоразвития речи. Задача специалиста заключается в коррекции патологического отклонения в частных и домашних условиях. Своевременная диагностика и лечение предотвращают появление комплексов и трудностей в общении с другими детьми. Общий прогноз нарушения речевой функции 4 степени положительный.

Описание

На устранении дисфункций речевого аппарата, а также предупреждении их развития специализируется логопедия. ОНР 4 уровня диагностируют на основании недостаточного словарного запаса, сложностей с подбором антонимов. Ребенок не умеет склонять по падежам словосочетания для связывания их по смыслу. Особенно, это касается родительного и винительного. Но если предложить выбрать из двух вариантов, он сделает это правильно.

Подробно описала 4 уровень речевого развития профессор Филичева Т.Б., защитившая докторскую диссертацию по педагогике. Характеристика 4 уровня ОНР выглядит следующим образом:

  • речь нечеткая, у ребенка возникают трудности с произношением Л, Щ, Р, Ц, С; он сознательно пропускает их или слоги с ними, чтобы облегчить себе задачу (например, молоток – моток);
  • также отмечается произвольная перестановка слогов (велосипедист − весилопедист, динозавр − дизинавр);
  • неумение правильно использовать прилагательные для характеристики признаков (толстый − худой, добрый − злой);
  • добавление ненужных звуков (пояс – пояст, груша – игруша);
  • особое затруднение при проговаривании суффиксов (собачий − собаковый);
  • нарушение грамматики при составлении предложений (ходили за хлебам в магазины).

Также малышу сложно согласовывать между собой существительные с числительными. Пересказывая текст, он путает главные события со второстепенными. Неумение использовать сложные предлоги и конструкции речи приводит к образованию большого количества повторов. Описание по картинке тоже осуществляется с нарушением логической последовательности.

Общее впечатление при общении с детьми ОНР 4 уровня заключается в том, что говорят они медленно и бессвязно, как бы нехотя и кратко. Их неумение использовать антонимы и характеризовать предметы по признакам может выглядеть так, что они не понимают разницы между понятиями овальный и круглый, мяч и клубок и т. д. Также они не воспринимают дифференциацию на мужской и женский род. Сложнее всего даются прилагательные и существительные с уменьшительными суффиксами.

Этиология и патогенез

Причины, способствующие развитию отклонения, подразделяются на биологические, социальные и смешанного характера. Повреждение участка коры может произойти до и после родов. К факторам риска относятся:

  • инфекционные заболевания во время беременности;
  • токсикоз;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • кислородное голодание;
  • желтушка новорожденных.

Также к нарушениям речевого развития могут привести травмы головного мозга, эпилепсия и энцефалопатия. Относительным образом может повлиять и генетическая наследственность. В зависимости от причин развития заболевание может характеризоваться неврологическими симптомами.

Дети с ОНР 4 степени с трудом ведут диалог, хотя и понимают речь, поэтому они малообщительны. Из-за рассеянного внимания у них слабое логическое мышление, им трудно запомнить последовательность действий. Нарушения речи могут вызывать психические отклонения: у ребенка повышается тревожность, он впадает в агрессию. В связи с этим ему проще находиться в одиночестве, чем общаться со сверстниками.

Отдельно следует обратить внимание на влияние обстановки в семье и ближайшего окружения на формирование артикуляционного аппарата. При этом отсутствуют органические повреждения головного мозга.

Не только недостаток внимания, отсутствие общения с ребенком могут вызвать подобное отклонение. Гиперопека также отрицательно влияет на тренировку речи, малыш не успевает сформулировать просьбу, все его желания предугадываются.

Диагностика

Для постановки диагноза требуется осмотр педиатра и детского невролога. Необходима дифференциация с другими отклонениями в речевом развитии: алалией, ринолалией, аутизмом, дизартрией, органическими поражениями мозга и детским церебральным параличом.

Серия картинок для составления рассказа

В ходе комплексного обследования ребенка консультирует логопед. С помощью специальных логопедических методов оценивают связную речь при пересказе, грамматику, словарный запас, амплитуду движений артикуляционного аппарата, особенности произношения звуков. Проверяют способность выделять и воспроизводить образы. В заключении педагог указывает информацию о типе ОНР, его клинические симптомы.

Коррекция состояния

Чтобы достичь нормального уровня развития речи, способности к усвоению школьного материала, адаптировать ребенка к социуму, посещению ДОУ используют комплексный подход. Схема коррекции детей с ОНР 4 включает следующие занятия:

  • нормализацию воспроизведения губных звуков;
  • тренировку сочетания нескольких согласных подряд;
  • генерацию звуков;
  • повышение грамотности речи и письма.

В процессе коррекционной работы используют дидактические карточки с буквами, из которых складывают слова, короткие предложения. В игровой форме дети обучаются с помощью заданий «Поле чудес», «Волшебное дерево», заполняя пустые поля, решая ребусы.

Методики основаны на расширении словарного запаса, изучении понятия антонимов, умении обозначать признаки предметов. Постепенно ребенка учат использовать сложные приставки и суффиксы. Кроме того, логопед занимается коррекцией грамматики речи.

Прогноз при ОНР 4 степени положительный, поскольку отсутствует грубое нарушение фонематического восприятия. На занятиях отрабатывают связную речь, закономерности языка.

Опыт, накопленный логопедами, свидетельствует о том, что необходимо улучшать речевое развитие, для этого детям требуется мотивация. Несмотря на то что лексические и грамматические ошибки несущественны, впоследствии у ребенка наблюдаются сложности с процессом обучения. По сравнению со сверстниками он слабее запоминает новый материал, не усваивает грамматические правила. Чтобы избавиться от замкнутости и стеснительности, ребенка погружают в социальные ситуации с помощью игр. Их сложность увеличивают постепенно, индивидуально в отношении каждого пациента.

Марина Машкова
Логопедическое представление для ПМПК при ОНР IV уровня

Ребенок посещает подготовительную группу комбинированного вида в МБДОУ Зыковский детский сад. Воспитывается в полной семье. Речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются) . Родители интересуются проблемами ребенка, консультируются с педагогическим составом.

В общей моторике наблюдается нарушение координации движений, отмечается их общая заторможенность, неточность. Мелкая моторика развита недостаточно, движения выполняет с ошибками, замедленно. Ведущая рука правая.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий : строение лица не нарушено, строение губ нормальное. Губы малоподвижные, тонус снижен. Позу закрытого рта длительно не удерживает. У ребенка физиологическая смена зубов. Строение твердого и мягкого нёба не нарушено. Подъязычная связка нормальная. Прикус – прогения. Язык напряжен, имеет повышенный тонус, отклоняется по средней линии. При выполнении артикуляционных упражнений мышечное напряжение увеличивается, страдает объем и точность выполняемых движений, наблюдаются гиперкинезы. Повышена саливация.

Речь разборчивая, понятная окружающим. Темп и ритм в пределах нормы . Голос модулированный, громкий. Речевой выдох продолжительный.

Обращённую речь понимает, но иногда требуется повторное объяснение инструкций.

В звукопроизношении наблюдается межзубный сигматизм свистящих и ротацизм.

Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез сформированы недостаточно. Правильно придумывает слова на заданный звук. Определят наличие или отсутствие звука в слове. Допускает ошибки при выделении первого и последнего звука в слове. Отмечается недостаточная дифференциация звуков [к-г], [п-б], [т-д].

Слоговую структуру слов сложного звукового состава воспроизводит в основном верно, затруднения вызывают слова со стечением трех согласных (пингвин, экскурсовод) .

Объем словарного запаса соответствует возрасту. Ребенок знает и называет обобщающие понятия, времена года, части суток. В разговоре использует все части речи.

Грамматический строй сформирован недостаточно. Имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, три яблок) . Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (волкин хвост) . Путает некоторые предлоги пространства .

Связная речь соответствует возрасту. В речи использует сложные синтаксические конструкции. Самостоятельно составляет связный развернутый рассказ (по серии картинок, по впечатлению, с опорой на реальный предмет ). В нем соблюдается последовательность и логичность. При пересказе воспроизводит все смысловые звенья.

Обследование показало, что речевые нарушения соответствуют общему недоразвитию речи IV уровня .

Обследование на ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

30.10.2018 учитель-логопед Машкова М . В.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ ОНР 3 уровня . рр., дизартрия Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: - уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); - автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; - расширять,.

Цель – автоматизация звука [Ш] в словах, коротких фразах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять звук [Ш] в словах и коротких.

Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

Тема занятия «Путешествие в космос» Коррекционно-образовательные задачи: - Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Космос».

Конспект открытого занятия «Дикие животные наших лесов» для детей с ОНР III уровня МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА» Конспект НОД по логопедии в подготовительной к школе.

Конспект подгруппового занятия «Красная Шапочка идет в гости к бабушке» подготовительная группа для детей с ОНР 3 уровня Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словами. Задачи: Обучающие: - стимулировать.

Диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) врачи ставят ребенку с хорошими мыслительными способностями и слухом, но с языково-речевой аномалией.

Общее недоразвитие речи замечается у детей 3-8 лет, изучение и выявление причин расстройства речевых функций необходимо для наилучшего выбора приемов коррекции и/или отбора детей в логопедические заведения.

Общая характеристика ОНР

Если ребенку уже 5 лет, но он плохо понимает речь, произносит слова слогами родителям стоит обратить внимание на этот случай. Иногда патология фонетики наблюдается в серьезных формах, таких как , гнусавость, полная или частичная утрата речи. Симптомы могут говорить о наличие каких-либо заболеваний. Диагноз поставить может только профильный специалист. От родителей зависит своевременное обращение за помощью.

Чаще всего у ребенка патология речи происходит системным образом, затрагивая разные стороны развития речевого аппарата:

  • лексико-грамматическую;
  • слоговую;
  • интонационно-мелодическую;
  • звуковую;
  • темпоритмическую;
  • семантическую.

Если вовремя не начать лечение и пустить на самотек, то у малыша в дальнейшем может появиться частичное нарушение процесса письма.

Патология речи в том или ином виде встречается почти у 35-40% малышей. Речевое расстройство и его коррекция определяется целым рядом факторов. Тяжелые последствия вызывает мозговая аномалия, которая развивается при внутриутробном развитии. Если были неподходящие условия для нормального развития в течение всего этого времени, то может развиться патология всего мозгового отдела.

У детей с ранее сформировавшейся речью иногда наблюдается частичная или тотальная потеря речи. Детский мозг имеет тенденцию к росту, поэтому вовремя начатые коррекционные занятия способны восстановить речевые функции.

Происхождение и развитие дефекта многообразно, но с клинической точки зрения особое внимание нужно обратить на группу причин, связанную с нарушением структуры головного мозга и центральной нервной системы.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Недоразвитость в языково-речевой структуре значительно отображается на развитие сенсорных и интеллектуальных возможностей. Проведенные эксперименты показали, что дети с такой патологией по уровню организации логических операций заметно отстают от сверстников без отклонений.

Детей с ОНР можно отличить по их поведению и отсталому развитию в сфере обучения языку:

  • стараются обойтись обиходно-разговорной речью;
  • эмоционально избирательны по отношению к играм;
  • отстают в красноречивой речи;
  • малопонятно разговаривают;
  • неполно владеют морфемной структурой слов и их формой;
  • имеют маленький словарный запас.

Ребенок мало играет со сверстниками, редко задает вопросы, редко является инициатором общения, неактивен. К тому же есть проблемы с запоминанием текстов, формированием мелкой моторики.

Психическое развитие таких малышей опережает их развитие речи. Они более критично относятся к своему недостатку. По мере исправления их дефекта выравнивается интеллектуальный процесс.

Классификация ОНР — 4 уровня нарушения

Типичное состояние детей с патологией в языково-речевом развитии разделяется на четыре уровня. Степень тяжести расстройства напрямую зависит от этиологии болезни.

Современная логопедия разделяет классификацию дефекта на клиническое и педагогическое направление. Они активно дополняют друг друга. А главное у них одна цель: определить логопедическое заключение, направленное на комплектование детских групп с речевыми дефектами. Это необходимо для того, чтобы осуществить системное дифференцированное воздействие на исправление речи, учитывая симптомы и механизм патологий.

Клиническая и педагогическая классификация ОНР по уровням нарушения в таблице:

Уровень нарушения Клинические проявления Психолого-педагогическая классификация
ОНР 1 уровня (отсутствие общеупотребительной речи).
  • значительно беден словарный запас;
  • широкое использование мимики, жестов;
  • понимания больше, чем ребенок может сказать;
  • сокращение сложных слов;
  • отсутствие связной речи.
Фонетические нарушения произношения одного звука или целой группы.
ОНР 2 уровня (с зачатками фразовой речи).
  • появление искаженных, но общеупотребительных слов;
  • замена звуков;
  • неправильное употребление падежей и согласование слов;
  • неточное именование предметов;
  • отсутствует возможность объединения предметов в группы;
  • плохое произношение многих звуков;
  • нарушение слоговой структуры многосложных слов.
Фонетико-фонематическое расстройство процессов -фонематического слуха и восприятия.
ОНР 3 уровня (развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматической и фонетико-фонематической патологии).
  • путаница с шипящими звуками;
  • затруднена фиксация языковой конструкции;
  • допущение ошибок в трудных словах;
  • использование только простых предложений;
  • ошибки в ударениях, падежах.
Системное недоразвитие речи с нарушением всех компонентов речевой системы.
ОНР 4 уровня (отдельные сложности и ошибки).
  • непонимание оборотов речи;
  • неправильное звукопроизношение;
  • нечеткая дикция;
  • нарушение слоговой структуры слова;
  • затрудненное образование новых слов;
  • недостаточная внятность;
  • вялая артикуляция.
Расстроена коммуникативная функция речи. Возможно сочетание нескольких уровней.

Логопеды, опираясь на клинический и педагогический уровень, проводят диагностику, чтобы выявить общее расстройство речи у ребенка и провести своевременную коррекцию.

Причины расстройства

К фонетико-фонематическому поражению мозга могут привести разные причины. Это может произойти в первые годы жизни малыша, в плацентарном периоде развития или во время родов.

Расстройство речи может возникнуть под влиянием разных причин внутренних и внешних:

  • интоксикация;
  • родовая травма;
  • наследственное расстройство центральной нервной системы.

Речь – это важная социальная функция. Чтобы ребенок полноценно рос, ему нужно общение с эмоционально близкими для него взрослыми. Неблагоприятные условия в воспитании малыша в период формирования речи могут привести к отставанию его развития.

Внешние факторы, влияющие на общее недоразвитие речи:

  • неблагополучные домашние условия;
  • дефицит общения из-за проблем слуха и речи родных.

Расстройство устной речи и темпа могут вызвать следующие заболевания:

  • расстройство голосового аппарата – ;
  • частое повторение или пролонгация звуков – ;
  • нарушение звукопроизношения – дислалия;
  • гнусавость – ринолалия;
  • полная или частичная утрата речи – ;
  • трудность издавать расчлененные звуки – ;
  • толчкообразные остановки для дыхания – баттаризм;
  • неспособность овладеть письмом — ;
  • ускоренная речь с запинками, спотыканием, необоснованными паузами.

Часто можно выделить сочетание разных причин. Поэтому очень важно установить истинные факторы, чтобы помочь ребенку справиться с его проблемой. Тяжелые нарушения требуют немедленного лечения и специальной коррекционной работы.

Как ставится диагноз

У малышей темпы развития речи отличаются. Чтобы установить логопедическое заключение, ребенок должен накопить пассивный и активный словарь, уметь составлять связные небольшие предложения, образовывать множественное число. Именно к 3-м годам начинают формироваться основные компоненты речи. Поэтому диагноз начинают устанавливать с этого возраста.

В начале учебного года для малышей логопеды проводят занятия для выявления речевых нарушений. Дифференциальная диагностика строится на общих дидактических принципах доступности, восприятия, постепенного усложнения. Детям предлагают рисовать, работать с буквенными заданиями, решать противоречивые задачи. Это может быть написание небольшого сочинения о ярких впечатлениях или нахождение спрятанной буквы на рисунке.

Чтобы обследовать фонематическое восприятие педагог просит ребенка нарисовать слово, найти ошибки.

Для обследования узнавания букв малышу даются печатные и письменные варианты букв. Он должен либо дорисовать недостающую часть, либо найти отличия, либо печатный шрифт перевести в рукописный.

Полученные результаты могут помочь выбрать группу детей, с кем следует заниматься логопедам, а с кем потребуется дальнейшее углубленное обследование.

Главным условием для диагностирования патологии является многокомпонентность. Клиническая диагностика рассматривает нарушение устной и письменной речи.

Хорошее упражнение для коррекции речи — «узнай буквы»

Коррекционная работа с детьми с ОНР

Специальная логопедическая помощь нужна на любом уровне речевого расстройства. В основу диагностики заложена характеристика дефектов речи согласно психологической и клинической классификации. Они раскрывают механизмы, формы и виды речевых патологий.

В терапии большую роль отводят логопедическим занятиям и психотерапии. Главными задачами таких мероприятий являются:

  • устранить патологические факторы;
  • восстановить здоровье ребенка.

Коррекционная работа проводится с помощью следующих методик:

Психотерапия:

Логопедические упражнения:

Артикуляционная гимнастика:

Сенсорные игры:

Динамическая электронейростимуляция:

Развивающие игры:

Дидактические игры:

В некоторых сложных случаях требуется медикаментозное лечение и .

Комплексный подход

К развитию речи в логопедической работе нужно подходить комплексно, в сочетании традиционных и инновационных приемов.

Так в основу лечения в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города положено научное исследование В. М. Шкловского. На курсах проводят комплексные логопедические и психологические занятия в группах и индивидуально с каждым. Психолог присутствует при работе логопеда и оперативно проводит психокоррекционное вмешательство, если замечает внутренний конфликт ребенка.

По методу А.В. Ястребовой, занимающейся больше 40 лет исследовательской и научно-методической работой в лаборатории логопедии НИИ и дефектологии АПН, проводятся коррекционные занятия ОНР. В эту программу входит:

  • коррекция произношения звуков по 15 минут;
  • формирование лексического и грамматического строя речи по 15 минут;
  • формирование звукового анализа и синтеза по 10 минут;
  • развитие моторики кистей и пальцев рук по 5 минут.

Занятия проходят в групповой команде 1-2 раз в неделю.

Кандидат наук по профилю психологии Ю.Ю. Лапшина в своей диссертации провела исследование на тему системного направления в понимании логического и грамматического строения языка, провела сравнительное изучение результатов экспериментов, составила обучающую программу для дошкольников.

Информационно-коммуникационные системы

Развитие новой информационно-коммуникационной осведомленности педагогов-логопедов – это одна из главных целей системы образования в области логопедии.

Со специалистами можно работать через скайп. Логопед-дефектолог Денисова Ирина Петровна занимается не только с ребенком, но и с его родителями, что ускоряет процесс коррекционной работы. Для каждого диагноза требуется определенное время:

  • позднее овладение речью – 3 месяца;
  • ОНР – 2 года;
  • ребенок говорил, потом резко перестал (афазия) – до 2-х лет;
  • полное отсутствие речи (алалия) – до 2-х лет;
  • нарушение образования речевых звуков (дислалия, дизартрия) – 2 месяца;
  • путает звуки (ФФН) – 6 месяцев;
  • гнусавость (ринолалия) – 6-12 месяцев.

Большое значение в логопедическом обследовании имеет определение уровня патологии и выбора подхода в лечении, определение ведущего специалиста.

Массаж швейцарского детского психолога Ауглин

Все органы в системе человека взаимосвязаны. Поэтому дефект речи не может рассматриваться как локальная проблема. Устранить его можно с помощью специальных методов коррекции. Одним из таких способов является массаж швейцарского детского психолога Ауглин.

Он разработал самомассаж для повышения активности мозга. Была собрана группа детей в возрасте 5-7 лет для опробования данного метода лечения. Массаж имеет игровую форму, поэтому дети выполняют его сами себе с удовольствием.

Наблюдение специалистов показало, что у детей повысилась активность мозга, начали появляться разносторонние интересы. Помимо улучшения речи, у них стали проявляться лидерские навыки, повысилась успеваемость в школе.

Современные методы коррекции недоразвития речи – инновации

Система образования значительно повышает требования к методике коррекции патологии речевого развития. Педагоги и логопеды направляют внимание на инновационные технологии, которые эффективно улучшают образовательный процесс.

Современные инновации дополняют проверенную методику взаимодействия педагога и ребенка, создают благоприятный эмоциональный фон.

Если ребенок пассивно выполняет специальные упражнения, без интереса, то это не упрочит его знания. Новые инновационные технологии направлены на то, чтобы заинтересовать малыша с помощью нестандартных подходов, сделать обучение осознанным.

К таким методам относятся:

  • современные способы сенсорного воспитания;
  • пальцевый массаж;
  • Су-Джок комплекс для развития мелкой моторики;
  • информационная техника.

Работа должна вестись в тесном контакте с родителями. Новые способы превратят скучные занятия в живое и творческое обучение.

Новые логопедические исследования доказали эффективность психологического подхода понимания логических и грамматических конструкций языка у детей дошкольного возраста:

  • разработаны компьютерные методы нейропсихологической диагностики;
  • получены данные о том, что дефицитарность закономерно приводит к нарушениям и искажениям процессов мозгового центра;
  • изучены возрастные особенности в понимании логических и грамматических конструкций.

Обычный домашний пальчиковый театр является дидактической игрой, позволяющей влиять не только на творческие способности, но и развивать речь и мелкую моторику. Такая практика поможет:

  • развить интонацию, выразительность голоса;
  • пополнить словарь новыми словами;
  • развить воображение;
  • научиться связывать слова в предложения.

Театральные фигуры сказочных персонажей можно приобрести готовыми, а можно сделать вместе с ребенком своими руками.

В различных исследованиях ученые отметили, что пальцевая моторика отвечает за развитие интеллекта и речи. В последних диссертациях Н.С. Жуковой, Т.Б. Филичевой и других специалистов отмечена эффективная методика развития пальчиковой моторики у детей с нарушенной речью. Авторы выделяют связь речевой и моторной функции, которую стимулирует тренировка пальцами. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Полезные и интересные факты

Впервые упоминания о дефектах речи, связанных с получением физической травмы, находились в древнеегипетском папирусе Эдвина Смита. В религиозных эпосах, таких как Библия, Коран, встречаются описания чудесного исцеления речевых расстройств. Факту трудной речи жрецы придавали божественную окраску.

О роли головного мозга первым писал в своих сочинениях Гиппократ, где излагал свой взгляд на то, как происходит образование голоса и речи человека.

Коррекционный процесс речи проходит довольно длительно и трудоемко. Накопленный опыт профильных специалистов показывает, что именно родителям нужно уделять особое внимание окружающей среде, в которой обитает малыш. А также нужно с самого раннего возраста заниматься развитием речи.