Конспект урока изготовление слесарных тисков. Затраты. Предмет: Учебная практика по слесарному делу

Согласовано: на заседании методической комиссии.

«__» ___________ 2015г.

План урока № 1.1

Изучаемая тема по программе: ПМ 01 . Рубка металла

Тема урока. Пространственная разметка. Рубка металла

Цель урока. Научить учащегося правильно производить разметку деталей. Учебно-воспитательная цель. Воспитывать у учащегося стремление бережного отношения к инструменту и материалам. Аккуратности и внимательности в работе. Научить учащегося правильным приёмам выполнения операции по рубке метал-ла на плите.

Материально-техническое оснащение урока: Стенд, плакаты, образцы, заготовки, верстаки, приспособления, рейсмас.

Ход урока:

1. Вводный групповой инструктаж 50 мин.

а) проверка знаний по пройденному материалу 15 мин.

  1. Назначение и устройство измерительного инструмента.
  2. Приемы работы линейкой и угольником.
  3. Приемы работы циркулем и штангенциркулем.
  4. Последовательность проведения рисок чертилкой и циркулем.

б) объяснения учащимся нового материала 25 мин.

  1. Приспособления для пространственной разметке.
  2. Устройство измерительного инструмента.
  3. Приемы и последовательность разметки.
  4. Безопасные условия труда при разметке.
  5. К чему приводит брак в работе.

в) закрепление материала по вводному инструктажу 10 мин.

1. Краткий опрос учащихся по теме урока.

г) задание на день

1. Произвести разметку на деталях и заготовках.

2.Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж (целевые обходы рабочих мест). 4 час.

  1. Проверка организации рабочих мест учащихся.
  2. Соблюдение правил техники безопасности.
  3. С целью объяснения и помощи учащихся.

. г) объяснения учащимся нового материала 25 мин.

Рубкой называется слесарная операция, при которой с помощью режущего

инструмента (зубила и крейцмейселя) и ударного инструмента (слесарного молотка) с поверхности заготовки или детали удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части.

Рубка применяется для удаления (срубания) с заготовки

больших неровностей (шероховатостей), снятие твердой корки, окалины, заусенцев, острых углов кромок на литых и штампованных деталях, для вырубания шпоночных пазов, для разделки трещин в деталях под сварку, срубания головок заклепок при их удаления, вырубания отверстий в листовом материале.

Слесарное зубило - представляет собой стальной стержень и состоит из трех частей; рабочей, средней и ударной. Рабочая часть зубила представляет собой стержень с клиновидной режущей частью (лезвие) на конце. Ударная часть (боек) сделана суживающейся к верху.

Крейцмейсель отличается от зубила более узкой режущей кромкой и предназначен для вырубания узких канавок, шпоночных пазов и т.д.

Слесарные молотки - инструмент для ударных работ - изготовляют двух типов:

молотки с квадратным бойком и с крупным бойком.

Молоток состоит: из ударника и рукоятки (ручки)

Держание (хватка) зубила и молотка Зубило берут в левую руку за среднюю часть на расстоянии 15-20 мм от конца ударной части, сильно зубило сжимать в руке не следует и держат в определенном положение. Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15-30 мм от конца ручки и крепко сжимая всеми пальцами.

Удар может быть кистевым, локтевым или плечевым.

Вырубание заготовок из листового металла. После разметки контура изготовляемой

детали, заготовку кладут на плиту и производят вырубку (не по линии разметки, а

отступив от нее 2-3 мм - припуск на опиливание) в такой последовательный.

  • а) устанавливают зубило наклонно так, чтобы лезвие было направлено вдоль разметочной риски;
  • б) зубилу придают вертикальное положение и наносят молотком легкие удары, надрубая по контуру;
  • в) рубят по контору, нанося по зубилу сильные удары
  • г) при перестановке зубила часть лезвия оставляют в прорубленной канавке, а зубило из наклонного положения опять переводят в вертикальное и наносят следующий удар

д) так поступают непрерывно до конца (замыкания) разметочной риски. Если металл листовой толщиной более 2 мм, то надрубают при мерно на половину толщины с обеих сторон, а затем ломают, перегибая его поочередно в одну и другую сторону или отбивает.

Процесс рубки. Д ля рубки используют более прочные и тяжелые тиски. Правильное положение корпуса, держание инструмента при рубке создают благоприятные условия высокопроизводительной работы.

При рубки металла зубилом решающее значение имеет положение рабочего

(установка корпуса и ног), которое должно создавать наибольшую устойчивость центра тяжести тела при ударе молотком.

Положение корпуса и ног, Установка корпуса рабочего при рубке зубилом будет

правильной, если корпус выпрямлен и обращен в пол-оборота (45°) к оси тисков, левая нога выставлена на полшага вперед.

Существенное влияние на качество и производительность рубки оказывает характер удара (замаха) молотком. Удар может быть кистевым, локтевым и плечевым. При кистевом ударе - замах осуществляют молотком только за счет изгиба кисти правой руки. Кистевой удар применяют при выполнении точных работ, легкой рубке, срубание тонких слоев металла

При локтевом ударе - правую руку сгибают в локте. Для получения сильного удара руку разгибают достаточно быстро. Этим ударом пользуются при обычной рубке, срубания слоя металла средней толщины или прорубании пазов и канавок.

При плечевом ударе - рука движется в плече, при этом получается большой замах и максимальной силы удар с плеча. В этом ударе участвует плечо, предплечье и кисть. Плечевым ударом пользуются при снятии толстого слоя металла и обработка больших поверхностей.

Приемы рубки. Рубку листового материала, как правило, ведут только по уровню губок тисков. Заготовку или изделие крепко зажимают в тисках так, чтобы разметочная линия совпадала с уровнем губок. Зубило устанавливают так, чтобы угол наклона зубила к обрабатываемой поверхности должен составлять 30-35°, а по отношению к оси губок тисков 45°.

Рубка по разметочным рискам. На заготовку предварительно наносят риски на расстоянии 1,5-2 мм одна от другой. Заготовку зажимают так в тисках, чтобы были видны разметочные риски. Рубят строго по разметочным рискам. При этом соблюдать правила техники безопасности при рубке металла.

Безопасность труда при рубке металлов.

  1. Заточку инструмента вести при опущенном экранчике или в защитных очках.
  2. При работе пользоваться исправным инструментом.
  3. Для предохранения рук от повреждений (в начальном периоде обучения) у учащихся должны быть надеты на зубило предохранительные резиновые шайбы, а на руке защитный щиток.
  4. При рубке пользоваться предохранительными шайбами.
  5. Особое внимание обращать на установку зазора между подручником и заточным кругом, который должен быть не менее З мм. При слишком большом удалении подручника от круга зубило затянет, что неизбежно приведёт к разрыву круга и травме работающего. Зазор регулируется перемещением подручника.
  6. При заточке зубила, крейцмейселя строго соблюдать выполнение приёма держания их при заточке.
  7. Не удалять стружку с обрубленной поверхности и плиты руками, во избежание ранения рук пользоваться при этом щётками.
  8. Подавать сжатый воздух в инструмент необходимо после установки его в рабочее положение.
  9. Во время работы нельзя разъединять или соединять шланги.
  10. Правильно организовать рабочее место.
  11. Пользоваться только исправным инструментом.
  12. Строго соблюдать производственную дисциплину и правила ТБ.
  13. При рубке зубилом и крейцмейселем необходимо пользоваться защитными очками.
  14. При рубке твердого и хрупкого металла следует обязательно использовать ограждение; сетку или щиток.
  15. Убрать посторонние предметы.
  16. Содержать рабочее место в чистоте тоже и порядке.

в) закрепление материала по вводному инструктажу 10 мин

Краткий опрос учащихся

Как организовать рабочее место ври рубке металла в тисках?

  1. Какие правила необходимо соблюдать при закреплении заготовки из полосового металла рубке по уровню губок тисков?
  2. Как располагать зубило по отношению к тискам и заготовке при рубке полосового металла то уровню губок тисков?
  1. Почему при рубке полосового металла по уровню губок тисков нужно смотреть на режущую кромку зубила, а не на его головку?
  2. Для чего перед срубанием слоя металла на широкой плоской поверхности снимают фаски на переднем и заднем ребре детали?

6, В какой последовательности производить срубание на широкой плоской поверхности детали слоя металла;

а) толщиной 1 мм?

б) толщиной 3 мм?

Почему при рубке деталей из хрупких материалов (чугун, бронза и т.п.) заканчивать рубку рекомендуется с обратной стороны?

8, Чем отличаются приемы прорубания ниточником криволинейных канавок:

а) на широкой плоской поверхности детали?

б) на криволинейной поверхности детали (смазочные канавки во вкладыше подшипника)?

9. Как организовать рабочее место при рубке металла на плите? 30. Как разрубить на плите:

а) полосу сечением 20x5 мм?

б) круглый пруток диаметром 10 мм?

в) квадратный пруток сечением 10x10 мм?

г) листовой металл толщиной 2 мм?

11. Какие режущие инструменты применить для вырубания в листовом металле отверстая:

а) диаметром 20 мм" ?

б) диаметром 70 мм?

12. Как производить заточку режущего инструмента для рубки (зубило, крейцмейсель, канавочник)?

  1. Почему зубило для рубки листового металла рекомендуется затачивать с небольшой кривизной режущей кромки?
  2. Известно, что чем меньше угол заточки инструмента, тем он острее. Почему в этом случае зубило для рубки более твердого металла затачивают на больший угол, чем для рубки мягкого металла?
  3. Какие правила безопасности труда необходимо соблюдать при:

а) ручной рубке в тисках?

б) ручной рубке на плите?

в) механизированной рубке?

г) заточке инструмента для рубки?

16. Почему боек молотка и торец ударной части зубила делают закругленными?

г) задание на день 4 часа 40 мин

  1. Рубка и разметка клиньев для молотков
  2. Рубка пластин по размерам

2. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж (целевые обходы рабо-чих мест)

  1. Проверить организацию рабочих мест учащихся
  2. С целью проверки соблюдения правил ТБ
  3. С целью выполнения операций по рубке металла
  4. С целью проверки качества выполняемых работ учащихся
  5. С целью объяснения и помощи учащихся

3. Уборка рабочих мест. 10 мин.

1. Учащиеся производят уборку рабочих места, сдают инструменты и свои работы.

4. Заключительный инструктаж

Анализ рабочего дня 15 мин.

1.Отметить работы лучших учащихся

  1. Отметить недостатки учащихся
  2. Ответить на вопросы учащихся
  3. Выставить оценки в журнал

4. Задание на дом: 5 мин

Ознакомление с материалом следующего урока Ознакомление с материалом следующего урока, повторить тему «Рубка металла». Учебник «Слесарное дело» автор Скакун В.А.

Мастер производственного обучения_______________________________________







1. Перед началом работы осматривать тиски, обращая особое внимание на прочность их крепления к верстаку. 2. Заготовки следует закреплять прочно, но плавным вращением рукоятки винта. 3. Нельзя ударять по рукоятке тисков молотком и наращивать ее длину с помощью трубы. 4. Не выполнять на тисках грубых работ (рубки, правки или гибки) тяжелыми молотками, так как это приводит к быстрому разрушению тисков. 5. При освобождении заготовки из тисков следует придерживать ее, чтобы она не упала. 1. Перед началом работы осматривать тиски, обращая особое внимание на прочность их крепления к верстаку. 2. Заготовки следует закреплять прочно, но плавным вращением рукоятки винта. 3. Нельзя ударять по рукоятке тисков молотком и наращивать ее длину с помощью трубы. 4. Не выполнять на тисках грубых работ (рубки, правки или гибки) тяжелыми молотками, так как это приводит к быстрому разрушению тисков. 5. При освобождении заготовки из тисков следует придерживать ее, чтобы она не упала.


6. Запрещается сильно стучать молотком по губкам тисков если губки не зажаты. 7. Правку и накернивание заготовки производить на наковальне тисков. 8. Запрещается работать на защитном кожухе ходового винта. 9. Не бросать ручку - штурвал, а опускать её плавно. (можно поранить руку) 10. По окончании работ очистить тиски от пыли и стружки, зажать губки тисков до зазора 3-5 мм (чтобы не изнашивался ходовой винт), ручку - штурвал опустить вниз. 6. Запрещается сильно стучать молотком по губкам тисков если губки не зажаты. 7. Правку и накернивание заготовки производить на наковальне тисков. 8. Запрещается работать на защитном кожухе ходового винта. 9. Не бросать ручку - штурвал, а опускать её плавно. (можно поранить руку) 10. По окончании работ очистить тиски от пыли и стружки, зажать губки тисков до зазора 3-5 мм (чтобы не изнашивался ходовой винт), ручку - штурвал опустить вниз.


>>Технология: Рабочее место для ручной обработки металлов

Для того чтобы построить модель самолета, автомобиля , корабля или сделать полезное в быту изделие, вы должны научиться ручной обработке металлов. Такая обработка называется слесарной .
Более четырехсот лет назад основной продукцией металлообрабатывающих мастерских были замки (по-немецки «шлосс») для дверей, ворот, крышек сундуков и т. д. Работник такой мастерской назывался «шлоссер»; от этого слова и произошло русское слово «слесарь» - специалист по ручной обработке металла .
Быстро и качественно изготовить что-либо из металла можно, только научившись правильно пользоваться слесарным оборудованием и инструментом.
Слесарный верстак является основной частью рабочего места для ручной обработки металлов в учебных мастерских. Слесарные верстаки бывают различных конструкций , но все они имеют основание и крышку, на которой закреплены слесарные тиски, защитная сетка и другие приспособления (рис. 53).
Чтобы вам было удобно работать, высота верстака должна соответствовать вашему росту. Если локоть руки, согнутой под углом 90°, касается верхней части тисков (рис. 54, а), то высота верстака подобрана верно. На рисунке 54, б показано необходимое положение рук и ног во время работы.
Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед их обработкой (рис. 55). При вращении рукоятки 5 по часовой стрелке подвижная губка 2 будет приближаться к неподвижной губке 3, сжимая заготовку, помещенную между ними.

1. При закреплении заготовки запрещается стучать по рукоятке молотком.

2. Очищать тиски от металлических опилок только специальной щеткой.
3. Регулярно смазывать ходовой винт машинным маслом.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Изучение устройства слесарного верстака
1. Рассмотрите устройство слесарного верстака и заполните таблицу в рабочей тетради.

3. Проверьте по рисунку 54, соответствует ли высота верстака вашему росту.
4. Закрепите в слесарных тисках металлическую пластину или проволоку так, чтобы она выступала над губками на 10 мм.

  • Слесарный верстак, основание, крышка, защитный экран, пики.

1. Назовите основные части слесарного верстака.

2. В чем отличие слесарного верстака от столярного, чем они похожи?

3. Для какой цели служит защитный экран верстака?

4. Из каких основных частей состоят слесарные тиски?

5. Перечислите правила обращения со слесарными тисками.

6. Почему нельзя очищать верстак и тиски от металлических опилок руками?

7. Для какой цели сделана насечка на губках тисков?


А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
План-конспект урока

Предмет: Учебная практика по слесарному делу.

Тема урока: Опиливание металла.

Цели урока: 1. Закрепить знания, пройденные в междисциплинарном курсе МДК 1. 2. Способствовать освоению профессиональной компетенции ПК 2.2 (Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов , самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей). 3. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1), воспитать у студентов бережное отношение к слесарном инструментом и оборудованием, к рабочим местам.

Время: 6 часов.

Материально-техническое оснащение урока и литература: слесарные верстаки с параллельными тисками, набор напильников, лекальные и измерительные линейки, молотки слесарные, разметочные инструменты, радиусомеры, штангенциркули,

стальные плитки, производственные литые заготовки из чугуна с криволинейными поверхностями.

Учебник Н. И. Макиенко. « Практические работы по слесарному делу».

Место проведения: Слесарная мастерская.

Форма организации занятия: Демонстрационный, рассказ и показ практической выполнение упражнении, выполнение упражнении студентов под наблюдением мастера производственного обучения.
ХОД УРОКА

Организационная часть 10 мин.

1. Доклад студентов. Дежурный по группу докладывает: номер группы, количество студентов вышедших на занятие к мастеру производственного обучения, а также об отсутствующих студентов.

2. Проверить готовность студентов к занятиям. Мастер производственного обучения

после заметки в журнале проверяет внешний вид студентов и теоретические конспекты.

Вводный инструктаж 90 мин.

1. Сообщить тему и цели урока. Мастер производственного обучения сообщает студентам тему урока: « иОпиливание металла. » А также сообщает цели урока.

2. Провести опрос студентов по теоретическим знаниям данной темы занятия. Мастер производственного обучения проверяет домашнее задание заданное студентам в предыдущем уроке. Ставит оценки за домашнее задание , указывает на недостатки, объясняет методы их устранения.

Какие виды насечек вы знаете? /Одинарная, двойная, рашпильная, дуговая/. - Как подразделяют напильники по числу насечек на 10 мм длины? /Драчевые, личные, бархатные/. - Как выбрать напильник для обработки вогнутых поверхностей? / Выбирать номер, длину и сечение напильника в соответств ии с техническими требованиями к обработке/. - Как влияет механизация опиливания на качество обработки и почему? - В чём сущность балансировки напильника при обработ ке плоских широких поверхностей?

3. Обобщение, уточнение ответов.

4. Изучение нового материала:

Упражнение 1. Отработка рабочей позы и рабочих движений при опиливании.

Отрегулировать высоту тисков по своему росту. Закрепить заготовку в тисках, при этом заготовка должна быть очищена от масла, грязи и окалины. Принять правильное рабочее положение у тисков:

корпус работающего развернут под углом 45° к губкам тисков, левая нога выдвинута вперед и находится на расстоянии примерно 150...200 мм от переднего края верстака, а правая нога отстоит от левой на 200...300 мм, причем угол между ступнями составляет 60... 70°.

Положения рук при опиливании также имеют важное значение:

■ ладонь правой руки охватывает рукоятку напильника, т. е. большой палец располагается сверху рукоятки, а остальные пальцы охватывают ее снизу;

■ ладонь левой руки располагается на носке напильника на расстоянии примерно 20...30 мм от его края, а пальцы полусогнуты.

При закреплении в тисках подлежащая обработке поверхность заготовки должна быть расположена горизонтально на 8... 10 мм выше губок тисков. Если заготовка имеет обработанные поверхности , то для их предохранения от повреждений на губки тисков

надевают специальные нагубники из мягкого материала (меди, латуни, алюминия).

Рабочим ходом при опиливании является движение напильника вперед от работающего, а обратным - холостой ход, т.е. без нажима. Движения при рабочем ходе должны быть равномерными, плавными, ритмичными. Обе руки рабочего при этом должны перемещаться в горизонтальной плоскости. При обратном ходе не рекомендуется отрывать напильник от обрабатываемой заготовки.

Для обеспечения горизонтального движения напильника при опиливании необходимо правильно распределять усилия нажатия на него правой и левой рукой. В начале рабочего хода основной нажим осуществляется левой рукой, а правой - напильник поддерживается

в горизонтальном положении. В середине рабочего хода усилия нажима обеих рук на напильник должны быть одинаковыми. В конце рабочего хода основной нажим осуществляется

правой рукой, а левой - напильник поддерживается в горизонтальном положении.

Упражнение считается выполненным, если учащийся производит 40 - 60 движений напильника в минуту с выполнением всех условий обработки.
Упражнение 2. Опиливание плоских поверхностей.

Закрепить заготовку в тисках таким образом, чтобы опиливаемая поверхность выступала над губками на 8... 10 мм. Черновое опиливание выполняется драчевыми напильниками (№ 0 и 1). При этом чем больше припуск на опиливание, тем больше должна быть длина напильника.

Чистовое опиливание осуществляется личными напильниками (№ 2 и 3). Напильник для опиливания выбирается с таким расчетом, чтобы его длина была больше длины опиливаемой детали не менее чем на 150 мм. Установить (повернуть) тиски таким образом , чтобы напильник

двигался вдоль заготовки. Опиливание начинается с левого края обрабатываемой поверхности.

При движении назад следует передвигать напильник вправо примерно на 1/3 его ширины. После первого прохода опиливание повторить справа налево тем же способом. При этом необходимо постоянно следить за координацией и балансировкой напильника. Установить заготовку или повернуть тиски таким образом, чтобы напильник двигался поперек заготовки. Опилить поверхность, для чего после каждого рабочего хода при движении назад смещать напильник вправо (влево) на расстояние, примерно равное его ширине. Повернуть тиски таким образом, чтобы напильник двигался под утлом 30...40° к заготовке. Опилить плоскую поверхность

справа налево.

Качество опиливания поверхности проверяется по штрихам на поверхности:

■ если штрихи от предыдущего прохода напильника полностью исчезают при повторном проходе, то поверхность опилена правильно;

■ если штрихи от предыдущего прохода напильника остаются при повторном его проходе, то в этом месте есть впадина.

Проверка плоскостности поверхности после опиливания производится в следующем порядке:

■ удалить с опиленной поверхности опилки щеткой или тряпкой;

■ освободить деталь из тисков;

■ взять правой рукой линейку, а левой - заготовку;

■ поставить линейку на боковую сторону перпендикулярно проверяемой поверхности , при этом она должна покрывать эту поверхность по всей длине. Передвигать линейку по металлу нельзя, ее каждый раз надо отнимать от поверхности заготовки и переставлять в другое положение;

■ повернуться к источнику света, поднять заготовку на уровень глаз и поставить линейку перпендикулярно проверяемой поверхности;

■ проверить опиленную поверхность заготовки вдоль, поперек и

по диагонали с утла на угол. Если просветы между линейкой и заготовкой равномерные, поверхность опилена правильно.

При опиливании плоских поверхностей возможны следующие дефекты:

■ «завалы», образующиеся в передней плоскости заготовки вследствие слишком низкой установки тисков;

■ «завалы», образующиеся в задней плоскости заготовки вследствие слишком высокой установки тисков;

■ «завалы», образующиеся в опиленной широкой плоскости вследствие выполнения опиливания только в одном направлении;

■ грубость окончательно обработанной опиленной поверхности вследствие использования драчевого напильника и неправильных приемов обработки.
Упражнение 3. Опиливание выпуклых поверхностей.

Закрепить стержень (валик) в тисках таким образом, чтобы его обрабатываемая часть располагалась слева или справа от губок. Выбрать правильно напильник , т. е. плоский или полукруглый. Опиливание производить, соблюдая правильную координацию движений напильника. При опиливании стержня (цилиндрического валика), закрепленного горизонтально, в начале рабочего хода носок напильника должен быть опущен вниз, а рукоятка поднята вверх; в середине рабочего хода напильник должен располагаться горизонтально; в конце рабочего хода носок напильника должен быть направлен вверх. При этом периодически следует освобождать стержень из тисков и поворачивать его на себя на небольшой угол. Для опиливания круглого стержня, расположенного вертикально, его следует закрепить в тисках перпендикулярно губкам

и при обработке соблюдать следующую координацию движений напильника: в начале рабочего хода носок напильника должен быть направлен влево, а в конце рабочего хода - вперед. При этом следует периодически освобождать стержень из тисков и поворачивать его на небольшой угол (1/5 -1/6 оборота) по часовой стрелке.
Упражнение 4. Опиливание вогнутых криволинейных поверхностей

При опиливании вогнутых криволинейных поверхностей с большим радиусом кривизны (более 20 мм) используется полукруглый напильник , а при опиливании вогнутых криволинейных поверхностей с малым радиусом кривизны (менее 20 мм) - круглый. Круглый напильник подбирается таким образом, чтобы его диаметр был меньше двойного радиуса кривизны обрабатываемой поверхности. Заготовка опиливается по разметке с выполнением во время

рабочего хода вращательных движений напильника. Проверка кривизны поверхности производится с помощью шаблона и радиусомера на просвет.

При опиливании криволинейных поверхностей возможны следующие дефекты:

■ опиленный круглый стержень может быть нецилиндрическим, т.е. иметь овальность или конусность, вследствие несоблюдения чередования опиливания и контроля кривизны;

■ опиленная криволинейная поверхность может не соответствовать профилю шаблона (радиусомера) вследствие несоблюдения последовательности обработки и координации движений напильника.

5. Правила безопасной работы при опиливании.

Важное место в инструктаже должно занимать объяснение вопросов техники безопасности. Чтобы правила техники безопасности были усвоены студентами, их следует освещать после указания оборудования, которым предстоит пользоваться, и способов выполнения задач. 1. Нельзя работать напильниками без ручек или с расколотыми ручками; ручки должны быть исправными и иметь полированную наружную поверхность и кольцо. 2. Не следует охватывать носок напильника снизу: при холостом ходе можно задеть за заготовку и поранить пальцы. При чрезмерном продвижении напильника вперед ручка может задеть за края заготовки, а хвостовик - выйти из ручки, что может привести к травме руки. 3. Стружку, образующуюся при опиливании, нельзя сбрасывать голыми руками и сдувать во избежание ранения рук и засорения глаз; стружка удаляется волосяными щетками. 4. Работать следует в головных уборах во избежание попадания стружки в волосы. 5. Во избежание травматизма верстак, тиски, рабочий и измерительный инструмент должны содержаться в порядке и храниться в надлежащих местах. 6. Категорически запрещается работать с электрифицированными и пневматическими инструментами без предварительного изучения специальных инструкций.

6. Закрепление нового материала:

1. Перечислите формы поперечных сечений напильников.

2. Покажите напильник с насечкой рашпильного типа.

напильника?

4. Какие способы отпиливания применяются на практике?

5. Каково правильное положение ног и рук при опиливании металла?

6. Покажите правильный захват напильника «щепотью».

7. В чем заключается сущность балансировки напильника при обработке

плоских широких поверхностей?

7. Типичные затруднения и ошибки студентов и их предупреждения.

При опиливании студенты допускают следующие ошибки, предупреждение и исправление которых обязательно: неправильно располагают ручки напильника в правой руке (вытягивают вдоль ручки указательный палец, разворачивают кисть руки в отношении плоскости напильника); сообщают предплечью левой руки маятниковое движение (опускают и поднимают локоть); перекашивают корпус (опускают вниз правое плечо); встают к тискам боком вместо того, чтобы развернуть корпус под углом 45°; опиливают при поперечном наложении напильника на заготовку; при наведении продольного штриха личным напильником держат напильник за конец, а не за середину; измеряют заготовку кронциркулем, зажимая ее в тисках; измеряют заготовку кронциркулем в горизонтальной плоскости вместо вертикальной; не применяют перекрестного опиливания; неправильно производят измерение угольником, прижимая его к горизонтальной плоскости (необходимо первоначально прижать его к вертикальной плоскости, а затем опускать вниз); при опиливании параллельных плоскостей определяют параллельность с помощью штангенциркуля вместо кронциркуля.

8. Раздача инструментов, заготовок, распределение по рабочим местам.

Познакомив студентов с содержанием заданий , объёмом работы, порядком выполнения и получив инструкционно-технологические карты и заготовки, мастер распределяет по рабочим местам. Дежурный по группе раздаёт набор слесарных инструментов и измерительные инструменты.

Текущий инструктаж 200 мин .

После окончания вводного инструктажа, получив задание, студенты приступают к самостоятельному выполнению его. Эта часть урока является основной. К ней предъявляется целый ряд важнейших требований, от соблюдения которых в значительной степени зависит и качество всего урока, и результат обучения. Мастер во время работы следит, как студенты выполняют отдельные упражнение, демонстрирует им приемы выполнения операций, которые вызывают затруднения, объясняет причины ошибок и помогает устранить их, говорит о последствиях, к которым они могли привести. 1. Контроль над выполнением задания. Очень часто отдельные студенты значительно опережают других в выполнении задания. В этом случае мастер обязан заблаговременно подготовить и выдать студентам дополнительные задания, которые расширяли бы их кругозор , давали возможность приобретать новые умения. 2. Контроль над соблюдением правил техники безопасности. 3. Целевые обходы. Сбор материала для заключительного инструктажа. 4. Выявление характерных и типичных ошибок. Меры по их устранению. 5. Повторный инструктаж, показ и рассказ по ошибкам. 6 .Сдача и приём инструмента, заготовок или готовый продукт.

Заключительный инструктаж 20 мин.

Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной практике. Отметка студентам может быть выставлена и без дополнительного опроса в конце урока, если он полностью выполнил весь объем работ с соблюдением необходимых технических условий и правил техники безопасности, был активным и самостоятельно выполнял работу. После контрольных вопросов мастер сообщает каждому студенту оценку и ставит их в журнал. Задание на дом : Составить отчет о проделанной работе по учебнику «Практические работы по слесарному делу», Н.И.Макиенко - стр.59-64. Перечертить в тетрадь слесарный напильник и назвать элементы напильника.

Составил мастер производственного обучения: Варламов В.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Тумутук

План – конспект урока

На тему

Рабочее место для ручной обработки металла

Разработал учитель технологии

Шайдуллин Рустем Рашитович

2010 год

Цель: ознакомить учащихся с рабочим местом для ручной обработки металла; научить правильно подбирать верстак для своего роста.

Оборудование: рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Как подразделяются машины?

"Что называется механизмом?

"Приведите примеры механизмов.

"Где применяются винтовые механизмы?

2.Сообщение темы и цели урока.

^ II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . Как называют специалиста по ручной обработке металла? (Слесарь.)

Что представляет собой рабочее место слесаря? (Слесарный верстак.)

2.Иллюстративный рассказ.

Учитель . Слесарный верстак любой конструкции имеет основание, крышку, слесарные тиски, защитную сетку. (См. Приложения, рис. 45.)

Для удобной работы высота верстака должна соответствовать росту работающего.

Предусмотрено и специальное положение рук и ног для рациональной работы на верстаке. (См. Приложения, рис. 46.)

Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. (См. Приложения, рис. 47.)

^ Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться слесарными тисками.

Соблюдайте основные правила безопасности при пользовании слесарными тисками:

"запрещается стучать молотком по рукоятке тисков при креплении заготовки;

"очищать тиски от опилок только щеткой;

"регулярно смазывать ходовой винт.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Рассмотреть устройство слесарного верстака и заполнить таблицу в рабочей тетради.

Рассмотреть устройство слесарных тисков и заполнить таблицу.

Проверить, соответствует ли верстак вашему росту