Индивидуальный коррекционно развивающий маршрут ребенка. Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут на ребенка с нарушением зрения и ТНР (ОНР). Особенности общения со сверстниками

Лариса Михеева
Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей, направленные на дальнейшую социальную адаптацию

Адресат : (Ф. И. О. ребенка, средний, старший дошкольный возраст.

Цель ИКРМ : осуществление коррекционно -развивающей работы с ребенком в условиях интегрированного обучения для дальнейшей социальной адаптации и полноценного развития личности ребенка.

Задачи ИКРМ :

Развивать психические процессы у ребенка;

Осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;

Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

Развитие индивидуальных качеств и возможностей ребенка;

Провести профилактику вторичных отклонений в развитии детей ;

Формирование коммуникативной деятельности.

Объем ИКРМ : Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут рассчитан на комплекс занятий осуществляемых в течение учебного года по трем основным направлениям :

I – формирование и развитие ВПФ (высших психических функций) ;

II – коррекция поведенческой сферы ;

III – формирование и развитие коммуникативных умений.

Принципы построения ИКРМ :

1. Системность коррекционных , профилактических и развивающих задач.

2. Единство диагностики и коррекции .

3. Учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Комплексность методов психологического воздействия.

5. Возрастание сложности.

6. Учет объема и степени разнообразия материала.

На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер, и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Основные методы ИКРМ :

1. Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия : формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей , как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. Таким образом, повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей , закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

2. Метод тактильного опознания предметов. Направлен на повышение точности тактильности восприятия, развития межмодального переноса , формирование тонкой моторики руки.

3. Метод звукодыхательных упражнений. Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность. Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек, - ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

4. Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.

5. Метод подвижных игр. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, мышечных зажимов. Перекрестные движения рук, нос и глаз активизируют развитие мозолистого тела. При регулярном выполнении реципрокных движении образуется и активизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

6. Арт-терапевтический метод. Способствует активизации мозга в целом : межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов.

7. Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право» , «верх-низ» , сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

8. Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей : памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно : совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.

9. Метод психогимнастики. Помогает преодолеть двигательный автоматизм, позволяет снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Дает возможность освоить элементы техники выразительных движений. Этюды на выразительность жестов и тренировку отдельных групп мышц способствуют развитию и осознаний эмоциональных реакций. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития. Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно и выразить, что создает дополнительные условия для развития.

10. Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом : межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру - способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации .

Материально-техническая база :

Помещение для проведения занятий;

Наличие специализированных методических материалов, пособий;

Диагностический инструментарий.

Алгоритм сопровождения :

1. Диагностика с целью выявления дальнейшего образовательного маршрута ; Индивидуальное консультирование родителей дальнейшем маршруте обучения , о перспективах) . Разъяснение специалистами МБДОУ необходимости специального коррекционного обучения ;

2. Коррекционно-развивающая работа . Организуется комплексное сопровождение ребенка с учетом его потенциальных возможностей. Формируются коррекционно -развивающие группы на основе данных диагностики и направлений ПМПК .

3. Итоговая диагностика воспитанников (комплексная диагностика педагога-психолога) .

Организуя занятия с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП, реализуются следующие функции :

Эмпатическое принятие ребенка.

Создание психологической атмосферы и психологической безопасности.

Эмоциональная поддержка ребенка.

Постановка креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком.

Тематическое структурирование задачи.

Помощь в поиске формы выражения темы.

Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Психологический блок работы включает следующие задачи :

1. Формирование у ребенка представлений о самом себе, осознание своих качеств и возможностей :

Осознание себя, своих особенностей, своих желаний и потребностей;

Осознание нужности и функциональной значимости частей тела;

Реализация своего потенциала.

2. Развитие эмоционально-волевой сферы у детей :

Различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;

Различие, осознание эмоций других людей;

Развитие произвольного поведения;

3. Обучение взаимодействия детей друг с другом и с взрослым :

Развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;

Воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;

Приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;

Усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие .

Примерный перспективный план по ознакомлению с окружающим и развитию речи (I направление ) для детей

среднего и старшего дошкольного возраста с ООП.

Опорные источники :

1. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 4-5 лет» (Серия «Коррекционно -развивающее обучение» );

2. И. Е. Светлова «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта и творческого мышления малыша»;

3. Ю. А. Соколова «Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка четырех лет» .

II направление – коррекция и развитие поведенческой,

эмоционально-личностной сфер.

Формы занятий : подгрупповая – 5 детей .

Форма работы : подгрупповое занятие.

Время поведения занятий : 20 минут.

Возраст

Расписание занятий : среда 09 :25 – 09 :45

Дата начала занятий : 21.10.2013 г.

Дата окончания занятий : 26.05.2014 г.

Цель : профилактика агрессивных эмоциональных реакций, развитие произвольной регуляции поведения.

Задачи :

1. Снижение уровня личной тревожности;

2. Обучение техникам и способам саморегуляции;

3. Отреагирование агрессивных проявлений;

4. Осознание своих потребностей, развитие эмпатии к другим;

5. Обучение конструктивным поведенческим реакциям;

6. Развитие позитивной мотивации к познанию, общению, обучению.

Опорные источники :

1. Е. В. Чех «Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку» ;

2. О. В. Хухлаева ;

3. Е. Л. Набойкина «Сказки и игры с «особым» ребенком».

III направление – формирование и развитие коммуникативных умений.

Формы занятий : подгрупповая – 4 ребенка.

Форма работы : подгрупповое занятие.

Время поведения занятий : 20 минут.

Возраст : дети среднего, старшего дошкольного возраста.

Расписание занятий : пятница 15 :45 – 16 :05

Дата начала занятий : 21.10.2013 г.

Дата окончания занятий : 26.05.2014 г.

Опорные источники :

1. О. В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» ;

2. Е. Л. Набойкина «Сказки и игры с «особым» ребенком»;

3. Л. В. Чернецкая «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов ДОУ».

Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач : развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы : животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов , значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. Научиться этому позволяют сказка и игра.

С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме .

Для процессуальной стороны игр характерны следующие моменты :

Демонстрация вариантов правильного поведения;

Считывание эмоциональных состояний детьми друг у друга;

Возможность использования элементов соревнования (например , кто лучше изобразит, как Муха-Цокотуха испугалась, как гости веселились и т. п.);

Использование при необходимости механического воздействия (например , ведущий своими пальцами помогает ребенку округлить глаза, растянуть губы в улыбке, сдвинуть брови, рукой ребенка прикрепить фигурку к магнитной доске и т. п.).

Организационно-деятельностный;

Эмоциональный (формирование эмоционально-ценностного отношения к миру) ;

Компонент просоциального поведения (формирование помогающего поведения) .

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ ДЛЯ РЕБЁНКА С ДЦП ПЕРИОД: С ПО ГОДА Ф.И.Р.: Задачи: Развитие мелкой моторики Развитие ориентировки в пространстве Тема "Детский сад и игрушки" "Ягоды" "Грибы" "Овощи" Тематический план занятий Содержание 1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик". 2. "Фигурки из палочек" (качели). 3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик). 4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из 3-х игрушек одну нужную). 5. "Дорисуй узор" 1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик " 2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод). 3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру). 4. Ниткография (полянка). 1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами" 2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк). 3. Игра с перловкой (грибы). 4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов". 5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур. 1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты" 2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей). 3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу). 4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами. Октябрь "Перелётные птицы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде" 2. Фигурки из веточек (стайки птиц) 3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох). 4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией) "Лебедь" "Домашние птицы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь" "Петушок" "Курочка". 2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм]

2 3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом) 4. Самомассаж гранеными карандашами "Почта" («Профессии») «Осень» 1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт). 3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку). 4. Художественный труд (конверт) 1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики5 "Грабли" 2. Фигурки из палочек 3. Обрывание (форма листьев различных деревьев) 4. Самомассаж с шариками. 5. Ниткография (осенние деревья). Ноябрь "Семья" 1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал" 2. Фигурки из палочек (рожица, очки). 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.) 4. Бусы в подарок маме из комков бумаги. 5. Игра " Пианино". "Наш город" "Одежда и обувь" 1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец" 2. Фигурки из палочек (башня, дом) 3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы) 4. Работа с камушками (дорога и машины) 5. Самомассаж с гранёными карандашами. 1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки" 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками. 3. Работа со шнуровками. 4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы) 5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь) 6. Плетение узора из разноцветных шнурков. 7. Дорисуй узор. «Домашние животные" 1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки" "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза" 2. Фигурки из палочек(киска) 3. Работа с перловкой (телёнка по контуру) 4. Работа со штампами

3 Декабрь "Зима" 1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз" 2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам" 3. Работа с ватой (снежные сугробы) 4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера). "Зимующие птицы" "Народная игрушка" "Зимние забавы" "Новый год" 1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи" 2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка) 3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками) 4. Ниткография (зимний лес) 1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей" 2. Фигурки из палочек (солнце). 3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок) 4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет) 5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи. 6. Дорисуй узор 1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик" 2. Фигурки из палочек (санки) 3. Работа с рисом (зимний пейзаж) 4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор. 1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка" 2. Фигурки из палочек (Ёлочка) 3. Обрывание (игрушки для ёлочки) 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок. 5. Дорисуй картинку. Январь "Посуда и пища" 1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли" 2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка) 3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек" 4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.) 5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду) "Дикие животные" 1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик" 2. Фигурки из палочек (ёжик) 3. Ниткография. 4. Самомассаж с гранёным карандашом. Февраль "Животные жарких стран" 1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон" 2. Работа с камушками (слон по контуру) 3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги. 4. Работа с бросовым материалом (любимое животное) 5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур "Рыбы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки" 2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка). 3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум) 4. Работа со штампами (превращение в рыбку)

4 5. Работа с манкой (шторм) 6. Ниткография (волны) 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. "Защитники отечества" "Животные холодных стран" 1. Пальчиковая гимнастика: "Солдаты" "Бойцы-молодцы" 2. Фигурки из палочек (танк, самолёт). 3. Работа с рисом (салют на синем картоне) 4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке" 5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ) Пальчиковая гимнастика: "Пингвин" «Медведи» 2. Работа с камушками (Пингвин по контуру) 3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги. 4. Работа с бросовым материалом (любимое животное) 5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур Март "Весна" 1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик" 2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей" 3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком) 4. Ниткография (краски весны) 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур. "Мамин праздник» "Строительные профессии» "Школа и библиотека" 1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан" 2. Фигурка из палочек (цветок для мамы) 3. Плетение (бант на коробку) 4. Обрывание (план) 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур 1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке" 2. Фигурки из палочек (дом и ворота) 3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу) 4. Самомассаж с шариками. 5. Работа с трафаретами. 6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края 1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик" 2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш) 3. Графический диктант 4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд) 5. Выложить буквы и цифры горохом. Апрель "Мебель" 1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол" 2. Фигурки из палочек 3. Работа с рисом и горохом 4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями) 5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые) "Космос" 1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета" 2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета) 3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо) 4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе)

5 5. Работа с рисом 6. Дорисуй узор "Бытовые приборы" "Откуда хлеб пришёл?" 1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос" 2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор) 3. Игра с волчками (конкурс) 4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо) 5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё. 1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь" 2. Фигурки из палочек (мельница) 3. Ниткография (колоски) 4. Работа с пшеном (хлеб) 5. Самомассаж с гранёным карандашом. 6. Тестопластика (крендельки) 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. Май "Цветы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы 2. Фигурки из палочек (кактус, ваза) 3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан) 4. Работа с тычками (полевые цветы) 5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края. "День Победы" "Насекомые" "Лето" 1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты" 2. Фигурки из палочек (танк, флажок) 3. Ниткография (вечный огонь) 4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам) 5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении 1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка". 2. Фигурки из палочек (бабочка, жук) 3. Обвести рисунок по точкам (комар) 4. Логическая цепочка со штампиком. 5. Ниткография (бабочка) 1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают" 2. Фигурки из палочек (карусель) 3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать) 4. Дорисуй узор в зеркальном отражении

6 Период: с по года Учитель-логопед: Рамазанова Н.М. Воспитатель: Казак Л.М. Перспективный план по развитию моторики рук Сентябрь Тема "Детский сад и игрушки" 1. Пальчиковая гимнастика: "Дружба" "В гости к пальчику большому" "Шарик". 2. "Фигурки из палочек" (качели). 3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик). 4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек (выбрать на ощупь из З х игрушек одну нужную). 5. "Дорисуй узор" Тема "Ягоды" 1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй " "Травка" "Этот пальчик " 2. "Фигурка из палочек " (корзинка для ягод). 3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру). 4. Ниткография (полянка). Тема "Грибы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами" 2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк). 3. Игра с перловкой (грибы). 4. Ласковая игра для пальчиков "Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов". 5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур. Тема "Овощи" 1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты" 2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей). 3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу). 4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

7 Октябрь Тема "Перелётные птицы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая" "скворечник" "Птенчики в гнезде" 2. Фигурки из веточек (стайки птиц) 3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох). 4. "Узнай меня!" (соединить точки одной линией) "Лебедь" 5. Дорисуй узор Тема "Домашние птицы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь" "Петушок" "Курочка". 2. Работа с гуашью [желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки - корм] 3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом) 4. Самомассаж гранеными карандашами Тема "Почта" («Профессии») 1. Пальчиковая гимнастика: "Гости" "Почтовый ящик 2.Фигурки из палочек (конверт). 3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку). 4. Художественный труд (конверт) Тема: «Осень» 1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики 5 "Грабли" 2. Фигурки из палочек 3. Обрывание (форма листьев различных деревьев) 4. Самомассаж с шариками. 5. Ниткография (осенние деревья). Ноябрь Тема "Семья" 1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья " "Кто приехал" 2. Фигурки из палочек (рожица, очки). 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека.) 4. Бусы в подарок маме из комков бумаги. 5. Игра " Пианино".

8 Тема "Наш город" 1. Пальчиковая гимнастика: "Газон засох" "Колодец" 2. Фигурки из палочек (башня, дом) 3. Фигурки из веток (здание детского сада, план группы) 4. Работа с камушками (дорога и машины) 5. Самомассаж с гранёными карандашами. Тема "Наша Родина" 1. Пальчиковая гимнастика: "Здравствуй" "Обогрей" 2. Фигурки из палочек (солнце). 3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок) 4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет) 5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи. Тема "Зима" 1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся" "Лёд" "Мороз" 2. Игра: "Разложи льдинки по формочкам" 3. Работа с ватой (снежные сугробы) 4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера). Декабрь Тема "Зимующие птицы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби" "Воробьи" 2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка) 3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками) 4. Ниткография (зимний лес) Тема "Зимние забавы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком" "Снеговик" 2. Фигурки из палочек (санки) 3. Работа с рисом (зимний пейзаж) 4. Самомассаж с шарами. 5.Дорисуй узор. Тема "Новый год" 1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка" 2. Фигурки из палочек (Ёлочка) 3. Обрывание (игрушки для ёлочки) 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок. 5. Дорисуй картинку.

9 Тема "Посуда и пища" 1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "мы посуду мыли" 2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка) 3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек" 4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.) 5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду) Январь Тема "Одежда и обувь" 1. Пальчиковая гимнастика: "варежки, сапожки, крючки" 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками. 3. Работа со шнуровками. 4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы) 5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь) 6. Плетение узора из разноцветных шнурков. 7. Дорисуй узор. Тема "Домашние животные" 1. Пальчиковая гимнастика: "Повстречались", "Лошадки" "Овечки" "Собака" "Кошка" "Коза" 2. Фигурки из палочек(киска) 3. Работа с перловкой (телёнка по контуру) 4. Работа со штампами Тема "Дикие животные" 1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик" 2. Фигурки из палочек (ёжик) 3. Ниткография. 4. Самомассаж с гранёным карандашом. Февраль Тема "Животные жарких стран" 1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха" "Слон" 2. Работа с камушками (слон по контуру) 3. Обведи рисунок по линии не отрывая карандаш от бумаги. 4. Работа с бросовым материалом (любимое животное) 5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур Тема "Защитники отечества" 1. Пальчиковая гимнастика:"Солдаты" "Бойцы-молодцы" 2. Фигурки из палочек (танк, самолёт). 3. Работа с рисом (салют на синем картоне)

10 4. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке" 5. Штампуем пальчиком (дорисовать образ) Тема "Рыбы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки" 2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка). 3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум) 4. Работа со штампами (превращение в рыбку) 5. Работа с манкой (шторм) 6. Ниткография (волны) 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. Март Тема "Весна" 1. Пальчиковая гимнастика: "Весенний дождик" 2. Работа с бумагой (скатывание) "дождик лей" 3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком) 4. Ниткография (краски весны) 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур. Тема "Мамин праздник" 1. Пальчиковая гимнастика: "Мамочка, тюльпан" 2. Фигурка из палочек (цветок для мамы) 3. Плетение (бант на коробку) 4. Обрывание (план) 5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур Тема "Строительные профессии" 1. Пальчиковая гимнастика: "Маляры, дом на горке" 2. Фигурки из палочек (дом и ворота) 3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу) 4. Самомассаж с шариками. 5. Работа с трафаретами. 6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края Тема "Школа и библиотека" 1. Пальчиковая гимнастика: "Мы писали, колокольчик" 2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш) 3. Графический диктант 4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд) 5. Выложить буквы и цифры горохом.

11 Апрель Тема "Космос" 1. Пальчиковая гимнастика: "Игра ладонями, Комета" 2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета) 3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо) 4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе) 5. Работа с рисом 6. Дорисуй узор Тема "Мебель" 1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол" 2. Фигурки из палочек 3. Работа с рисом и горохом 4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями) 5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые) Тема "Бытовые приборы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Телевизор, часы, пылесос" 2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор) 3. Игра с волчками (конкурс) 4. попади в цель (скомкать газету, забрасывать в кольцо) 5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё. Тема "Откуда хлеб пришёл?" 1. Пальчиковая гимнастика: "Хлебушек, пекарь" 2. Фигурки из палочек (мельница) 3. Ниткография (колоски) 4. Работа с пшеном (хлеб) 5. Самомассаж с гранёным карандашом. 6. Тестопластика (крендельки) 7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур. Май Тема "Цветы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Цветки, мак, хризантемы 2. Фигурки из палочек (кактус, ваза) 3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан) 4. Работа с тычками (полевые цветы) 5.Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

12 Тема "День победы" 1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты" 2. Фигурки из палочек (танк, флажок) 3. Ниткография (вечный огонь) 4. Работа с катушками (памятник павшим солдатам) 5. Дорисуй картинку в зеркальном отражении Тема "Насекомые" 1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка". 2. Фигурки из палочек (бабочка, жук) 3. Обвести рисунок по точкам (комар) 4. Логическая цепочка со штампиком. 5. Ниткография (бабочка) Тема "Лето" 1. Пальчиковая гимнастика: "Веселые ребята" "Качели" "Пальчики отдыхают" 2. Фигурки из палочек (карусель) 3. Пейзаж на манке (где я буду отдыхать) 4. Дорисуй узор в зеркальном отражении


Утверждаю Директор ГКОУ «Детский дом 4» г. Балаково Г.В.Шутова Коррекционно развивающая программа «Волшебные пальчики» (срок реализации 2015-2017 гг.) Воспитатель: Пчелина В.В. Пояснительная записка. Ученые

Перспективный план п/п Лексическая тема Виды работ 1, 2 недели обследование I-й период обучения Сентябрь 3 Развитие общего внимания, понимания речи 4 Развитие фонематического слуха Октябрь Самомассаж бусинами

Пояснительная записка Актуальность: Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования «Муравейник» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы «Муравейник» обусловлена тем, что тренировка пальцев положительно

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 26 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физичесдем^э^витию детей Красногвардейского района СаНкт-Петербурга

Познавательно исследовательская деятельность (Ознакомление с социальным миром, предметным окружением, с миром природы) 36 часов Дата Тема Литература 1.Детский сад и его сотрудники Комплексные занятия с.35

Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» в средней группе. Акатьева Л.П. Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» в средней группе. Актуальность проблемы. «Истоки

УТВЕРЖ ДЕНО: заведующим М БДОУ «Детский сад 452 «Родничок» Д^(У4/ОщЛ.М. Т о н к о н о г Приказ от 0Е09.2017 г. 158 ft $ X X 2У 11 I «s Ц 1 \л о С Комплексно-тематическое планирование работы учителя - дефектолога

Утверждена приказом 53 от 30.08.2016 заведующая МБДОУ 24 «Тургай» Н.В.нтипова Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Умный карандашик»

Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки» Младшая группа Неделя Тема Цель Виды деятельности Сентябрь 1-2 Диагностика 3 Осень 1. Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью 2. Обследовать детей

Месяц Дата недели сентябрь 1 05 09.09 1 16.09 19.09 6 0.09 Тема недели Тема НОД Программные задачи Материал, оборудование Детский сад.игрушки Пряники для мишки Мой город Что нам осень подарила. овощи Что

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Октябрьского района Рабочая программа «Умные пальчики» рассмотрена и допущена к реализации решением Экспертного совета

Сентябрь Месяц Неделя, дата Тема недели Тема НОД Программные задачи Материал, оборудование 1 01.09-09.09 2 12.09-16.09 Детский сад. Игрушки Мой город Мой мяч. Моя пирамида. Знакомство с кругом, треугольником.

Презентация опыта работы Резеда Галины Дмитриевны Воспитателя МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 198 «Белоснежка» 2017 г. Тема: «Формирование активной речи у детей с ФФНР через тренировку пальцев

Ноябрь Декабрь «Обувь». «Человек. Его здоровье. Части тела». «Мебель. Части мебели». «Посуда». «Бытовая техника». головных уборах. Развивать логическое мышление и звукопроизношение. Расширять знания детей

Программа кружка для детей 2-4 лет «Ловкие пальчики». 2018-2019год Актуальность. Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.

Занятие 1 1. Развитие восприятия (целостность объекта). Знакомство с понятием «целый», «часть», «половина». 2. Ориентация в пространстве. Знакомство с понятиями «высокий - средний - низкий», «высоко низко»,

ГБОУ СОШ 289 дошкольное отделение детский сад 474 Воспитатель Чуканова В.Н. Перспективный план работы с бумагой. II младшая группа. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Апрель Май Адаптационный

УТВЕРЖ ДЕНО: заведующим М БДОУ «Детский сад 452 «Родничок» JEM. Т онконог Приказ от 01.09.2017 г. 158 Комплексно-те1матическое планирование работы учителя - дефектолога старшая группа (2017-18 уч. г.)

Перспективное планирование работы по развитию психических процессов у старших дошкольников с использованием дидактических игр. месяц сентябрь Лексическая тема «Детский сад. День знаний». Дидактические

Темы проектной деятельности на 2018-2019 учебный год 1 младшая группа Дата Тема Итоговое событие 3сентября - 14сентября 17 сентября 21сентября 24 сентября 28 сентября 1 октября 12октября «До свидания лето,

Месяц Дата недели сентябрь 1 05 09.09 1 16.09 19.09 6 0.09 октябрь 1 0 07.10 Тема недели Тема НОД Программные задачи Материал, оборудование Детский сад.игрушки мячик Учить детей рисовать предметы круглой

Проект «Ловкие пальчики» Воспитатели: Махмутова З.Ф.,Радионова С.Н. Длительность проекта: 3 месяца (февраль-апрель) Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность. Мелкая

Дидактические игры для детей от 2 до 3 лет Мы предлагаем вам серию игр с предметами и серию игр на изучение формы, цвета и величины. Игры с предметами Цели игры: Игры с предметами развивают мелкую моторику;

МДОУ «Детский сад 157» Памятка для воспитателей «Игры для развития мелкой моторики» Подготовила: Воспитатель Голякова М.Н. г. Ярославль 2018г. Самомассаж кисти и пальцев рук. Игровой самомассаж рекомендуется

Пояснительная записка "Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев." В.А. Сухомлинский Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания

Сентябрь тический перспективный план на сентябрь месяц в средней группе «Весѐлые ребята» Развитие речи Ознакомление с окружающим миром / Аппликация «Я и детский сад» «Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II класс Изобразительное искусство I четверть (7, 1 час в неделю) 1. Овощи и фрукты с натуры. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. 2. Грибы с натуры. Строение гриба (ознакомительно).

(Группа раннего возраста) Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4,5 неделя Адаптация Адаптация Любимые Веселые потешки Осень, осень, в гости просим! В Гостях у (грибы, ягоды) У бабушки в огороде (овощи) Фруктоши

План продуктивной деятельности в группе общеразвивающей направленности для детей с 3 до 4 лет. Сентябрь. 1. «Розовый букет» Рисование тычками. Познакомить детей с «тычком» Учить детей рисованию тычками,

Дата Группы 1 младшая 2 младшая Средняя Старшая Подготовительная к школе (01.02.2016г.) 1 сентября - День знаний сентябрь 02.09. «До свиданья, лето! Здравствуй, «До свиданья, лето! Здравствуй, «Здравствуй,

Календарно - тематичекий план взаимодействия с детьми с ОВЗ (1 и 2 год обучения). Разработала учитель-дефектолог, учитель-логопед МБДОУ д/с 5 «Золотая рыбка» г. Богородска Маркова И. Р. на основе программы

Перспективный план работы с детьми по нетрадиционной технике рисования Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе. Тема Программное содержание Рисование пальцем или ватной

Оглавление 1.Целевой раздел Пояснительная записка 1.1 Направленность Программы 1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Программы 1.3 Цель, задачи Программы Принципы построения Программы

Пояснительная записка. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребѐнка: Лепка наряду с другими видами изобразительного

Пальчиковая страна ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на март-июнь 2017г Детский клуб «Рюкзачок» Занятия кружка «Пальчиковая страна», студии МАЛЫШ, нацелены на развитие мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой

Октябрь сентябрь Месяц, число тема недели 4 Дары осени (19.09-23.09) 5 Осень. Дикие животные наших лесов. (26.09-30.09) 1 Я- человек. Части тела. (03.10 07.10) ООД Познавательное развитие (окружающий мир)

Перспективное планирование кружковой работы по рисованию с использованием нетрадиционных способов в средней группе МДОУ детский сад 18 «Весёлый карандаш» Воспитатель: Потапова Елена Владимировна 2014-2015

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению

Календарно-тематическое планирование основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в МБДОУ на 2018-2019 учебный год Неделя Праздник по календарю Дата 1 младшая 2 младшая Средняя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа 36 города Липецка Рассмотрено и принято Педагогическим советом МБОУ СШ 36 города Липецка Протокол 1 от 28.08.2018 Утверждено Директор

Календарный месяц Сентябрь 1 неделя Октябрь Корпус 31(1) по адресу: Гайдара, 1а. Ранний возраст 1 младшая группа 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа До свиданья, лето,

Материально-техническое оснащение логопедических кабинетов МКДОУ 8 г.сим Оснащение кабинетов Количество Инвентарный номер 1 Рабочий стол 1 2 Столы детские 4 3 Стулья 1 4 Тумбочка 1 5 Стульчики детские

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор Катунова М.Р...20 г. Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) на 2017-2018 учебный год Тема должна быть

Перспективный план работы кружка «Веселые ладошки» Средняя группа Неделя Тема Цель Виды деятельности Сентябрь 1-2 Диагностика 3 неделя Детский сад Игрушки 1. Выявить уровень сформированности графических

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 49 «Весёлые нотки» городского округа Тольятти Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа

Лексические темы для ясельной группы (1,6 2 года) Сентябрь Игрушки Ближайшее окружение, взаимодействие с предметами Октябрь Осень Элементарные представления об осени; наблюдения Ноябрь Домашние животные

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 8 комбинированного вида «Земляничка» Принят на педагогическом совете Протокол От августа 2015 года Утверждаю

Комплексно тематическое планирование (Приложение 2) Младшая группа Месяц Неделя Тема Сентябрь Тема: «Осень» Октябрь «До свидания, лето, здравствуй детский сад» «Что нам осень подарила?» «Лесные звери и

Сетка непосредственно образовательной деятельности Вид деятельности Количество образовательных ситуаций и занятий в Младшая Средняя Старшая Подготовительная 1 Двигательная деятельность 3 занятия физической

Продолжительность учебного года Изучение характеристики образования детей в рамках индивидуального образовательного маршрута Зимние каникулы Максимальное количество и продолжительность НОД в течение дня

Временной период Ведущая тема (для всех групп) Неделя Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год Вторая группа раннего возраста 01.09-04.09 «Друзья собираются I 1 Адаптационный Игрушки. Наша

I младшая группа С 01.09. по 27.11.2015 г. - адаптация 1. «Зима» ООД Лепка «Снеговик» 2. «Скоро Новый год!» Новогодний утренник. 3. Зимняя одежда и обувь» ООД Рисование: «Шубка для куклы Кати» 4. «Игрушки»

Приложение 3 Календарно-тематическое планирование II младшая группа СЕНТЯБРЬ 1. «Здравствуй, детский сад» 2. «Я и мои друзья» 3. «Мама, папа, я дружная семья» 4. «Я - человек» ОКТЯБРЬ 1. «Осень. Названия

Программа по развитию мелкой моторики. «Золотое зёрнышко» Пояснительная записка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И.П. Павлов,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 365» г.о. Самара) адрес: 443042, Самарская область, г.

Перспективное планирование «Развитие мелкой моторики» вторая группа раннего возраста Воспитатель I квалификационной категории Сулимина О. В. ОКТЯБРЬ ШНУРОВКИ постоянно ТЕМА 1. Нанизываем кольца. формировать

Обоснования внесения изменений и дополнений в основную адаптированную образовательную программу для детей с тяжёлыми нарушениями речи МБДОУ «ДС 261 г. Челябинска» 1. В связи с изменением тематического

План работы по кружковой деятельности (лепка) в средней группе «Пластилиновая фантазия» Цель: Воспитание устойчивого интереса к художественно-эстетической деятельности через занятия лепкой. Задачи: 1.

Приложение Календарь жизни Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты 05-06 учебный год янва рь декабрь ноябрь октябрь сентябрь

Октябрь Сентябрь Распределение образовательной нагрузки на 2016-2017 год Месяц Неделя 01.09-16.09 19.09-23.09 Тема 5-6 лет 6-7 лет Обследование Обследование Игрушки. Материалы, из которых они сделаны.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Режим дня в холодный период в первой младшей группе Режимные моменты Время Прием детей, самостоятельная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Программа Саморазвития. Выполнила педагог первой квалификационной категории Иванова Елена Николаевна Тема: «Развитие мелкой

Как подготовить ребёнка к школе? На какие основные моменты обратить внимание при подготовке ребенка: развитие общего кругозора изучение букв и цифр, геометрических фигур и цветов, понятий право/лево, большой/маленький,

Ноябрь Октябрь Сентябрь Комплексно тематическое планирование с 1.09.2015 по 31.05.2016 год Блок Нед ели Ранний возраст младшая средняя Старшая - подготовительная праздники Я и д/с 1 Мы пришли в детский

Тематическое планирование содержания дошкольного образования по программе «Детский сад 2100» на 2015-2016 учебный год Вторая младшая группа (3-4 года) Сентябрь 1 1-6 2 7-13 Лето 3 14-20 Путешествие в зелёную

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности МБДОУ детский сад 5 (старшая группа ОНР) Месяц Тематическая неделя Дата События Сентябрь 1,2,3. Диагностика 4. Овощи. Труд взрослых на

«Утверждаю» Пояснительная записка к календарному учебному графику муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 365 городского округа Самара на 2014-2015

Утверждаю Заведующий МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 37» Т.П. Гаврикова Паспорт кабинета учителя-дефектолога Холодилиной Н.А. п/п Наименование Имеется в наличии (количество) ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

2 группа раннего возраста «Капельки» Месяц Неделя Тема Итоговое мероприятие «Наш любимый детский сад» 1.09.-09.09. Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 12.09.-16.09. 19.09.-23.09. 26.09.-30.09. 03.10-07.10.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости школьников - особое относительно нормы состояние психического развития личности, имеющее название «задержка психического развития» (ЗПР).

Статистически половина хронически неуспевающих учащихся обнаруживает отклонения в развитии интеллекта. В общем виде задержка психического развития представляется таким образом: высшие психические функции (мышление, внимание, память, речь, восприятие) развиваются в замедленном, по сравнению с нормой, темпе.

Ограниченность психических и познавательных возможностей не дают школьнику с успехом справляться с задачами и требованиями, предъявляемыми ему социумом. Ярче всего эти ограничения проявляются в момент начала обучения в школе. Ребенок с ЗПР на протяжении всего младшего школьного возраста отдает предпочтение игровой деятельности, проявляя минимальный интерес или его отсутствие в отношении учебы. У ребенка с задержкой психического развития наблюдается слабая развитость произвольной сферы – ребенку трудно сосредоточиться, переключаться, работать по шаблону. Отсутствие усидчивости создает трудности перед ребенком, не выносящим тяжести напряженного учебного процесса. В итоге ребенок истощается, переутомляется. Содержание школьной программы также представляет для ребенка перечень непосильных задач (в силу неумения сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать).

Все перечисленные аспекты являются предпосылками к тому, чтобы ребенок в скором времени оказался в рядах неуспевающих, что, в свою очередь, влечет отклонения в поведении. Именно поэтому детям с ЗПР крайне необходима коррекционно-развивающая программа, способствующая выходу ребенка из состояния хронической дезадаптации.

Настоящий коррекционно-развивающий маршрут представлен серией специально организованных коррекционно-развивающих занятий, сформированных с учетом индивидуальных особенностей сопровождаемого ребенка. Данным маршрутом предусмотрено развитие познавательного интереса ребенка, закрепление навыков, получаемых ребенком из предметно-развивающей среды и коррекционных мероприятий.

Занятия проводятся один раз в две недели. Длительность одного занятия – 80 минут.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩЕГОСЯ 2«Б» КЛАССА ИВАНОВА РОМЫ, 2008 ГОДА РОЖДЕНИЯ

Рома обнаруживает низкий уровень знаний об окружающей среде. Мальчик слабо ориентируется в днях недели, временах года, месяцах, цветах, испытывает трудности при классификации объектов.

У Ромы неустойчивое, быстро переключаемое внимание. Мальчик неусидчив, подвижен. Недостатки организации внимания обусловлены низкой активностью интеллектуальной сферы, слабо развитыми навыками и умениями самоконтроля. У ребенка слабо развито чувство ответственности, отсутствует интерес к обучению.

Память характеризуется низким объемом, кратковременная память превалирует над долговременной. Мышление, преимущественно, наглядно-действенное.

Игровая деятельность у мальчика преобладает над учебной. Продуктивная деятельность имеет место в небольших объемах (мальчик проявляет интерес к рисованию, при этом изображения у него однотипные; лепкой ребенок не интересуется вовсе).

Речевая деятельность у ребенка в пределах возрастной нормы. Речь связная, хотя несколько отрывиста. Грамматический строй речи не нарушен. Коммуникативные навыки ослаблены, ребенок склонен испытывать тревогу при новых контактах, испытывает зажатость и смущение, если незнакомый человек (особенно взрослый) обращается к нему. Иногда склонен проявляться негативизм.

Работоспособность низкая в силу повышенной утомляемости, есть признаки психомоторной расторможенности.

Ребенок психически неустойчив, легко впадает в гнев, наблюдаются частые смены настроения. Имеют место стереотипии поведения (раскачивания взад-вперед в состоянии стресса), вспышки агрессии. Замечены пищевые пристрастия.

Вследствие перечисленных характеристик можно заключить: у обучающегося имеются затруднения в овладении полноценными коммуникативными навыками, проблемы с учебой. Познавательный интерес ребенка низок и нуждается в коррекции. Вследствие коррекционных мероприятий по развитию у ребенка познавательного интереса ожидается определение путей и средств достижения целей обучения и воспитания.

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

  • Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничение представлений об окружающем мире;
  • Темп выполнения заданий низок;
  • Потребность в постоянной помощи взрослого;
  • Уровень свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключения) низок;
  • Уровень развития речи, мышления снижен;
  • Затрудненное понимание инструкций;
  • Низкая самооценка;
  • Тревожность,
  • Повышена утомляемость, выраженная двигательной расторможенностью, периодической гиперактивностью, отказом ребенка выполнять задания; присутствует повышенная возбудимость, склонность к упрямству, противоречию.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ МАРШРУТ

Цель коррекции: развитие познавательных процессов ребенка (памяти, восприятия, внимания, мышления), овладение навыками самоконтроля.

Задачи коррекции:

  • Формирование положительной учебной мотивации.
  • Обучение простым методам мышечной релаксации, в целях регуляции нервно-психических состояний.
  • Снижение уровня тревожности, напряженности, гиперактивности.
  • Развитие у ребенка памяти, внимания, восприятия, мышления.
  • Ознакомление мальчика с чувствами и эмоциями.

Предмет коррекции: познавательные процессы.

Объект коррекции: Рома Иванов, 8 лет.

Объём программы: 15 часов.

Коррекционно-развивающий маршрут включает три основных блока:

  • диагностический;
  • коррекционный,
  • блок оценки эффективности коррекционных мероприятий.

Особенности программы: при проведении коррекционных занятий желательно присутствие родителей для установления у них адекватного восприятия собственного ребенка, понимания ими особенностей его поведения. Желательно установление такой формы сотрудничества с родителями, чтобы все стороны процесса активно взаимодействовали для достижения наиболее эффективного результата коррекционной работы. Благодаря практикуму родители смогут выработать систему ежедневной работы с ребенком по развитию у него познавательных интересов.

Регулярные, систематические занятия, целеустремленность педагога и родителей, объединение их усилий многократно увеличивают вероятность успешных результатов работы.

Развитие познавательных процессов ребенка, предусмотренное в настоящем коррекционно-развивающем маршруте, в свою очередь, должно повлечь следующие моменты общего развития ребенка:

  • формирование механизмов социально положительного поведения;
  • формирование систем представлений об окружающей среде и самом себе;
  • формирование основ социально-бытовой ориентации.

Основу социально положительного поведения составляют навыки общения – умение попросить о помощи, адекватно отреагировать на ситуацию, уметь делать выбор, соблюдать правила и нормы, уметь различить эмоции собеседника, обладать навыками самоконтроля.
Развитие средств коммуникации - основа формирования умений и навыков ребенка.

В коррекционной работе предполагается задействование дефектолога Ивановой И.И. и педагога-психолога Петровой М.И.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(первое полугодие 2016-2017 учебного года)

Дата

Мероприятия

«Вот и я»

  • Знакомство с ребенком (рассказ о себе),
  • психодиагностика

«Делу время – потехе час»

  • Обучение ребенка простым методикам релаксации (упражнения для пальцев, упражнения-релаксация),
  • воспитание организованности, самоконтроля (рисуночная рефлексия)

«Я – уникум»

  • Формирование «Я-концепции» (знакомство с понятием «самооценка»),
  • анализ своего поведения, своей личности (работа с правилами поведения, изучение устного народного творчества – русских пословиц, поговорок)

«Развиваем память»

  • Знакомство с понятием «память»,
  • изучение свойств и видов памяти,
  • упражнения по развитию памяти (игра «мемори», поиск «пропавших игрушек»),
  • разучивание стихотворений

«Я ощущаю, а значит существую»

  • Ознакомление с понятием «ощущение» (беседа об ощущениях),
  • развитие наблюдательности, внимательности (игра «Угадай наощупь, что лежит в мешке»),
  • способы развития ощущений (игры на развитие ощущений – определение гладкости/шероховатости, твердости/мягкости и т.д.).

«Развиваем внимание»

  • Ознакомление с понятие «внимание» (беседа о внимании),
  • развитие внимания (игры на развитие внимания – поиск отличий, настольные игры),
  • выработка навыков дисциплинированности

«Дарим радость»

  • Беседа о культуре общения, знакомство с правилами общения (чтение сказки «Приключения коровушки Моти и пастушки Федоры» и ее анализ),
  • развитие культуры общения, благожелательности и дружелюбия (игра «Радость общения», работа со стихами).

«Что такое ум»

  • Знакомство с понятием «ум» (в игровой форме демонстрируется важность ума в жизни человека, необходимость развивать свой ум),
  • игры на развитие логики («трое в ряд», классификация предметов).

Итоговая диагностика (анализ достижений ребенка)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного и младшего школьного возраста – СПб.: КАРО, 2008.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф, 2009.
  4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации - М.: МГППУ, 2012.