Если руководство компании вызвали на допрос в налоговую. Шесть советов тем, кто получил повестку на допрос в налоговую Налоговая вручила письмо с повесткой не тому

Не стоит этого пугаться или игнорировать: такое уведомление может получить любой человек. Отнеситесь к этому спокойно и ответственно. При этом следует знать следующее:

Кого налоговики могут вызвать в качестве свидетеля

Согласно законодательству налоговые органы вправе вызывать на допрос в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (ст. 90 НК РФ).
Налоговики сами определяют, кто может обладать необходимыми сведениями, и не обязаны обосновывать свой выбор.
Свидетель не имеет права отказаться от дачи показаний в рамках допроса без имеющихся на то оснований. Лицо не обязано свидетельствовать против самого себя и своих близких. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, может быть подвержено штрафу (ст. 128 НК РФ).

Кого налоговики не могут вызвать в качестве свидетеля

Есть три категории лиц, которые не могут быть допрошены:
- лица, не достигшие 14 лет (малолетние);
- лица, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налоговиков;
- лица, которые в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей получили информацию, интересующую налоговый орган и относящуюся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат, аудитор, нотариус).

Допрос - это мероприятие налогового контроля, в ходе которого допрашивается свидетель, а его показания заносятся в протокол.
При проведении допроса обязательно составляется протокол по установленной форме. До начала допроса свидетель расписывается о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Допрос является доказательством по делам о налоговых правонарушениях.
Допрос проводит должностное лицо налогового органа. При этом необязательно, чтобы допрос проводил сотрудник, который входит в группу проверяющих. Более того, это может быть сотрудник из другого налогового органа, на учете которого стоит организация либо физическое лицо.
Допрос может проводиться как в самой инспекции, так и на месте пребывания свидетеля.
Ограничений относительно того, в каких случаях налоговики могут проводить допрос, нет.

Как проходит допрос

Перед началом допроса инспектор:
- проверяет документы, удостоверяющие личность свидетеля;
- выясняет, владеет ли свидетель русским языком (если нет, решается вопрос о привлечении переводчика);
- предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний
Инспектор также должен предупредить свидетеля, будут ли использованы в процессе допроса, например, диктофон или видеокамера. Об этом в протоколе делается специальная отметка, и впоследствии запись прикладывается к протоколу и является способом закрепления доказательств.
Оформлением протокола занимается инспектор. От допрашиваемого лица требуется:
- проверить сведения о себе и расписаться под ними;
- расписаться в том, что ознакомлены со своими правами и обязанностями, в частности об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний;
- внимательно прочитать протокол по окончании допроса и, если есть замечания и возражения, указать на них в протоколе;
- подписать сам протокол.
Все присутствующие (инспектор, переводчики и другие лица) также должны расписаться. Если в ходе допроса использовались какие-либо документы или материалы (например, фотографии или видеозаписи), независимо от того, кто их предъявлял, они должны быть приложены к протоколу.

Выдать допрашиваемому лицу копию протокола налоговики могут, но не обязаны.

И самое главное

Допросы свидетелей уже давно стали обычными мероприятиями налогового контроля для большинства инспекций. Многие допросы свидетелей помогли в раскрытии налоговых преступлений, многие из них способствовали предупреждению финансовых махинаций, помогли гражданам, которых недобросовестные налогоплательщики пытались вовлечь в сомнительный бизнес. В связи с этим, в интересах каждого добропорядочного налогоплательщика не игнорировать вызов в налоговую инспекцию в качестве свидетеля, а в назначенное время явиться к налоговикам и исполнить свой гражданский долг.
Межрайонная ИФНС России №6 по Ивановской области

Действующее налоговое законодательство не предусматривает конкретного перечня причин, которые будут признаны уважительными.

Согласно ст. 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 НК РФ).

Вызов свидетеля в налоговый орган производится на основании повестки за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, вручаемой лицу, вызываемому в качестве свидетеля, под расписку либо направляемой заказным письмом с уведомлением о получении. Таким образом, если гражданин получил повестку о вызове в налоговый орган, то он либо должен явиться на допрос либо представить документальные доказательства того, что помешало это сделать.

Налоговым кодексом не предусмотрен конкретный перечень причин, которые будут являться уважительными. Из практики можно сделать вывод, что уважительными причинами, например, могут стать болезнь самого вызываемого гражданина или члена семьи, требующего ухода. В любом случае необходимо поставить в известность должностное лицо налогового органа о том, что гражданин не сможет прибыть на допрос в назначенное время, например, по телефону.

Приведем примеры судебных решений по данному вопросу:

— суд признал причину неявки в налоговый орган гражданина в качестве свидетеля в связи с болезнью уважительной. Факт болезненного состояния был подтвержден справкой. Бремя доказывания неуважительности причины неявки (уклонения от явки) лежит на налоговых органах. Налоговым органом не было представлено доказательств, опровергающих довод заявителя (Решение Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 по делу N А23-1512/07А-14-90);

— суд не признал уважительной причиной для неявки на допрос в налоговый орган нахождение гражданина в командировке в другом городе (Определение Нижегородского областного суда от 13.03.2012 по делу N 33-2137).

Что является уважительной причиной для неявки на допрос в налоговый орган?

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Политика обработки персональных данных (далее – Политика) разработана в
соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ-152).
1.2. Настоящая Политика определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных в ООО Адвокатская Коллегия “Налоговые адвокаты” (далее – Оператор) с целью защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
1.3. В Политике используются следующие основные понятия:
- автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
- блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
- информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
- обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;
- обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
- оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
- распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
- трансграничная передача персональных данных - передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.
- уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
1.4. Компания обязана опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к настоящей Политике обработки персональных данных в соответствии с ч. 2 ст. 18.1. ФЗ152.
2. ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
2.1. Принципы обработки персональных данных
2.1.1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:
- законности и справедливой основы;
- ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;
- недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;
- недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
- обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
- соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;
- недопустимости обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;
- обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;
- уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.2. Условия обработки персональных данных
2.2.1. Оператор производит обработку персональных данных при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
- обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
- обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;
- осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);
- осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.
2.3. Конфиденциальность персональных данных
2.3.1. Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
2.4. Общедоступные источники персональных данных
2.4.1. В целях информационного обеспечения у Оператора могут создаваться общедоступные источники персональных данных субъектов персональных данных, в том числе справочники и адресные книги. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, должность, номера контактных телефонов, адрес электронной почты и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
2.4.2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных, уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных либо по решению суда.
2.5. Специальные категории персональных данных
2.5.1. Обработка Оператором специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, допускается в случаях, если:
- субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;
- персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации о пенсиях по государственному пенсионному обеспечению, о трудовых пенсиях;
- обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно;
- обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;
- обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия;
- обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством об обязательных видах страхования, со страховым законодательством.
2.5.2. Обработка специальных категорий персональных данных, осуществлявшаяся в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 10 ФЗ-152 должна быть незамедлительно прекращена, если устранены причины, вследствие которых осуществлялась их обработка, если иное не установлено федеральным законом.
2.5.3. Обработка персональных данных о судимости может осуществляться Оператором исключительно в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
2.6. Биометрические персональные данные
2.6.1. Сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность - биометрические персональные данные - могут обрабатываться Оператором только при наличии согласия субъекта персональных данных в письменной форме.
2.7. Поручение обработки персональных данных другому лицу
2.7.1. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152 и настоящей Политикой.
2.8. Обработка персональных данных граждан Российской Федерации
2.8.1. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» при сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев:
- обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;
- обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
- обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;
- обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.
2.9. Трансграничная передача персональных данных
2.9.1. Оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных, до начала осуществления такой передачи.
2.9.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
- наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных;
- исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.
3. ПРАВА СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных
3.1.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.
3.2. Права субъекта персональных данных
3.2.1. Субъект персональных данных имеет право на получение у Оператора информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
3.2.2. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с субъектом персональных данных (потенциальным потребителем) с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных.
3.2.3. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных в вышеуказанных целях.
3.2.4. Запрещается принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, или при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.
3.2.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований ФЗ-152 или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
3.2.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда.
4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
4.1. Безопасность персональных данных, обрабатываемых Оператором, обеспечивается реализацией правовых, организационных и технических мер, необходимых для обеспечения требований федерального законодательства в области защиты персональных данных.
4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно-технические меры:
- назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
- ограничение состава лиц, допущенных к обработке персональных данных;
- ознакомление субъектов с требованиями федерального законодательства и нормативных документов Оператора по обработке и защите персональных данных;
- организация учета, хранения и обращения носителей, содержащих информацию с персональными данными;
- определение угроз безопасности персональных данных при их обработке, формирование на их основе моделей угроз;
- разработка на основе модели угроз системы защиты персональных данных;
- использование средств защиты информации, прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз;
- проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
- разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
- регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
- использование антивирусных средств и средств восстановления системы защиты персональных данных;
- применение в необходимых случаях средств межсетевого экранирования, обнаружения вторжений, анализа защищенности и средств криптографической защиты информации;
- организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
5.1. Иные права и обязанности Оператора в связи с обработкой персональных данных определяются законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
5.2. Работники Оператора, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут материальную, дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в порядке, установленном федеральными законами.

ИНСТРУКЦИЯ Как себя вести на допросе в ФНС?

Работника компании или ее руководителя вызвали на допрос в налоговую. Неприятно? Конечно. Но бояться не стоит, главное – знать свои права.Что нужно учитывать при явке в инспекцию для дачи показаний.

Налоговики могут проводить допрос свидетеля как при подготовке к проверке компании, так и в процессе проведения контрольного мероприятия. Цель вызова для дачи показаний, как правило, одна – уличить фирму (или ее контрагента) в налоговом правонарушении и наказать ее за это. Сразу оговорюсь, реагировать стоит только на официальные вызовы на допрос, документально они оформляются в виде повестки. Если из инспекции позвонили и попросили явиться для разговора, можно смело игнорировать такое приглашение.

В повестку о вызове на допрос свидетеля, как правило, включаются такие сведения: о мотивах, послуживших поводом к встрече, о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса, ну и разумеется, о месте. Получается, что вызываемое лицо заранее будет представлять, для чего фискалы назначают ему «свидание», а значит, появляется и время для подготовки. Все показания свидетеля должны быть занесены в протокол. Только такой допрос можно считать законным. Обязательно проследите, чтобы эта бумага заполнялась во время разговора с чиновниками.

Пошел в отказ

Перед дачей показаний инспектор предупредит свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от общения с ним и за дачу заведомо ложных показаний. Об этом будет сделана отметка в протоколе, которую свидетелю нужно подписать. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, может грозить ему штрафом в размере 1000 рублей. За неправомерный отказ от разговора, а равно как и за дачу заведомо ложных показаний, предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. Такая ответственность предусмотрена в Налоговом Кодексе. А вот реагировать на угрозы уголовного преследования за подобные деяния не стоит – его в данном случае нет, равно как и административной ответственности.

В некоторых случаях гражданин вообще имеет право отказаться от дачи показаний. Как известно, в нашей стране никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. К последним относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Как известно, в качестве свидетелей налоговики могут вызвать работников организации, в том числе и бывших. Причем сделать это ревизоры вправе и при приостановлении проверки. Такое разъяснение дала ФНС в Письме от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309@.

Ссылаться на болезнь, как причину неявки на допрос, в некоторых случаях оказывается бесполезно – налоговики могут прийти, и домой к свидетелю, и в больницу, и любое другое место, в котором он находится. Однако можно и попробовать отсрочить встречу. Только обязательно нужно заранее уведомить инспекцию о невозможности явиться в назначенное время и попросить их выслать повторную повестку. Разумеется, повод к отмене встречи должен быть весомым, кроме того, предполагается, что он документально подтвержден. Это может быть: больничный лист или бумага, которые, например, подтвердят, что свидетель находился в командировке, в отпуске и так далее. Конечно, у ревизоров есть право провести допрос в месте нахождения свидетеля. Но вероятнее всего, они будут ждать, если речь конечно не идет о каком-то очень важном или «дорогом» деле.

Право на адвоката

В Письме от 30 октября 2012 года № АС-3-2/3920@ Минфин подтвердил вывод о том, что НК не определяет перечень лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при нем.

На встрече со свидетелем должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В случае допроса свидетеля, который пользуется услугами защитника, адвокат в порядке пункта 3 статьи 99 НК РФ вправе делать замечания, которые должны быть внесены в протокол или приобщены к делу. Однако ответы на вопросы при проведении допроса свидетель должен давать самостоятельно. Естественно, присутствие адвоката вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Защита и наступление

Итак, представим, что сотруднику компании пришла повестка: его вызывают на допрос в инспекцию. Паниковать не нужно, необходимо спокойно подготовиться к встрече с налоговиками. Помните, всегда есть возможность по суду признать протокол допроса недействительным. Так, ревизоры часто забывают в начале разговора рассказать свидетелю об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний вообще. А это уже нарушение закона. В этом случае не забудьте указать в протоколе «Не ознакомлен» и поставить подпись.

Конечно, честность – это хорошо, но не всегда. Поэтому быть кристально честным иногда не стоит. Возможно, во время допроса лучше сослаться на «плохую память», ответив на «неудобный» вопрос так: «Давно это было, я уже и не помню» или что-то подобное. Да, за дачу заведомо ложных показаний предусмотрена ответственность, но кто докажет, что у человека и правда не «амнезия». Да и штраф за дачу заведомо ложных показаний Налоговым Кодексом предусмотрен небольшой (да и то, только в том случае, если налоговики раскроют блеф свидетеля), а уголовная ответственность, как мы помним, в этом случае не предусмотрена.

В Письме от 30 октября 2012 года № АС-3-2/3920@ Минфин подтвердил вывод о том, что НК не определяет перечень лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при нем. И, конечно, нельзя забывать про статью Конституции, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих родственников. Особенно это право актуально в семейном бизнесе, когда многие из сотрудников компании являются близкими родственниками. Однако если при проведении проверки деятельности фирмы на допрос вызван руководитель этой организации, он уже вряд ли сможет отказаться от дачи показаний по этому основанию. Но любой человек, будь то сотрудник фирмы или ее директор, могут в любой момент отказаться дальше говорить. Да, за такие действия Налоговым Кодексом предусмотрена ответственность. Но нужно помнить: все слова свидетеля протоколируются, а иногда лучше молчать, чем говорить.

Особо ушлые свидетели в случае, если допрос «зашел не туда», имитируют плохое самочувствие с вызовом скорой помощи и последующей госпитализацией. Сложно представить, что при убедительной актерской игре гражданина, налоговики продолжат допрос в карете скорой помощи или в лечебном учреждении. И еще: в конце допроса свидетелю нужно внимательно прочитать протокол. Необходимо убедиться, что все им сказанное записано правильно. И только тогда уже подписывать бумагу. Если же свидетель видит, что в протоколе записано то, чего он не говорил, об этом нужно обязательно сделать собственноручную запись: у вызванного на допрос есть такое право.

Остановка по требованию

Как известно, в качестве свидетелей налоговики могут вызвать работников организации, в том числе и бывших. Причем сделать это ревизоры вправе и при приостановлении проверки. Такое разъяснение дала ФНС в Письме от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309@.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 года № 57 разъяснил, что в период приостановления выездной проверки не допускаются получение от налогоплательщика объяснений и допрос его сотрудников. Однако инспекция в этом случае вправе осуществлять вне территории организации действия, не связанные с истребованием бумаг. Получается, что допросить свидетелей налоговики могут и в период приостановки ревизии. Однако делать это они могут только «на своей территории».

Кстати, в названном выше Письме Служба пояснила, что участие представителя налогоплательщика (например, директора фирмы) при проведении допроса свидетеля (к примеру, работника этой компании) НК не предусмотрено. Поэтому руководителю компании никак не удастся подкорректировать речь свидетеля или еще каким-то образом повлиять на допрос. Отсюда вывод – сотрудника, которого вызывают на допрос в налоговую, нужно подготовить заранее, обговорив с ним, как и что нужно говорить.

Вызов в инспекцию налогоплательщика четкими правилами не регламентирован.Подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ не содержит закрытый перечень случаев вызова, что толкуется налоговыми органами как основание применять эту норму практически по любому поводу. Попробуем разобраться, насколько правомерен и обоснован бывает вызов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Унифицированная форма по КНД 1165009 «Уведомление о вызове в налоговый орган», используемая обычно при такой процедуре, предполагает «подробное описание оснований для вызова» (см. приложение N 2 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ основания для вызова налогоплательщика ограничены кругом вопросов, по которым могут быть даны пояснения, а именно: уплата (удержание, перечисление) налогов и сборов, налоговая проверка, а также иные вопросы, связанные с исполнением налогоплательщика законодательства о налогах и сборах .

Поскольку законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах (пункт 1 статьи 1 НК РФ), то, следовательно, основания для вызова в налоговый орган должны быть связаны исключительно с исполнением Налогового кодекса РФ и соответствующих федеральных законов, касающихся налогообложения.

Между тем на практике встречаются вполне неправомерные основания.

«Информационный ресурс»: пример нарушения № 1

Пример № 1. Выдержка из реального уведомления (наименование организаций изменено):
« Согласно информационного ресурса налогового органа установлено, что ООО "Ромашка" в 2016 г. было произведено отчуждение имущества.

Необходимо представить пояснения по вопросу отражения доходов от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 г. в разделе 2.1.1 по строкам 110 - 113 "Сумма полученных доходов за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев, налоговый период"».

Оставим за скобками синтаксическую ошибку (норма русского языка требует употребления дательного падежа в конструкции с предлогом «согласно»), и рассмотрим цитату из уведомления с юридической точки зрения.

Некие сведения из неназванного (а, значит, анонимного) информационного ресурса налогового органа (к тому же недоступного налогоплательщику) не упоминаются ни в Налоговом кодексе, ни в федеральных законах по налогообложению, не значатся при формировании налоговой базы и не имеют непосредственного отношения к исчислению налогоплательщиком сумм налогов.

Доходы от реализации в налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, отражаются не на основании информационного ресурса , а в соответствии с требованиями главы 26.2 НК РФ, нарушение норм которой уведомление не содержит. Следовательно, отсутствуют законные основания для вызова налогоплательщика и предоставления им пояснений.

«Осуществление финансово-хозяйственной деятельности»: пример нарушения № 2

Пример № 2 также основан на реальных фактах. Уведомлением вызывается в налоговый орган налогоплательщик для:
«представления пояснений по вопросу, осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2016 г. [здесь и далее пунктуация оригинала - прим. автора]. Согласно Расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом за 2016г. общая сумма дохода составила - 3 456 000 руб., тогда как в налоговой декларации по УСНО за 2016 г. сумма дохода составила - 0 руб.»
Проанализируем доводы налогового органа. Во-первых, законодательство предписывает налоговому органу осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 30 НК РФ), а не за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что не одно и то же.

Следовательно, незаконно требовать от налогоплательщика пояснений по его финансово-хозяйственной деятельности без уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах , к соблюдению (или несоблюдению) которой эта финансово-хозяйственная деятельность относится, и претензии к которой имеются у налогового органа.

Во-вторых, суммы доходов физических лиц, указанные в Расчете сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, никак не соотносятся с суммой дохода, отраженного в налоговой декларации по УСН. Доход, выплаченный физическим лицам, и доход, подлежащий налогообложению при УСН, - это разные виды дохода, а при объекте налогообложения «доходы минус расходы» выплаченные физическим лицам суммы заработной платы в декларации по УСН и вовсе отражаются по строке «расходы».

Итак, налоговым законодательством не предусмотрено отражение в налоговой декларации по УСН по строке «Сумма полученных доходов» доходов, начисленных и выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и, значит, к законодательству о налогах и сборах этот довод налоговиков отношения не имеет.

Следовательно, и в данном случае нет правовых оснований для вызова налогоплательщика в налоговый орган.

Можно не давать пояснения и не ходить в ИФНС?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уведомления о вызове в налоговый орган налогоплательщика для предоставления пояснений далеко не всегда соответствуют нормам законодательства о налогах и сборах. Хорошая новость: ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена, и, в силу подпункта 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ, представление пояснений является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Между тем неявка в налоговый орган может рассматриваться как административное правонарушение, за которое должностным лицам организации грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Однако такая санкция имеет место при неповиновении «законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего контроль», а, как было сказано выше, законность в данном случае под большим вопросом, на что и следует обратить внимание при необходимости в судебном заседании.
И, напоследок, о дне вызова в налоговый орган. Уведомление по форме КНД 1165009 позволяет устанавливать не конкретную дату, а ограничиться указанием приемных дней и часов работы налоговой инспекции, что зачастую и делают налоговики.
В этом случае налогоплательщик практически неуязвим перед угрозой составления протокола об административном правонарушении, поскольку в своем желании посетить налоговый орган он во времени нисколько не ограничен.