Египетские боги баст. Бастет и Сехмет — два облика одной богини. Мифы о Баст

Известно, что богиню Бастет или Баст или Бубастес в Древнем Египте отождествляли с радостью жизни и весельем. Она охраняла домашний очаг, даровала плодородие и благополучные роды, олицетворяла саму красоту и любовь. Прослеживается уподобление Артемиде и Афродите.

Она всегда изображалась кошкой или женщиной с головой кошки, иногда возле неё лежали четверо котят.

Интересно, что культ Бастет существовал до времени одомашнивания кошки, и тогда богиню изображали в образе львицы.

По верованиям древних египтян отцом Бастет был бог Солнца - Ра, а матерью богиня Хатор – Луна.

У неё были брат Хонсу, который изгонял злых духов и сестра – богиня смены дня и ночи Нут. Её сына звали Махес, это грозный бог ветров и тьмы.

Примечательно, что имя её мужа Бес. В переводе с нубийского языка - кот. Этот бог карлик – весельчак, дарующий везение, защитник дома, детей и бедных людей.

Главным городом почитания Бастет был древний Бубастес, располагающийся в Нижнем Египте, в юго-восточной части дельты Нила.

Просуществовал с III тысячелетия до нашей эры до середины I тысячелетия нашей эры. Город был столицей всего Египта. Расцвет культа относится к X –VIII векам до н.э.

Это времена правления династии Бубастидов.

В городе был выстроен величественный храм Бубастес. По мнению Геродота в Египте существовало множество святилищ, но это сооружение было самым красивым из всех.

Принадлежностью Бастет является систр. Это музыкальный инструмент в форме подковы с ручкой и колокольчиками. Его использовали в религиозных обрядах.

До нас дошли изображения Баст с систром в руках. Этот музыкальный инструмент использует и сейчас, например, он звучит в опере «Сивильский Цирюльник».

В Египте богиня плодородия была общенациональным божеством. Древний Египет Бастет обожал. Древнегреческий историк Геродот упоминает о ежегодных празднованиях с плясками в честь Баст. Египтяне любили этот праздник, в нём принимали участие сотни тысяч человек.

Во времена Старого царствования прослеживается её отождествление божествам Сехмет или Тефнут, а во времена Нового – Хатор и Мут.

Существует легенда, что Бастет превращается в Сехмет - львицу, богиню войны и испепеляющего солнца. Она вызывает болезни и врачует их, её гнев приводит к эпидемиям, характер её непредсказуем.

Однажды она едва не погубила человечество. Боги пошли на хитрость, чтобы успокоить её. Они разлили красное вино, которое Сехмет приняла за кровь. Напившись, львица, наконец, успокоилась и уснула.


Короткова Анастасия
Франковская Мария

Бастет (Баст)

Краткое содержание мифа

Бронзовая статуя Бастет—Уаджит

Бастет или Баст - одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет - известна во всем мире как богиня покровительница кошек. Баст изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В некоторых мифах говорится, что в ранних династиях ее изображали в виде львицы. Почиталась как дочь бога солнца Ра, считалась всевидящей и даже занимала место в его страже. Ее матерью была Хатор-Луна. Мужем ее иногда называли Птаха - одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел. У Баст был сын Махес - бог грозы и бури. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут, а в Древней Греции с Артемидой. Часто упоминается, что Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных. В мифе, в котором бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Статуэтка богини Бастет
Бронза. XXVI дин.
Лондон, Британский музей

Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы. Богиня сказала, что думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она - всего лишь бабочка. Но Гор ничего не ответил, он только смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она - богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь - это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора - смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь - какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил - почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу! Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.

Образы и символы мифа

Статуя богини Бастет в образе кошки

Бастет называли матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы. Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, ее культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка , которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала.

Чаще всего Баст изображалась в двух позах - стоя и сидя. Причем сидя она была, только в образе кошки , не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду , в левой руке - систр , а на локте висела корзина . Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр - древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Систр - это символ веселья, праздника, радости, счастья. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия. Корзина - не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр - символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.

Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты , которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Карта археологической зоны Телль Баста

Прежде всего формированию отношения к Бастет способствовали упоминания о городе Тель Баста или Бубастис. Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная

богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии.

Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини. Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его - роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по 30 метров и осенённые деревьями.

Панорама храма Бастет с упавшими колоннами
XIX-XXII дин.

Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте 15 апреля отмечали праздник богини Баст. В честь Бастет в Египте ежегодно устраивали огромную ярмарку, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. В это день у богини просили благословения для домашних кошек.

О Бастет писал известный античный историк - Геродот. Он оставил нам живое описание ежегодного фестиваля в честь Бастет, во время которого «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, не считая детей». Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель.

Блок с хоровым именем
царя Хуфу
Из раскопок Э. Навилля в
Бубастисе. IV дин.
Лондон, Британский музей

Роль культа Бастет показывают и упоминания о кладбищах кошек. В 1890-х годах вблизи Бубастиса было найдено целое кладбище кошек.

Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками. Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Помимо сведений из города Тель Баста мы смогли узнать и о других городах, в которых поклонялись великой Бастет. Значительное поселение существовало уже в конце додинастического периода; позже город был знаменитым и процветающим вплоть до римского времени, когда звезда города богини Бастет закатилась, а неподалеку вырос новый торговый центр, город Бильбейс, притянувший к себе жителей старой столицы. Его дома и дворцы строили из камней древних святилищ Бубастиса.

Социальное значение мифа

Статуэтка богини Бастет в образе кошки
Каир, Египетский музей

В других странах были покровительницы кошек, но самой известной и почитаемой до сих пор является египетская богиня Бастет. В ее честь строились целые города. Даже в Александрии был найден храм посвященный Баст.. Именно богиня стала символом заботы о кошках. Почти у каждого египтянина была кошка, за которой ухаживали как за самым дорогим существом.

Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта.

На праздниках в честь Баст было много народа и всегда было очень весело. Праздники сопровождали звуки музыки и танцев. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни Бастет просили вылечить домашних кошек.

Во время ежегодных празднеств статую богини выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила.

Бастет олицетворяет величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость, веселье и любовь. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно сочетание данных качеств смогло поставить Бастет в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.

Кошка ценится за то, что она кошка. Мангуста ценится за то, что она делает.

Самая древняя поговорка о кошке. Древний Шумер.

Родина современных кошек, живущих рядом с человеком, корнями уходит на территории Месопотамии, Анатолии и Египта, хотя их общий родоначальник жил более 100 000 лет назад.

А дружба человека с этими удивительными животными началась около 12000 – 10000 лет назад, когда люди перешли к оседлому образу жизни и начали выращивать злаковые.

Первое погребение человека с его любимицей кошкой обнаружено на Кипре и было совершено около 9500-9200 лет назад. Археологи даже определили возраст кота – восемь месяцев, но не смогли узнать пол. 8700 лет назад появляются следы одомашнивания кошек в Иерихоне.

Где-то 6000 лет назад кошки появляются рядом с поселениями людей на территории современной Болгарии, 5000 лет назад в Румынии и Украине (трипольская культура), а затем 3000 лет назад в Греции.

Поначалу это был взаимовыгодный симбиоз. Кошки охотились на грызунов, которых привлекал урожай зерновых. Что впоследствии сделало их символом богатства и плодородия у земледельцев. А уничтожая переносчиков крыс страшных болезней, таких как чума, кошки стали защитниками здоровья и целительницами.


До сих пор ученые спорят, когда же кошки стали домашними. И хоть с 2300 г до н.э. их изображения рядом с людьми входят в египетское искусство, но были ли это уже живущие в доме коты или все таки дикие, утверждать сложно.

Исследователи из University College London считают, что по настоящему домашними кошки становятся только во времена Нового Царства в 16-11 веке до н.э.

Но впервые кошка появляется уже в записях второй династии (2847-2622 до н.э), где описывается ее ласковый норов и защитные качества. В текстах пирамид Древнего Царства она отмечена, как королевская кормилица (няня). Здесь египтяне особенно отмечали ее умение заботиться о своих малышах.

Одно из первых египетских изображений кошек датируется 2300 годом до н.э. Эта небольшая стела хранится в музее Ватикана. Но посмотрите на сколько она прекрасно передает грацию хищника.

Корни поклонения кошачьему тотему можно проследить до первых династий Египта, где ее называли еще Мафдет и изначально она имела грозный облик львицы. Древнее царство знало ее под этим именем и наделяло эпитетами: Убийца змей, Леди замка жизни, Та что бежит быстро, Королевская мстительница, Большая кошка. Она описывалась как воинственная богиня заката солнца, смерти, возрождения и мудрости. Ее имя можно найти в заклинаниях от смертельных ядов и ядовитых животных, которыми изобилует жаркая пустыня страны Кемт.


Богиня защищала бога солнца Ра от укусов скорпионов и змей, убивая их прикосновением своих когтей в Подземном мире Дуат. Ее когти были остриями гарпуна, которыми защищался плывущий по опасным водам царственный путник, желающий достигнуть счастливо Дуат или попасть на Лодку Миллиона Лет. Поэтому Мафдет была связана с погребальными обрядами фараона.

Справедливость и наказание за содеянное были областью заботы Богини в небесном и земном мире.

Но Древнее Царство завершается правлением царицы Нейтикерт. Страшная засуха, изменение климата, голод погружают страну в хаос на 200 лет.

На сцену истории выходит Среднее царство. А Мафдет растворяется в обликах Сехмет, Тефнут, и Баст, как хранительницы нижнего Египта и фараона.





В период среднего царства (2000-1300 до г.э.) кошки уже фигурируют в записях, где их называют miu или miut. Миуи и Миуит, что означает кот\кошка или “тот\та, кто мяукает”.

Самым известным нашего времени стал кот с личным именем Ta-miu, то есть “семейный кот”, “кот нашей семьи” или “почтенная та кошка” (по версии Солкина), чье имя зафиксировано на саркофаге принца Тутмоса.


Но кошачьи были частью жизни не только королевской семьи. Об этом говорят остраконы (зарисовки на глиняных черепках) города ремесленников Эль-Медины. Которые с юмором отображают отношение к кошке и подтверждают, что она разделяла мир обычных тружеников.





По одним версиям, как богиня с именем Баст, кошка появляется где-то между третьим и вторым тысячелетием до н.э. Но некоторые считают что такую умиротворенную форму она принимает только к середине второго тысячелетия, а то и позже. Достоверное неизвестно, что означает ее имя. В написании ее имени есть сосуд для масла, знак женщины и богини. Когда египтологи пытаются сделать перевод иероглифов, то у них получается словосочетание “сосуд с притираниями”. По версии Солкина “Та, что от сосуда с божественным ароматом”. Зная, сколь важны были мази и притирания, особенно в культе ушедших, то Баст явно связывалась с иным миром и помогала в переходе.



Появление эпитета “мой котик” и “моя кошечка” наверное тоже можно отнести к этому периоду. Ведь женщину в древнем Египте могли назвать Ta-miit (Кошка), а мужчину Pa-mii (Кот).

Египтяне, возможно, первые и сравнили ее женщиной. До нас дошла такая поговорка: “Мужчина, который нюхает мирру, его жена словно кошка в его присутствии. Мужчина, который в стрессе, его жена становится львицей в его присутствии. (Onchsheshonqy 15/11-12).

И с тех времен, женский пол часто сравнивают с кошкой. Видимо такие чудесные качества как гибкость, сила, самодостаточность, живучесть, мягкость, плодовитость изначально присущи этому удивительному существу, были также очень важны для женщин древнего мира. Но и аспект переменчивости, умения из глубоко умиротворения в случае опасности резко перейти к защите также связывается с женским и кошачьим характером.

Египетская традиция стала самым ярким примером поклонения кошачьему племени. Хотя при этом не исключались и принесения тысяч кошек в жертву с последующей мумификацией. Чтобы понимать объемы поклонения кошкам и их почтительного погребения, достаточно вспомнить, что британцы в 19 веке, когда вывозили множество ценностей из Египта, также переправили 180 тонн останков мумифицированных кошек из священного некрополя Бубастиса, которые затем были переработаны и разбросаны в качестве удобрения на полях вокруг Ливерпуля.

За почитанием Баст и кошек была реальная жизнь, в которой грациозные создания защищали своих хозяев от забравшихся в дома людей ядовитых змей и скорпионов. А их мурчание исцеляло и приносило умиротворение.

Кошка, которая как считали египтяне за свою жизнь приносит 28 котят, стала связана с лунным циклом и магией луны.

Ее также ассоциировали с пятью женскими принципами: грациозность, плодовитость, ароматы, сексуальность и красота.

Богиня Баст любит музыку, искусство, танец. Ей подносят женский аромат мирру. Ее священные драгоценные камни бирюза, аметист и лазурит. Священное растение сильфиум, которое обладает опиатными качествами и клепсидра, как символ Времени.

Святилище Пер-Баст.

Самым известным храмом Богини Кошки был Пер-Баст, что буквально означает “Дом Баст” в городе Бубастисе. Египетская транслитерация bAst, bAstt, pr-bAst, pr-bAstt.

Геродот в 5 веке до н.э. так описывал его:

«Оно [святилище Бастет] целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной в 100 пусов (ок. 30,8 м) и осенен деревьями. Преддверие высотой в 10 оргий (ок. 18,51 м) и украшено замечательными статуями в 6 пехиев (ок. 2,77 м) вышины. Святилище расположено посреди города и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своем прежнем месте, то поэтому оно доступно обозрению со всех сторон. Оно ограждено стеной украшенной рельефами, а внутри его - роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в 1 стадию (ок. 178 м). От входа ведет дорога через городскую рыночную площадь на восток, мощенная камнем, около 3 стадий (ок. 534 м) длиной. Ширина ее 4 плефра (ок. 124 м?). По обеим сторонам дороги стоят высокие до небес деревья. А ведет она к святилищу Гермеса.»

Город был основан в начале 3 тысячелетия до н.э., по преданию самой Исидой, и просуществовал до 5 века уже нашей эры. Целых 3500 лет здесь поклонялись удивительной кошачьей ипостаси Богини.

Праздник Богини “Ночь опьянения”.

Сохранился рассказ Геродота, который побывал в Египте в 5 веке до н.э. и описал празднество в честь Богини.

«Когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши. Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей».

Интересно, что греки связывали Баст со своей богиней Артемидой. Хотя девственная богиня и кошка с ее сексуальностью не похожи. Однако именно Артемида, а не Афродита ассоциировалась для них с Баст. Загадка древних.

Но как же выглядела главная статуя святилища? Сохранился текст рубежа восьмого седьмого века до н.э., в котором Бастет описывается женщиной с ликом львицы, сидящей на вселенском троне в окружении гиппопотамов и поверженных врагов. На ее голове сокол и образы нильских богов вокруг нее.

Поэтому можно говорить о том, что Богиня древних египтян имела несколько обликов. Кошка, женщина с головой кошки и женщина с головой львицы.






Семья Баст.

Ее отцом считался бог Ра – Солнце. Из его глаза Ирет выходит она и Хатхор, которая в то же время, в некоторых текстах, считается ее матерью. Богиня Нут ее сестра, а бог луны Хонсу, изгоняющий демонов, ее брат. Поэтому ночь, луна и темные силы находятся в ее досягаемости.

Бог Ра также имеет кошачий облик в котором он защитил священное дерево Persea в Annu от змея Апопа, отрезав ему голову.

В этом облике рыжий кот часто появляется в папирусах “Изречения выхода в день” (это правильный перевод и название т.н. Книги Мертвых), чтобы помочь душе пройти через опасности и испытания и достичь блаженного мира Дуат, где слиться с изначальным светом и стать светлым духом Ах. И где рыжий кот и есть сам Ра, принимающий в свою небесную свиту фараона.


Супруг Баст Атум. Солярное божество олицетворяющее заходящее солнце. Демиург создавший мир, рожденный из изначального хаоса Нуна вместе с первым холмом суши Бен-Бен. Он исторг из себя 9ть энергий-божеств, создавших мир.

Но со временем Атум был вытеснен с первой позиции, в древнейшей мифологии, и на пантеон возглавил бог солнца Ра.

Тотемический облик Атума это мангуст. Интересно, что сохранилась поговорка шумеров “Кошка ценится за то, что она кошка, а мангуста за то, что она делает”.

Вторым обликом Атума является змей. В “Книге мертвых” он рассказывает Осирису, что разрушит мир, возвратив его в изначальную водную стихию.

Сыном богини был Махем (Маахес, Мисис), львиноголовый бог бури и войны. Первый символ его имени, такой же как и в имени богини справедливости Маат. Поэтому он также защитник невиновных. А полностью его имя переводят как: “Тот, кто правдив рядом с ней”. Он с одной стороны повелевает непогодой, с другой стороны он защитник от порчи, беды, сглаза, обмана. Его храм также находился в Бубастисе.

Связь Баст с другими Богинями.

Баст и Маат. Справедливость.

Богиня Баст непосредственно связана с другими египетскими богинями.

Шерсть в ее ушах имеет форму перьев богини законов основы нашего мира Маат и иероглиф перо входит в начертание ее кошачьего имени. Поэтому Баст слышит любую несправедливость и реагирует на нарушение баланса и справедливости.

Здесь нам интересна сказка, описывающая историю принца 13 века до н.э. по имени Сетна, который крадет запретную книгу из гробницы. На выходе из гробницы его встречает прекрасная девушка Табуба, которая называет себя дочерью жреца Баст. За секс с ней Сетна должен переписать на нее все свое имущество и убить своих детей от предыдущего брака. Принц соглашается и когда он обнимает дочь жреца Баст, то внезапно оказывается на улице голый и с пенисом в глинянном горшке. Он понимает, что это кара Богини за украденную книгу. Мимо в этот момент проходит фараон и говорит Сетне, что его дети живы, а это было наваждение в наказание за кражу древнего свитка.

Эта история также предостерегала мужчин от жестокого обращения с женщинами и что может с ними случиться при не почтительном отношении к женскому полу. Ведь никогда не знаешь кто перед тобой, женщина или Богиня. Эта сторона Баст является продолжением энергий богини справедливости Маат.

Баст и Сехмет. Целительство и защита.

Изначальный, самый древний облик Богини это грозная львица Сехмет-Малфет, который описывали, как The-powerful-female-one (Эта-сильная женщина). Которая с одной стороны поражает людей за непочтение к богам ужасными стрелами болезней, но если ее ублажить, то она великая целительница. А главный жрец Пер-Баст носил имя Ур-Суну, то есть Великий Врачеванием.

Дабы утихомирить разъяренную Сехмет ей подносят пиво с порошком гематита. От этого напиток принимает кроваво-красный цвет. Богиня выпивает “кровавое” подношение и засыпает. Поэтому одно из названий праздника в честь Богини “Ночь опьянения”. А красное пиво основной напиток на алтаре.

Для защиты от врагов Египта, в святилище находились специальные печи для ритуалов уничтожения врагов страны Кемт.

Баст и Ренепет. Владычица времени.

Как Ренепет, чье имя обозначает год, Секхмет, а через нее и Баст связана с годовым циклом.

Баст и Хатхор. Любовь и музыка.

Еще одна легенда, более поздняя, о умиротворении Богини связана со священным озером на острове Абатон, куда входит гневная Сехмет, а оттуда выходит грациозная Баст, которая превращается в Хатхор. Систрум в руках Баст явно указывает на ее непосредственную связь с Богиней Любви.

Баст и Исида.

Исида является проявлением “ба” (личностные качества) бога солнца Ра. “Ба” Исиды это Баст. А “ба” Баст это кошка.

Одно из имен Изиды звучит как Bast ba’Aset – душа Ба Исиды.

Таким образом Баст (а с ней и кошка) напрямую связана с магией Исиды. Она видит в темное время и передает магическую силу в корону египетских фараонов. Одно из ее имен Великая Чарами.

Баст и Мут. Великая Мать Богов.

Львиный (кошачий) облик принимает и мать богов Мут.

Если принять, что древние Египтяне имели представление о том, что все порождено единым изначальным принципом творения (Изначальным Божеством) и архетипы их божеств, могли принимать различные формы, то Богиня Бастет, которая еще не женщина, но уже не грозная львица, однозначно стала неотъемлемой энергией круга женских тотемов древней страны Кемт очень рано. А к началу первого тысячелетия, пройдя путь от грозной львицы к умиротворенной кошке она прочно вошла в круг тотемических богинь: Корова – Змея – Львица – Кошка – Женщина. И эти формы повлияли на дальнейшее развитие всей человеческой цивилизации.

Медитация “Пробуждение качеств миролюбивой Баст”.

Медитация “Пробуждение качеств Баст” предназначена в первую очередь для исцеления и возможности открыть в себе такие качества как грациозность, гибкость, силу жизни, самодостаточность.

В медитации вы вашем воображении попадете в древний Египет в храм Богини Баст. Вначале вы омоетесь в доме для ритуального омовения. Очистите свое тело с помощью священного притирания “нетер” или “натрон” на основе соды и трав. Кстати одно из значений этого слова “бог”. Затем войдете в храм через священные врата и попадете в первый зал, где стоят колонны, подобные финиковым пальмам. Это место, где отпускаются все мысли о мирском и формулируется цель, с которой вы идете в святилище.

Войдя во второй двор храма, вы встретитесь с кошками целительницам, которые будут врачевать ваше физическое тело и душу.

Здесь появится ваша кошка проводник. Она проведет вас в третий двор храма. Он называется “Ахбит- предвечные болота” с колоннами в виде папируса. Здесь произойдет магия омоложения и предречения.

Затем вы пройдете в четвертый двор храма “Звон Богини” , где вам предстоит спеть, станцевать, продекламировать стихи или просто двигаться хлопая в ладоши под настоящую!!! музыку древнего Египта.

“Звук это жизнь” говорили жители страны Кемт. Это подношение энергиями Богини. Это ваш дар ей.

Отсюда можете видеть через дверной проем пятое пространство храма, где стоит статуя богини и ее ладья для торжественных выходов. Но это место, куда могут входить только жрецы и только для ритуала.

После танца-подношения, ваша проводница кошка отведет вас в комнату для “пророческих снов”, где в сновидении к вам может прийти богиня и вы можете получить ответ на ваши вопросы.

Обращаю ваше внимание, если вы о чем-то просите божество, то потом обязательно надо 7мь дней покормить котов. В любом случае после выполнения этой медитации хорошо покормить уличных кошек или сделать благотворительный взнос в какой-либо приют для животных.

Выйдя из пророческого сна, вы возвращаетесь полностью и целиком в здесь и сейчас, в обычную реальность, завершая вашу медитацию-визуализацию.

Меня часто спрашивают, когда выполнять лучше ту или иную медитацию.

Я предпочитаю выполнять медитации в 22 лунный день, когда мы можем из посознания, через символы узнать тайны, спрятанные в глубинах подсознания.

А для Баст, можно выполнить медитацию – творческую визуализацию, ближе к 15 апреля. Ведь именно в этот день справляли ее праздник древние египтяне.

Успешного выполнения практики.

Copyright©Эжени МакКвин 2018

В Древнем Египте кошки были не просто домашними любимцами, а объектом поклонения. Их владычицей была Бастет – богиня с головой кошки, образ которой активно эксплуатируется современной массовой культурой.

В Древнем Египте Бастет или Баст почиталась как богиня кошек, любви, красоты, веселья, домашнего очага и плодородия. Это божество связывали благополучными родами у женщин. Баст являлась главной защитницей семьи и дома. Она также считалась всевидящей, поэтому входила в стражу бога Ра.

У Бастет было 2 воплощения: доброе – женщина с кошачьей головой и злое – женщина с головой львицы. Находясь в агрессивной форме, богиня превращалась в – львицу, однажды едва не уничтожившую жителей земли. Греки отождествляли Бастет с такими влиятельными богинями, как Афродита и Артемида.

Как изображали Бастет?

Чаще всего можно встретить её изображение в виде кошки или изящной женщины с головой кошки. Правда, до одомашнивания кошки, она выглядела как львица. Цветом богини был черный.

Главным атрибутом Бастет выступал систр – ударный музыкальный инструмент, символ веселья и счастья. Именно его богиня, как правило, держит в руках. Сам сист нередко украшали изображениями кошек. У ног богини часто рисовали четырех котят, которых связывали с плодородием, процветанием и покровительством детям.

Как почитали Бастет?

Расцвет культа Бастет приходится на период с 10-го по 8-й века до нашей эры. В то время она считалась общенациональным божеством. Хотя храмы, посвященные богине, существовали в разных городах, главным местом поклонения был город Бубастис. Он являлся паломническим центром, в который стремились попасть тысячи людей. Храм в Бубастисе был огражден стеной, богато украшенной рельефами. Внутри находилась огромная статуя Баст. В дар богине было принято приносить маленькие кошачьи фигурки.

Почитание Бастет выражалось в отношении к кошкам. К примеру, в память об умершей кошке хозяин мог сбрить брови. Возницу, случайно переехавшего кошку, толпа могла забить камнями. Мера наказания за ущерб животному определялась значимостью кошки. Кроме того, археологами обнаружены тысячи кошачьих мумий.

Едва ли не при каждом храме был свой «страж кошек». Эти жрецы внимательно наблюдали за храмовыми кошками, чтобы ни в коем случае не пропустить тайного сообщения от Бастет. В домах египтян нередко хранились статуэтки кошек, которые должны были противостоять злым силам. Египтяне также верили, что после смерти душа хозяйки дома переселяется в кошку. Амулеты с изображениями кошек являлись залогом плодородия.

В «Историю» Геродота вошло описание ежегодных древнеегипетских торжеств, проводившихся в честь Бастет. Они приходились на 15 апреля. В этот день принято было танцевать и веселится. Жрецы же погружали статую богини в лодку и торжественно провозили её вдоль берегов Нила. По словам Геродота, в период праздника в город Бубастис стекалось 700 тыс. людей. И хотя число паломников, скорее всего, преувеличено, оно указывает на значимость праздника.

Даже фараоны ну чуждались совершать жертвоприношения в храме богини. Интересно, что стрелки, которыми египтянки подчеркивали глаза, также были попыткой подражания Бастет. Правда, любовь к кошкам однажды сыграла злую шутку с египтянами. Это случилось в 525 г. до н.э. Тогда персидский царь Камбиз взял штурмом египетский город Пелусий. Чтобы ослабить сопротивление египтян, он поставил впереди войска кошек. Эта история, скорее всего, является анекдотической, но отмечает важность кошек для египтян.

Мифы о Бастет

Все значимые египетские боги были связаны между собой тесными узами родства. Не обошла эта участь и Бастет. Она была дочерью бога Солнца и богини Луны. Её сестрой была весьма почитаемая в Египте . Правда, в мужья Бастет достался шут богов Бес.

У божественной четы был сын Махес – львиноголовый бог, который следил за соблюдением порядка и был воином-защитником. Современные почитатели богини Бастет любят связывать её с Анубисом. По крайней мере, в сети можно найти огромное количество картинок, изображающих этих богов вместе. Но подтверждения этим представления в египетской мифологии ученые пока не нашли.

До нашего времени дошла легенда, повествующая об огромной услуге, которую Бастет оказала своему отцу богу Ра. Когда люди ополчились против бога Солнца, он обратился за помощью к дочери. Чтобы покарать людей Бастет превратилась в грозную львицу, убивавшую всех подряд. И лишь хитростью Ра сумел усмирить её гнев.

Культ Бастет процветал в Египте вплоть до 4 века нашей эры. С распространением христианства он был запрещен. Мало того, началось истребление черных кошек, предвзятое отношение к которым сохранилось до сих пор.

11 ноября 2017 Богиня Баст в облике кошки
Баст (Бастет) – древнеегипетская богиня любви, радости, веселья и праздников. Символ плодородия, женской красоты и грации. Изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. До 10 века до нашей эры нередко изображалась в виде львицы.

Атрибутом Баст был струнный музыкальный инструмент – систр.

Культовым центром являлся г. Бубастис (расположен в дельте Нила, ныне небольшое поселение Телль-Баста, см. Карта Древнего Египта).

Эволюция культа богини Бастет

Процесс одомашнивания дикой кошки занял длительное время, что можно наблюдать по древнеегипетской иконографии. Постепенно эти животные вытесняют в качестве охотников на птиц, грызунов и змей, традиционных для этих сцен египетских мангустов (ихневмонов).

Став домашними животными, они постоянно показывали свою полезность, защищая имущество и дома египтян от грызунов и мышей. Поэтому в них видели проявление божественной заботы о людях.

В Древнем Египте эти животные считались священными животными как олицетворение богини Баст (и ряда других богинь); даже влага на носу кошки рассматривалась как святая. Это не будет удивлять, если вспомнить о том, что нос занимает особое место в религиозном мировоззрении древних египтян – это, по их мнению, орган, от которого зависит жизнь самой души. Недаром египтяне при каких-то волнениях и недовольствах первым делом отбивали носы у статуй, которые изображали ненавистные им персоны.

Расцвет культа богини Баст относится ко времени правления XXII династии (Бубастидов) и приходится на 10-8 вв. до н.э.

Ливийские правители много сделали для того, чтобы поклонение Бастет поднялось на новый уровень. В Пер-Басте (Бубастисе), который являлся родиной этих фаранов, был построен большой храм в ее честь. Именно в этот период Бастет превратилась из местной богини во влиятельное божество.

В эпоху Нового царства бог Ра , убивающий своего заклятого врага – огромного змея Апопа , принимает кошачий облик. А она сама стала почитаться как супруга солнечного божества. Их сыном был Махес - львиноголовый жестокий "бог резни" - защитник Ра и фараона.

Эволюция развития культа "кошачей" богини привела к тому, что египетская богиня Бастет становится общенациональным божеством, одной из самых почитаемых фигур в божественном пантеоне страны пирамид и фараонов.

В честь богини Баст в Древнем Египте проводились ежегодные торжества, сопровождавшиеся пением, плясками и весельем.

Бастет не единственная богиня с головой кошки . В таком же обличии изображались и другие божества. Баст в Египте нередко отождествляли с богиней Мут , а также с богинями Тефнут, Сехмет и Хатхор. Так как эти божественные персоналии почитались как Око Ра , то и Баст приобрела функции солнечного ока. В этой ипостаси она выступала как дочь Ра.

Богиня кошек

Великий историк древности Геродот писал, что если в доме египтянина случался пожар, то люди первым делом спасали своих четвероногих любимцев, а не остальное имущество.

Если кошка умирала, то по традиции ее владелец должен был сбрить брови в трауре и похоронить мумифицированное животное на специальном кладбище в Бубастисе (современные археологи нашли там тысячи мумифицированных кошек, а также пепел, который остался, возможно, от их кремации).

Македонский автор Полуенус рассказал, что во время битвы между персами и египтянами в 525 г. до н.э. в восточной части дельты Нила, хитрый царь персов Камбиз II приказал вывести в переднюю часть боевых порядков своего войска множество домашних животных, в том числе и кошек, часть которых привязали к щитам. Египтяне, проявляя излишнюю осторожность, чтобы не причинить вреда своим священным животным, битву проиграли.

Египетская богиня Баст - символ красоты и грации

Ныне в музеях мира хранятся удивительные по красоте и гармонии статуэтки кошек, которые являются ярким свидетельством замечательного искусства и таланта древнеегипетских мастеров, а также проявлениями той любви и благоговения, которые испытывали древние египтяне к этим священным для них животным.

Египетская богиня Бастет - один самых популярных образов в иконографии и скульптуре древней страны. Ее изображения являлись символами и амулетами плодородия, благополучия, красоты и любви, праздника и веселья.

Канон, в соответствии с которым создавались ее изображения, окончательно сформировался во времена господства в Египте ливийских династий, родом из Бубастиса. В облике животного она сидит на задних лапах, хвост вытянут вперед и огибает ее ноги с правой стороны.

Когда египетская богиня Баст изображается как женщина с головой кошки, то часто держит в руке корзинку - в ней находятся ее котята. Это был понятный для древних египтян образ плодородия и материнства. С тех пор прошло почти три тысячи лет, но этот образ вызывает схожие чувства и у современных людей.